Структура финансовой системы национальной экономики
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа
Описание работы
Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
Содержание работы
Введение 1. Финансовая система…………………………………………………,,,……5 1.1 Сущность финансовой системы…………………………………………...5 1.2 Современная структура финансовой системы………………………….11 2. Анализ финансовой системы России……………………………,,,,……..25 2.1 Дореволюционная финансовая система России………………………...25 2.2 Этапы финансовой системы РФ………………………………….……….28 3. Направления развития финансовой системы России…,,,,,,……………..34 3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент………………………………………………………………………34 3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России……….41
- Федеральный, региональные
и местные бюджеты являются основной
составляющей общегосударственных финансов
и представляют собой форму образования
и использования централизованного фонда
денежных средств, необходимых для обеспечения
задач и функций государства и местных
органов самоуправления.
Бюджет в условиях развития
рыночной экономики играет ведущую роль
в создании экономических условий для
обеспечения национальной безопасности
страны, содержания органов государственного
управления, проведения фундаментальных
исследований, охраны окружающей среды,
поддержки и развития предприятий различных
форм собственности, социальной и культурной
сферы.
- Одним из звеньев общегосударственных
финансов являются государственные
внебюджетные фонды. Это фонды денежных
средств, образуемые вне бюджета и предназначенные,
как правило, для реализации прав граждан
в области социального и медицинского
обеспечения.
- Государственный кредит
отражает кредитные отношения
по поводу мобилизации государством
временно свободных денежных
средств предприятий, организаций и населения
на началах возвратности, платности и
срочности для финансирования государственных
расходов. Кредиторами выступают физические
и юридические лица, заемщиком - государство
в лице его исполнительных органов. Государственный
кредит используется для покрытия дефицита
бюджета, стабилизации денежного обращения
в стране.
Мобилизация финансовых ресурсов
создает большую государственную задолженность.
Различают государственный внутренний
долг и внешний долг. Государственный
внутренний долг РФ означает долговое
обязательство Правительства РФ, выраженное
в валюте страны, перед юридическими и
физическими лицами. Формами долговых
обязательств являются кредиты, полученные
Правительством РФ, государственные займы,
осуществленные посредством выпуска ценных
бумаг от его имени, другие долговые обязательства,
гарантированные Правительством РФ.
Государственный внешний долг
- полученные из различных источников
внешние заимствования.
- Звеном финансовой системы
являются фонды страхования, которые
обеспечивают возмещение возможных
убытков при наступлении страховых
случаев.
Страхование, с одной стороны,
является самостоятельной сферой финансовой
системы, с другой - взаимодействует с
каждым составляющим (звеном) финансовой
системы:
- бюджетами всех уровней
бюджетной системы;
- финансами предприятий;
- организациями кредитно-банковской
системы.
Страхование имеет своей целью
удовлетворение интересов государства,
предприятий, человека от случайных опасностей
через систему страховой защиты.
Денежным обеспечением страховой
защиты является страховой фонд. Существуют
следующие организационные формы страхового
фонда:
а) Централизованный страховой
(резервный) фонд.
б) Фонд самострахования.
в) Страховой фонд страховщика
(андеррайтеры).
1) Централизованный страховой
фонд образуется
за счет общегосударственных ресурсов.
Назначение фонда - возмещение ущерба
и устранение последствий стихийных бедствий
и крупных аварий, повлекших большие разрушения
и жертвы.
Централизованный страховой
фонд имеет натуральную форму и содержит
запасы продуктов, материалов, сырья, продовольствия,
которые постоянно обновляются.
Источники формирования централизованного
страхового фонда - пополнение государственных
запасов и резервов.
2) Фонд самострахования (резервный
фонд, или фонд риска) формируется
у хозяйствующих субъектов, размеры
его не регламентированы законодательством.
Создается в целях обеспечения
деятельности предприятия в случае возникновения
неблагоприятной ситуации.
Используется для покрытия
убытков, погашения облигаций и выпуска
акций при отсутствии других средств,
для приобретения основных средств производства.
