Структура национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие национальной экономики Беларуси невозможно без ее эффективной структуры. Структура национальной экономики имеет огромное значение для сбалансированности национальной экономики, её эффективного и устойчивого роста. От состояния структуры национальной экономики зависят степень удовлетворения потребностей населения и реализация его интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Принципы структуризации национальной экономики современного типа.….6
1.1.Разновидность структуры национальной экономики………………………. 6
1.2.Система макроэкономических показателей………………………………… 11
1.3.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь……………………………………………….. 13
2 Общая характеристика национальной структуры РБ………………………….16
2.1.Территориальная структура……………………………………………………16
2.2. Основные секторы национальной экономики РБ…………………………. 17
2.3.Отраслевая структура совокупного общественного продукта и ее динамика ……………………………………………………………………………………...18
2.4.Воспроизводственная структура народного хозяйства…………………… 19
2.5. Социальная структура РБ…………………………………………………… 20
2.6. Структура внешней торговли……………………………………………….22
3 Пути совершенствования структуры национальной экономики………….... ..26
3.1. Направления совершенствования структуры национальной экономики…26
3.2.Стратегия развития структуры национальной экономики на 2011-15 гг…………………………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Структура национальной экономики-КУРСАЧ.docx

— 130.31 Кб (Скачать файл)

Данный первичный сектор включает сельское и лесное хозяйство, рыболовство и охотоводство, все разновидности промышленности, туризм и все те отрасли, которые связаны с производством и доведением экономического блага до потребителя. Указанные отрасли создают материальные предпосылки для развития других сфер общества. [3, с. 15]

Вторичный сектор национальной экономики состоит из денежно-кредитного хозяйства (монетарный сектор), социальной сферы (здравоохранение, образование), а также фундаментальной науки. Считается, что данный сектор обслуживает реальный сектор экономики, создавая для него необходимые экономические условия и социальные предпосылки.

Наконец, третичный сектор — духовное производство — отражает культурную и религиозную, а также  социально-политическую деятельность (табл. 2).

Таблица 2

Важнейшие сектора национальной экономики

Национальная  экономика

Первичный сектор

Вторичный сектор

Третичный сектор

Реальный сектор экономики

Денежно-кредитная

сфера и др.

Духовное 
производство

Отрасли

Отрасли

Отрасли


Источник: [4, с. 48]

Отраслевая структура  выступает как устойчивое соотношение  между основными отраслями национальной экономики, а внутри наиболее важных отраслей между отдельными подотраслями.

Отрасль есть группа предприятий, выполняющих одинаковые производственные функции и выпускающих однородную продукцию.

В рамках промышленности принято  выделять легкую и пищевую промышленность, машиностроение и т. д.; внутри машиностроения — тяжелое и легкое машиностроение, тракторостроение, оптическое производство и т. п.

В макроэкономическом анализе  особое внимание уделяется соотношению  тех отраслей, которые входят в  состав реального сектора экономики. Отрасли выстраиваются по ранжиру  с учетом удельного веса в ВВП, в общей численности занятых, с учетом налоговых поступлений  в бюджет страны и т. д.

В условиях НТР целесообразно  определять отраслевую структуру с  учетом использования современных  видов технологии. Так, выделяются передовые  и отсталые, перспективные и отмирающие отрасли, отрасли капиталоемкие  и трудоемкие, экспортные и работающие преимущественно на внутренний рынок, а также дотационные и самоокупающиеся, стратегические (социально значимые) и нестратегические, наконец, милитаризованные и гражданские отрасли национальной экономики.

Анализ отраслевой структуры  направлен на выявление состояния  производственной инфраструктуры (транспорт, энергетика), которая в отличие  от ее классического понимания не просто окаймляет реальный сектор, а в качестве важнейшего компонента входит в его состав, работает на его жизнеобеспечение.

Наличие неблагоприятных  показателей отраслевой структуры  свидетельствует о необходимости  проведения структурных сдвигов.

Региональная структура  национального производства.

Регион — территориальная  подсистема национальной экономики, которая  функционирует на основе взаимодействия отраслевого и территориального разделения труда. В роли региона  могут выступить административный и экономические районы.

