Структура современного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в исследовании структур современных предприятий в России.
Для достижения цели ставим следующие задачи:
-дать понятие организации;
-охарактеризовать современные типы организационных структур, а также выявить факторы, воздействующие на их формирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. Определение организации 4
1.2. Виды организаций и их особенности 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУР СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 13
2.1. Тенденции развития современные организаций 13
2.2. Многомерные и интеллектуальные организации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

Структура современного предприятия реф мисис.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

      СОДЕРЖАНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      ВВЕДЕНИЕ 
 

     В последнее время в странах  с развитой рыночной экономикой существенно изменяется организационная структура предприятий, что связано прежде всего с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. Изменения настолько глубоки и радикальны, что можно говорить о революции в сфере бизнеса, сопоставимой по своим последствиям с промышленной революцией XVIII- XIX вв.

     Актуальность  темы реферата обусловлена тем, что в последнее время в странах с развитой рыночной экономикой существенно изменяется организационная структура предприятий, что связано прежде всего с коренной перестройкой деловых процессов в условиях внедрения новейших информационных и коммуникационных технологий. Изменения настолько глубоки и радикальны, что можно говорить о революции в сфере бизнеса, сопоставимой по своим последствиям с промышленной революцией XVIII- XIX вв.

      Объект  исследования – менеджмент как теория управления организацией.

      Предмет исследования – организация как объект управления.

     Цель  реферата состоит в исследовании структур современных предприятий в России.

    Для достижения цели ставим следующие задачи:

    -дать  понятие организации;

    -охарактеризовать  современные типы организационных структур, а также выявить факторы, воздействующие на их формирование;

     Обзор источников. При работе над рефератом   были использованы научные труды видных отечественных и зарубежных ученых по теме реферата.  
 
 
 
 

1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК  ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 

1.1. Определение организации

     Организация - (лат.-organizo-сообщаю стройный вид, устраиваю), это:   1. внутренняя упорядоченность, взаимодействие, согласованность более или менее дифференцированных и автономных частей целого, обусловленная его строением;

     2. совокупность процессов или действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого;

     3. Объединение людей, совместно  реализующих некоторую программу  или цель и действующих на  основе определенных процедур  и правил (социальная организация).

     В общем смысле под организацией (социальной организацией) имеют в виду способы упорядочения и регулирования действий отдельных индивидов и социальных групп.

     В узком смысле под организацией понимают относительно автономную группу людей, ориентированную на достижение некоторой заранее определенной цели, реализация которой требует совместных координированных действий [4; 28].

     Одна  из трудностей определения этого  понятия (нас будут интересовать только социальные организации) состоит  в том, что организация (процесс  организации) не представляет собой конкретной, материальной сущности, но вместе с тем она может иметь ряд свойств как материальных, так и нематериальных. Так, любая фирма обладает многими материальными объектами, имуществом, активами и т.д., но она имеет также много социальных аспектов, которые нельзя увидеть или потрогать, например, человеческие отношения.

     Дополнительные  трудности в определении этого  понятия вызываются тем обстоятельством, что существует много разновидностей организаций, начиная с организации  в семье и кончая организацией в неформальных рабочих группах и в формальных системах, таких, как “клиника Федорова”, “Уралмаш”, профсоюз шахтеров, министерство здравоохранения и организация Объединенных Наций. Можно представить себе множество разновидностей организации, начиная с организации, охватывающей деятельность отдельной личности, и кончая организацией сильно формализованного типа, например, Правительство России, а также большое разнообразие социальных организаций, которые находятся между этими двумя крайними случаями.

     В последние десятилетия изучение организаций и их поведения стало  главной задачей исследований, проводимых совместно представителями нескольких научных дисциплин. Изучение организаций постепенно превратилось в самостоятельную научную область - теорию организации.

     Косвенным путем вклад в теорию организации  внесли специалисты, работающие в таких отдаленных областях знаний, как биология, математика, психология животных, логика и философия. Непосредственно способствовали созданию теории организации социологи, антропологи, специалисты по социальной психологии человека, политическим наукам и истории. Кроме того, способствовали ее развитию дисциплины, связанные с областью предпринимательской деятельности: общая теория делового руководства, теория человеческих отношений, исследование операций и наука управления, а также промышленная социология. Все возрастающий интерес, проявляемый специалистами по общественным наукам к исследованию предприятия, свидетельствует о значении социальных и культурных норм в развитии организации.  [8; 94]

     Поскольку слова организация и система  имеют сходное значение, важно понимать, что обозначается термином “организация”.

     Так, система-(гр.-целое, составленное из частей, объединение) чаще всего определяется как - совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует некоторую целостность, единство.

     Выделяют  системы материальные и абстрактные, статичные и динамичные, органические и неорганические, открытые и закрытые и т.д. в зависимости от оснований классификации систем. Нас будут интересовать только динамические органические открытые системы, т.к. только так могут характеризоваться социальные организации способные к развитию.

