Структура национальной экономики Беларуси

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Успешное развитие национальной экономики Беларуси невозможно без ее эффективной структуры. Структура национальной экономики имеет огромное значение для сбалансированности национальной экономики, её эффективного и устойчивого роста. От состояния структуры национальной экономики зависят степень удовлетворения потребностей населения и реализация его интересов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….5
1 Принципы структуризации национальной экономики современного типа.….6
1.1.Разновидность структуры национальной экономики………………………. 6
1.2.Система макроэкономических показателей………………………………… 11
1.3.Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики Республики Беларусь……………………………………………….. 13
2 Общая характеристика национальной структуры РБ………………………….16
2.1.Территориальная структура……………………………………………………16
2.2. Основные секторы национальной экономики РБ…………………………. 17
2.3.Отраслевая структура совокупного общественного продукта и ее динамика ……………………………………………………………………………………...18
2.4.Воспроизводственная структура народного хозяйства…………………… 19
2.5. Социальная структура РБ…………………………………………………… 20
2.6. Структура внешней торговли……………………………………………….22
3 Пути совершенствования структуры национальной экономики………….... ..26
3.1. Направления совершенствования структуры национальной экономики…26
3.2.Стратегия развития структуры национальной экономики на 2011-15 гг…………………………………………………………………………………...29
Заключение………………………………………………………………………...33
Список использованной литературы……………………………………………..35

Файлы: 1 файл

Структура национальной экономики-КУРСАЧ.docx

— 130.31 Кб (Скачать файл)

• гармонизации развития крупного производства (создание национальных и вхождение в транснациональные корпоративные структуры) и малого предпринимательства;

• обеспечения рационального  использования природно-экономических, демографических и других местных  ресурсов;

• комплексного развития производительных сил страны и ее регионов;

•экологизации экономики, сохранения окружающей среды для нынешнего и будущих поколений.

3.2.Стратегия развития структуры национальной экономики на 2011-2015 гг.

Республика Беларусь в  своей социально–экономической  политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе.

Вместе с тем для  динамичного развития требуется  более активное совершенствование и модернизация действующих организационно–экономических механизмов, экономических институтов и экономической политики, которые позволят повысить эффективность, устойчивость и конкурентоспособность существующей модели развития Республики Беларусь.

Основные направления  совершенствования предусматривают  формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.

Главная цель — рост благосостояния и улучшение условий жизни  населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.

Ее реализация предусматривает  повышение реальных располагаемых  денежных доходов населения в 2015 году к уровню 2010 года в 1,7 — 1,76 раза на основе обеспечения роста ВВП — в 1,62 — 1,68 раза, производительности труда — в 1,63 — 1,68 раза, объемов промышленного производства — в 1,54 — 1,6 раза, сельского хозяйства — в 1,39 — 1,45 раза, удельного веса отгруженной инновационной продукции организациями, основным видом деятельности которых является производство промышленной продукции, в общем объеме отгруженной продукции до 20 — 21 процента в 2015 году, инвестиций в основной капитал за пятилетие — в 1,9 — 1,97 раза, основная часть которых будет направлена на создание и модернизацию более одного миллиона рабочих мест.

Реализация поставленной цели будет достигнута на основе всестороннего  использования потенциала сильного государства, концепция которого успешно  претворяется в жизнь в нашей  стране. Именно оно выступит гарантом защиты частной собственности, инициатором  и эффективным проводником прогрессивных преобразований.

При этом потребуется концентрация ресурсов на следующих приоритетных направлениях социально–экономического развития Республики Беларусь на 2011 — 2015 годы.

Развитие человеческого  потенциала.

Инновационный путь развития экономики базируется прежде всего на человеческом потенциале. Талантливый и трудолюбивый белорусский народ — источник и носитель прогресса в государстве.

Основа гармоничного развития нашего государства — баланс между  экономической эффективностью и социальной справедливостью; создание материальной базы и системы стимулирования творческого развития работника и его высокопроизводительного труда; формирование психологии активного и добросовестного предпринимательства.

Потенциал человека — это  потенциал государства, чем богаче человек — тем богаче страна.

Предпринимательство и инициатива.

Динамичность развития экономики  зависит от предпринимательской  активности и инициативы. В этом приоритете заложен принцип полноценного партнерства частной и государственной форм собственности, что достигается совершенствованием делового климата для всех субъектов хозяйствования — государственных и частных, отечественных и иностранных, и в конечном итоге — созданием безбарьерной деловой среды.

Предпринимательство станет основой развития экономики как  ее наиболее гибкая, инновационно активная, быстро реагирующая на изменения внешних факторов составляющая.

Инновационное развитие и структурная перестройка экономики, создание новых наукоемких, высокотехнологичных производств.

Магистральный путь развития национальной экономики — новые  знания и технологии.

Ключевая задача пятилетия  — создание в Беларуси принципиально  новых производств, предприятий и отраслей, производящих экспортно ориентированную, высокотехнологичную продукцию.

В этих целях будет обеспечено формирование благоприятного бизнес–климата для отечественных и иностранных  инвесторов, что позволит провести структурные преобразования экономики, увеличить выпуск конкурентоспособной инновационной продукции с высокой добавленной стоимостью, доходы предприятий, граждан и государства.

Совершенствование структуры  экономики будет основано на:

  1. конкурентоспособных традиционных производствах, работающих в составе холдинговых и других интегрированных корпоративных структур с включением в их состав научных центров, взаимодействующих с академической и вузовской наукой;
  2. новых высокотехнологичных производствах и секторах экономики, созданных как на основе отечественных разработок с участием бизнеса, так и в стратегическом партнерстве с передовыми мировыми компаниями.

На новую правовую основу будет поставлен процесс коммерциализации результатов исследований и разработок. Дальнейшее развитие получит система  создания, оборота и охраны прав интеллектуальной собственности.

Реализация предусмотренных  мер позволит сформировать эффективную  национальную инновационную систему, быстро и результативно внедрять самые передовые достижения науки в производство, что станет основой ускоренного экономического роста и повышения качества жизни в стране.

Рост экспорта товаров и услуг, сбалансированность и эффективность  внешней торговли.

Концентрация экономической  политики на наращивании экспортного  потенциала страны позволит изменить структуру экспорта Беларуси в сторону увеличения доли высокотехнологичных товаров и услуг, а также снижения ее энергетической составляющей; обеспечить расширение традиционных и завоевание новых рынков сбыта. Это является обязательным условием снижения уязвимости экономики к колебаниям внешнеэкономической конъюнктуры, обеспечения необходимых объемов поступления валютных средств.

Устойчивое развитие регионов.

Целью регионального развития должны стать повышение эффективности  и структурные преобразования экономики  на основе рационального использования производственного и ресурсного потенциалов областей, районов и городов.

Условием динамичного  роста экономики страны является комплексное решение социальных, экономических и экологических  проблем на региональном уровне путем обеспечения сбалансированного развития экономики и социальной сферы.

Необходимо предоставить людям возможность получать достойную  оплату труда и пользоваться услугами высокого качества как в городах, так и в малых и сельских населенных пунктах.

Это позволит равномерно улучшать уровень и качество жизни населения  независимо от места жительства.

Качественное и доступное жилье.

В предстоящей пятилетке  предусматривается повысить уровень  обеспеченности населения жильем, уменьшить количество граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Предстоит создать и  развить рынок арендного жилья.

Доступность жилья для  большинства граждан будет обеспечена за счет роста доходов населения  и развития форм долгосрочного кредитования жилищного строительства на привлекательных условиях.

Среди важных задач, требующих  первоочередного решения, — повышение качества жилья и жилищно–коммунальных услуг.

Эффективный агропромышленный комплекс.

Основными направлениями  повышения эффективности агропромышленного комплекса являются переход на интенсивный путь развития и внедрение передовых технологий.

