Структура национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие национальной экономики Беларуси невозможно без ее эффективной структуры. Структура национальной экономики имеет огромное значение для сбалансированности национальной экономики, её эффективного и устойчивого роста. От состояния структуры национальной экономики зависят степень удовлетворения потребностей населения и реализация его интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Принципы структуризации национальной экономики современного типа.….6
1.1.Разновидность структуры национальной экономики………………………. 6
1.2.Система макроэкономических показателей………………………………… 11
1.3.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь……………………………………………….. 13
2 Общая характеристика национальной структуры РБ………………………….16
2.1.Территориальная структура……………………………………………………16
2.2. Основные секторы национальной экономики РБ…………………………. 17
2.3.Отраслевая структура совокупного общественного продукта и ее динамика ……………………………………………………………………………………...18
2.4.Воспроизводственная структура народного хозяйства…………………… 19
2.5. Социальная структура РБ…………………………………………………… 20
2.6. Структура внешней торговли……………………………………………….22
3 Пути совершенствования структуры национальной экономики………….... ..26
3.1. Направления совершенствования структуры национальной экономики…26
3.2.Стратегия развития структуры национальной экономики на 2011-15 гг…………………………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Структура национальной экономики-КУРСАЧ.docx

— 130.31 Кб (Скачать файл)

3) внутриотраслевые, выражающие соотношение между отдельными видами производств;

4) внутрикомплексные, включая  внутреннюю структуру АПК, ВПК  и др.;

5) территориальные и межрегиональные;

6) межгосударственные, которые формируются в сфере международных экономических отношений (экспорт-импорт).

По форме сегодня принято  выделять:

а) натуральные или вещественные пропорции;

б) стоимостные или денежные пропорции;

в) пропорции распределения  трудовых ресурсов.

Натурально-вещественные пропорции  характеризуют соотношение объемов  производства стратегически важных видов продукции (электроэнергия —  алюминий, станки — металл, чугун  — сталь, зерно — продовольствие и т. д.). Они учитываются при составлении специальных расчетов — межотраслевых и отраслевых балансов, отражающих поступление и расход материальных ресурсов.

Всегда существуют пропорции  между отдельными видами производств (добыча нефти-газа и пропускная способность  трубопроводов; объем промышленной продукции и пропускная способность  железной дороги и т. д.). Есть смысл  определять соотношение между производством  и потреблением важнейших видов  экономических благ, выявляя степень  самообеспечения страны зерном, электроэнергией, металлом и т. д.

Особую группу образуют показатели, при расчете которых используются только стоимостные значения (соотношение  между составными частями совокупного  национального продукта или ВВП; денежной и товарной массой; амортизационным  фондом и замещающими инвестициями, инвестициями и сбережениями).

Так называемые «трудовые  пропорции» отражают распределение  рабочей силы между сферами национальной экономики (сектор домашних хозяйств, реальный сектор и социальная сфера; занятое и трудоспособное население; занятость в промышленности и  сельском хозяйстве; город и деревня). Пропорции трудовых ресурсов отражают состав рабочей силы по уровню подготовки и квалификации, возрасту и половому признаку. [4, с. 62]

Таким образом, важнейшей  характеристикой любой национальной экономики являются сложившиеся  в ней макроэкономические пропорции. Макроэкономические пропорции – количественные соотношения между различными подразделениями и сферами общественного производства, отраслями, территориально-производственными частями экономики. Каждый тип национальной экономики имеет свои особенности формирования пропорций.

1.3.Предпосылки  становления, функционирования и  развития национальной экономики  Республики Беларусь

Для осуществления сложных  процессов трансформации экономики  Беларуси в направлении построения социально ориентированной рыночной экономики необходимо выполнение следующих  предпосылок: общесистемных, системных, внутрисистемных.

Общесистемные предпосылки  включают определение правовых, идеологических, политических условий, характеризующих  фундаментальные устои общества и тип создаваемого государства. Данные предпосылки создают принципиальные рамки для всех аспектов развития общества и государства. Согласно Национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития (НСУР) Республики Беларусь до 2020 года, в качестве общесистемных  условий стратегического характера  определены:

  • построение и развитие унитарного демократического социального правового государства в соответствии с Конституцией Республики Беларусь;
  • формирование современного гражданского общества;
  • создание социально ориентированной рыночной экономики.

