Структура финансовой системы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение
1. Финансовая система…………………………………………………,,,……5
1.1 Сущность финансовой системы…………………………………………...5
1.2 Современная структура финансовой системы………………………….11
2. Анализ финансовой системы России……………………………,,,,……..25
2.1 Дореволюционная финансовая система России………………………...25
2.2 Этапы финансовой системы РФ………………………………….……….28
3. Направления развития финансовой системы России…,,,,,,……………..34
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент………………………………………………………………………34
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России……….41

Файлы: 1 файл

Структура финансовой системы национальной экономики.docx

— 316.41 Кб (Скачать файл)

Часть экономистов считает, что финансовой системе присущи две функции: распределительная и контрольная. Некоторые исследователи считают, что финансовая система имеет и другие функции: оперативную, стимулирующую, перераспределительную, воспроизводственную.

Некоторые исследователи выделяют следующие функции финансовой системы:

- обеспечение способов  перемещения экономических ресурсов  во времени, через границы государств  и из одних отраслей в другие;

- обеспечение способов  управления рисками;

- обеспечение способов  клиринга и осуществления расчетов, способствующих торговле (расчетно-платежная функция);

- обеспечение механизма  объединения финансовых ресурсов  и разделения владения в различных  предприятиях (паевого участия в  капитале);

- информационная поддержка (снабжение ценовой информацией, позволяющей координировать децентрализованный  процесс принятия решений разных отраслях экономики).

При этом предполагается, что основной функцией любой системы является управление. С помощью финансовой системы реализуются также функции экономической категории «финансы», обуславливающие целенаправленное использование финансов в общественном воспроизводстве. Таким образом, основной функцией финансовой системы является управление совокупностью денежных отношений какого-либо характера. Таким образом, финансовая система - это сложное финансово-экономическое образование в пределах данной страны, представляющее собой совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, управленческих и финансовых институтов, а также экономических отношений между ними.

Роль финансовой системы в экономике страны очень велика, и от правильного исполнения ее функций, зависит финансовое положение государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Современная структура финансовой системы

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1) Бюджетная система, состоящая  из федерального бюджета, бюджетов  субъектов Федерации и бюджетов  органов местного самоуправления.

2) Государственные внебюджетные  фонды (регулированию которых посвящена  непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными  внебюджетными фондами Российской  Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).

3) Фонды страхования.

4) Государственный кредит.

5) Финансы хозяйствующих субъектов (ресурсовые фонды).

6) Рынок ценных бумаг.

В.П.Литовченко рассматривает структуру финансовой системы РФ, в основе которой лежит принцип разделения финансов на общегосударственные и децентрализованные.[8] Основные звенья финансовой системы РФ представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Структура финансовой системы РФ



 

 

 

 

 

 

 

 

Сначала рассмотрим общегосударственные финансы. Основой общегосударственных финансов являются бюджеты соответствующего уровня. К общегосударственным финансам относятся также государственные социальные внебюджетные фонды, государственное кредитование.

22 ноября 2011 года был принят  Федеральный закон № 371-ФЗ «О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», устанавливающий параметры бюджетов на следующие три года:

  • 2012

    • Доходы — 11 779,9 млрд руб.

    • Расходы — 12 656,4 млрд руб.

  • 2013

    • Доходы — 12 705,9 млрд руб.

    • Расходы — 13 730,6 млрд руб.

  • 2014

    • Доходы — 14 091,8 млрд руб.

    • Расходы — 14 582,9 млрд руб.

Статистические данные бюджета приведены в таблицах 1 – 3.

Таблица - 1 Основные параметры бюджетной системы Российской Федерации млрд. рублей

Таблица 1

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 552,5

14 994,1

17 392,8

18 756,9

20 271,6

%% к ВВП

34,7

33,4

35,0

34,0

32,8

Федеральный бюджет

7 337,8

7 783,8

8 617,8

9 131,7

9 983,9

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 789,2

5 251,1

5 884,7

6 440,3

7 049,3

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 656,4

2 409,3

3 416,1

3 740,2

4 114,2

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

5 923,6

5 832,0

6 157,7

6 428,6

6 963,0

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 665,1

4 965,2

5 438,9

6 024,5

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

135,9

393,7

446,1

149,0

Расходы, всего

16 330,6

17 575,7

19 217,9

20 441,2

21 762,3

%% к ВВП

41,8

39,1

38,7

37,0

35,2

Федеральный бюджет

9 660,1

10 212,4

10 385,1

10 844,6

11 749,1

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 386,7

6 290,3

6 759,8

7 198,2

7 913,0

Бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ

3 587,2

5 000,7

5 579,8

6 090,5

6 652,5

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 478,6

4 897,5

5 476,1

5 985,8

6 281,5

Консолидированные бюджеты субъектов РФ

6 252,9

6 166,3

6 502,6

6 725,4

7 070,8

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 986,2

5 885,1

6 192,3

6 407,0

6 652,4

Территориальные фонды обязательного медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 778,1

