Структура современного предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 16:25, реферат

Описание работы

Цель реферата состоит в исследовании структур современных предприятий в России.
Для достижения цели ставим следующие задачи:
-дать понятие организации;
-охарактеризовать современные типы организационных структур, а также выявить факторы, воздействующие на их формирование;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОРГАНИЗАЦИЯ КАК ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ 4
1.1. Определение организации 4
1.2. Виды организаций и их особенности 6
2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУР СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 13
2.1. Тенденции развития современные организаций 13
2.2. Многомерные и интеллектуальные организации 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 25

Файлы: 1 файл

Структура современного предприятия реф мисис.doc

— 169.50 Кб (Скачать файл)

      Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, реклама, телевизионные проекты, шоу, театральные постановки), внедрении новых технологий, при антикризисном управлении.

      Многомерные организации — это организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции (как бы в трех измерениях): [9; 75]

  • обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
  • производят для конкретного потребителя, рынка или территории конкретный продукт или услугу;
  • обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции и обслуживают конкретного потребителя.

      Такие автономные группы имеют статус центров  прибыли, а в отдельных случаях могут быть самостоятельными компаниями.

      Особенности многомерных организаций:

  • бюджеты подразделений разрабатываются самими подразделениями, руководство инвестирует в них средства (дает деньги взаймы);
  • в многомерных организациях нет двойного подчинения, как в двумерной матричной модели, руководство группы едино;
  • отсутствует необходимость проведения каких либо реорганизаций взаимосвязей автономных групп, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
  • каждая часть организации в принципе может быть полностью автономной, занимаясь и набором кадров, и продажами готовой продукции и т.д.;
  • основной показатель эффективности работы автономных групп — получаемая прибыль; что упрощает анализ и контроль за деятельностью групп, снижается бюрократизация и упрощается система управления.

      Партисипативные организации — это организации, использующие участие работников в управлении. Тем самым обеспечивается мотивированность их труда, обостряется чувство собственника. В таких организациях работники могут:

  • участвовать в принятии решений;
  • участвовать в процессе постановки целей;
  • участвовать в решении проблем организации.

      Им  дано право:

  • выдвигать предложения;
  • вырабатывать альтернативы решений проблем;
  • выбирать окончательное решение.

      В традиционных организациях руководитель принимает решения, а работник их выполняет. В организациях с делегированием прав подчиненный самостоятельно принимает решения в рамках своих полномочий (по системе «елочка» или «матрешка»). В партисипативных организациях решение принимается с учетом мнения (вклада) руководителя и вклада работников.

      Примеры форм взаимодействия руководства и  работников:

  • советы по научно-технической политике (например, состав: руководитель подразделения, руководитель НИОКР, бригадиры рабочих участков);
  • технико-экономические советы (например, состав: руководители подразделений, начальники цехов, руководители кружков качества, бригадиры рабочих участков);
  • советы по планированию сбыта (например, состав: руководители подразделений, начальники отделов маркетинга и сбыта, представители кружков качества);
  • кружки качества (бригадиры, работники, представители технико-экономического совета);
  • целевые, антикризисные комитеты, комитеты по набору кадров;
  • конфликтные комиссии (высшее руководство, руководство среднего звена, независимые эксперты, представители кружков качества и работники).

      Предпринимательские организации — это организации, более ориентированные на рост и на имеющиеся возможности и достижения, чем на контролируемые ресурсы. Особенности предпринимательских организаций:

  • принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, делающих бизнес, управление представляет собой перевернутую пирамиду;
  • предпринимательские ячейки (автономные рабочие группы — центры прибыли, по статусу могут быть фирмами или компаниями), сами выбирают вид предпринимательства, вид бизнеса, цели, способы, средства деятельности; потребности рынка диктуют им формы деятельности;
  • консультанты (бизнес-тренеры) помогают им своим опытом и интуицией делать бизнес;
  • ресурсы организации (финансы, информация, кадры, время, идеи) находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
  • подразделения, распределяющие рынки и ресурсы для предпринимательских ячеек, координируют деятельность последних;
  • критическим фактором успеха в таких организациях являются люди, их квалификация.

