Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:41, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой невозможно без инфраструктуры, которая играет значительную роль. В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. Именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков. Поэтому на инфраструктуру все в большей степени накладывается ответственность и все сильнее повышаются требования. Соответствующая новым условиям инфраструктура формирует условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях
Введение…………………………………………………………….……….…….3
Глава 1. Основная характеристика рынка……………………………….………5
1.1. Эволюция взглядов на рынок………………………………………………..6
1.2. Структура рынка………………………………………………………….....10
1.3. Функции рынков……………………………………………….……………14
Глава 2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
2.1. Формы и типы рыночных связей…...…………………………………..….17
2.2. Понятие инфраструктуры рынка……………………………………..…….18
2.3. Основные элементы инфраструктуры современного рынка и их характеристика……………………………………………………………………………21
2.4. Функции инфраструктуры...………………………………………………..24
2.5. Процессы оптимизации рыночной структуры и инфраструктуры………27
Заключение…………………………………………………………………..…..31
Список использованной литературы…………………………..……………….32
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
высшего профессионального образования
«Владимирский государственный университет
имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»
(ВлГУ)
Р Е Ф Е Р А Т
на тему:
Структура и инфраструктура рынка
Владимир 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Основная характеристика рынка……………………………….………5
1.1. Эволюция взглядов на рынок………………………………………………..6
1.2. Структура рынка…………………………………………………………...
1.3. Функции рынков……………………………………………….……………
Глава 2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
2.1. Формы и типы рыночных связей…...…………………………………..….17
2.2. Понятие инфраструктуры рынка……………………………………..…….18
2.3. Основные элементы инфраструктуры
современного рынка и их характеристика…………………………………………
2.4. Функции инфраструктуры...…………………………………
2.5. Процессы оптимизации рыночной структуры и инфраструктуры………27
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………..……………….
ВВЕДЕНИЕ
Формирование экономики страны неразрывно связано с развитием рынка и его инфраструктуры. Самой подходящей экономикой для современного общества ученые определяют рыночную экономику.
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой невозможно без инфраструктуры, которая играет значительную роль. В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. Именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков. Поэтому на инфраструктуру все в большей степени накладывается ответственность и все сильнее повышаются требования. Соответствующая новым условиям инфраструктура формирует условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях
Вопросы о развитии, функционировании,
структуре рынка издавна
Проблемы исследования инфраструктуры
рыночной экономики в экономической
литературе впервые были рассмотрены
зарубежными учеными, в числе
которых можно назвать П.
Эта тема актуальна и в наши дни, так как рынок является одной из основополагающих экономики. Интересно узнать, как формировался рынок, его структура, составляющие элементы, то, что помогает правильно функционировать рынку, всевозможные типы рыночных связей – все это предстоит рассмотреть в данной работе.
Глава 1. ОСНОВНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА
Существует множество определений рынка. В понятие рынка включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики и, наконец, место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти определения рынка имеют право на существование, поскольку характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления
Рынок представляет собой
систему экономических
Субъектами рынка являются покупатели и продавцы, в роли которых, как правило, выступают домашние хозяйства в лице индивидов и общественных групп, фирмы (различные организации и предприятия), а также государство.
Объектами рынка можно назвать сами товары и услуги, а также совокупность денежных средств наличного и безналичного вида. Товары и услуги - это не только готовая продукция, но и факторы производства, такие как труд, земля, капитал и предпринимательство. В роли денег выступают все платежные финансовые средства.1
В настоящее время в
экономической теории под рынком
понимается определенная форма организации
общественного производства, которая
обеспечивает взаимодействие производства
и потребления посредством
1.1. Эволюция взглядов на рынок
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Это объясняется тем, что появился рынок уже в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным, лишь приобретая форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
По мере углубления общественного
разделения труда и развития товарного
производства понятие «рынок» приобретало
все более сложное толкование,
которое нашло отражение и
в мировой экономической
«С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли-продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства — сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в отечественной экономической литературе.
Если рассматривать рынок со стороны субъектов рыночных отношений, то возникают новые определения: «рынок как совокупность покупателей» (Ф.Котлер. «Основы маркетинга») или ((всякая группа людей, вступающая в тесные деловые отношения и заключающая крупные сделки по поводу любого товара» (А.Маршалл в кн. «Принципы экономической теории»).»3
Но это всего лишь одна сторона рынка, такие определения рынка неполны, так как не охватывают всю совокупность субъектов рыночных отношений (производителей, потребителей и посредников), не включают отношения производства, распределения, потребления в сфере обращения.
