Структура отраслевого рынка и рыночная власть

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:47, реферат

Описание работы

Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.
Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».

Файлы: 1 файл

лекции Теория Отраслевых рынков.doc

— 2.65 Мб (Скачать файл)

В-третьих, для сравнения норм доходности инвестирования капитала необходимо учитывать степень рискованности капиталовложений. В странах с развитым финансовым рынком, если акции компании котируются на бирже, то оценить рискованность вложений можно, используя ряд соответствующих показателей.

Индекс (коэффициент) Лернера является показателем степени конкурентности рынка. Его применение базируется на использовании данных о предельных издержках фирмы и эластичности спроса.

При условии максимизации прибыли цена и предельные издержки связаны друг с другом через показатель эластичности спроса по цене. Исходя из этого положения, Лернер предложил индекс, определяющий монопольную власть:

 (1.10)

где: Р - цена; МС - предельные издержки; Ed- ценовая эластичность спроса.

Если эластичность спроса не зависит от цены, то индекс Лернера постоянен. Интервал значений индекса находятся от нуля до единицы. Чем выше значение индекса, тем выше монопольная власть фирмы. Следовательно, индекс, равный нулю, характеризует рынок совершенной конкуренции, а равный единице — монополии.

При расчете индекса возникают трудности, связанные с отсутствием информации о предельных издержках фирмы. Определить величину предельных издержек можно по формуле:

 (1.11)

где: AVC - средние переменные издержки; r - нормальная норма прибыли; d — норма амортизации (в долях); К — величина капитальных активов; Q - объем выпуска продукции.

Если в расчетах использовать прямые средние издержки вместо предельных, то величина  будет отклоняться от коэффициента Лернера тем сильнее, чем выше норма прибыли, амортизации и величина капитальных активов и чем ниже величина Q.

Индекс Лернера связывают с показателем концентрации продавцов на рынке олигополии, если рынок описывается моделью Курно. Для i-ой фирмы, согласно модели, предельная выручка составит:

 (1.12)

В модели Курно предполагается, что устанавливающая объем продаж i-ая фирма исходит из того, что объем продаж другой фирмы неизменен, то есть.:

 (1.13)

Умножив второе слагаемое на Р/Р и Q/Q и приняв предельную выручку как предельные издержки, получим индекс Лернера:

  • для фирмы:

 (1.14)

где: — рыночная доля фирмы;  -ценовая эластичность спроса;

  • для отрасли:

 (1.15)

где: HHI- индекс концентрации Херфиндаля-Хиршмана.

Экономисты Кларк, Дэвид и Уотерсон установили зависимость индекса Лернера от уровня концентрации с учетом согласованности ценовой политики фирм:

  • для фирмы:

(1.16)

  • для отрасли:

 (1.17)

где  — показатель согласованности ценовой политики фирм.

Показатель принимает значения от нуля (модель равновесия Курно) до единицы (заключение картельных соглашений между фирмами). Чем выше согласованность ценовой политики фирм, тем ниже становится зависимость индекса Лернера от доли, которую занимает фирма на рынке или от концентрации фирм для отрасли.

Показатель можно определить, построив линейную регрессионную модель зависимости индекса Лернера от доли фирмы на рынке:

 (1.18)

где .

Согласно модели Курно, при картельном соглашении индекс Лернера не зависит от доли продавцов, а при некорпоративном поведении фирм — линейно зависит (а=0).

Коэффициент Тобина основан на сравнении рыночной стоимости активов фирмы (рыночная цена ее акций) с восстановительной стоимостью активов, равной сумме расходов, необходимых для приобретения активов в текущий момент времени:

 (1.19)

где: СР - рыночная стоимость активов фирмы; Св - восстановительная стоимость активов фирмы.

