Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Современные особенности развития внешней торговли. 5
1.1. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Особенности динамики и географической структуры международной торговли. 5
1.2. Изменения в товарной структуре международной торговли 13
1.3. Место и роль России в международной торговле 15
2. Инструменты регулирования международной торговли. 22
2.1. Таможенные пошлины 22
2.2. Таможенные тарифы 27
2.3. Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли. 32
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая, макро.docx

— 120.62 Кб (Скачать файл)

В зависимости  от способа установления различают:

  • конвенционные пошлины, устанавливаемые в соответствии с международным соглашением (конвенцией). Как правило, эти пошлины взимаются по пониженным ставкам и не могут изменяться в течение срока действия соглашения, без обоюдного согласия сторон;
  • автономные пошлины, устанавливаемые страной самостоятельно независимо от каких-либо международных документов. По этим пошлинам устанавливаются, как правило, повышенные ставки.

В рамках регулирования  таможенными пошлинами ценовых  пропорций конкретная страна может  устанавливать:

  • специальные пошлины — пошлины, применяемые как защитная мера, если товары ввозятся на территорию данной страны в количествах и на условиях, наносящих или могущих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров. Данный вид пошлин может использоваться в качестве ответной меры на дискриминационные или иные ущемляющие интересы лиц-резидентов, действия других государств или их союзов;
  • антидемпинговые пошлины — дополнительные пошлины на импорт, которыми облагаются товары, импортируемые по ценам ниже нормальных цен мирового рынка или внутренних цен страны, в которую эти товары импортируются. Антидемпинговые пошлины применяются: если ввоз таких товаров наносит или может нанести материальный ущерб отечественным товаропроизводителям либо препятствует организации или расширению производства подобных товаров. Выявление демпинга выступает причиной наложения антидемпинговой пошлины, величина которой в несколько раз превышает обычную. Антидемпинговые пошлины взимаются со всего объема товара, поставленного по неоправданно низким ценам (иногда за период в несколько лет), и поэтому могут достигать значительной суммы. Заранее определить размер антидемпинговой пошлины невозможно, хотя ее размер должен определяться как разница между «нормальной» ценой товара на национальном рынке и ценой фирмы, осуществляющей демпинг. На практике трудно дифференцировать вышеперечисленные виды, поскольку невозможно четко выявить окончательные намерения фирмы, продающей по заниженным ценам. По этой причине при принятии решения о введении антидемпинговых пошлин страны, учитывают прежде всего нанесение ущерба национальной промышленности в связи с ввозом данного товара. Национальные и международные суды обычно принимают дела по обвинению в демпинге и введении антидемпинговых пошлин при наличии «значительного ущерба» для национальной промышленности11.
  • компенсационные пошлины — пошлины повышенного размера, призванные уравнять внутренние и импортные товары путем компенсации разницы в ценах. Эти пошлины — форма защиты внутреннего рынка от субсидированного другими странами производства или ввоза товаров. Применяются как ответная мера на дискриминационные действия, ущемляющие интересы страны, после неудачи решить разногласия политическим путем на переговорах.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза отдельных товаров применяются  сезонные таможенные пошлины. При этом ставки таможенных пошлин, предусмотренные  таможенным тарифом, не используются. В РФ сезонные пошлины устанавливаются федеральным правительством, причем срок их действия не может превышать шести месяцев в году.

2.2. Таможенные тарифы

 

Наиболее  распространенный инструмент государственного регулирования внешней торговли, действующий через механизм ценообразования, - это таможенный тариф.

Основными функциями таможенного тарифа являются:

    • протекционистская функция – связана с защитой национальных товаропроизводителей. Взимание таможенных пошлин с импортных товаров увеличивает стоимость последних при их реализации на внутреннем рынке страны-импортера и тем самым повышает конкурентоспособность аналогичных товаров, производимых национальной промышленностью и сельским хозяйством.
    • фискальная функция таможенного тарифа – обеспечивает поступление средств за счет взимания таможенных пошлин в доходную часть бюджета страны.

Таможенные  платежи являются важной составляющей доходной части (порядка 25-30%) Федерального бюджета Российской Федерации.

До  помещения товаров и транспортных средств, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, под определенный таможенный режим либо помещения  их на склад временного хранения в  соответствии с установленным порядком ответственность за уплату таможенных платежей несет перевозчик (таможенный перевозчик).

Ответственность за уплату таможенных платежей в отношении  товаров и транспортных средств, хранящихся на складе временного хранения, несет владелец такого склада.

При производстве таможенного оформления товаров  и транспортных средств ответственность  за уплату таможенных платежей несет  декларант.

В случае, если лицо, перемещающее товары и транспортные средства, не является декларантом, такое лицо несет солидарную ответственность с декларантом за уплату таможенных платежей.

Таможенные  платежи уплачиваются таможенному органу, производящему таможенное оформление товаров.

По  желанию плательщика таможенные налоги могут уплачиваться как в  валюте Российской Федерации, так и  в иностранных валютах.

Пересчет  иностранной валюты в валюту Российской Федерации при уплате таможенных пошлин, налогов, относящихся к товарам, и таможенных сборов за таможенное оформление производится по курсу Центрального банка Российской Федерации, действующему на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

При безналичном  порядке перечисления таможенных платежей подтверждением о произведенном  платеже является экземпляр платежного документа с отметкой банка об исполнении, подтверждающей произведенный  платеж, и выписка банка из лицевого счета организации с отражением произведенного платежа, заверенная подписью первого лица организации, ее главного бухгалтера и мастичной печатью  организации для банковских и  финансовых документов.