-2 581,6

-1 825,1

-1 684,3

-1 490,7

%% к ВВП

-7,1

-5,7

-3,7

-3,0

-2,4


 

 

Таблица - 2 Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 июня 2014 года

Таблица 2

Категория долга

млн. долларов США

эквивалент млн. евро

Государственный внешний  долг Российской Федерации (включая  обязательства бывшего Союза  ССР, принятые Российской Федерацией )

54 810,3

40 277,9

Задолженность перед официальными кредиторами - членами Парижского клуба, 
не являвшаяся предметом реструктуризации

108,5

79,7

Задолженность перед официальными кредиторами - не членами Парижского клуба

1 026,2

754,1

Задолженность перед официальными кредиторами - бывшими странами СЭВ

936,6

688,3

Коммерческая задолженность бывшего СССР

22,3

16,4

Задолженность перед международными финансовыми организациями

1 376,0

1 011,1

Задолженность по внешним облигационным займам

40 021,3

29 410,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2015 году

2 000,0

1 469,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2017 году

2 000,0

1 469,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2018 году

3 466,4

2 547,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2019 году

1 500,0

1 102,3

     внешний облигационный  заем с погашением в 2020 году

3 500,0

2 572,0

     внешний облигационный займ с погашением в 2020 году

1 020,6

750,0

     внешний облигационный  заем с погашением в 2022 году

2 000,0

1 469,7

     внешний облигационный  заем с погашением в 2023 году

3 000,0

2 204,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2028 году

2 499,9

1 837,1

     внешний облигационный  заем с погашением в 2030 году

14 534,4

10 680,8

     внешний облигационный  заем с погашением в 2042 году

3 000,0

2 204,6

     внешний облигационный  заем с погашением в 2043 году

1 500,0

1 102,3

Задолженность по ОВГВЗ

5,5

4,0

Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте

11 313,9

8 314,2


 

 

Таблица – 3 Показатели внебюджетного фонда РФ за 2009 – 2014гг

Таблица 3

 

Рисунок 2 – Параметры федерального бюджета

Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в регулировании экономических процессов и распределительных отношений на макро уровне. Общегосударственные финансы аккумулируются в распоряжении государства и местных органов самоуправления, их формирование и распределение имеют централизованный характер.

Через финансовую систему государство, принимая соответствующие законы, нормативные акты, воздействует на формирование централизованных и децентрализованных финансовых ресурсов, используя для этого финансовые инструменты: налоги, систему кредитования, механизм ценообразования и т.д.

Главным источником доходов бюджетов всех уровней является ВВП, создаваемый в сфере материального производства (далее через налогообложение формируются бюджет, социальные внебюджетные фонды).

С другой стороны, процесс расширенного воспроизводства предприятиями осуществляется не только за счет собственных средств, но и за счет прямых ассигнований из бюджета либо государственного кредита.

Финансы предприятий связаны также с кредитной системой. При недостатке собственных денежных средств, особенно на пополнение оборотного капитала, используют кредиты банков.

Для решения своих финансово-экономических проблем предприятия могут привлекать также средства других хозяйствующих субъектов (предприятий, страховых компаний, банков и т.д.).Это может осуществляться разными методами: для того чтобы увеличить свои собственные финансовые ресурсы, прибегают к акционированию, для осуществления займов выпускают облигации, векселя и.т.д.

Таким образом, взаимосвязь и взаимозависимость составных звеньев финансовой системы обусловлены их единой сущностью.

Роль, которую государство выполняет в социально-экономическом развитии общества, определила необходимость централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджеты и государственные внебюджетные фонды, государственный кредит. Через привлечение свободных денежных средств хозяйствующих субъектов и населения формируются финансы страхования и кредитно-банковской системы. Финансы коммерческих предприятий образуются из собственных денежных доходов и накоплений самих предприятий. Остановимся более подробно на рассмотрении звеньев, составляющих финансовую систему нашей страны.

Информация о работе Структура финансовой системы национальной экономики