Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 12:45, курсовая работа
Целью курсовой работы является выяснение проблем российского рынка ценных бумаг на современном этапе, выявление причин, а так же определение возможных путей их устранения и дальнейшего развития рынка ценных бумаг.
Задачи:
- выяснить понятие ценной бумаги;
- выяснить разновидности ценных бумаг, их классификацию;
-рассмотрение рынка ценных бумаг в России;
-участники рынка ценных бумаг в России;
-структура российского рынка ценных бумаг;
-регулирование рынка ценных бумаг в России.
Объект работы - рынок ценных бумаг.
Введение………………………………………………………………..2
Глава I. Общая характеристика рынка ценных бумаг………...4
1.1 Понятие рынка ценных бумаг……………………………………..4
1.2.Объекты рынка ценных бумаг…………………………………….6
1.3.Субъекты рынка ценных бумаг…………………………………..11
Глава II. Структура рынка ценных бумаг в России…………..16
2.1.Первичный рынок…………………………………………………16
2.2.Вторичный рынок………………………………………………….17
Глава III. Функционирование рынка ценных бумаг…………....26
3.1. Проблемы рынка ценных бумаг…………………………………26
3.2. Предложения по совершенствованию системы регулирования рынка ценных бумаг………………………………………………………………………28
3.3.Перспективы развития рынка ценных бумаг…………………….31
Заключение……………………………………………………………..34
Список использованной литературы…………………………………36
Государственные и муниципальные ценные бумаги расцениваются как весьма надежные.
Корпоративные ценные бумаги производятся для вовлечения финансовых средств юридическими лицами. Их эмитентами предстают акционерные общества, предприятия и организации других форм собственности, банки, инвестиционные компании и фонды.
Основная характеристика ценной бумаги как товара на рынке это ее стоимость. Номинал (нарицательная стоимость), обозначенная на ценных бумагах это их официально объявленная стоимость. То есть это та сумма денег, которую ценная бумага передает на стадии выпуска или погашения.
Номинал ценных бумаг в основном не совпадает с их рыночной стоимостью.
Пакет ценных бумаг, принадлежащий физическому или юридическому лицу, выступающий как целостный объект управления, получил название инвестиционного портфеля.
Инвестор составляет портфель, а затем правит им, стремясь к его большей эффективности. При формировании портфеля и в дальнейшем управлении обязательно решить две основные задачи:
Портфель можно создать из ценных бумаг одного определенного вида, однако, как правило, он является диверсифицированным, включающим разнообразные финансовые активы, что снижает степень риска и увеличивает стабильность получения дохода. Максимально уменьшить риск возможно, если портфель будет состоять из 10–15 различных типов ценных бумаг. Будущее увеличение состава портфеля безмысленно, так как происходит эффект бесполезной диверсификации, в и итоге увеличиваются издержки и уменьшается возможность высококачественного портфельного управления.
Методы управления портфелем ценных бумаг можно подразделить на активные и пассивные.
Пассивное управление определяет создание диверсифицированного портфеля с установленным уровнем риска. Он рассчитан на действие в неизменном состоянии продолжительное время.
Активное управление понимает под собой наблюдение и незамедлительное приобретение инструментов, отвечающих инвестиционным целям портфеля, а также ускоренную смену состава входящих в него ценных бумаг.
Формирование и управление портфелем ценных бумаг – это сфера занятости профессионалов, а создаваемый портфель – это товар, который может продаваться как частями (продают доли в портфеле для каждого инвестора), так и целиком. Каждый конкретный держатель следует собственной стратегии инвестирования, учитывая состояние рынка ценных бумаг и поставленных целей. При сопоставлении различных портфелей сравнивается их стоимость, доходность, затраты, степень риска получения ожидаемого дохода, связанные с обращением ценных бумаг в деньги и другие инвестиционные характеристики.
1.3. Субъекты рынка ценных бумаг
Субъекты (участники) рынка ценных бумаг - это физические лица или организации, которые продают или покупают ценные бумаги или обслуживают их оборот и расчеты по ним, т.е. вступают между собой в экономические отношения по поводу ценных бумаг.[1,с.220]
Профессиональные участники рынка ценных бумаг — юридические лица, в их число входят кредитные организации, осуществляющие следующие виды деятельности:
рис.1 Участники рынка ценных бумаг.
