Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Внешнеэкономическая деятельность становится все более важным фактором развития народного хозяйства и экономической стабилизации страны. Сейчас нет практически ни одной отрасли в промышленно развитых странах, которая не была бы вовлечена в сферу внешнеэкономической деятельности.
Развитие внешнеэкономической деятельности играет особую роль в современных условиях, когда происходит процесс интеграции экономики в мировое хозяйство. Россия проводит политику последовательного развития взаимовыгодного товарообмена со всеми зарубежными странами, которые проявляют к этому готовность. Развитие внешнеэкономической деятельности очень важно как всей страной, так и каждым предприятием в отдельности.

Содержание работы

Введение 3
1. Современные особенности развития внешней торговли. 5
1.1. Международная торговля в системе международных экономических отношений. Особенности динамики и географической структуры международной торговли. 5
1.2. Изменения в товарной структуре международной торговли 13
1.3. Место и роль России в международной торговле 15
2. Инструменты регулирования международной торговли. 22
2.1. Таможенные пошлины 22
2.2. Таможенные тарифы 27
2.3. Нетарифные барьеры. Государственная монополия внешней торговли. 32
Заключение 40
Список используемой литературы 41

Файлы: 1 файл

Курсовая, макро.docx

— 120.62 Кб (Скачать файл)

Стремясь сохранить за государственными управленческими  структурами возможность быстрого реагирования на изменяющиеся обстоятельства, национальные государства применяют  одновременно с взиманием пошлин и другие близкие к ним меры регулирования.

Импортные товары облагают специальными налогами и сборами, мало чем отличающимися от таможенной пошлины. Таковы, например, гербовый сбор (Марокко, Ямайка), муниципальный сбор (Пакистан, Ливия, Иран, Турция), сбор на расширение национального экспорта (Аргентина, Нигерия) и т. д. В основном это осуществляют развивающиеся страны.

В начале 70-х годов США, столкнувшиеся с отрицательным  сальдо торгового баланса, не имея возможности  из-за действия ГАТТ увеличивать таможенные пошлины, стали вводить импортный  налог на большую часть иностранных товаров.

Близкими по воздействию  к таможенным пошлинам по стоимостному регулированию импорта и экспорта можно считать таких «двойников», как импортные субсидии, представляющие собой негативные экспортные субсидии (по существу, негативный экспортный налог).

Прямые экспортные субсидии запрещены международным законодательством  и применяются редко — лишь развивающимися странами. Исключением  служит прямое субсидирование экспорта сельскохозяйственного производства, широко используемое западноевропейскими  государствами — членами ЕС.

Общим недостатком стоимостных  или ценовых методов регулирования  остается их косвенное воздействие  на национальную экономику. В ряде случаев  иностранные экспортеры идут на выплату  повышенного тарифа за счет понижения  уровня собственной прибыли, искажая таким образом прогноз. При импорте товара с низким уровнем эластичности (например, нефти) изменение тарифа может и не повлиять на уровень импортных поставок.

Перечисленные недостатки привели  к разработке альтернативных мер  регулирования импорта, воздействующих непосредственно на количественные и стоимостные параметры поставок импортируемого товара. Здесь основное место занимают количественные ограничения, жестко фиксирующие объемы поставляемого  в страну товара.

Количественные ограничения  позволяют национальным производителям, опасающимся ценовой конкуренции  с иностранными поставщиками, сохранить  за собой определенную долю рынка, не рискуя противоборством в ценовой  конкуренции. На макроуровне количественные ограничения дают возможность, жестко фиксируя объем импорта, прогнозировать величину валютных расходов.

Импортные квоты, сокращая потребление, также воздействуют на цену товара, повышая ее. Однако между увеличением  цен, связанным с введением количественных ограничений, и влиянием импортных  пошлин существуют определенные различия. Отличие импортной квоты от таможенного  тарифа заключается в том, что  в первом случае происходит замена рыночного механизма административным регулированием, в то время как  во втором случае рыночный механизм лишь корректируется.

