Структура финансовой системы национальной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2015 в 21:02, курсовая работа

Описание работы

Финансовая система сегодня является предметом дискуссий и обсуждений. В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать: недостаточные темпы развития экономики, диспропорции развития экономической системы, отставание в адаптации к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках, излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс, низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.

Содержание работы

Введение
1. Финансовая система…………………………………………………,,,……5
1.1 Сущность финансовой системы…………………………………………...5
1.2 Современная структура финансовой системы………………………….11
2. Анализ финансовой системы России……………………………,,,,……..25
2.1 Дореволюционная финансовая система России………………………...25
2.2 Этапы финансовой системы РФ………………………………….……….28
3. Направления развития финансовой системы России…,,,,,,……………..34
3.1 Задачи в области стабилизации финансовой системы России в настоящий момент………………………………………………………………………34
3.2 Пути решения проблем развития финансовой системы России……….41

Файлы: 1 файл

Структура финансовой системы национальной экономики.docx

— 316.41 Кб (Скачать файл)

Особая природа нефтегазовых доходов определяет необходимость специального режима управления ими, направленного на обеспечение долгосрочной макроэкономической стабильности. Ключевые задачи такого управления состоят в поддержании устойчивого уровня государственных расходов и частного потребления на длительном временном горизонте, а также предотвращении колебаний таких макроэкономических показателей как инфляция, обменный курс, величина государственного долга, процентные ставки на финансовых рынках.

Важный фактор, который необходимо учитывать при оценке принципов бюджетной политики на долгосрочную перспективу, составляет предстоящее снижение бюджетных поступлений из нефтегазового сектора в результате следующих тенденций:

1) В ближайшие несколько  десятилетий физический объем  добычи и экспорта нефти и  газа будет намного уступать  темпам роста ВВП, составляя не  более 2% в год. Это приведет к  сокращению доли нефтегазового  сектора в ВВП. По оценкам Минэкономразвития  России, указанная доля сокращается с 21% в 2010 году до 14,9% в 2012 году. Тенденция сокращения нефтегазового сектора в ВВП продолжится и в последующие годы.

2) Продолжение в среднесрочной  перспективе повышения курса  рубля (хотя и более медленными  темпами, чем в предыдущие годы).

3) Прогнозируемое снижение  цен на нефть с 61 долл. США в 2010 году и 55 долл.США в 2011 г. до 50 долл.США в 2012 году.

В результате существенно сокращаются нефтегазовые доходы федерального бюджета. Так, если в 2010 году нефтегазовые доходы бюджета оцениваются в размере 8,2% ВВП, то в 2012 г. по прогнозам - они сокращаются до 5,3% ВВП.

Согласно долгосрочному прогнозу, к 2025 году поступления в федеральный бюджет могут сократиться за счет перечисленных факторов (даже при сохранении относительно высоких цен на нефть 40-50 долл. США в ценах 2009 года) до уровня менее 4%ВВП. Выпадающие доходы будут лишь в незначительной степени компенсироваться увеличением базы ненефтегазовых доходов и планируемым повышением собираемости налогов. Таким образом, ожидаемые доходы федерального бюджета при нынешнем налоговом законодательстве упадут с нынешнего уровня к 2020 г. примерно на 4,5 п.п. ВВП, для чего потребуется комплекс мер, связанных с повышением налогового бремени, сокращением расходов и резким наращиванием государственного долга. Использование концепции «ненефтегазового баланса бюджета» позволит обеспечить стабильный уровень государственных расходов вне зависимости от колебаний внешней конъюнктуры и поддерживать долгосрочную макроэкономическую устойчивость.

Величина Резервного фонда составляет 10% ВВП, что позволит обеспечить выполнение бюджетных обязательств при снижении цены на нефть с 45 до 30 долл. США в течение трех лет.

Величина Фонда будущих поколений на начало 2014 года составит 1,3% ВВП.

Формирование доходов федерального бюджета на 2013 год и на период до 2014 года осуществлялось на основе сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2011 и на период до 2012 года, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год и на период до 2013 года и оценки поступлений доходов в федеральный бюджет в 2012 году. Доходы федерального бюджета в 2010 году оказались на уровне 6249,2 млрд. рублей или 20,38% к ВВП..

При формировании проекта бюджета учитывалось налоговое законодательство, действующее на момент составления проекта бюджета, а также одобренные основные направления налоговой политики, предусматривающие внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, вступающие в действие с 2010 года.