Преимущество этого индекса в том, что он прост в расчетах, т.к. не использует параметры норм доходности и предельных издержек. Индекс Тобина принимает значение выше единицы в том случае, если оценка активов фирмы фондовым рынком выше их восстановительной стоимости. В этом случае фирма получила, либо ожидает получить положительную экономическую прибыль. Как показывают следования, фирмы с высоким значением индекса обладают монопольной рентой: т.е. или выпускают уникальные товары или используют уникальное оборудование. Небольшое значение qi позволяет сделать вывод о том, что фирма действует на конкурентном или регулируемом рынке.

Коэффициент монопольной власти Папандреу (коэффициент проникновения) показывает в процентном отношении изменение объема продаж данной фирмы при изменении цен конкурентов на аналогичную продукцию на один процент:

 (1.20)

где: - объем спроса на товар фирмы, обладающей монопольной властью;  - цена конкурента; - коэффициент ограниченности мощности конкурентов, который определяется как отношение потенциального увеличения выпуска продукции к росту объема спроса на товар, вызванного понижением цены (0  1).

Выражение  определяет перекрестную эластичность спроса на товар фирмы, т.е. показывает возможность переключения спроса потребителей на товар фирм-конкурентов. Коэффициент  характеризует возможность конкурентов воспользоваться увеличением спроса на их продукцию. Чем выше любой из этих сомножителей, тем ниже монопольная власть фирмы.

Коэффициент Папандреу характеризует наличие товаров-заменителей на рынке и ограничения по мощности конкурентов и основывается на концепции перекрестной эластичности остаточного спроса на товар фирмы. При наличии монопольной власти влияние на объем продаж фирмы изменений цены других конкурентов весьма низкое. В то же время показатель перекрестной эластичности остаточного спроса не является показателем монопольной власти, т.к. его величина зависит от двух факторов, противоположно влияющих на монопольную власть: от числа фирм, действующих на рынке и от уровня заменяемости товара. Чем выше число фирм, действующих на рынке, тем ниже их взаимозависимость и ниже показатель перекрестной эластичности. На рынке совершенной конкуренции и на рынке монополии перекрестная эластичность спроса стремится к нулю. В то же время влияние ценовой политики других фирм зависит от ограничения по производственной мощности, т.е. от возможности увеличить объем своих продаж. Следует отметить, что в практических расчетах коэффициент Папандреу используется редко.

2. Фирма в теории экономики  рынка

2.1 Концепции фирм и их цели

Фирма является специфическим, экономическим агентом рынка, определяющим особенности и последствия деятельности отрасли. Фирма как один из основных институтов экономической системы представляет собой обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся: потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Отличие фирмы от других хозяйствующих субъектов состоит в том, что она:

  • представляет собой организационно оформленную единицу;
  • является самостоятельным юридически независимым экономическим агентом;
  • выполняет особую функцию в экономике: покупает ресурсы с целью производства товаров и услуг. Фирма служит инструментом распределения ресурсов в экономике между альтернативными возможностями их использования;
  • получает прибыль как главную цель, либо как один из значимых критериев ее поведения.

Существуют три концептуальных подхода к определению фирмы, каждый из которых учитывает разные стороны ее деятельности: технологическая, контрактная и стратегическая.

Технологическая концепция фирмы

Так как роль фирм в экономике состоит в производстве товаров и услуг технологический подход является одним из центральных в теории рынков. Согласно этому подходу, фирма рассматривается как структура, оптимизирующая издержки при данном выпуске, что обусловлено технологическими особенностями производства. Минимальные издержки на единицу продукции обеспечиваются при выпуске, называемом минимально эффективным выпуском (МЭВ) для данной отрасли. Зависимость издержек от выпуска определяет технологическую границу фирмы, горизонтальную и вертикальную границы ее роста. При этом под горизонтальной границей понимается: либо объем выпуска одного продукта (пределы роста однопродуктовой фирмы) либо товарное многообразие в рамках одной фирмы (пределы диверсификации производства).

В связи с этим фирмы подразделяются на одно- и многопродуктовые (по количеству товаров, выпускаемых в рамках одной фирмы), с одной стороны, и на одно - и многозаводские (по количеству учреждений с относительно замкнутым циклом производства - заводов), с другой.