Количественные ограничения, касающиеся импорта отдельных товаров, называются глобальными квотами. Последние  фиксируют объем импорта определенного  количества товара в год (или в  течение другого периода времени), но не указывают детальные позиции  импортируемого товара или страну-экспортера.

Если цель импортных квот состоит в том, чтобы исключить опасность конкуренции извне, то экспортные квоты вводятся для решения иных задач. Они предназначены для уменьшения вывоза сырья с целью обеспечения его переработки на месте или в связи с сокращением спроса на мировом рынке; ограничения экспорта, чтобы исключить повышение цены данного товара на внутреннем рынке; обеспечения достижения военно-политических целей и решения других проблем.

Квотирование экспорта широко используется в России. Общий объем  товаров, экспорт которых квотируется, составлял в начале 90-х годов  около 70%. Цель квотирования по отношению  к сырьевым товарам, в том числе  энергоресурсам, состоит в том, чтобы  сохранить товары для потребления  на внутреннем рынке, поддержать отрасли  промышленности, использующие дешевое  сырье. Относительно новой формой количественных ограничений в странах Запада стало «добровольное самоограничение» экспорта поставщиком. Такая форма ограничения торговли лишь внешне представляется добровольной, а по существу она навязывается экспортеру под угрозой жестких протекционистских санкций и направлена на сдерживание ввоза определенных товаров. «Добровольное» ограничение экспорта предлагается либо в одностороннем порядке, либо устанавливается при переговорах с позиции силы. К использованию подобных соглашений чаще всего прибегают США в отношении поставок из Японии. Страны ЕС применяют такие соглашения для поставок из Японии и развивающихся стран.

В последнее время практика использования «добровольных» ограничений  вызывает усиливающуюся критику  среди специалистов. Резервируя за собой поставки в пределах фиксированной  квоты, страна-экспортер начинает специализироваться на поставках наиболее высококачественных товаров, отдавая на откуп импортеру  отсталую технологию.

Принцип количественных ограничений  заключается в предоставлении права  импорта только в пределах количественных квот, заранее зафиксированных, после  чего импорт прекращается. Недостаток ограничений связан с тем, что  экспортеры обычно стремятся осуществить  отгрузку как можно раньше. Те, кто  успевает, получают высокие прибыли, превышающие среднюю норму. Опоздавшие терпят убытки. Товары, поступающие  издалека, дискриминируются просто вследствие более длительных сроков транспортировки. Крупные экспортеры обычно оказываются  в выигрыше по сравнению с мелкими.

С целью избежать хаоса, который  может наступить при таком  квотировании, государство выдает импортные  лицензии. Как правило, они дополняют  квотирование, хотя и могут существовать независимо. Лицензии представляют собой  разрешение, предоставляемое государственными властями на импорт или экспорт какого-либо товара или услуги. Такая форма регулирования, используемая в Японии, Западной Европе, развивающихся странах, менее заметна по сравнению с количественными ограничениями, но она может оказаться эффективной.

Лицензии могут принимать  различные формы:

  • генеральная лицензия предоставляет право любому лицу в течение длительного времени ввозить товары либо без ограничения, либо только из указанных стран.
  • индивидуальная лицензия предоставляется обычно конкретной фирме с указанием объема, времени и наименования товара, разрешаемого к ввозу.
  • при автоматическом лицензировании государство постоянно контролирует и наблюдает за закупками, учитывает их объем и имеет возможность при необходимости быстро ограничить импорт. Таким образом в США ведется наблюдение за импортом станков из Германии и Швейцарии, за всем импортом баранины. В Канаде ведется наблюдение за поставками стали и т. д.

Конкретные условия для  выдачи лицензий разнообразны в конкретных странах. Сюда также относятся и  условия выдачи лицензий на ввоз товаров, обеспеченных финансированием (поставляемых в счет технической помощи, при  предварительной оплате товаров  за счет собственных средств покупателя и т. д.). В бывшем СССР в связи  с созданием специальных условий  валютных расчетов применялись лицензии на проведение бартерных и других безвалютных коммерческих операций. Эффективность лицензии определяется методом, с помощью которого распределяются лицензии. В мировой практике используются следующие методы: открытый конкурс, явное предпочтение, затратный метод.