      Организации, ориентированные на рынок. Это органические, быстро адаптируемые дивизиональные или  матричные организации, в которых все их части (НИОКР, производство, кадры, маркетинг, снабжение, сбыт, финансы, обслуживание) группируются вокруг рынка или рынков. Это организации, «движимые рынком». Пример: корпорация IBM (в 1985 г перешла от «продуктизации» к «регионализации» управления). [11; 27]

      Функции штаб-квартиры корпорации:

  • стратегическое развитие корпорации;
  • исследования и передовые разработки;
  • контроль распределения и использования финансов;
  • персонал;
  • работа с информацией (поступающей от филиалов и из внешней среды);
  • общемировая координация.

      Корпорация  децентрализовала производственные операции по континентам (США, Европа, Азия, Центральная и Латинская Америка) а маркетинговые процессы (анализ рынков, реклама, сбыт, продвижение товара и т.д.) — по странам внутри континента. 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА СТРУКТУР СОВРЕМЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ 

      2.1. Тенденции развития современные организаций

      Многообразный опыт, накопленный в разных странах  мира, свидетельствует, что среди всех ресурсов предприятий (материальных, трудовых, финансовых и др.) важнейшее значение имеет именно управление, т. е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценностные ориентиры, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Поэтому большое теоретическое и практическое значение имеют выявление и реализация основных тенденций изменения организации управления в XXI веке. В этой связи интерес представляет исследование эволюции организационных структур управления и ее этапов, характерных для развития организаций в XX веке.

      Все более очевидным становится то, что  главной характерной чертой новых систем внутрифирменного управления должны стать ориентация на долгосрочную перспективу, проведение фундаментальных исследований, диверсификацию операций, инновационную деятельность, максимальное использование творческой активности персонала. Децентрализация, сокращение уровней управления, продвижение работников и их оплата в зависимости от реальных результатов станут основными направлениями изменений в аппарате управления (Приложение 1).

      Процесс модификации организационных структур управления, конкретных форм и методов руководства производственно-сбытовыми операциями развивается по ряду конкретных направлений. В качестве основных из них можно назвать следующие [2; 66].

      1. Осуществление децентрализации производственных и сбытовых операций. С этой целью в рамках крупнейших компаний уже созданы или создаются полуавтономные или автономные отделения, полностью отвечающие за результаты своей работы. На эти отделения возлагается вся полнота ответственности за организацию производственно-сбытовой деятельности.

      2. Нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и диверсификация операций. Это направление реализуется через создание в рамках крупных компаний нововведенческих фирм, ориентированных на производство и самостоятельное продвижение на рынки новых изделий и технологий и действующих на принципах рискового финансирования. Широко распространенной практикой крупных компаний становится создание в наиболее перспективных областях небольших предприятий, нацеленных на завоевание в кратчайшие сроки прочных позиций на рынке.

      3. Дебюрократизация, постоянное повышение творческой и производственной отдачи персонала. Для этого предпринимаются самые разнообразные меры, включая распределение акций среди персонала и образование предприятий, находящихся в коллективной собственности их работников.

      Главным свойством организации будущего станет постоянное приспособление к динамичной внешней среде. Образно говоря, организация будет напоминать хамелеона, меняющего свой цвет в связи с изменениями света, эмоций, температуры. Как адаптирующийся механизм, организация будет меняться в соответствии с изменениями внешних условий и объективных требований к ней. Обобщение происходящих процессов и наметившихся тенденций показывает, что на первый план выйдут такие черты организаций, как большая гибкость, приверженность индивидуумам, преимущественное использование команд, высокая внутренняя конкурентоспособность, стремление к диверсификации.

      Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу  компаний («внутренние рынки») породило сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами. (Приложение 2) Сети представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур и в процессе управления ими.

      В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать следующие [34; 128]:

      Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля (например, строительные и промышленные проекты, издательское дело или создание фильмов).

      Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы (включая текстильные компании, такие, как «Бенеттон») или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).

      Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские «keiretsu» (коммерческие объединения) и кооперационные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).

      Стратегические  союзы. Союзы этого вида распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

      Сетевые организации отличаются от организаций  других типов рядом признаков.

      1. Сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной цепи.

      2. Сетевые организации больше полагаются  на рыночные механизмы, чем  на административные формы управления  потоками ресурсов. Различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.

      3. Хотя подрядные сетевые организации  были частным явлением, многие недавно разработанные сети предполагают более действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

      4. В ряде отраслей, число которых  постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную и др.), сети представляют собой объединение организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы - производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Информация о работе Структура современного предприятия