     Однако  все организации обладают некоторыми общими элементами. Организации- это 1) социальные системы, т.е. люди, объединенные в группы; 2) их деятельность интегрирована (люди работают вместе, сообща) и 3) их действия целенаправлены (люди имеют цель, намерение). [9; 114]

     Во  взаимоотношениях людей внутри организации  существует иерархия (гр.-священная власть) -принцип структурной организации сложных многоуровневых систем, состоящий в упорядочении взаимодействий между уровнями в порядке от высшего к низшему.

     Каждый  из двух или более уровней выступает  как управляющий по отношению ко всем нижележащим и как управляемый, подчиненный по отношению к вышележащим. В иерархически построенной системе каждый уровень специализируется на выполнении определенного круга функций, причем на более высоких уровнях иерархии преимущественно осуществляются функции согласования, интеграции. Иерархия в организации систем необходима в связи с тем, что управление в них связано с получением, переработкой и использованием больших массивов информации. На нижних уровнях используется конкретная, охватывающая лишь отдельные стороны функционирования системы, информация, а на более высокие уровни поступает обобщенная информация, характеризующая условия существования всей системы, и принимаются решения, относящиеся к системе в целом. [7; 217] 

      1.2. Виды организаций и их особенности

      По  методам работы и приспособляемости  к изменениям внешней и внутренней среды организации подразделяют на два типа [10; 104]:

  • механистические организации;
  • органические организации.

      Механистические организации — это организации, деятельность которых основывается на формальных правилах и процедурах, централизованном принятии решении, узко определенной ответственности в трудовых операциях и жесткой иерархии власти. Это бюрократический тип организации. Он целесообразен в тех случаях, когда организация оперирует в простой стабильной внешней среде, когда цель проста, труд достоверно измеряется и мотивирует работника, власть руководителя признается работниками как законная. Примеры: завод конвейерного типа, завод-автомат и др. Органические (адаптивные) организации — это организации, слабо или умеренно использующие формальные правила и процедуры, с децентрализацией власти, структурами с небольшим количеством уровней иерархии и широким участием работников в принятии решений. Они целесообразны, когда имеется сложное и динамическое внешнее окружение. Пример: организация по проектированию и производству электронной техники. [7; 108]

      По  взаимодействию подразделений организации  делятся на три типа:

  • традиционные организации;
  • дивизиональные организации;
  • матричные организации;
  • комбинированные (состоящие из элементов предыдущих трех).

      Традиционные  организации могут иметь:

  • линейную структуру управления;
  • линейно-функциональную структуру управления;
  • линейно-штабную (линейно-функционально-штабную) структуру управления.

      В принципе, в дивизионах могут быть объединены и финансы, кадры, НИОКР, маркетинг и другие службы.

      Дивизионы могут строиться:

  • по продукту (дивизионально-продуктовые структуры);
  • по региону (дивизионально-региональные структуры);
  • по потребителю-клиенту (дивизионально-потребительские структуры);
  • по рынку сбыта (дивизионально-рыночные структуры).

      Матричные организации — это организации, использующие работу автономных групп для запуска и внедрения нового продукта или проекта. Каждая автономная группа создается под цель или проект и пользуется при этом определенной свободой в организации своей работы. Они могут самостоятельно приобретать ресурсы, распределять полученную продукцию, участвовать в организации своего труда. [6; 18].

      Преимущества  матричных организаций:

  • упрощение иерархии дивизиональных схем;
  • динамичность управления;
  • органичность рабочих групп (их высокая адаптивность).

      Недостатки  матричных организаций:

  • сложность реализации;
  • необходимость в высококвалифицированной рабочей силе;
  • тенденции к анархии и групповщине;
  • борьба за власть между проектными и функциональными руководителями;
  • сложность перестройки матрицы на выпуск принципиально  новых заказов;
  • высокие накладные расходы (зарплата руководителей и т.д.);
  • конфликты между частями организации;
  • низкая скорость реакции и трудности в принятии решений в нештатных ситуациях.

      По  типу взаимодействия с человеком  организации делятся на две группы:

  • корпоративные организации;
  • индивидуалистические организации.

      Корпоративная организация — это замкнутая  группа людей с ограниченным доступом, максимальной централизацией и авторитарностью руководства (не путать с корпорацией как субъектом права — юридическим лицом).

      Индивидуалистическая  организация — это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.

  • эдхократические организации;
  • многомерные организации;
  • партисипативные организации;
  • предпринимательские организации;
  • организации, ориентированные на рынок.

      Эдхократические организации — это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия — это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. [9; 228].

      Особенности эдхократических организаций:

  • работа в областях с высокой технологией, требующая высокой квалификации, творчества, инновационности и эффективной совместной работы;
  • органическая структура с преобладанием неформальных горизонтальных связей; часто структура организации вовсе отсутствует;
  • иерархическое построение постоянно изменяется, отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
  • отсутствует жесткая привязка человека к какой-то одной работе;
  • принятие решений, власть, система вознаграждения основаны на экспертной власти;
  • риск и вознаграждение делятся между участниками трудового процесса;
  • контроль за непосредственной работой специалиста отсутствует, осуществляется только финансовый контроль.

Информация о работе Структура современного предприятия