Наиболее эффективным, очевидно, является открытый конкурс. Здесь лицензию получает фирма, имеющая возможность  заплатить за право ввоза товара максимальную сумму.

Более широко распространен  метод явных предпочтений, когда  государство закрепляет лицензии за фирмами, пользующимися определенными  особыми льготами. Как правило, это  фирмы, традиционно специализирующиеся на импорте данного товара. Например, индийское правительство, регулируя  внешнюю торговлю, предоставляло  импортные лицензии основным признанным импортерам, т. е. фирмам, длительное время занимавшимся импортом данного товара. Впоследствии эти фирмы были «разбавлены», часть лицензий предоставлена фирмам, впервые осуществлявшим импортные операции.

Американское правительство, применявшее квотирование импорта  нефти в 60-е годы, предоставляло  лицензии нефтяным компаниям пропорционально  доле фирм в импорте нефти в  период, предшествовавший введению импортной  квоты.

Наконец, последним, затратным  методом распределения лицензий является передача их в зависимости  от наличия производственных мощностей, количества рабочих. Это наименее эффективный  метод.

Лицензирование импорта  в начале 90-х годов охватывало около 5—6% западноевропейского импорта  и включало продовольствие, пряжу, хлопок, хлопчатобумажные изделия. Что касается внешнеэкономической политики отдельных  стран, то особенно широко количественные ограничения импорта используются Францией. В России же количественные ограничения и лицензирование импорта  широко не распространились.

Государственная монополия  внешней торговли представляет собой  составную часть дирижистской политики, ориентированной на управление импортом и экспортом. Монополия обычно решает проблему приведения в равновесие платежного баланса за счет контролирования импорта по сравнению с экспортом. Государственная монополия применялась в Германии перед второй мировой войной. В Советском Союзе государственная монополия была важнейшим элементом системы государственного распределения ресурсов, прежде всего сырьевых. Аналогичным образом система государственной внешней торговли применялась в послевоенный период в странах Восточной Европы. Что касается индустриально развитых государств, то среди них следует отметить период в экономическом развитии Великобритании, когда после прихода к власти лейбористского правительства более 50% импорта страны контролировалось государством. В настоящее время сохраняется такая форма государственной монополии, как предоставление исключительных прав государственной или иной компании (действующей, как правило, под контролем государства) на осуществление внешнеторговых операций с конкретным товаром. Государственное регулирование внешней торговли охватывает импортные операции. Что касается экспорта, то он обычно ограничен или теми товарами, по которым государству принадлежит ведущая роль во внешней торговле, или военными технологиями (ядерное топливо, оборудование, военные материалы и т. д.). В промышленно развитых странах установление единого государственного канала импорта ограничивается узкой номенклатурой товаров. Например, в Японии это рис, пшеница, ячмень, молочные продукты, спирт, табак, соль; в Швеции и Финляндии — алкогольные напитки. В Австрии государство монополизировало импорт табака, спирта, соли. В ряде стран ЕС сохраняется государственная монополия в торговле нефтью, удобрениями, алкогольными напитками. Государственное регулирование внешней торговли далеко не всегда направлено на контроль за внешнеторговыми операциями как таковыми. Очень часто государство резервирует за собой сферу обслуживания внешнеэкономических связей. Обязательное страхование импорта национальными компаниями практикуется в 40 развивающихся странах, в том числе в 25 развивающихся странах требуется обязательно пользоваться услугами национальной государственной фирмы. Аналогичными являются требования использовать для перевозки внешнеторговых грузов национальные государственные транспортные средства. Государственные торговые монополии имеют наибольшее распространение в Азии и Африке. По их числу лидируют Ирак (более 40 монополий) и Алжир (около 40). Подобная ситуация складывается в Мьянме, Индии, Иране, Сирии и т. д. В 80-е годы в развивающихся странах большое значение имел вопрос о дерегулировании национальной экономики. В результате его решения уменьшилась сфера государственного регулирования внешнеэкономических связей, они переданы в руки частных компаний. Государство отказалось от монопольного права на импорт и экспорт отдельных товаров; уменьшилась сфера лицензирования и т. д. История развития государственной монополии свидетельствует о том, что она представляет собой крайне нерациональный способ регулирования экономики, как и любая монополия; при ней расцветают коррупция, патернализм в сочетании с крайней неэффективностью системы регулирования.