3) Страховой фонд страховщика
создается большим кругом участников
(предприятия, граждане). Формирование
фонда осуществляется в децентрализованном
порядке. Страховой фонд по своему использованию
имеет целевой характер.
Страховой фонд позволяет раскладывать
убытки при страховых случаях на всех
его участников за счет перераспределения
средств страхового фонда.
Отношения страхования возникают
между двумя сторонами: страховщиком и
страхователем.
- Финансы кредитно-банковской
системы служат
основным источником удовлетворения огромного
спроса субъектов хозяйствования на дополнительные
денежные ресурсы. Даже при очень высоком
уровне самофинансирования для успешного
ведения предпринимательской деятельности
собственных средств недостаточно. Кредитные
средства или финансы кредитно-банковской
системы обслуживают не только текущие
потребности предприятий, но и их инвестиционную
деятельность. Финансы кредитно-банковской
системы участвуют и в кредитовании государства
через приобретение государственных акций,
облигаций.
- Финансы коммерческих
предприятий как звено финансовой
системы страны формируют преобладающую
часть финансовых ресурсов и являются
основой единой финансовой системы страны,
обслуживают воспроизводство и распределение
ВВП.
От состояния финансов коммерческих
предприятий зависит обеспеченность общегосударственных
денежных фондов финансовыми ресурсами.
В свою очередь, предприятия используют
бюджетные ресурсы, иногда государственный
кредит, банковский кредит, фонды страхования.
- Финансы некоммерческих
организаций принимают косвенное
участие в воспроизводственных
процессах, так как цель функционирования
этих организаций не связана напрямую
с получением прибыли.
Из представленной структуры
финансовой системы, очевидно, что это
понятие весьма и весьма обширное и всеохватывающее
в экономической сфере и не только. В связи
с тем, что понятие финансовой системы
дефинируется учеными-экономистами неоднозначно,
это определяет наличие нескольких вариантов
структуры финансовой системы в трудах
разных экономистов, один из примеров
представлен на рисунке 3.
Рисунок 3 – Финансовая структура
РФ
2. Анализ финансовой системы
России
2.1 Дореволюционная финансовая
система России
Дореволюционная Россия имела
развитую систему специализированных
финансовых институтов. По дореволюционному
российскому законодательству все кредитные
учреждения страны подразделялись на
государственные и частные.
Главным государственным органом,
осуществлявшим надзор за российским
финансовым рынком на протяжении XIX - начала
XX века, было Министерство финансов. Государственный
банк подчинялся непосредственно министру
финансов, который не только осуществлял
общее руководство, но и контролировал
операции с золотом и ценными бумагами,
а также операции за счет государственного
казначейства и других учреждений и ведомств.
Фактически Государственный банк являлся
подразделением Министерства финансов
на уровне департамента.
Государственный банк Российской
Империи был создан в 1860 году. В соответствии
с уставом 1895 года целью деятельности
Государственного банка было "облегчение
денежных оборотов, содействие, с помощью
краткосрочного кредита, отечественной
торговле, промышленности и сельскому
хозяйству", а также укрепление денежной
системы. Капиталы, которые помещались
в Государственный банк частными лицами,
учреждениями и обществами, а также депозиты
казначейств не могли использоваться
на общие государственные нужды. Чистая
прибыль от операций банка поступала в
доход казны. Государственный банк проводил
самые разнообразные валютные операции.
Государственный Дворянский
земельный банк, выдававший долгосрочные
ссуды дворянам-землевладельцам под залог
земельной собственности, был учрежден
в Петербурге в 1885 году. В 1910 году банк
проводил операции в 38 губерниях и трех
областях. Дворянский земельный банк выдавал
ссуды, обычно в пределах 60-75% от стоимости
заложенной земли, на срок от 11 до 66,5 лет
под 3,4% или 5% годовых.
Крестьянский поземельный банк
был открыт в 1882 году в Петербурге. По уставу
банк имел право производить операции
по выдаче крестьянам ссуд, во-первых,
для покупки земли и, во-вторых, для погашения
долгов по покупке земли под залог ее же.
