Структура отраслевого рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.
Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».

Файлы: 1 файл

лекции Теория Отраслевых рынков.doc

— 2.65 Мб (Скачать файл)

Возникает вопрос, почему существует рынок, если фирма обеспечивает экономию на трансакционных издержках и нужны ли внешние контракты? При росте фирмы растет численность занятых и диверсификация производственного процесса, поэтому совокупный результат деятельности фирмы оказывается результатом деятельности многих подразделений и работников. В результате теряется связь между трудом и его результатом, характерная для мелкого производства. Появляется проблема «безбилетника»: сокращение интенсивности труда одного работника не сказывается прямым образом на совокупном продукте фирмы и может оставаться незамеченным. Самоконтроль перестает служить способом повышения эффективности производства, появляются и растут издержки контроля за деятельностью каждого производственного звена. Чем крупнее фирма, тем выше издержки контроля. В итоге затраты на обеспечение выполнения внутренних контрактов могут превысить трансакционные издержки, привлекательность рыночных контрактов по сравнению с внутренними будет расти, и внутренние контракты выгоднее заменить внешними.

Таким образом фирма как обособленный субъект экономической деятельности существует между двумя видами издержек - трансакционными издержками, которые определяют нижнюю границу фирмы и ее минимальный размер, и издержками контроля, которые задают верхнюю границу и ее максимальный размер (рис. 2.1). Рис. 2.1. Границы фирмы в рамках контрактного подхода.

Рис. 2.1. Границы фирмы в рамках контрактного подхода

Контрактный подход к фирме позволяет выделить две принципиальные организационные формы фирмы: U-форму и М-форму.

U-форма отличается небольшими  издержками контроля и большими  трансакционными издержками. Это простая линейная фирма, для которой характерно последовательное подчинение стадий выпуска одному регулирующему центру (рис. 2.2).

Рис.2.2. Организация однопродуктовой фирм

Функции контроля расположены «по линейке», что дает экономию издержек контроля: одно подразделение контролирует и контролируется только одним подразделением. Однако поскольку с потребителем имеет дело только последнее подразделение (как правило, отдел сбыта), а остальные не касаются рынка, такая форма используется в однородном небольшом производстве. При росте номенклатуры или объема выпуска продукции отсутствие связи с рынком затрудняет реакцию производства на изменение потребностей, что делает данную форму менее гибкой и конкурентоспособной в долгосрочной перспективе.

Такая форма характерна для малых и средних фирм, которые имеют высокие издержки на выполнение внешних контрактов. U-форма порождает небольшие издержки контроля за счет высоких трансакционных издержек.

М-форма представляет собой параллельное подчинение всех стадий выпуска каждого продукта одному продуктовому центру (рис. 2.3).

Рис. 2.3. Организация многопродуктовой фирмы

Здесь имеется центральное руководство, что дает возможность оперативно реагировать на изменение спроса на любой выпускаемый продукт. Это способствует гибкости производства и ведет к организации многопродуктового процесса в крупных масштабах. Трансакционные издержки понижаются, поскольку многие промежуточные продукты производятся внутри фирмы. Однако усложнение системы управления ведет к увеличению издержек контроля.

Стратегическая концепция фирмы

В рассматриваемых концепциях фирма являлась объектом действия внешней среды, как пассивная структура экономики. За фирмой признавалась возможность реагирования на окружающую среду (технологию или контрактные отношения, господствующие в отрасли), однако она сама формирует их. Точка зрения на фирму как на активный субъект рынка составляет основу стратегического подхода к фирме.

Цель фирмы реализуется в ее стратегии. Стратегия понимается как сознательное, целенаправленное поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах. Формируя стратегию, фирма учитывает поведение других экономических агентов, в первую очередь, своих конкурентов, а также спрос и действия правительства. Фирма активно воздействует на спрос, формируя потребительские предпочтения. Фирма воздействует и на правительство, добиваясь желаемого регулирования налогообложения, таможенных пошлин и квот, выделения субсидий, принятия антимонопольных законов и исключений из них. Фирма становится активным участником формирования отраслевой, микроэкономической, а также макроэкономической политики государства. В данном случае параметры поведения фирмы - цена, качество и количество выпускаемого товара, закупки ресурсов, наем персонала, выпуск ценных бумаг, финансовые отношения с поставщиками и заказчиками - выступают как факторы стратегического поведения фирмы, с помощью которых она реализует свои цели.