 

Заключение

 

Развитие  и усложнение международной торговли нашло отражение в эволюции теорий, объясняющих движущие силы этого  процесса. В современных условиях различия в международной специализации  можно проанализировать лишь на основе совокупности всех ключевых моделей  международного разделения труда.

Если  рассматривать мировую торговлю в плане тенденций ее развития, то на лицо с одной стороны - явное  усиление международной интеграции, постепенное стирание границ и создание различных межгосударственных торговых блоков, с другой стороны - углубление международного разделения труда, градация стран на промышленно развитые и отсталые.

Нельзя  не заметить все возрастающую роль современных средств связи в процессе обмена информации и заключении самих сделок. Тенденции к обезличиванию и стандартизации товаров позволяют ускорять процесс заключения сделок и оборот капиталов.

Современные процессы в мировой экономике такие как глобализация и интеграция постепенно переносят деятельность государства как органа управления страной из сферы прямого регулирования рынка, в сферу заключения соглашений и союзов  государств, позволяя тем самым рынку свободно развиваться, вместе с тем имея возможность направлять его движение.

 Тенденции  в современной экономике по  постепенному отказу от применения  прямого регулирования экономики  (на примере ЕС) являются тому  подтверждением.

Разнообразие  различных форм ограничений говорит  о развитой системе регулирования  товаропотоков, что дает возможность предположить последующее качественное изменение в подходе к регулированию международной торговли.

 

Список используемой литературы

 

  1. Наумов, А.И. Мировая экономика / А.И. Наумов. – М.: Гардарика, 2006. – С. 139
  2. Титова, В.А. Мировая экономика / В.А. Титова. – М.: Высшая школа, 2008. – С. 81
  3. Минасян, А. Р. Проблемы международной торговли / А.Р. Минасян // Внешнеэкономическая деятельность. – 2007. - № 4. – С. 31 – 33.
  4. Паршин, А.Г. Мировая экономика: учебник для ВУЗов / А.Г. Паршин. – М.: Инфра-М, 2007. – С. 267
  5. Алдонин, Е.Ф. Мировая экономика / Е.Ф. Алдонин. – М.: Юристъ, 2006. – С. 219
  6. Гаркалина, И.Н. Мировая экономика / И.Н. Гаркалина.  – М.: Юнити, 2006. – С. 127
  7. Выхин, О.С. Мировая экономика / О.С. Выхин. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 177
  8. Ломакин, В. К. Мировая экономика: Учебник/ В. К. Ломакин.- 3-е изд. Стереотип. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008.
  9. «Наши взгляды на мировую экономику». Под ред. В.Е. Рыбалкина и В.М. Кутового. - М.: Научная книга, 2007.
  10. Новокшонова Л.В. Трифонов Ю.В.  «Мировое хозяйство» /учебное пособие/ М.: Юристъ, 2000
  11. Вавилова Е. Бородулина С. Международная торговля: учеб. пособие. - М.: Гардарики, 2006.
  12. Международные экономические отношения: Учебник / ред. В. Рыбалкин. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
  13. Международные экономические отношения: Учебник / ред. Б. Смитиенко. - М.: ИНФРА-М, 2007.
  14. Экономика : учебник / под ред.проф.А.С.Булатова. - 4-е изд.,перераб.и доп. - М. : Экономистъ, 2006, Гл.37.
  15. Внешнеэкономическая стратегия России в условиях глобализации. // Мировая экономика и международные отношения. – 2008. - № 5.
  16. Оболенский В. Мировые рынки готовой продукции: сдвиги в структуре и расстановке сил. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 5
  17. Оболенский В. Позиции России на мировых рынках готовой продукции. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 8.
  18. Боклан Д. Киотский протокол – регулятивный компонент международной торговой системы. // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 12.
  19. ВТО о развитии мировой<span class

Информация о работе Структура и география внешней торговли. Инструменты регулирования международной торговли