По типам  ставок таможенные тарифы делят:

    • постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
    • переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

По способу  вычисления таможенные тарифы делят  на:

    • номинальные – таможенные ставки, указанные в таможенном тарифе. Они могут дать только самое общее представление об уровне таможенного обложения, которому страна подвергает свои импорт и экспорт.
    • эффективные – реальный уровень таможенных пошлин на конечные товары, вычисленные с учетом уровня пошлин, наложенных на импортные узлы и детали этих товаров.

По происхождению  таможенные тарифы делят:

    • автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны;
    • конвенционные – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений;
    • преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран. Их цель – поддержать экономическое развитие этих стран.

По типам  ставок таможенные тарифы делят:

    • постоянные – таможенный тариф, ставки которого единовременно установлены органами государственной власти и не могут изменятся в зависимости от обстоятельств.
    • переменные- таможенный тариф, ставки которого могут изменятся в установленных государственными органами случаях. Такие ставки довольно редки, используются, например, в Западной Европе в рамках единой сельскохозяйственной политики.

Основными целями таможенного тарифа, выступающего инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров РФ при его взаимосвязи с мировым рынком, являются:

    • рационализация товарной структуры ввоза товаров в РФ;
    • поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на территории РФ;
    • создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров РФ;
    • защита экономики РФ от неблагоприятных воздействий иностранной конкуренции;
    • обеспечение условий для эффективной интеграции РФ в мировую экономику.

Для большинства  таможенных тарифов характерен более  низкий уровень ставок пошлин (или  отсутствие пошлин) на промышленное сырье  и более высокий на изделия  обрабатывающей промышленности (в особенности, на относительно простые и трудоемкие — текстильной, швейной, обувной  и других отраслей легкой промышленности). Высокие ставки установлены на многие виды продукции сельского хозяйства, в том числе продукты пищевой промышленности. Это обусловлено спецификой торговой и аграрной политики развитых государств.

Помимо пошлин таможенный тариф содержит таможенные сборы - дополнительные сборы, взимаемые сверх таможенных пошлин при перемещении через таможенную границу данной страны. К таможенным сборам относятся, в частности, статистический, марочный, лицензионный, бандерольный таможенные сборы, сборы за пломбирование, штемпелирование, складирование и сохранность. В таможенные сборы включается также стоимость таможенных процедур, которая взимается при совершении таможенными органами операций по разрешению перемещения товара через границу.

Таможенные  платежи уплачиваются до принятия или  одновременно с принятием таможенной декларации. При перемещении товаров  через таможенную границу РФ не для  коммерческих целей таможенные платежи  уплачиваются одновременно с принятием  таможенной декларации.

Существует  три основных типа таможенного тарифа:

  • двойной таможенный тариф — тариф с максимальными и минимальными ставками таможенной пошлины по каждой товарной позиции. Выбор ставки зависит от торгово-политических отношений с конкретной страной;
  • запретительный тариф — высокий таможенный тариф (например, свыше 20%), призванный оградить внутренний рынок от ввоза или вывоза определенного товара;
  • дифференцированный таможенный тариф, который позволяет отдавать предпочтение определенным товарам или не пропускать их в зависимости от того, в какой стране они изготовлены. Таможенный тариф обычно имеет несколько ставок пошлин на один и тот же товар (их называют соответственно двухколонными, трехколонными и т. д.), поскольку многие страны применяют дифференцированные ставки на товары, импортируемые из государств — участников региональных экономических объединений, развивающихся государств и государств, на которые распространяется и не распространяется режим наибольшего благоприятствования.

Экономическая интеграция приводит к образованию  таможенных межгосударственных союзов, т. е. к появлению общей таможенной территории двух или более стран  с единым таможенным тарифом в  отношении третьих стран и  полной отменой пошлины во взаимных отношениях. Например, государства  Западной Европы, которые входят в  Европейский Союз (до 1 ноября 1993 г. — Европейское экономическое сообщество): ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Великобритания, Ирландия, Дания, Греция, Испания, Португалия, Австрия, Финляндия, Швеция (1995 г.) — имеют единый таможенный тариф для третьих стран. Договоры об ассоциации с Европейским Союзом заключили Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Турция, Чехия. Если товар ввезен на территорию любой страны — участницы Союза, то, пройдя все таможенные формальности, он может быть беспошлинно поставлен в другие страны этой группировки.

Порядок взимания таможенных импортных пошлин и их размеры установлены Законом  РФ «О таможенном тарифе» и Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г. № 340 «Об импортном таможенном тарифе РФ». Импортные таможенные пошлины устанавливаются в процентах от таможенной стоимости товаров и оплачиваются в рублях или в валюте. При этом таможенная стоимость товара указывается в грузовой таможенной декларации, а также в прилагаемой к ней декларации таможенной стоимости.

2.3. Нетарифные барьеры.  Государственная монополия внешней  торговли.

 

Уменьшение уровня таможенного  обложения, представляющее собой ведущее  направление в развитии регулирования  внешней торговли, ограничивает возможности  таможенно-тарифного регулирования. Существуют и другие обстоятельства, затрудняющие использование национальным государством такого регулирования в протекционистских целях.

«Открытость» таможенно-тарифного регулирования приводит к тому, что любое одностороннее действие страны по изменению тарифных ставок немедленно выявляется и вызывает ответные аналогичные действия противоположной стороны, результатом чего становится потеря тех выигрышей, на которые рассчитывали разработчики новых налогов. Взаимное повышение импортных тарифов, как это происходило в начале 30-х годов, может привести к общему спаду производства и началу «Великой депрессии».

Существующая международно-правовая система исключает возможность  принятия односторонних мер по повышению  или изменению таможенно-тарифных ставок. Для изменения тарифов сейчас требуются консультации на международном уровне и подробное обсуждение ситуации в национальной экономике. Длительный период проведения таких консультаций затрудняет быструю реакцию на ухудшение торгового баланса.

Информация о работе Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли