Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа
Последствия экономических кризисов и неравномерности экономического развития разрушительно действуют на экономику стран, понижая достигнутый уровень производства и жизни народа, удовлетворения потребностей человека и общества.
В моей курсовой работе я попытаюсь раскрыть такие вопросы как:
факторы экономического роста;
интенсивный и экстенсивный пути развития;
неоклассицизм и неокейнсианство;
структура экономики и ее изменение;
проблемы роста.
Стр.
Введение.
2
Глава 1. Экономический рост: сущность и факторы.
3
1.1. Понятие и показатели.
3
1.2. Экономический рост и ограниченность ресурсов.
6
1.3. Факторы экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
8
Глава 2. Эволюция теорий экономического роста.
14
2.1. Неоклассическое направление.
14
2.2. Эволюция неоклассических теорий.
15
2.3. Кейнсианство. Неокейнсианство.
16
Глава 3. Структурные изменения в экономическом развитии.
18
3.1. Сущность экономической структуры.
18
3.2. Направления перестройки экономической структуры России.
21
3.3. Факторы, сдерживающие экономический рост. Экологические проблемы экономического роста.
22
Заключение.
24
Список используемой литературы.
25
Первый из них зародился, когда начали развиваться электроэнергетика и электротехническое машиностроение, что сопровождалось механизацией основных технологических процессов, для чего потребовалось много стали и изготовляемого из нее проката. Важнейшим энергоносителем стал уголь, а главным видом транспорта - железные дороги.
Где-то в первой четверти нынешнего века одновременно с концентрацией хозяйственной активности появились и начали завоевывать свое место под солнцем химическая промышленность, автомобилестроение, телекоммуникации. Прокладывалось всё больше асфальтированных шоссе, расширялись телефонные сети, жидкие энергоносители начали вытеснять твердое топливо.
Но пока не было реорганизовано производство, существовали старые стереотипы потребления, пока большинство ресурсов концентрировались в воспроизводственном контуре прежнего уклада, новый развивался медленно. Он завоевал прочные позиции лишь после того, как в тридцатые годы в результате острого структурного кризиса обесценился капитал, задействованный в традиционных производственных цепях. И тогда же произошел структурный сдвиг в сырьевой базе и качестве оборудования. Резко выросла доля новых материалов, качественной стали. Получило широкое распространение среднее образование, повысился уровень квалификации работников, повысилась культура производства. Тейлоровско-фордовские методы управления новыми технологиями позволили наладить массовое изготовление потребительских ценностей. На рынок хлынул поток бытовой электроаппаратуры, автомобилей и других сложных товаров длительного пользования, на которые уже образовался огромный спрос.
Всё это обусловило в пятидесятых-шестидесятых годах быстрый экономический рост развитых капиталистических стран.
К середине семидесятых годов этот технологический уклад достиг пределов расширения. А на смену ему уже спешил следующий этап технико-экономического развития, “замешенного” на таких детищах научно-технического прогресса, как микроэлектроника и механика, которые позволили резко расширить комплексную автоматизацию трудовых аспектов деятельности, а появление материалов с заранее заданными свойствами повлекло за собой глубокую специализацию производства. Вычислительная техника и космические средства связи помогли обновить систему коммуникаций. Резко повысилось значение творческого начала в трудовой деятельности персонала. Это дало возможность быстро распространить гибкие формы организации производства материально-технического снабжения и так называемые “органичные” структуры управления.
Малый бизнес, в своем современном виде, возник на стыке второго и третьего технологического уклада. В сороковые, пятидесятые, шестидесятые годы темпы экономического развития в капиталистических странах Запада были устойчиво высокими. В эти годы сформировалась и утвердилась определенная модель экономики, которую можно было бы назвать моделью массового производства и массового потребления. Ее стратегия понятна любой домохозяйке: затраты на содержание одного человека меньше в большой семье. Известный принцип экономии от масштаба производства. На языке экономической теории это называется “возрастающей отдачей от масштаба”.
Модель была рассчитана
на массовое стандартизированное потреблени
Ставка на масштаб
требовала
Сложилась особая идеология массового производства: выше всего ценились дисциплина, исполнительность, авторитарное руководство.
На рынке производители боролись за массового покупателя, главный способ борьбы - игра цен. Если удавалось потеснить одних конкурентов и сговориться с другими, можно было уже контролировать цены. Конечная цель - максимальная прибыль; монопольное положение на рынке гарантировало сохранение уровня прибыли.
Дешёвое сырьё и дешёвая энергия делали модель массового производства исключительно эффективной. Предложение товаров и услуг могло нарастать как бы бесконечно. Серьёзные опасения после Великой депрессии (структурный кризис первого технологического уклада) вызывала лишь проблема платёжеспособного спроса. Решая её, реформисты выдвинули концепцию государства всеобщего благосостояния. Нужен был платёжеспособный массовый потребитель, и он был создан целенаправленной социальной политикой государства.
Именно модель массового производства позволила действительно создать государство всеобщего благосостояния. Люди были накормлены, одеты, получили крышу над головой, автомобили; в них проснулась страсть к путешествиям. Бесплатное образование и медицина давно перестали быть исключительной привилегией жителей социалистических стран.
История показала, что
эта система в состоянии
Однако всякая система влияет на внешнее окружение, изменяя его, а то, в свою очередь, влияет на систему, изменяя её. Рано или поздно степень неадекватности системы самой себе и окружающей среде достигает предельных величин, инициируя структурный кризис системы.
Какова же новая модель развития экономики, базирующейся на третьем технологическом укладе?
В её основе принцип отдачи от масштаба заменён на принцип отдачи от разнообразия. Стратегия производителя теперь состоит в том, чтобы на одном и том же комплексе оборудования изготавливать множество разнообразных мелких серий специализированных продуктов. Они имеют довольно точный адресат с конкретными индивидуальными потребностями. Прежний рынок, затопляемый бесконечными потоками стандартных товаров, распался на сегменты, в которых особые вкусы и запросы находят ‘свой’ товар.
Маленькую серию товара легче продать (тем более, если она изготовлена по предварительному заказу). Выигрыш - на сокращении времени оборота от сырья до продажи. Не нужны склады для не распроданных остатков, для сырья, для комплектующих деталей. Потери сокращаются по всей цепочке производства.
Изменилась структура экономики. Вырос удельный вес сферы услуг, как бытовых, так и производственных. В структуре издержек стремительно возрастает удельный вес невещественных элементов, снижается роль материального производства. Время, затрачиваемое на разработки и конструирование, подготовку к технологическим операциям (включая программирование), маркетинг и послепродажное обслуживание, становится сопоставимым, а иногда и превышает время самого производства. Жизненный цикл продукта укорачивается по мере развёртывания научно-технического прогресса, и это существенно изменило стратегию предпринимательства: выйти на рынок с технологически новым продуктом, коммерчески реализовать новинку и уйти с рынка, заменив её очередным новшеством раньше конкурентов, стало гораздо важнее дешёвой цены или контроля над рынком.
Меняется судьба индустриальных гигантов. Некоторые американские исследователи считают, что основой японского успеха в конкурентной борьбе на мировых рынках стала мелкая и средняя фирма. В США в последнее время тоже растёт число мелких фирм, в которых работает всё больше людей.
Поскольку на рынке выше всего ценится новое, в последние десять лет необычайно распространились венчурные (“рисковые”) небольшие предприятия, рискующие опробовать и выкинуть на рынок принципиально новые технические идеи.
Однако одновременно с усилением роли мелкого предпринимательства во всей зоне развитого капитализма сливаются крупные предприятия, усиливаются транснациональные корпорации. Мелкие венчурные фирмы, как правило, финансируются крупным капиталом, для которого они - генераторы идей и разведчики рынка. С их помощью гиганты сохраняют гибкость.
Особая роль мелкого бизнеса на рынке – “генератора идей” и пионера новой техники и технологии - подтверждается данными правительственных органов США, в частности подсчётами Национального научного фонда и Администрации по делам малого бизнеса (см. таб. №1).
Число изобретений на 10 тыс. учёных и инженеров, занятых в сфере НИОКР
Годы |
на фирмах, с числом занятых менее 1 тыс. человек |
на фирмах, с числом занятых более 1 тыс. человек |
в 1953-1959 г. г. |
8,2; |
2,5; |
в 1960-1966 г. г. |
12; |
1,8; |
в 1967-1973 г. г. |
13,1; |
1,7; |
в 1974-1977 г. г. |
14,1; |
1,7; |
в 1978-1988 г. г. |
15,2. |
1,6. |
Иными словами, вклад в создание и освоение новой техники и технологии со стороны средних и мелких фирм почти в пять раз превышал по объёму освоения изобретений соответствующую долю крупных промышленных компаний.
