Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 20:41, реферат
Современная рыночная экономика представляет собой систему хозяйствования, функционирование и эффективное развитие которой невозможно без инфраструктуры, которая играет значительную роль. В настоящее время происходит расширение и усложнение функций, выполняемых инфраструктурой, возрастает ее роль в процессе организации и функционирования различных видов рынка. Именно состояние инфраструктуры обеспечивает эффективное воспроизводство товарных отношений, способствует устойчивости и экономичности функционирования сложившихся рынков. Поэтому на инфраструктуру все в большей степени накладывается ответственность и все сильнее повышаются требования. Соответствующая новым условиям инфраструктура формирует условия для стабильного функционирования экономики и реализации потенциала, заложенного в рыночных отношениях
Введение…………………………………………………………….……….…….3
Глава 1. Основная характеристика рынка……………………………….………5
1.1. Эволюция взглядов на рынок………………………………………………..6
1.2. Структура рынка………………………………………………………….....10
1.3. Функции рынков……………………………………………….……………14
Глава 2. Инфраструктура рынка………………………………………………..17
2.1. Формы и типы рыночных связей…...…………………………………..….17
2.2. Понятие инфраструктуры рынка……………………………………..…….18
2.3. Основные элементы инфраструктуры современного рынка и их характеристика……………………………………………………………………………21
2.4. Функции инфраструктуры...………………………………………………..24
2.5. Процессы оптимизации рыночной структуры и инфраструктуры………27
Заключение…………………………………………………………………..…..31
Список использованной литературы…………………………..……………….32
Рынок в целом характеризуется богатой и сложной структурой. Его классифицируют по различным категориям:
1) По экономическому назначению объектов рыночных отношений (рынок потребительских товаров и услуг, рынок товаров промышленного назначения, рынок промежуточных товаров, рынок ноу-хау, сырьевой рынок, рынок труда, рынок ценных бумаг, теневой рынок, рынок вторсырья и т.д.);
2) По географическому положению (местный, национальный, мировой);
3) По степени ограничения конкуренции (монополистический, олигополистический, монопсонистический, свободный, смешанный и т.п.);
4) По отраслям (автомобильный, компьютерный, нефтяной и т.п.);
5) По характеру продаж (оптовый, розничный).
По объектам обмена различают
рынок товаров, рынок услуг, рынок
капиталов, рынок ценных бумаг, рынок
труда, валютный рынок, рынок информации
и научно-технических
Рынок средств производства обычно рассматривают в отраслевом аспекте. Наиболее укрупненно его можно представить в виде рынков:
1) Топлива и минерального сырья;
2) Сельскохозяйственного сырья, продовольственных и лесных товаров;
3) Объектов промышленного строительства;
4) Машин и оборудования;
5) Научно-технических знаний.
В пространственном разрезе выделяют местный (локальный) рынок, который ограничивается одним или несколькими районами страны; национальный рынок, который охватывает всю национальную территорию; мировой рынок, охватывающий все страны мира.
По типу конкуренции различают:
1) Рынок свободной (совершенной) конкуренции, где все продавцы имеют равные права и возможности;
2) Рынок несовершенной конкуренции, который подразделяется на рынки чистой монополии, олигополии и монополистической конкуренции.
( Монополия - исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная монополия на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Например, РЖД в России, « Стандарт оил оф Нью- Джерси» , имеющие предприятия более, чем в 40 странах, «Нестле», «Юнилевер» в Голландии и т.д.
Олигополия - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примером можно взять компании по производству автомобилей марки БМВ и Фольксваген или компании состовой связи в России ( МТС, Билайн, Мегафон), « Газпром», РАО « ЕЭС».
Рынок монополистической конкуренции - тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.
Монополистическая конкуренция
является не только наиболее распространённой,
но и наиболее трудно изучаемой формой
отраслевых структур. Для подобной
отрасли не может быть построено
точной абстрактной модели, как это
можно сделать в случаях чистой
монополии и чистой конкуренции.
Многое здесь зависит от конкретных
деталей, характеризующих продукцию
и стратегию развития производителя,
предсказать которые
Иногда выделяют и планово-регулируемый рынок. Здесь ведущую роль в обеспечении основных пропорций производства и обращения играет план, существует централизованное регулирование ценообразования, финансово-кредитного и денежного обращения.
В соответствии с действующим законодательством той или иной страны различают легальный, или официальный, и нелегальный, теневой, рынки.
По степени насыщенности выделяют равновесный (спрос и предложение примерно совпадают); дефицитный (спрос превышает предложение); избыточный (предложение превышает спрос) рынки.