Соучастников рынка ценных бумаг можно скомпоновать на пять основных групп:
Эмитенты —квалифицированные участники рынка ценных бумаг. Они выпускают ценные бумаги в обращение и несут обязательства перед их владельцами. Эмитентами обычно бывают юридические лица.
Обычно эмитенты — это первые продавцы ценной бумаги, хотя сам по себе ее выпуск необязательно должен сопровождаться сделкой купли-продажи. В понятии «эмитент» упор делается не только на выпуск ценной бумаги, но и на принятие эмитентом обязательств по ней, а значит, и на получение определенных прав, связанных с ценной бумагой, ее владельцем, покупателем. Эмитентами обычно бывают юридические лица, хотя некоторые виды ценных бумаг могут выпускать в обращение и граждане (физические лица).
Инвесторы — участники рынка ценных бумаг, юридические и физические лица, они вкладывают свои свободные капиталы или сбережения в ценные бумаги. Инвестор одновременно будет и эмитентом, если он осуществляет собственный выпуск ценных бумаг.[1,с.231]
Инвестор всегда будет покупателем ценной бумаги, но не всякий покупатель ее есть инвестор. Инвестором может быть как эмитент, если он будет осуществлять выпуск собственных ценных бумаг, так и эмитентом становится одновременно инвестор, если он будет инвестировать свои капиталы в ценные бумаги других эмитентов. Эмитента можно с некоторой долей условности назвать первым продавцом данной ценной бумаги (но на деле зачастую не сам эмитент продает ее, а его уполномоченное лицо), то инвестор, в большинстве случаев, никогда не будет «конечным» покупателем ценной бумаги. Он обычно выступает то в роли продавца, то в роли покупателя в зависимости от того какая ситуация на рынке, цен и доходности различных ценных бумаг. Поэтому будет не верно называть эмитентов только продавцами ценных бумаг, а инвесторов — только их покупателями.
И эмитенты, и инвесторы остаются одновременно и продавцами, и покупателями на рынке ценных бумаг. Расположение на рынке эмитентов и инвесторов бывает не по отношению к купли- продаже ценной бумаги, а по их имущественным правам и обязательствам по каждой ценной бумаге.
Фондовые посредники — квалифицированные участники рынка ценных бумаг, которые обеспечивают связь между эмитентами и инвесторами. Они имеют государственные лицензии на соответствующие посреднические виды деятельности (брокерские и дилерские услуги).
Брокеры — это фондовые посредники, которые осуществляют операции с ценными бумагами за счет средств клиента на основании договора, поручения или комиссии. Брокер извлекает свой доход в виде комиссионного вознаграждения.
В случае когда брокер оказывает услуги по размещению выпускаемых ценных бумаг он может приобрести за свой счет не размещенные в срок, предусмотренные договором, ценные бумаги.
Дилеры — фондовые посредники, которые производят операции с ценными бумагами за свой счет. Их доход является разницей между ценой продажи и ценой покупки ценной бумаги.
Управляющие компании — это фондовые посредники, которые осуществляют свою деятельность по доверительному управлению ценными бумагами и/или денежными средствами, высвобождающимися от продажи ценных бумаг или предназначенными для их приобретения, по поручению и в интересах своих клиентов.
Фондовые посредники обязаны быть только юридическими лицами, могут проявляться в различных организационно-правовых формах, у них обязательно наличие государственной лицензии на соответствующий вид посредничества.[2,с.18]
Организации инфраструктуры рынка ценных бумаг можно разбить на две группы:
-организации, обслуживающие только данный рынок, — это расчетные центры, депозитарии, регистраторы;
- организации, обслуживающие сразу многие рынки, включая и настоящий — это электронные системы информации, газеты, журналы, юридические службы и т.п.
Организаторы рынка ценных бумаг - это организации, способствующие заключению сделок купли-продажи с ценными бумагами.
К ним относятся фондовые биржи и внебиржевые организаторы рынка.
Расчетные центры — это организации банковского типа, которые специализируются на ведении расчетных счетов участников организованного рынка ценных бумаг и осуществлении всех расчетов по сделкам с ценными бумагами.