С учетом административного  деления в условиях Беларуси выделяются 7 административных образований: Минск  и соответственно 6 областей.

Экономический район —  это часть территории страны, которая  отличается структурой и специализацией производства с учетом имеющихся  природных, трудовых ресурсов, а также  климатических условий.

Внутри каждого района складывается своя оригинальная отраслевая структура производства. Часто экономический  район функционирует как территориально-производственный комплекс.

В условиях Беларуси это  центральный экономический район (Минск), а также Восточно-Витебский, Западно-Прибугский и Полесский экономический районы.

Основная цель региональной экономики — эффективное использование  имеющихся ресурсов, обеспечение  высокого уровня и качества жизни  проживающего там населения. Поэтому с макроэкономических позиций анализируются региональное рыночное пространство, природно-климатические условия, уровень развития и структура производительных сил, производственная специализация, состояние инфраструктуры.

В силу различных обстоятельств  регионы страны развиваются неравномерно. Не всегда обеспечивается рациональное использование имеющихся экономических  ресурсов. Это отражается через отставание в экономическом развитии, через  низкий уровень доходов местного населения. Особые проблемы региональной экономики — отсутствие комплексного развития, доминирование крупных  городов, высокий уровень безработицы, обострение экологической ситуации. [4, c. 49]

С макроэкономических позиций  исследуются территориальное разделение труда, вопросы дотационной поддержки  местных бюджетов. При разработке региональной политики ставится задача обеспечить комплексное развитие территории, создать равные возможности для  получения образования, культурного  роста, а также свободу выбора трудовой и предпринимательской  деятельности. [14, с. 25]

Институциональная структура  предстает как упорядоченная  совокупность специальных учреждений и организаций, усвоенных норм поведения  и добровольно принятого порядка  согласования экономического поведения  агрегированных субъектов национальной экономики. Появление нового элемента в институциональной структуре  свидетельствует об обогащении опыта  хозяйствования, о том, что такой  опыт фильтруется с учетом особенностей национального менталитета.

Наиболее заметные изменения  в институциональной структуре  всегда приходятся на период проведения радикальных экономических реформ. Очень важно то, что продуманное  институциональное строительство  прекращает хаос и анархию, повышает степень организованности экономической  жизни, формирует «культурную сеть»  рыночного хозяйства.

Структура отношений с  внешним миром. Степень включения  национальной экономики в международное  разделение труда определяет степень  ее открытости к внешнему миру.

Открытая национальная экономика  предстает как звено в системе  мирового хозяйства, выступает как  альтернатива замкнутой экономике.

Открытая экономика в  большей степени зависит от внешней  среды, но тем не менее рассматривается в качестве прогрессивной формы.

В качестве показателей открытости национальной экономики применяются: внешнеторговая квота в ВВП; доля экспорта в объеме национального производства; доля импорта в потреблении; удельный вес иностранных инвестиций по отношению к внутренним.

При оценке степени открытости национальной экономики следует  иметь в виду, что малые страны традиционно имеют более высокую  степень открытости. Их внешнеторговая квота составляет обычно 55-70% от ВВП (у крупных держав — 40-45%). Поэтому есть резон различать большую открытую и малую открытую национальную экономику.

Повышение степени открытости всегда сопровождается структурными сдвигами. Одновременно надо быть готовым к  возрастанию ее «уязвимости» от состояния  международной конъюнктуры. Структуру  отношений с внешним миром  всегда удачно выражает развернутая  структура торгового баланса  страны.

Экономическая структура  отражает состояние и динамику экономического строя, условия включения населения  страны в трудовой процесс, характер отношений присвоения, доминирование  форм собственности и предпринимательства.

С учетом форм собственности  выделяются частный и государственный  сектор экономики. Их соотношение свидетельствует  о качественном состоянии экономической  системы, о наличии или об отсутствии в стране своеобразного рыночного  потенциала. Поправка на отраслевую структуру  окончательно позволяет определить, в чьих руках находятся «командные высоты».

В переходный период, когда  процесс деэтатизации экономики еще не завершен, наряду с частным и государственным выделяется так называемый «огосударствленный» сектор, частный капитал которого находится под жестким контролем со стороны государства.