Формирование доходов федерального бюджета на 2012 год и на период до 2014 года осуществлялось на основе Бюджетного послания Президента Российской Федерации и планируемых изменений бюджетного законодательства Российской Федерации, учитывало преобразование Стабилизационного фонда Российской Федерации в Резервный фонд и Фонд будущих поколений, исходя из того, что формируемый Резервный фонд будет обеспечивать устойчивость бюджетных расходов независимо от конъюнктуры сырьевых цен, а формируемый Фонд будущих поколений будет аккумулировать доходы от нефти и газа, которые образуются в результате превышения доходов от нефтегазового сектора над отчислениями в Резервный фонд и средствами, используемыми для формирования расходов федерального бюджета.

Указанное выше разделение потребовало иного структурирования доходов федерального бюджета на нефтегазовые и не нефтегазовые доходы.

При формировании нефтегазовых доходов на 2010 год и на период до 2013 года были учтены следующие перечисления: от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (в части доходов федерального бюджета); вывозных таможенных пошлин на нефть сырую, газ природный, товары, выработанные из нефти.

Планируемые нефтегазовые доходы федерального бюджета составили: в 2010 году - 2 465,7 млрд. рублей (7,07% к ВВП), в 2011 году и 2012 году ожидаются 2385,8 млрд. рублей (6,04% к ВВП) и 2378,2 млрд. рублей (5,35% к ВВП) соответственно.

Изменение макроэкономических факторов в целом приводит к снижению доходов федерального бюджета на 469,6 млрд. рублей.

Оценивая перспективы среднесрочного развития российской экономики в целом, следует отметить, что если парадигма современной экономической политики не изменится, то это неизбежно повлечет за собой резкое снижение темпов роста российской экономики (2,5-3,0% в год) вследствие исчерпания потенциала восстановительного роста и отсутствия импульсов для механизмов самодействия. Остаточный потенциал восстановительного роста, оцениваемый авторами в 5-6%, и 2-3-процентный потенциал, генерируемый сделанными инвестициями, будут исчерпаны в течение ближайших 1,5-2 лет. В лучшем случае, к этому может добавиться 3-4% потенциального прироста за счет снижения налогового бремени, что, впрочем, далеко не очевидно, поскольку в российской экономике до сих пор отсутствуют механизмы трансформации дополнительных доходов в эффективный спрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Подводя итоги изложенному, можно сказать, что финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.

Финансовая система любого государства включает в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать:

а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;

б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Совокупность финансовых институтов, регулирующих создание, перераспределение и использование фондов денежных средств, образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в условиях перехода к рынку.

Роль финансовой системы сводится к правовому регулированию финансовых отношений, т.е. с помощью финансовой системы можно контролировать эффективность и соответствие правовой формы экономическому содержанию.

Главная цель развития финансовой системы России на ближайшую перспективу - рост массового финансирования. В настоящее время российский финансовый сектор в основном удовлетворяет лишь финансовые потребности крупнейших предприятий. Без надлежащего финансирования малого и среднего бизнеса экономический рост, конечно, возможен, однако сделать его устойчивым нельзя.

В кратко- и среднесрочном плане массовое финансирование возможно, на наш взгляд, на основе банковского кредита. Должная финансовая трансформация силами финансового рынка в современных российских условиях проблематична.

Развитие доступного банковского кредитования также ограничивается действием целого ряда факторов, для элиминирования которых (в условиях ограниченных возможностей ускоренной капитализации банковского сектора) необходима в первую очередь корректировка сложившегося режима денежного предложения и создание механизмов рефинансирования коммерческих кредитов, а также государственная поддержка элементов инфраструктуры рынка, облегчающих структуризацию долга реальной экономики.

Акцент на развитие банковского кредита не отрицает внимания к проблемам финансового рынка. Во-первых, крупнейшие российские компании и отчасти новые высокотехнологичные производства могут и должны получать финансирование с рынка, кроме того, для них важна его индикативная функция. Во-вторых, есть большая группа финансовых агентов, изначально ориентированных на рынок, это, прежде всего, финансовые институты с иностранным капиталом и нарождающийся слой российских институциональных инвесторов. И наконец, в-третьих, в рамках долгосрочной стратегии рынок, действительно, - основа финансового перераспределения.

Итак, мы можем сделать вывод: финансовая система играет в жизни общества настолько важную роль, что нарушение ее функционирования может повлечь катастрофические последствия для всей экономики. Поэтому во всех странах она находится под жестким контролем государства. Используя различные методы, государство добивается такого ее состояния, которое соответствует интересам развития всей экономики, эффективному решению постоянно возникающих экономических задач.

