Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2015 в 19:47, реферат
Рынок — базовое понятие экономики отрасли. Именно на рынке взаимодействуют фирмы, и параметры их рыночного равновесия и возможности его изменения представляют основной интерес для собственников и инвесторов.
Существует множество определений и критериев оценки рынка. Наиболее общее понятие дал Ж. Тироль, предложивший считать рынком «…однородный товар, либо группу дифференцированных продуктов, представляющих собой хорошие заменители (или дополнители) по крайней мере, для одного из товаров данной группы и ограниченно взаимодействующие с другой экономикой».
Доход одного работника при этом составит
(2.12)
где: Р - цена товара; q - объем выпуска; К - объем использования капитала; r - ставка арендной платы за использование единицы капитала; L - число работников фирмы (объем использования труда).
На рис. 2.7 представлена зависимость общей выручки фирмы от числа занятых. Фирма выбирает такой объем использования труда, который максимизирует чистую выручку (выручку за вычетом расходов на капитал), составляющую источник дохода трудового коллектива,. Графически чистая выручка на одного занятого отражается тангенсом линии, соединяющей точку на кривой общей выручки с точкой общих расходов на капитал.
Рис.2.7.Модель самоуправляющей фирмы: выбор занятости
Фирма максимизирует чистую выручку на одного занятого, когда эта величина равна предельному продукту труда в денежном выражении.
Из условия максимума дохода на занятого следует
. (2.13)
Второе условие максимума обеспечивается действием закона снижения предельной производительности. На рис. 2.8 показано, что повышение цены товара вызовет снижение занятости внутри самоуправляющейся фирмы, а следовательно, снижение объема предложения. Отсюда кривая предложения самоуправляющейся фирмы будет иметь отрицательный наклон.
Классификация фирм по размеру
Размер фирмы может оцениваться по одному или нескольким критериям: численности занятых, объему используемого капитала, величине активов, объемам продаж.
Как правило, в качестве основного критерия используется численность занятых. Этот критерий является относительно стабильным во времени и достаточно универсальным в разных отраслях и странах. В соответствии с численностью занятых выделяют три категории фирм: мелкие (малые) с численностью занятых до 50 человек, средние, численность занятых на которых составляет от 50 до 500 человек, и крупные, где численность занятых превышает 500 человек.
Используются и другие критерии. Например, в практике ФРГ приняты такие критерии классификации предприятий:
Вид фирмы |
Занятость, чел. |
Капитал, млн.марок |
Товарооборот, млн.марок |
Малое предприятие |
меньше 50 |
меньше 3,9 |
меньше 8 |
Среднее предприятие |
51-250 |
3,9 - 15 |
8 - 32 |
Крупное предприятие |
свыше 250 |
свыше 15 |
свыше 32 |
Преобладание мелких, средних или крупных фирм в той или иной отрасли обусловлено характером отдачи от масштаба, соотношением трансакционных издержек и издержек контроля, а также границами целевого рынка фирмы и ее стратегиями.
Виды фирм по формам собственности
В зависимости от того кто (государство или частное лицо) является собственником фирмы, выделяют государственные, частные и смешанные фирмы. Соотношение государственной, частной и смешанной форм собственности в экономической системе определяется историей развития национальной промышленности и политическими факторами. В современных экономиках доминирующую роль играет смешанная форма собственности, что связано с ее большей эффективностью и возможностью преодолевать недостатки как государственной, так и частной собственности.
Виды фирм по организационно-правовой форме
Фирмы в зависимости от организационно-юридической структуры подразделяются на несколько видов.
Индивидуальное (семейное) предприятие
В данном случае собственником фирмы является одно физическое лицо или одна семья. Поскольку для индивидуального предприятия преобладающим типом затрат на выполнение контрактов являются трансакционные издержки, а издержки по контролю относительно невелики, индивидуальное производство получило распространение в качестве мелких и средних фирм с небольшим производственным циклом и небольшим числом звеньев производственного процесса.
