Структурные изменения в экономическом развитии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2013 в 14:21, курсовая работа

Описание работы

Последствия экономических кризисов и неравномерности экономического развития разрушительно действуют на экономику стран, понижая достигнутый уровень производства и жизни народа, удовлетворения потребностей человека и общества.
В моей курсовой работе я попытаюсь раскрыть такие вопросы как:
факторы экономического роста;
интенсивный и экстенсивный пути развития;
неоклассицизм и неокейнсианство;
структура экономики и ее изменение;
проблемы роста.

Содержание работы

Стр.
Введение.
2
Глава 1. Экономический рост: сущность и факторы.
3
1.1. Понятие и показатели.
3
1.2. Экономический рост и ограниченность ресурсов.
6
1.3. Факторы экономического роста: экстенсивный и интенсивный.
8
Глава 2. Эволюция теорий экономического роста.
14
2.1. Неоклассическое направление.
14
2.2. Эволюция неоклассических теорий.
15
2.3. Кейнсианство. Неокейнсианство.
16
Глава 3. Структурные изменения в экономическом развитии.
18
3.1. Сущность экономической структуры.
18
3.2. Направления перестройки экономической структуры России.
21
3.3. Факторы, сдерживающие экономический рост. Экологические проблемы экономического роста.
22
Заключение.
24
Список используемой литературы.
25

Файлы: 1 файл

ekonom_rost.doc

— 176.50 Кб (Скачать файл)
  1. Денежная политика, регулирование процентной ставки. Предлагалось снизить проценты на кредиты, что увеличит разрыв между стоимостью кредитов и ожидаемой прибыльностью капиталовложении, поднимет их «предельную эффективность». Предприниматели будут вкладывать денежные средства не в ценные бумаги, а в развитие производства. Но снижение процентной ставки – это не главный путь. Кейнс предполагал, что не исключена ситуация, когда денежная масса продолжает расти, а понижение процентной ставки практически останавливается. Возникает «ловушка ликвидности» (рис.5).
  2. Бюджетная политика. Чтобы стимулировать эффективный спрос, Кейнс предлагал увеличить государственные расходы, увеличить государственные инвестиции и государственные закупки товаров. Рекомендовалось также уменьшить налоги. Но все же главным Кейнс считал наращивание расходов. В дальнейшем увеличение расходной части госбюджета будет компенсировано новыми налоговыми поступлениями, образуемыми за счет увеличения производства и расширения занятости.

Расчет делался на то, что государство «будет брать  на себя все большую ответственность  за прямую организацию инвестиций». Предполагалось, что расширение инвестиционной деятельности государства будет направлено прежде всего на организацию общественных работ – строительство дорог, освоение новых районов, сооружение предприятий.

 



 

 

 

 

 

 

 


 


 



 

 

Рис. 1. «Ловушка ликвидности»

  1. Перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика была призвана увеличить «спрос» этих социальных групп, повысить денежный спрос массовых покупателей. Склонность к потреблению в обществе должна увеличиться.
  2. Политика полной занятости, направленная на недопущение значительной безработицы, на расширение системы социального обеспечения. Предлагался комплекс мер социального характера, включая выплату пособий, развитие системы долгосрочного кредита и т. д.

В качестве главного инструмента  Кейнс рассматривал бюджетную политику, в том числе расширение расходов и инвестиционной деятельности самого государства. Косвенные методы регулирования, в частности снижение процентной ставки, считались малоэффективными.

Подолжателей работ ученого  называть неокейнсианци. Ярким примером разработок этих ученых является модель Самуэльсона—Хикса, которая включает в себя только рынок благ. Модель разработана для идеализированных условий (предполагается частная экономика без внешнего рынка и т. д.), весьма проста. Она позволяет выявить четыре важнейших сочетания величин акселератора и склонности к потреблению. Каждое сочетание определяет особую динамику производства. Причём одно сочетание может определять экономический рост с колебаниями, а другое – нисходящую динамику производства с колебаниями.

 

Рис. 2. Варианты динамики национального дохода при взаимодействии мультипликатора и акселератора.

 

Если значения МРС  и акселератора указывают на область I, то после нарушения равновесия в результате изменения автономного спроса  график (национальный доход) монотонно устремится к новому равновесному уровню.

При значениях МРС  и акселератора, находящихся в области II, национальный доход достигнет нового равновесного уровня, пройдя через затухающие колебания.

Когда сочетания значений МРС, акселератора указывают на область III, тогда динамика национального дохода приобретает характер взрывных колебаний

Комбинации значений МРС и акселератора из области IV приводят к тому, что после нарушения равновесия график монотонно устремляется в бесконечность. И наконец, если акселератор равен единице, то при любом значении предельной склонности к потреблению в случае нарушения равновесия возникают равномерные незатухающие колебания национального дохода.