В рамках микроэкономической теории целью фирмы считается максимизация экономической прибыли - разница между совокупной выручкой и совокупными издержками, включая альтернативную ценность собственных ресурсов фирмы. Однако в действительности фирмы ставят перед собой разные цели в зависимости от интересов экономических агентов, контролирующих функционирование фирмы (собственников, менеджеров, работников и т.д).

Цели индивидуального собственника

Для экономического агента, обладающего правом собственности на фирму и при этом, в силу незначительности величины самой фирмы, работающего на ней, - целью является максимизация полезности при выборе между прибылью (денежным доходом) и временем досуга. Прибыль и время досуга являются нормальными благами для индивида. Кривые безразличия для этих двух видов благ имеют отрицательный наклон (что соответствует убывающей предельной полезности благ) и вогнуты к началу координат (что соответствует убывающей предельной норме замены одного блага другим) - рис. 2.4-2.5.

Простая функция полезности имеет вид:

U = f (Пс, Ls), (2.3)

где: Пс - прибыль (денежный доход) собственника фирмы, Ls - время досуга.

Условиями первого и второго порядков при максимизации полезности будут:

Рис. 2.4 Выбор собственника фирмы, максимизирующего полезность

Ограничение в данном случае представляет собой зависимость прибыли от времени работы времени отдыха, поскольку работа и отдых взаимно исключают друг друга. При увеличении времени работы (и соответственно сокращении времени отдыха) прибыль первоначально растет. Однако начиная с определенного момента, снижение предельной производительности ресурса – трудовых и предпринимательских усилий собственника – ведет к снижению прибыли. Функция прибыли (бюджетного ограничения) имеет перевернутую U – образную форму, как показано на рисунке.

Точка Е отражает комбинацию досуга и суммы прибыли, обеспечивающих максимальную полезность собственника при данном ограничении. Собственник, максимизирующий полезность, будет работать меньше, а следовательно, отдыхать больше, чем если бы он максимизировал прибыль.

Рис. 2.5 Выбор собственника, для которого досуг служит нейтральным благом

Совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно только при условии, что денежный доход представляет собой единственную ценность для индивида, предельная норма замещения досуга доходом равна нулю. Тогда кривые безразличия имеют вид горизонтальных линий, а точка касания линии бюджетного ограничения с кривой безразличия совпадает с точкой максимума функции прибыли: dП/dR=0 (рис. 2.5).

Цели менеджмента (управляющих)

Менеджмент, так же как и собственники (акционеры), представляют собой экономических агентов, общей стратегией которых является удержание собственного положения в рамках данной фирмы. При этом могут использоваться различные методы, каждый их которых и представляет особую цель менеджеров.

Это во-первых, максимизация общей выручки фирмы. Одним из методом укрепления собственного положения управляющего является расширение масштабов деятельности фирмы, поскольку именно на основе информации об увеличении или сокращении выпуска, собственники фирмы делают вывод о качестве его работы. Основным показателем масштаба деятельности фирмы служит ее общая выручка.

Сравним результаты, которые получает фирма при максимизации совокупной выручки и прибыли. Предельная выручка фирмы (MR), максимизирующей прибыль, равна предельным издержкам (MR = МС > 0). Предельная выручка фирмы, максимизирующей общую выручку, равна нулю (MR = 0). Так как функция предельной выручки является убывающей (dMR/dq < 0), и в первом случае предельная выручка больше, чем во втором, то q1 < q2, где q1 - выпуск при максимизации прибыли, q2 - выпуск при максимизации совокупной выручки. Объем производства при максимизации совокупной выручки всегда будет больше, чем при максимизации прибыли.

Заметим, что положение фирмы, максимизирующей выручку, достаточно устойчиво. Менеджеры фирмы не заинтересованы в сокращении выпуска, даже если это привело бы к росту прибыли. Снижение продаж ведет к ряду отрицательных для управляющего и для фирмы в целом последствий:

  • Эффекту снежного кома: сокращение (даже временное) объема продаж ведет к снижению популярности фирмы у потребителей;
  • Снижению привлекательности фирмы в глазах потенциальных инвесторов (акционеров) и кредиторов. Сокращение выпуска приводит к снижению доверия к фирме как благонадежному заемщику, что уменьшает возможности привлечения заемных финансовых ресурсов и может привести к падению курсовой стоимости акций;
  • Потере дистрибьюторов и как следствие - сокращение каналов сбыта;
  • Снижению рыночной власти из-за сокращения рыночной доли.