Усилия в этой сфере  будут сконцентрированы на формировании высокорентабельного и устойчивого сельскохозяйственного производства и переработки сельскохозяйственной продукции с высоким уровнем механизации и автоматизации, соответствующим мировым аналогам.

Необходимо завершить  модернизацию сельскохозяйственного  производства и сделать его прибыльным.

Следует расширить возможности  для ведения бизнеса в агросекторе.

Результатом работы должны стать обеспечение продовольственной  безопасности страны, наращивание объемов экспорта продовольствия и выход этого комплекса на бездотационную работу.

 

Заключение

Экономика любой страны представляет собой взаимосвязанную совокупность экономик предприятий и корпораций, отраслей и сфер национальной экономики, межотраслевых объединений и регионов. Все эти элементы находятся в иерархическом взаимодействии и выполняют роль подсистем в системе более высокого порядка - национальной экономике. Обязательной характеристикой любой национальной экономики является ее структура.

Все, что происходит в национальной экономике в значительной степени  связано с формами проявления существующей ее структурой, которая  направлена на удовлетворение потребностей и реализацию интересов населения или отдельных социальных слоев и групп людей.

Структура национальной экономики - это  сложная исторически определенная категория, характеризующая многогранный процесс формирования системы организационно-экономических и социально-экономических отношений в жизнедеятельности общества. По своей сущности структура национальной экономики как экономическая категория выражает совокупность отношений по поводу внутреннего строения, расположения, порядка и взаимосвязи отдельных элементов национальной экономики, удельного веса и пропорций организационно-экономических и социально-экономических отношений в общем объеме национальной экономики.

Наиболее наглядно структурные  элементы национальной экономики можно  представить видами ее структуры. Основываясь  на проведённом анализе, мы выделили, обосновали и показали особенности следующих видов структуры национальной экономики: общеэкономической, межотраслевой, внутриотраслевой, структурой национальной экономики по формам собственности и организационно-экономическим видам хозяйства, территориальной.

Общеэкономическая структура национальной экономики рассматривает соотношение между макроэкономическими элементами экономики. На наш взгляд, особенно важно здесь выделить стоимостную структуру валового внутреннего продукта, структуру использования национального дохода (соотношения между потреблением и накоплением), соотношение между I и II подразделениями общественного воспроизводства.

Межотраслевая структура национальной экономики отражает пропорции между базовыми отраслями или их группами, определяющими экономический и технологический уровень, её ориентацию: социальную (приоритет отраслей потребительского комплекса), милитаристскую (приоритет военно-промышленного комплекса) или сырьевую (приоритет топливно-сырьевых отраслей).

Внутриотраслевая структура национальной экономики выделяет более сходные с точки зрения конкретных особенностей виды экономической деятельности.

Структура национальной экономики  по формам собственности и организационно-экономическим видам хозяйства рассматривает соотношение государственной, смешанной и частной собственности, соответствующих им способов распределения и обмена; структуру национальной экономики по организационно-экономическим видам хозяйств; степень охвата государственным регулированием различных укладов и воспроизводственных секторов.

Анализ состояния общеэкономической  структуры национальной экономики позволяет сделать следующие выводы.

Во-первых, в настоящее время  состояние общеэкономической структуры  национальной экономики России характеризуется  частичной макроэкономической стабилизацией. Сформирован механизм свободного ценообразования на большинстве рынков товаров и услуг, поддерживаются достаточно стабильные цены и невысокий уровень инфляции.

Во-вторых, для совершенствования  состояние общеэкономической структуры отечественной экономики необходимо обеспечить равные условия конкуренции, ослабить бюрократический произвол. Обеспечить условия для развития малого бизнеса. Обеспечить свободный вход на рынок. Усилить государственный контроль по созданию условия, при которых антимонопольные законы и органы, реально действовали бы в хозяйственной практике.

Информация о работе Структура национальной экономики Беларуси