Регистраторы- ведут реестры владельцев именных ценных бумаг, если их число по данной бумаге превышает 500;
Депозитарии- оказывают услуги по хранению ценных бумаг и учету и переходу прав собственности на ценные бумаги от одного владельца к другому.
Организации управления и контроля рынка ценных бумаг представлены госорганами и организациями самих участников рынка.
Данные организации представлены либо соответствующими органами государства, либо организациями самих участников рынка, которым предоставлены права по контролю и регулированию как со стороны государства, так и со стороны самих профессионалов рынка.[2,с.19]
В законе РФ «О рынке ценных бумаг» сказано, что основным государственным органом регулирования рынка ценных бумаг в России является Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР), которая имеет право наделять некоторыми функциями регулирования организации профессиональных участников данного рынка путем придания им статуса саморегулируемых организаций российского рынка ценных бумаг.
Задачей государственного регулирования является обеспечение доверия инвесторов к рынку ценных бумаг, что гарантирует выполнение последними своих экономических функций и регулирование деятельности участников рынка как соответствующих организаций, так и установление правил ведения ими любых операций на рынке ценных бумаг.
ГЛАВА II. СТРУКТУРА РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ.
Рынок ценных бумаг (фондовый рынок) – это система, внутри которой происходит купля-продажа ценных бумаг.
Можно говорить иначе, на рынке ценных бумаг совершается продажа атрибутов ценных бумаг. Рынок ценных бумаг разделяют на первичный и вторичный.
Первичный рынок ценных бумаг – рынок, на котором реализуются, продаются вновь выпущенные ценные бумаги их эмитентом, выпустившей их организацией. Первичная продажа ценных бумаг производится по подписке или в форме непосредственной продажи первичным покупателям. Размещение вновь выпущенных ценных бумаг называется первичным размещением или эмиссией, а организация, производящая первичное размещение – эмитентом. Покупатель вновь выпущенных ценных бумаг называется инвестором. Участник первичного рынка может выступать как в роли эмитента, так и в роли инвестора.[2,с.23]
Вторичный рынок ценных бумаг – это рынок, на котором происходит обращение ценных бумаг. На этом рынке уже не аккумулируются новые финансовые средства для эмитента, а только перераспределяются ресурсы среди последующих инвесторов. Несмотря на то, что на практике первичный и вторичный рынки ценных бумаг относительно обособлены друг от друга, их следует рассматривать в диалектическом единстве; друг без друга они существовать не могут. Их связывает общность процессов, происходящих в мире экономики и финансов.
2.1.Первичный рынок ценных бумаг
Первичный рынок ценных бумаг – понятие абстрактное, нет какого либо места в пространстве, где бы он располагался. Ежедневно сотни предприятий совершают размещение новых ценных бумаг. Поэтому можно говорить о том, что первичный рынок существует в распределённой форме. Ранее уже говорилось о том, что на первичный рынок ценные бумаги поступают большими сериями или траншами.
Субъекты (участники) первичного рынка ценных бумаг:
1. Физические лица;
2. Юридические лица – промышленные компании, фирмы коммерческие банки, страховые общества, пенсионные фонды, паевые инвестиционные фонды;
3. Государство, органы регионального и муниципального управления.
На первичном
рынке активно действуют
На первичном рынке размещаются в основном акции и облигации. Про первичный рынок векселей не говорят, так как на сегодняшний момент они практически не выпускаются серийно. Исключение составляют финансовые векселя, размещаемые коммерческими банками, государством, регионами и органами муниципального управления; эти векселя представляют собой, по сути, бескупонные облигации.
Юридические лица размещают на первичном рынке акции для:
1. Формирования уставного фонда;
2. Увеличения уставного фонда;
3. Реорганизации.
Деньги, вырученные за размещённые акции, могут быть обращены эмитентом на самые разнообразные нужды: например, на капитальное строительство или реформирование системы управления.
Рис.2 Инвестор на первичном рынке ценных бумаг
Как мы знаем, акция предоставляет владельцу право на управление акционерным обществом. Из этого следует, что размещая акции на первичном рынке, руководство компании вынуждено будет впоследствии делиться властными полномочиями с акционерами.[4,с.32]
Информация о работе Структура Российского рынка ценных бумаг и основные направления ее развития