В контексте решения этих глобальных задач идет формирование белорусской государственности. Вся  теоретическая и практическая деятельность по строительству нашей государственности  должна наполнять конституционную  форму реальным идеологическим, политическим, социально-экономическим и правовым содержанием. Это обеспечит условия  становления в Беларуси открытого  гражданского общества со зрелыми демократическими механизмами защиты прав человека, взаимодействия гражданских структур и государства.

В качестве перспективной  модели развития страны принята модель социально ориентированной рыночной экономики, которая строится на принципах  конституционных гарантии личных прав, свобод граждан, свободы предпринимательства, выбора профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантий ее неприкосновенности и использования  в интересах личности и общества, обеспечения взаимоувязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других социально уязвимых слоев населения, социального партнерства.

Общесистемные предпосылки  подразделяются также на внешне- и  внутриполитические предпосылки.

К первым относятся:

  • суверенитет, открытость экономики;
  • стабильность стратегических приоритетов;
  • многовекторность внешней политики.

К внутриполитическим предпосылкам относятся:

  • становление демократии;
  • оптимизация государственных структур управления;
  • повышение гражданской активности.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты:

  • несовершенную структуру экономики (воспроизводственную,
  • отраслевую, региональную, технологическую);
  • физически и морально устаревшие основные фонды и технологии;
  • несоответствие товарной структуры производства и потребления;
  • низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг;
  • слабую обеспеченность топливно-энергетическими ресурсами,
  • недостаточно благоприятный инвестиционный климат и т. д. Данные тенденции необходимо внимательно анализировать и объективно оценивать при формировании потенциала развития национальной экономики.

Внутрисистемные предпосылки  направлены на обеспечение эффективности  и конкурентоспособности национальной экономики на основе ее перевода на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация  ее структурных характеристик. Суть обновления состоит в том, чтобы  создать структуру экономики, адекватную реальным потребностям общества, базирующуюся на современных прогрессивных технологиях, способную эффективно функционировать  в условиях рынка и интеграции белорусской экономики в мировое  хозяйство.

Накопленные белорусской  экономикой структурные деформации после распада СССР весьма многообразны.

Они проявлялись:

1)в отраслевой структуре, в гипертрофии тяжелой промышленности и отставании производственной и социальной инфраструктуры, несоответствии структуры спроса и предложения;

2)в технологической структуре производства, в морально устаревшей материально-технической базе, не позволяющей рассчитывать на успешную деятельность в условиях рынка;

3)в техническом уровне и качестве выпускаемой продукции, в низкой конкурентоспособности большинства видов производимой продукции;

4в размерной структуре производства – доминировании крупных и сверхкрупных предприятий;

5)в системе существовавших между предприятиями хозяйственных связей, которые устанавливались в централизованном порядке и без учета их влияния на издержки производства и конечные результаты.

Таким образом, указанные  проблемы можно преодолеть на основе активного государственного регулирования. Важное место занимает при этом создание новой системы управления с учетом требований социального, экономического, экологического принципов устойчивого развития. Ноосферная модель устойчивого развития – это модель управляемых взаимодействий общества – природы – человека в целях более гармоничного развития системы в целом. Эта модель строится на понимании того, что природосбережение и ее восстановление становится общепланетарной ценностью и главным условием выживания человечества в новом веке.

 

2 Общая характеристика  национальной структуры РБ

2.1.Территориальная структура

Территориальная структура народного  хозяйства отражает распределение  производительных сил в территориальном  разрезе. В этом смысле в Республике Беларусь выделяются экономические  регионы, территориальные комплексы  и территориально-производственные комплексы (ТПК).