Большой бизнес сохраняет определённые преимущества, но теперь они лежат в другой области. Современный “суперволк” вынужден сбросить вес, быстрее соображать и быстрее поворачиваться. На смену стальным зубам и мощному телосложению в качестве главных аргументов в борьбе за существование приходят обладание крупными исследовательскими заделами, развитой инфраструктурой маркетинга, высококвалифицированными и сработавшимися коллективами специалистов и руководителей, информационными системами.
Корпорации создают гибкие децентрализованные организационные структуры, заменяют иерархические системы управления сетевыми, стараются сделать работников причастными целям фирмы. Лозунгом кадровой политики становится: “Высоким технологиям - высокая техника контактов с людьми”.
Таким образом, малый бизнес сегодня является важной компонентой интенсивного экономического роста, создателем рабочих мест, фактором научно-технического прогресса.
Глава 2. Эволюция теорий экономического роста.
2.1. Неоклассическое направление.
Классическая
Долгое время большинство выдающихся экономистов , включая Д . Рикардо , Дж . С . Милля и А . Мармалла , придерживались классического макроэкономического подхода ,что перепроизводство невозможно . Даже во времена Великой депрессии , когда четверть рабочей силы США была безработной , такой известный экономист как Пигу , писал : “ Рядом с доскональной свободной конкуренцией всегда существует сильная тенденция о полной занятости . Безработица существующая в любой промежуток времени , возникает полностью в следствии ряда затруднений , которые сдерживают соответственное приспосабливание заработной платы и цен , что должно происходить немедленно “ .
Как подтверждает фрагмент работы Пигу , основным фактором , что лежит в основе классического подхода является то , что заработная плата и цены достаточно гибки , чтобы возвращаться в состояние равновесия очень быстро . Если цены и заработная плата приспосабливаются быстро , следовательно короткосрочный период , в котором цены жесткие , будет настолько коротким , что его можно не брать во внимание для всех практических целей . Классические или практические макроэкономисты считают , что экономика всегда функционирует по полной занятости или потенциального объема производства .
2.2. Эволюция неоклассических
Кейнсианская концепция занятости и стабилизационной политики доминировала в макроэкономических воззрениях большинства экономистов всех стран с рыночной индустриальной экономикой . Однако за последние два десятилетия этой теории был брошен вызов альтернативными макроэкономическими концепциями , в частности монетаризмом и теорией рациональных ожиданий ( ТРО ) . Лауреат Нобелевской премии по экономике 1976 года Милтон Фридмен , являющийся интеллектуальным лидером монетаристкой школы , положил начало эмпирическим и теоретическим исследованиям , показывающим , что деньги играют гораздо более важную роль в определении уровня экономической активности и цен , чем предполагала кейнсианская теория .
В действительности линия
, разделяющая современных
Монетаристы : стабильность и свободная конкуренция . Идейные корни монетаризма уходят в экономическую теорию , согласно которой , обеспечиваемая рыночной конкуренцией гибкость цен и ставок заработной платы ведет к тому , что колебания совокупных расходов воздействуют на цены продукции и ресурсов , а не на уровень производства и занятости . Таким образом , рыночная система , если она не подвергается государственному вмешательству в функционирование экономики , обеспечивает значительную макроэкономическую стабильность и рост.
Монетаризм , как следует из его названия , делает упор на деньгах и его основополагающим уравнением является уравнение обмена : MV = PQ , где М - предложение денег ; V - скорость обращения денег ; Р - уровень цен ; Q - объем производимых услуг.
2.3. Кейнсианство. Неокейнсианство.
Кейнс писал работы теоретического характера. Однако его обоснования и выводы представляют основу для формирования важнейших принципов экономической политики. В своей «Общей теории» он в целях обеспечения эффективного спроса как определяющего фактора роста и повышения уровня занятости выдвигает следующие «рецепты»:
Информация о работе Структурные изменения в экономическом развитии