Горизонтальный размер фирмы определяется положительным эффектом масштаба, то есть субаддитивностью издержек, когда они меньше при совместном выпуске нескольких товаров, чем при отдельном производстве в рамках различных фирм:

TС(gi) > TC( ), (2.1)

где: TC(gi) - совокупные издержки при суммировании выпуска нескольких товаров в рамках отдельных производств; TC( ) - совокупные издержки совместного выпуска тех же товаров.

Существует две независимых трактовки : если рассматривается производство одного товара, то имеют в виду простой положительный эффект масштаба — сокращение средних издержек выпуска товара при увеличении его количества. Если рассматривается производство нескольких товаров, то речь идет о положительном эффекте разнообразия - сокращении средних издержек производства одного товарного вида при увеличении количества товарных марок, выпускаемых в рамках одной фирмы.

Субаддитивность издержек в рамках технологического подхода к фирме позволяет ответить на вопрос, почему экономика в целом и отрасль не могут представлять собой единственную фирму. Рост издержек на единицу выпуска при увеличении масштабов производства формирует технологическую границу фирмы. Преодоление же тенденции роста средних издержек в рамках одной и то же фирмы возможно с помощью выделения внутри нее нескольких относительно независимых подразделений, которые действовали бы как квазифирмы, то есть путем изменения внутренней организации фирмы.

Субаддитивность издержек определяет также и вертикальные размеры фирмы: выбор фирмы между покупкой на рынке или производством внутри фирмы продуктов последовательных стадий переработки. Товары будут производиться внутри фирмы (фирма станет вертикально интегрированной), если издержки их совокупного производства меньше, чем при покупке:

 (2.2)

где g1и g2 - продукты последовательных стадий переработки.

Соответственно, уменьшение субаддитивности издержек способствует приостановлению вертикальной экспансии фирмы и ограничивает ее вертикальный рост.

Таким образом, технологический подход к анализу фирмы позволяет выявить производственные ограничения распространения фирмы вширь и вглубь, установить естественные границы ее размеров, определить технические условия эффективности ее функционирования.

Контрактная концепция фирмы

Фирма представляет собой совокупность отношений между работниками, менеджментом и собственниками. Эти отношения выражаются формальными договорами - контрактами. Но даже если отношения не регулируются договором, существуют правила поведения между работниками фирмы, работниками и управляющими, поставщиками и потребителями продукции. Они могут рассматриваться в качестве неформальных контрактов, так как достаточно стабильны на протяжении длительных периодов времени, а их нарушение вызывает формальные или неформальные санкции прочих участников.

Фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения. Это трансакционные издержки и издержки контроля. Трансакционные издержки - это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов, в противоположность затратам, связанным с внутренними контрактами - издержками контроля. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая поиск делового партнера, ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение выполнения контракта. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате их не выполнения.

Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма - как сеть внутренних контрактов. Фирма может купить продукт или услугу на рынке посредством заключения соответствующего соглашения с другим, внешним контрагентом. Но она может произвести товар и сама, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внешними и внутренними контрактами зависит от соотношения издержек их использования. Чем выше трансакционные издержки по сравнению с издержками контроля, тем выше вероятность того, что товар будет производиться фирмой, а не рынком.

Трансакционные издержки особенно высоки по сравнению с издержками контроля в таких ситуациях, когда существуют возможности и стимулы для оппортунистического поведения:

  • производство уникального товара;
  • динамический рынок с неопределенным спросом и непредсказуемым движением цен;
  • асимметрия информации на рынке.

Рост трансакционных издержек из-за неэффективности внешних контрактов ограничивает сферу деятельности рынка. Это в свою очередь обусловливает существование относительно крупных фирм, перед которыми проблема внешнего соглашения и возможности оппортунистического поведения во многих случаях снимается развитием внутренних контрактов.

Информация о работе Структура отраслевого рынка и рыночная власть