Банк выдавал кредиты под залог покупавшихся
земель сроком от 13 до 55 лет в размере 80-90%
от стоимости участка. Процент по ссудам
составлял от 7,5% до 8,5% годовых. С 1905 года
заемщики стали получать ипотечные облигации-свидетельства
и именные обязательства банка. К началу
первой мировой войны Крестьянский поземельный
банк занимал первое место по числу и объему
выданных ссуд среди учреждений ипотечного
кредита.
Сберегательные кассы были
открыты в 1842 году с целью привлечения
денежных средств населения. Сберегательные
кассы были открыты при Государственном
банке, казначействах, таможнях, управлениях
и станциях железных дорог, казенных винных
складах, почтово-телеграфных конторах,
школах, военных кораблях и т. д. С 1880-х
годов сберегательные кассы, задуманные
первоначально как учреждения "самопомощи",
стали использоваться в интересах государственного
кредита. В конце 80-х - начале 90-х годов
XIX века правительство широко привлекало
их к операциям конверсии государственных
займов.
Городские общественные банки
были самым распространенным видом общественных
кредитных учреждений. Основной капитал
таких банков образовывался за счет средств
города и пожертвований. Все поступавшие
в уставный капитал банка суммы не могли
быть взяты городским управлением обратно.
В состав правления и совета банка не могли
входить руководители города и их ближайшие
родственники. К 1914 году действовало 319
таких банков.
В уставах акционерных банков
содержались некоторые ограничения, касавшиеся
вкладывания денежных средств в ценные
бумаги. В основном банк мог приобрести
государственных и гарантированных правительством
бумаг в пределах половины, а негарантированных
- не более 20% основного капитала банка.
Российское законодательство
не разрешало прямую деятельность иностранных
банков в Российской Империи. Исключение
было сделано для одного-единственного
банка - одного из крупнейших французских
банков Credit Lyonnais.
Общества взаимного кредита
осуществляли взаимное кредитование частных
предпринимателей. Первые общества подобного
типа возникли еще в 1860-х годах. Капитал
общества создавался из вступительных
взносов участников в размере 10% разрешенного
им кредита. Обществам взаимного кредита
разрешалось осуществление тех же операций,
что и акционерным банкам. Исключение
составляла покупка бумаг за собственный
счет. Отличие от банков заключалось и
в том, что ссуды выдавались только членам
общества, которые отвечали по обязательствам
общества в размере всего кредита. Из других
операций следует отметить ссуды под различное
обеспечение. К 1914 году насчитывалось
1108 обществ взаимного кредита.
Десять акционерных земельных
банков в начале XX века проводили свои
операции в определенном районе, практически
не конкурируя с другими банками. Основным
способом формирования кредитных ресурсов
дворянских земельных банков являлась
эмиссия шестипроцентных облигаций, которые
назывались закладными листами. Земельные
банки выдавали ипотечные ссуды в пределах
50-60% оценочной стоимости сельской или
городской недвижимости. Ссуды предоставлялись
на сроки от 10 до 38 или даже 66 лет.
В период финансовых кризисов
Министерство финансов в каждый банк назначало
специального уполномоченного для наблюдения
за деятельностью банка в полном объеме,
с правом отменять распоряжения руководства
банка, если эти распоряжения противоречили
уставу. Уполномоченный получал специальную
инструкцию от министра.
Устав общества предусматривал
круговое ручательство всех заложенных
имуществ и вступление заемщиков в члены
общества. Каждый член общества отвечал
по его обязательствам, то есть по выпущенным
облигациям, в пределах стоимости заложенного
имущества.
Стоит отметить, что структура
финансовой системы Царской России была
достаточно развитой и эффект от ее функционирования
выражался в реальной экономической силе
страны периода середины-конца 19 века.
Бюджет страны был профицитным, а Россия
- одной из крупнейших, ведущих держав
мира. И только Первая Мировая война внесла
свои коррективы в финансовую систему
Империи, находившейся уже в политическом
кризисе.