Определяя экономическую  структуру, следует установить экономический режим функционирования государственных предприятий, степень распространения коммерческого расчета, доминирующие формы предпринимательской деятельности, присутствие в национальном производстве иностранного капитала. [4, c. 50-51]

Социальная структура. По сути дела в данном случае речь идет о классах, стратах, группах и  т. п. Но в первую очередь предстоит  выявить удельный вес армии наемного труда в общей численности  занятых, распределение населения  по уровню доходов, имущественную дифференциацию. Не будет лишним и определение  удельного веса зарплаты в структуре  доходов населения страны, удельный вес безработных.

При определении социальной структуры в качестве своеобразных точек отсчета для анализа  такого рода выступают прожиточный (физиологический) минимум, минимальный  прожиточный бюджет, уровень средней  заработной платы и пенсий, минимальная  заработная плата, тарифная ставка работника 1-го разряда и др. [4, c. 52]

Таким образом, структура  национальной экономики представляет собой устойчивые количественные соотношения  между ее составными частями. Различают  воспроизводственную, социальную, «отношение с внешним миром», территориальную, институциональную, экономическую  структуры и инфраструктуру национальной экономики. Устойчивость структуры  национальной экономики весьма относительна. Многообразие внешних и внутренних факторов, воздействующих на нее, способствует непрерывной модификации этой структуры.

1.2 Система макроэкономических пропорций

Существенная черта национальной экономики — сложившиеся макроэкономические пропорции.

Важная задача экономической  теории и практики национального  хозяйствования — определение и  регулирование важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития страны, изучение их сути, тенденций  и факторов, влияющих на их размеры. Без этого невозможно эффективно управлять развитием национальной экономики в интересах достижения ближайших и отдаленных целей  социально-экономического прогресса  общества и государства. Важно разрабатывать  прогнозные значения основных показателей  и пропорций развития национальной экономики. Макроэкономические расчеты  и анализ важнейших макроэкономических показателей, достижение пропорциональности (соотношения) в их развитии позволяют:

1) реально оценивать возможности  национальной экономики в обеспечении  внутренних и внешних потребностей Республики Беларусь, ее регионов и отдельных групп населения;

2) определять потенциал  развития отдельных отраслей  национальной экономики и национального  хозяйства в целом;

3) разрабатывать стратегию  и тактику экономических реформ, внешнеэкономической деятельности;

4) совершенствовать экономический механизм функционирования национального рынка страны в целом и отдельных его сегментов (рынков труда, ценных бумаг, инвестиций, товаров и т. д.);

5) развивать налоговый,  финансово-кредитный, структурный,  инвестиционный, социальный и другие  аспекты политики государства;

6) оценивать альтернативы  развития национальной экономики  в целом, ее отраслей и регионов.

Определять и реализовывать  меры экономической безопасности страны. Это далеко не полный перечень вопросов и проблем, которые следует решать на этапе планирования и государственного регулирования развития национальной экономики. Экономический потенциал  страны — основа реализации социально-экономических  задач государства. Он создается  трудом всех слоев населения, пополняется  и поддерживается через систему  производства в стране и через  ее связи с другими государствами. Воспроизводственный процесс, представляющий сложную социально-экономическую  систему, может быть охарактеризован  целой группой важнейших макроэкономических показателей и пропорций. Их совокупность определяет масштабы, взаимосвязь и  взаимообусловленность процессов  и явлений, реально существующих в экономике страны. [9, с. 25]

Макроэкономические пропорции  — это количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями национальной экономики.

Виды макроэкономических пропорций. Важнейшие пропорции  национального воспроизводства  образуют систему, которая включает:

1) общеэкономические, выражающие  соотношение между сферами и  подразделениями национальной экономики,  между фазами воспроизводства,  сбережениями и инвестициями, совокупным  спросом и совокупным предложением, а также доходами, потреблением  и сбережением;

2) межотраслевые, которые  выражают соотношение между ведущими  отраслями, промышленностью и  инфраструктурой, сельским хозяйством  и промышленностью, а также  комплексами национальной экономики;

Информация о работе Структура национальной экономики Беларуси