Финансовая система - понятие, превосходящее конкретное финансовое законодательство. Это, скорее, элемент экономической и правовой культуры общества. И чем быстрее круг соответствующих понятий и категорий станет общественно признанной ценностью, тем успешнее и эффективнее будет действовать законодательство о финансах, тем большее доверие будут вызывать финансовые государственные мероприятия.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1.  Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / под ред. В.К. Сенчагова, А.И. Архипова. - М.: «Проспект», 2010. - 496 с.
  2. Финансовая система и экономика / под ред. В.В. Нестерова, Н.С. Желтова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 432 с. - Библиогр.: с. 430-431 и в примеч. - 2000 экз. - ISBN 5-279-02680-8.
  3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 540 с. - 3000 экз. - ISBN 978-5-238-01110-3.
  4. Веселкова, Е.Г. Природа финансовых органов // Финансы. - 2011. - №11. - С. 66-70. - ISSN 1569-4636 - 1000экз.
  5. Родионова, В.М. Круглый стол: «Роль финансовой и банковских систем в инновационном развитии экономики» // Финансы. - 2013. - №6. - С.75-79. - ISSN 1569-4636 - 1000экз.
  6. Завьялов, Д.Ю. Тенденции трансформации бюджетной системы // Финансы. - 2010. - №6. - С.15-19. - ISSN 1569-4636 - 1000экз.
  7. Повышение устойчивости финансовой системы страны - важнейшее направление деятельности МинФина России // Финансы. - 2012. - №5. - С.3-14. - ISSN 1569-4636 - 1000экз.
  8. Литовченко, В.П. Финансы-М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2011.-588с. - 3000 экз. - ISBN 5-279-02147-4
  9. Грязнова, А.Г., Маркина, Е.В. Финансы-М.: Финансы и статистика, 2012.-504с. - 2000экз. ISBN 5-279-02879-5
  10. Дадашев, А.З., Черник, Д.Г. Финансовая система России- М.:ИНФРА-М, 2008.-248с.
  11. Криволапов, В.С. История финансовой системы России. Часть1:Учебное пособие./ Под ред. А.М. Балтиной. - Оренбург: ОГУ, 2008.-154с. - ISSN 3527-2165
  12. Дробозина, Л.А. Финансы- М.:Финансы, ЮНИТИ, 2010.-527с. - ISSN 2527-1163 - 2000экз.
  13. Лушина, С.И., Слепова В.А. Финансы- М.:Экономистъ, 2009. -682с. - 4000экз. ISBN 5-279-02999-8
  14. Ашмарина, Е.М. Современная финансовая система РФ // Государство и право.-2010.-№6.С.95-98 - ISBN 5-222-01162-3.
  15. Григорьев, А.С., Гурвич, Е.М., Савайтюгин, А.Г. Финансовая система и экономическое развитие // Мировая экономика и международные отношения. -2009.-№7-С.62-75 - ISBN 978-5-9776-0045-3
  16. Назаров, Н.Н., Понятия «Финансовая система» и «Бюджетная система» в теории финансов // Финансы и кредит.-2012.- №19 -С.6-10. - ISSN 2071-4688
  17. Нестерова, В.В., Желтова Н.С. Финансовая система и экономика- М.:Финансы и статистика,2012.-432с. - Библиогр.: с. 430-431
  18. Готвань, О.Дж. Перспективы развития российской финансовой системы // Проблемы прогнозирования - 2013.-№2- С.3-15 - ISSN 1569-4636
  19. Герасименко, В.В. Становление финансовой системы России: проблемы практики и теории // Вестник Московского университета сер.6 Экономика -2012.- №3- С.107-118 - ISSN 5944-6202
  20. Лакшина, О.А., Чекмарева, Е.И. Анализ финансовой стабильности: практика и методология // Деньги и кредит- 2013.-№10- С.24-29 - ISSN 2527-1163 -2000экз.
  21. Мальцева, И.Г. Система индикаторов финансовой безопасности и конкурентоспособность финансовой сферы экономики России // Вопросы экономики -2013.- №5- С.14-24 - ISSN 1569-4636
  22. www.rg.ru (официальный сайт Российской газеты)
  23. www.minfin.ru (официальный сайт министерства финансов РФ)
  24. www.budgetrf.ru (сайт «Бюджетная система РФ»)
  25. www.gks.ru (официальный сайт Госкомстата РФ)
  26. Российская Федерация. Законы. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ

Информация о работе Структура финансовой системы национальной экономики