Реальной экономике соответствуют  области III и IV, так как МРС < 1, а акселератор > 1. При таком сочетании значений МРС и акселератора равновесие не устойчиво, и при его нарушении в модели национальный доход принимает неправдоподобные значения. В действительности размер национального дохода не может существенно превышать величину национального дохода полной занятости. Это ограничивает амплитуду колебаний объема национального дохода сверху. 

 

 

 

 

Глава 3. Структурные изменения в экономическом развитии.

 

3.1. Сущность экономической  структуры.

 

Согласно Литтре, структура означает "способ упорядочения организованных единиц, состоящих из многочисленных и различных по своей природе элементарных частей".

По мнению же Лаланда, структура может пониматься в двух смыслах:

 

  1. Расположение частей, образующее единое целое, в отличие от функций этих частей (анатомия и физиология).
  2. В специальном и новом смысле — в отличие от простой комбинации элементов - единое целое, образованное из солидарных между собой феноменов, так что каждый из них зависит от других и может быть тем, чем он является, лишь в своем отношении и посредством отношения с этими другими.

 

Второй смысл особо  подчеркивается знаменитой немецкой теорией "гештальтов" (Gestalt Théorie), то есть теорией формы; последняя заключается в том, что феномены рассматриваются как некие совокупности, образующие автономные единицы, которые проявляют внутреннюю солидарность и подчиняются своим собственным законам. Следовательно каждый элемент зависит "от структуры совокупности и законов, ею управляющих".

Теперь мы понимаем, что  с одной стороны, это идея разнородности  единиц, составляющих целое; с другой стороны, идея взаимозависимости и  интеграции этих элементов, которые не приобретают смысла иначе, как один посредством другого.

Понятие "структура" мы можем встретить всюду: физика, к примеру, изучает структуру материи; биология - структуру живого мира и живых организмов; математический анализ, в недавних разработках его, о которых можно прочитать в книге Н. Бурбаки "Математические элементы" определяет типы структур; К. Леви-Стросс назвал один из своих трудов "Элементарные структуры родства".

Для уяснения понятия  структуры, необходимо процитировать  Мерло-Понти: "Надо признать идею, что для каждого индивида существует общая структура поведения, которая находит выражение в некоторых константах поведения, в порогах чувствительности и побудительных мотивах, эмоциональности, температуре, дыхании, пульсе, кровяном давлении... так что во всей этой совокупности невозможно найти причины и следствия, поскольку каждый отдельный феномен также выражает собой то, что можно назвать сущностью индивида".

          Все более видное место в  экономической мысли занимает  структурный анализ.

    Согласно определению,  предложенному Ф. Перру ("Курс  политической экономии"), структура экономической единицы есть совокупность пропорций и отношений, которые характеризуют эту единицу в данных условиях и в данный момент:

  • пропорции, то есть относительная величина и значимость элементов, составляющих рассматриваемую экономическую единицу;
  • отношения, то есть такие отношения, которые устанавливаются, с одной стороны, между элементами, составляющими единицу, и с другой - между этой единицей и другими экономическими единицами.

В своей статье, опубликованной в "Ревю экономик", Жан Ломм говорит, что термин "пропорции" не может с полным основанием быть вместе с термином "отношения", потому что пропорция уже и есть отношение. Со своей стороны, он предлагает следующее определение структуры: "Структура данной экономико-социальной совокупности - это "состояние" отношений (внутренних и внешних, качественных и количественных), которые определяют рассматриваемую совокупность посредством двойной отсылки: 1) во времени - к "периодам-срокам" (которые сами определяются необратимостью и прерывистостью изменений); 2) в пространстве - к "пространствам-местам" (которые сами определяются наличием "соответствий")".

Это определение оказывается  довольно интересным и весьма содержательным. Необходимо уточнить лишь некоторые термины:

- Ту или иную совокупность  характеризует "состояние отношений" (в смысле "состояния мест"), то есть классификация элементов  рассматриваемой совокупности и  принятие во внимание отношений  различного свойства (могущих быть выраженными в цифрах и процентах или в оценках и тенденциях) и различной направленности (отношения внутри самой совокупности, отношения между совокупностями).

- Эти отношения определяются  во времени определенными периодами изменений, которые являются прерывистыми и необратимыми, а в пространстве — соответствиями, которые определяют геометрическое место подобных и аналогичных ситуаций.