Работы по территориальному районированию  в Беларуси проводились уже в 20-х годах. Первоначально они были связаны с районированием сельского хозяйства. Основательные исследования проводились в Совете по исследованию производительных сил (СОПС) при Госплане СССР, а также в научно-исследовательских институтах АН БССР и Госплане БССР. Ныне эти исследования проводятся в Научно-исследовательском экономическом институте Минэкономики Республики Беларусь и в институте экономики Национальной Академии наук Беларуси.

Экономическое районирование народного  хозяйства применяется как инструмент выделения территориальных комплексов. В этой связи в республике выделяется четыре экономических района: Центральный, Юго-Восточный, Северо-Восточный и Западный [4, с.360]. В то же время территория республики делится на три природно-хозяйственных района: Северный, Центральный и Южный [4, с.370].

Территориальные комплексы (ТК) –  комплексы отраслей и производств  на территории экономического района. ТК отражают территориальный аспект формирования межотраслевых комплексов. Они формируются в соответствии с принципами теории экономического районирования.

Для Беларуси характерны три типа экономических районов, а именно:

экономические районы в пределах административных областей (г. Минск и шесть областей); каждая область имеет свой набор отраслей специализации, свой уровень комплексности развития, свои органы управления; внутриобластные экономические районы (подрайоны) (их насчитывается 19). Каждый из них имеет свои отрасли специализации как в пределах областей, так и в масштабах республики. В отличие от областей подрайоны не имею органов управления, так как они не выполняют административных функций; низовые административные экономические районы – это сельские административные районы (их в Беларуси 118), которые можно рассматривать как первичные территориальные подразделения в системе экономического районирования.

 

 

 

 

 

 

 

Производство, сформированное на территории отдельных районов, образует территориально-производственные комплексы (ТПК) – как совокупность предприятий и сооружений различных отраслей, расположенных на определенной территории и связанных между собой использованием общерайонных природных и экономических ресурсов, а также общей системой расселения.

В Республике Беларусь выделяют три  типа территориально-производственных комплексов [1, с.140-142]:

1. ТПК многоотраслевого развития (шесть комплексов): Минский (машиностроение); Гомельский (лесная и деревообрабатывающая, пищевая, машиностроение); Могилевский (черная металлургия, химическая); Витебский (легкая, строительных материалов, машиностроение); Гродненский (пищевая, стройматериалов, химическая, стекольная, лесная и деревообрабатывающая, легкая); Бобруйский (химическая и нефтехимическая, лесная и деревообрабатывающая, стекольная и фарфорово-фаянсовая);

2. Интенсивно-развивающиеся ТПК  (11 комплексов): Брестский (электроэнергетика, пищевая, лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, легкая); Барановичский (легкая, пищевая, машиностроение); Пинский (легкая, пищевая, лесная и деревообрабатывающая); Молодечненский (лесная и деревообрабатывающая, машиностроение, пищевая, стройматериалы, порошковая металлургия); Лидский (машиностроение, химическая, стекольная и фарфорово-фаянсовая); Оршанский (легкая); Борисовский (лесная и деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, пищевая, медпрепаратов); Солигорский (химическая, пищевая, легкая); Новополоцкий (топливная, электроэнергетика, химическая и нефтехимическая); Мозырский (топливная, лесная и деревообрабатывающая, пищевая, стройматериалов); Жлобинский (легкая, стройматериалы, металлургическая, электроэнергетика);

3. ТПК, представляющие собой  простые группировки предприятий  (два комплекса): Глубокский (пищевая, стекольная и фарфорово-фаянсовая, лесная и деревообрабатывающая); Кричевский (стройматериалы, легкая, пищевая).

 

2.2.Основные секторы национальной экономики РБ

В РБ в последние  годы выделили три сектора национальной экономики: сырьевой (включает в себя добывающие отрасли); машиностроительный и сельское хозяйство.

Отрасли, входящие в сырьевой сектор, имеют годовой  прирост объема производства, сопоставимый с темпом прироста промышленной продукции  в целом, но их доля в общем объеме промышленной продукции возрастает.

Рентабельность  реализованной продукции в данных отраслях в 2-3 раза превосходит общий  уровень по промышленности.

Информация о работе Структура национальной экономики Беларуси