По своей структуре
рынок представляет собой такой
способ связи или отношений между
производителями и
Рассмотрим основные и важные функции рыночной системы:
1) Первая функция - регулирующая. Рынок обеспечивает соотношение величин спроса и предложения, которые определяют уровень цен на товары и факторы производства. Если объемы производства соответствуют потребительскому спросу, устанавливается цена равновесия: она приемлема для обеих сторон торгово-рыночной сделки. В целом, если цена растет, производство начинает наращивать обороты, и объемы выпускаемой продукции увеличиваются. Если цена, соответственно, начинает падать, то отдача от производства снижается, и это является сигналом к снижению масштабов производственной деятельности.
2) Вторая функция рынка - стимулирующая. Под воздействием ценовой динамики происходит внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, освоение новых технологий, что в целом позволяет снизить издержки на изготовление товаров и услуг, совершенствовать систему качества и расширять ассортимент производимой продукции.
3) Информационная функция определяется через распределение информации, знаний и навыков между всеми экономическими субъектами рыночной системы. Таким образом, производители получают информацию о количестве продукции, ее качестве, форме и других характеристиках, которые определяются в соответствии со структурой потребительского спроса, сложившейся на данный момент времени. В результате организация становится более гибкой, она легко приспосабливается к любым изменениям внешней среды.
Цена, складывающаяся на каждом из рынков, содержит богатую информацию, необходимую всем участникам хозяйственной деятельности. Постоянно изменяющиеся цены на продукты и ресурсы дают объективную информацию о потребном количестве, ассортименте, качестве благ, поставляемых на рынки.
4) Ценообразующая (или эквивалентная) функция - это установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном.
5) Интегрирующая функция состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, включение их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Без рынка производство не может служить потреблению, а потребители не смогут удовлетворять свои потребности.
6) Посредническая функция заключается в том, что в экономике с развитым типом совершенной конкуренции товаропроизводители создают своего потребителя, а те в свою очередь имеют право выбрать товар определенной марки.
Кроме вышеперечисленных функций, рынок оценивает произведенный продукт, его исходные ресурсы и количество затраченных факторов производства, среди которых основным, безусловно, является труд. Таким образом, деятельность рынка направлена на эффективное и рациональное использование всех производственных факторов.
7) Выделяют также оздоравливающую (санирующую) функцию. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий. И напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и активным.
Таким образом, рынок это сложный структурный элемент, который включает в себя множество различных важных аспектов без который полноценное функционирование рынка невозможно.
Глава 2. ИНФРАСТРУКТУРА РЫНКА
Инфраструктура – это совокупность связанных между собой организаций, обеспечивающих работу того или иного рынка.
2.1. Формы и типы рыночных связей
Рыночные связи различаются по неодинаковым признакам торговых сделок. Эти сделки можно классифицировать следующим образом.
1) По способам связи между агентами рынка различаются такие виды торговли, как:
- производитель или владелец товара непосредственно продает его потребителю;
- производитель реализует полезную вещь сначала торговому посреднику, а тот перепродает ее потребителю;
- посредничество бывает многозвенным, когда в нем последовательно участвует несколько перекупщиков вещей.
2) В зависимости от видов оплаты товаров выделяются следующие формы торговли:
-бартерная торговля: безденежный обмен одного вида товара на другой;
-продажа благ за наличные деньги (или с оплатой по чеку). Так население приобретает нужные вещи на потребительском рынке;
-реализация продукции по безналичному расчету (оплата производится по перечислению: по поручению покупателя банк снимает с его счета деньги и переводит на счет продавца). Данным способом чаще всего приобретаются средства производства;
-продажа товара наложенным платежом (потребитель, живущий далеко от торгового предприятия, получает желаемую вещь, выкупая ее путем перечисления денег продавцу);
-реализация товаров в кредит (покупатель получает благо, обычно внося за него небольшую плату и в обмен на обязательство выплатить остальные деньги в оговоренные сроки). Такая форма торговли предполагает обилие товаров, и она развивается к выгоде покупателей и продавцов;
-предоставление вещей в прокат за определенную плату (в этом случае оплачивается время пользования благом).
3) С учетом объема продаж различают две формы реализации товаров:
-оптовая торговля: продукты закупаются оптом (крупными партиями) торговыми посредниками у производителей на торговых ярмарках и через товарные биржи;
-розничная торговля означает куплю-продажу преимущественно потребительских благ в небольших количествах. Таким способом отдельные лица приобретают нужные им продукты в магазинах, торговых палатках, на продовольственных и вещевых рынках.
2.2. Понятие инфраструктуры рынка
Впервые термин инфрастуктура
был использован в
Одна группа авторов
определяет инфраструктуру как
всю систему обслуживания, видя
функцию инфраструктуры в
Известна и такая
точка зрения, согласно которой
инфраструктура составляет
В 40-е годы XX в. на
Западе под инфраструктурой
Инфраструктура - это
обязательный компонент любой
целостной экономической
Она представляет собой
составную часть общего
Процесс формирования
инфраструктуры в качестве
Сегодня выделяют