Барр предложил выделить два типа структур:

 

  1. Экономические структуры в собственном смысле слова: они характеризуют деятельность простых и комплексных экономических единиц.
  2. Мы будем называть структурами обрамления те структуры, которые образуют окружающую среду экономической деятельности; их изучение очень тесно связано с другими дисциплинами, и экономист не может ими пренебрегать.

 

О роли структурного анализа можно  сказать словами Тинбергена: "Совокупность структурных коэффициентов дает архитектурный образ экономики  и определяет, по каким направлениям она будет реагировать на некоторые  вариации" ("Revue d'économie politique", 1952). 

Она проявляет себя как  в аспекте объяснения, так и  в аспекте действия:

1) В аспекте объяснения  структурный анализ дает три  главных преимущества:

- Он позволяет лучше  понять общее функционирование  экономики; он заставляет отказаться от гипотезы о всеобщей взаимозависимости однородных единиц во всей экономике; он выявляет наличие зон, неравных по величине, значению и пластичности. Разве можно, например, анализировать экономические колебания, не принимая во внимание зоны, либо больше, либо меньше чувствительные к ним, и ту среду, которая передает, усиливает или останавливает их? Разве влияние девальвации на уровень внутренних цен не зависит от соответственных пропорций внутреннего и международного секторов в экономике? Примеры можно умножать.

- Он позволяет избегать  механистических интерпретаций,  когда некие совокупные количества  подгоняются друг к другу: чаще  всего такое искусственное соединение  маскирует собой и смазывает  особые реакции количеств на  местном уровне, связанные с разнородным поведением и разнородной деятельностью.

- Наконец, структурный  анализ позволяет уточнить возможность  применения экономических теорий  и экономических законов. Законы  ценообразования, пригодные для  структуры с полной конкуренцией, непригодны для структуры, характеризуемой малым числом участников рынка или наличием "твердых цен", установленных государством. И снова обратимся к Мерло-Понти. "Все физические законы, - пишет он, - выражают собой какую-то физическую структуру и имеют смысл лишь внутри этой структуры. В наше представление о физическом мире мы обязаны ввести некие частичные совокупности, без которых нельзя говорить ни о каком законе... Каждая форма образует силовое поле, характеризуемое тем или иным законом, который не имеет смысла вне рассматриваемой динамической структуры..."

2) В аспекте действия  структурный анализ позволяет  выработать эффективную экономическую  политику. 

В зависимости от структур, степени их прочности и пластичности вмешательство государства в  том, что касается его возможностей, интенсивности (квант действия, определенное его количество) и средств, минимально. Например, в такой стране, как Франция, долго существовало противоречие между, с одной стороны, структурой промышленности и торговли, в основе которой лежало мелкое предприятие, часто даже предприятие, не вышедшее еще из стадии ремесленного производства, и, с другой стороны, политикой социальных мероприятий и расходов, которая предполагает, что в стране преобладают и играют ведущую роль крупные предприятия; предприятие есть основа финансового здания, но если крупное предприятие со своей организацией, со своей отчетностью и системой контроля вполне может играть эту роль, то мелкое предприятие к ней не приспособлено, так как оно легко проскальзывает сквозь ячейки налоговых сетей.

Сколько структурных  реформ провалилось из-за того, что  не было точного анализа структур! Главный урок, который можно отсюда извлечь, как это делает, например, Жан Ломм в своей работе "Социальная политика современной Англии", заключается в том, что надо уметь адаптироваться к структурам, чтобы лучше трансформировать их: "Принимать в расчет существующие структуры; воздействовать на них, используя факторы трансформации, содержащиеся в них самих; одним словом, добиваться того, чтобы перемена, которой от нее хотят, была, так сказать, ее собственным делом".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Направления перестройки  экономической структуры России.

 

Государство играет значительную роль в регулировании экономического роста и направление перестройки структуры в Россси, следует рассмотреть какие меры государственного регулирования наилучшем образом могут стимулировать этот процесс.

Экономисты  разных  теоретических  направлений рекомендуют и другие возможные методы  стимулирования  экономического роста. Например ,некоторые ученые пропагандируют  индустриальную  политику ,посредством  которой  правительство взяло бы на себя прямую активную роль в формировании структуры промышленности для поощрения экономического роста. Правительство могло бы принять меры, ускоряющие развитие высокопроизводительных  отраслей и способствующие  перемещению ресурсов из низкопроизводительных отраслей. Правительство также могло бы увеличить свои расходы на фундаментальные исследования  и разработки ,стимулируя технический прогресс. Рост расходов на образования также может способствовать повышению качества рабочей силы и  росту  производительности труда.

Информация о работе Структурные изменения в экономическом развитии