Товарищество
Различают два вида товариществ: полное – все участники являются одинаковыми собственниками фирмы, то есть обладают полной ответственностью и полным правом на результат ее деятельности; и коммандитное (товарищество с ограниченной ответственностью) - когда полные партнеры отвечают полностью своим имуществом за результаты деятельности фирмы, а неполные - ограничивают свое участие вкладом и/или усилиями, не рискуя своим имуществом, но и получая установленную часть совокупных результатов деятельности.
В современных экономических системах фирмы, организованные в виде товариществ, занимают средние ниши рынка, со средними объемами сбыта. Наличие нескольких партнеров и объединение капиталов позволяет им избежать проблемы финансирования, однако недостаточная мобильность управления сдерживает расширение фирмы до размера крупных предприятий.
Акционерное общество (корпорация)
Акционерные общества бывают двух видов: открытые, акции которых котируются (продаются) на бирже и закрытые, акции которых распределяются между ограниченным числом участников (например, между работниками данной фирмы) и не продаются на бирже. Акционерные общества позволяет мобилизовать путем выпуска акций значительный объем денежных средств в короткие сроки, что делает эту форму незаменимой для крупномасштабного производства. Поэтому корпорации в развитых странах в качестве крупных фирм дают основной объем продукции и являются лидерами рынка.
Виды фирм по типам структур управления
Каждый тип внутренней структуры формируется на основе базисных U- и М-форм при разной комбинации трансакционных издержек и издержек контроля. Здесь отражается поиск оптимального соотношения этих видов издержек в соответствии с развидностью технологии, особенностями рынка, стадией развития самой фирмы и другими критериями.
Линейная форма
Линейная форма представляет собой последовательное управление всеми стадиями производственного процесса вплоть до сбыта. Такая форма характерна для однопродуктового производства, так как позволяет минимизировать издержки контроля только в условиях последовательного управления всеми стадиями производственного процесса. Рост масштабов выпуска при линейной форме ведет к увеличению издержек управления. В настоящее время линейная форма встречается в отраслях с простым производственным циклом, выпускающих однородный продукт: в табачной, мукомольной, стекольной, кожевенной промышленности.
Функциональная форма
Функциональная форма организации означает разделение производственного процесса по отдельным функциям (закупки сырья, производство, сбыт, исследовательские работы, бухгалтерия), для каждой из которых характерно обособленное управление. Функциональная форма позволяет сократить издержки управления при выпуске разнородной продукции, не увеличивая существенно трансакционные издержки. Она характерна для мелких и средних фирм, выпускающих небольшой набор товаров. Так как функциональная форма контролирует все стадии выпуска продукции вне зависимости от числа производимых товарных марок, она не позволяет использовать положительный эффект масштаба в производстве и сбыте эффект разнообразия, что ограничивает ее распространенность при переходе к крупному производству.
Штабная (линейно-функциональная) форма
Внутри фирмы осуществляется управление по функциям производственного процесса и по продуктам. Штаб централизованно регулирует как стадии производственного процесса, так и производство отдельных видов продуктов, что позволяет фирме гибко реагировать на изменения спроса. Штабная форма ведет к сокращению издержек контроля многопродуктового производства (что позволяет реализовать положительный эффект разнообразия) за счет усиления централизации внутренней структуры. Относительная жесткость управления внутренними процессами продолжает действовать, что ограничивает возможности использования эффекта масштаба и в производстве, и в сбыте. Поэтому эта форма характерна для средних многопродуктовых фирм, действующих на рынках потребительских товаров и продуктов питания. Оптовые и посреднические фирмы сравнительно небольшого размера также выбирают эту форму.