С появлением товара «рабочая
сила» рынок приобретает
Воспроизводственный аспект
характеристики рынка весьма важен.
Понятие «рынок» расширяется
до понимания его как элемента
воспроизводства совокупного
Между определением рынка как сферы обращения и как совокупности конкретных экономических отношений есть принципиальная разница, в первом случае акцент делается на объекте рыночных отношений — наличии товарно-материальных ценностей и денежных средств; во втором — на отношениях, выражающих сущность категории «рынок».
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования. Существуют два типа хозяйственных связей:
1) Натурально-вещественные, безвозмездные, в соответствии с объемом и структурой потребностей;
2) Товарные связи, осуществляемые посредством рынка. Характерными чертами последнего типа отношений являются: взаимные соглашения обменивающихся сторон, эквивалентная возмездность, свободный выбор партнеров, наличие конкуренции. Товарные (рыночные) связи возможны только на основе свободной купли-продажи товаров и услуг. Прямое жесткое фондирование, использование карточек и другие ограничения (в виде выездной торговли и т.д.) свидетельствуют о деформации рыночных связей. По форме жесткое фондирование или распределение по карточкам скорее приближается к первому типу хозяйственных связей, хотя и сопровождается формальными актами купли-продажи.
«Для товарных отношений, осуществляемых посредством рынка, очень важную роль играют не только прямые (производство — рынок — потребитель), но и обратные (потребитель — рынок — производство) хозяйственные связи. Академик B.C. Немчинов писал, что «если не принимать во внимание обратные связи, то можно создать такую окостенелую механическую систему, в которой <...> вся система залимитирована сверху донизу на каждый данный момент и в каждом данном пункте <...>, такая <...> система будет тормозить социальный и технический прогресс, под напором реального процесса хозяйственной жизни рано или поздно она будет сломана». Эти слова оказались пророческими. Административно-командная система хозяйствования, по существу отвергавшая рынок и роль обратных связей в прогрессивном развитии общества, пережила глубокий кризис и была сломана.5
Теоретически доказано, а
мировым историческим опытом подтверждено,
что механизм обратных связей является
непременным условием устойчивости
и эффективности любой
Таким образом, можно выделить еще одно понимание рынка — как общественной формы организации и функционирования экономики, при которой обеспечивается взаимодействие производства и потребления без посреднических институтов, регулирующих деятельность производителей и потребителей, прямое и обратное воздействие на производство и потребление. Так, А.В. Орлов пишет, что рынок — это сложнейшая система взаимоотношений производителей и потребителей, продавцов и покупателей, их хозяйственных связей, включая прямые многозвенные контакты с участием посредников.
Однако, иногда под рынком ошибочно понимают условия реализации товаров. Действительно, на рынке складываются условия реализации товаров и услуг, определяемые соотношением спроса и предложения (теорию спроса и предложения предстоит рассмотреть в последующих главах), которые относятся не столько к аспекту рынка, сколько к аспекту производства, распределения и потребления. Условия рынка характеризуют его состояние, а не сущность.»
В последнее время все
чаще появляются определения рынка
как системы экономических
Что касается структуры рынка, то она включает в себя следующие составляющие: идея, элементы, связи между элементами и гомеостатический регулятор. Разные рынки могут состоять из разных идей, разных элементов, между которыми могут быть разные связи, но любой рынок их имеет. При этом каждая из составляющих рынка играет на нем вполне определенную роль, которую может выполнять только она. Сами по себе эти составляющие значения не имеют, но вместе они образуют то, что мы называем рынком.
«Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.»6
Самая главная составляющая, которая является базой для рынка – это некая идея. Именно с идеи начинается любой рынок. Например, авторынок, рынок мотоциклов, рынок самолетов, вертолетов, в общем, всех транспортных средств начинается с идеи о том, что передвигаться можно не только посредством ног. Эта идея будоражила умы представителей человечества с давних времен, но только в 20 веке она смогла воплотиться и развиваться. В свою очередь в основе рынка мобильных телефонов лежит идея о том, что общаться можно не только с глазу на глаз, но и находясь, на значительном расстоянии друг от друга. Точно также любой, абсолютно любой рынок имеет в своей основе идею, которая является его двигателем. Именно идея задает динамику любому рынку и является его связующим звеном.7