В итоге фирма становится уязвимой по отношению к возможным колебаниям в экономике. Переход от максимизации продаж к другой цели, требующей сокращения выпуска, ставят под угрозу положение фирмы на рынке в целом.

Другая модель поведения менеджеров предполагает, что их полезность зависит от прибыли и суммы административных расходов.

Величина прибыли оказывает влияние на положение менеджеров косвенным образом, через выплаты премий и бонусов или через санкции собственников и сокращение дополнительных денежных поступлений. Прямое влияние на полезность менеджера оказывают административные расходы. Для менеджеров прибыль и административные расходы служат в одинаковой степени нормальными благами.

В этой ситуации, кривые безразличия будут иметь «нормальный» вид, если U = f ( ) - функция полезности при  - величине прибыли и Ехр - величине административных расходов. Условия первого и второго порядков будут:

 (2.6) <; (2.7) (2.8)

В качестве бюджетного ограничения можно рассматривать зависимость прибыли от величины административных расходов, которая имеет перевернутую U-образную форму. Первоначально рост административных расходов стимулирует менеджеров работать лучше - прибыль увеличивается. Затем дополнительные административные расходы ведут к понижению прибыли из-за более быстрого роста затрат фирмы по сравнению с выручкой.

Оптимальная величина административных расходов при максимизации прибыли достигается в точке E1, а при максимизации полезности - в точке касания линии бюджетного ограничения и кривой безразличия Е2 на нисходящей ветви параболы. При максимизации прибыли условие первого порядка составляет: , а для максимизации полезности - . Следовательно, Ехр1 < Ехр2, где Ехр1 - величина административных расходов при максимизации прибыли, Ехр2 -величина административных расходов при максимизации полезности от собственного положения (рис. 2.6).

Рис. 2.6. Выбор менеджера между прибылью и административными расходами

Совпадение интересов максимизации полезности и максимизации прибыли возможно при условии, что административные расходы являются нейтральным благом для менеджеров. А это возможно, когда управляющие являются одновременно и собственниками фирмы.

Наконец, целью менеджеров может стать максимизация темпов роста фирмы. Предположим, что рост фирмы финансируется за счет нераспределенной прибыли. Максимизация темпов роста фирмы означает тем самым максимизацию нераспределенной прибыли:

max (rе) = TR-TC- (div), (2.9)

где: (rе) - нераспределенная прибыль фирмы;TR- совокупная выручка от продажи товара;ТС- совокупные издержки производства и сбыта данного товара; (div) - распределенная часть прибыли (выплачиваемая в виде дивидендов).

В качестве первого условия максимизации нераспределенной прибыли получаем:

 (2.10)

 (2.11)

Оптимальный объем выпуска фирмы зависит как от предельных издержек фирмы, так и ее дивидендной политики. Если величина дивидендов изменяется пропорционально объему выпуска (d (div)/dq > 0) , то предельная выручка, обеспечивающая максимизацию прибыли (MR1), окажется ниже предельной выручки при максимизации темпов роста (MR2). Таким образом, если фирма максимизирует темпы роста, то она будет сокращать выпуск (и увеличивать цену) по сравнению с условиями максимизации прибыли, так как здесь максимизируется меньшая величина (не вся прибыль, а только ее нераспределенная часть).

Если же дивидендная политика фирмы не зависит от объема выпуска (d (div)/dq = 0), то решение менеджеров об объеме продаж и ценах совпадет с их решением как и в случае, когда они максимизируют прибыль.

Различия в поведении фирм, управляемых собственниками и менеджерами, проявляются и в отношении к риску. Менеджеры, поскольку они распоряжаются чужим капиталом, в большей степени склонны к риску, чем собственники. Поэтому при выборе способов долгосрочного финансирования они выберут наиболее рискованные варианты. В результате колебания прибыли будут сильнее, а средняя ожидаемая прибыль меньше, чем для фирмы, максимизирующей прибыль.

Цели работников фирмы

Для работников, владеющих фирмой, целью будет максимизация дохода на одного занятого. Пусть производственная функция выпуска фирмы зависит от двух факторов - труда L и капитала К. Рассмотрим решение фирмы в краткосрочном периоде, предполагая, что предельная производительность труда снижается с ростом его использования. Будем считать, что фирма действует на рынке совершенной конкуренции и не влияет на цену товара.

Информация о работе Структура отраслевого рынка и рыночная власть