Дивизионалъная (матричная) форма
При матричной форме наблюдается выделение продуктовых подразделений в отдельные управленческие объекты. Хотя и сохраняется принцип управления одновременно по продукту и по стадии производства, происходит углубление самостоятельности продуктовых отделений. Продуктовые подразделения принимают самостоятельные решения относительно выбора качества товара, места сбыта, услуг. Это позволяет расширить возможности использования эффекта разнообразия и в полной мере применить положительный эффект масштаба: жесткое ограничение маневренности управления при выпуске отдельных продуктов отпадает или о сокращается. За центральным руководством остается решение финансовых и стратегических вопросов поведения как фирмы в целом, так и ее отдельных подразделений.
Дивизиональная форма характерна для крупных фирм типа концерна. Однако ускорение НТП, быстрое изменение спроса и насыщенность информационных потоков как внутри, так и вне фирмы показали ограниченность данной формы при сверхкрупных масштабах выпуска, невозможность в полной мере реагировать на резкие скачки спроса и возросшую неопределенность окружающей среды. Поэтому она постепенно уступает лидерство другой организационной структуре и остается доминирующей в странах среднего уровня развития, а также в России.
Центры прибыли
В условиях самостоятельных центров прибыли происходит предоставление полной производственной, сбытовой, исследовательской и маркетинговой самостоятельности отдельным подразделениям фирмы с целью быстрого и адекватного реагирования на изменения спроса и технологические нововведения. Регулирование подразделений центром осуществляется через финансовые показатели их деятельности (установление целевой нормы прибыли, нормативных объемов продаж и т. д.). Каждый центр прибыли является самоокупаемым и может быть как многопродуктовым, так и многофункциональным. Общее стратегическое руководство остается за центральным управлением. Центральное управление предупреждает случаи конкуренции между подразделениями, излишнего дублирования исследовательских работ, способствует распространению внутри подразделений наиболее эффективных методов сбыта, производства, управления. Подразделения, обладая самостоятельным и свободным выходом на рынок, в меньшей степени оказываются подверженными рыночной стихии, чем отдельные фирмы, что в свою очередь укрепляет и положение всей фирмы в экономической системе.
Данная форма характерна для концернов и конгломератов с незначительным влиянием финансового капитала, так как внутренняя структура такой фирмы требует большей степени оформленности. Она является господствующей для крупных компаний в основных видах деятельности в промышленно развитых странах.
Холдинг
В холдинге огранизация контроля за деятельностью подразделений, выступающих в качестве относительно самостоятельных фирм, осуществляется благодаря владению пакетами акций этих фирм. Владение акциями позволяет компании-холдингу формировать не столько сбытовую, сколько производственную и маркетинговую стратегию. Компании, объединенные в холдинг, совместно воздействуют на рынок. При этом в рамках холдинга реализуется наибольшая степень управленческой самостоятельности подразделений.
Эта форма характерна для крупных фирм-конгломератов. Холдинговая организация управления преобладает в странах и в отраслях с сильным влиянием финансового капитала, так как группа объединяется вокруг банка или финансовой компании. В России зарождение холдингов связывают с деятельностью финансово-промышленных групп - объединений крупных предприятий отрасли с крупными банковскими и финансовыми фирмами с единым совместным руководством и единой политикой на рынке
.
В экономике существуют рынки, на которых действует фирма-лидер (доминирующая фирма), имеющая возможность оказывать влияние на рыночную цену и рыночные структуры, и в которых при реализации товара доминирует немного продавцов, а появление новых затруднено или невозможно (олигополии).
Механизм поведения доминирующей фирмы зависит от барьеров входа в отрасль. Барьеры, их особенности для каждого конкретного рынка, могут не зависеть от политики фирмы-лидера, являясь объективной характеристикой рынка. Но барьеры входа могут создавать и путем стратегической политики доминирующей фирмы. Стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности самих фирм, их стратегическому поведению, препятствующему проникновению новых фирм в данную отрасль. В качестве стратегических барьеров могут использоваться сберегающие инновации, долгосрочные контракты с поставщиками ресурсов, получение лицензий и патентов на данный вид деятельности, сохранение незагруженных мощностей, а также все способы повышения минимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение затрат на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы.
Различают:
Информация о работе Структура отраслевого рынка и рыночная власть