Структурные сдвиги в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования курсовой работы - проанализировать структурные сдвиги в современной Российской экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- изучить содержание и особенности структурных сдвигов и их место в экономики;
- оценить влияние структурных сдвигов на экономику России;
- проанализировать структурные сдвиги в региональной экономике; -сравнить структурные изменения экономики России и промышленно развитых стран;

Файлы: 1 файл

1Курс. структ. сдвиги в экономике 20 начале 21вв..doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

Экономика страны имеет  определенную структуру - соотношение  между сферами экономики, ее отраслями, регионами и фирмами. К началу переходной экономики структура российской экономики была крайне деформирована:

1) гипертрофия оборонной  и добывающей  промышленности; неразвитость  производства  потребительских товаров  и сферы  услуг, наличие избыточных мощностей в обрабатывающей промышленности;

2) затратный характер  экономики, низкий уровень технологий  и прямые потери ресурсов из-за  неразвитости производственной  инфраструктуры;

3) зависимость от импорта  товаров и услуг при слабо диверсифицированном экспортном потенциале.

Главными задачами структурной  политики сегодня являются:

1) качественное обновление  технологий, создание источников  долговременного роста;

2) перераспределение  ресурсов в пользу развития  потребительского сектора экономики.

Цели и механизмы  структурного маневра на краткосрочную (3-5 лет) и  долговременную (10-50 лет) перспективы  различны. В краткосрочный период можно рассчитывать на более эффективное   использование имеющихся производственных мощностей и вовлечение в производство дополнительных ресурсов (природных, людских). Долговременный период решает другие задачи: коренное обновление технологий и переход на эффективный наукоемкий, не затратный, эколого-защитный тип экономического роста;  сокращение неэффективного капитального строительства; социальная переориентация экономики.

В этой связи должны произойти  следующие структурные сдвиги в  экономике:

1) ускоренное развитие  гражданского сектора экономики  за счет сокращения оборонного  сектора, или за счет так называемой конверсии;

2) развитие комплекса  отраслей, обеспечивающих эффективное  функционирование научно-технического  потенциала страны;

3) создание современной  производственной инфраструктуры - информационного, энергетического,  транспортного и складского обеспечения.

В целях решения названных  задач целесообразно развивать  рыночную систему управления экономикой. А это означает укрепление господства частной собственности на основе конкуренции, системы рынков, цен  и открытости экономики. Открытая экономика - экономика, участвующая во внешней торговле. Степень открытости экономики оценивается долей ее международного (внешнеторгового) сектора в ВВП.

В товарной структуре  российского импорта сохраняется  перекос в сторону потребительской  сферы. Отличительной чертой современного периода является переориентация с ввоза сырья для легкой и пищевой промышленности (зерна, тканей, хлопка-сырца) на импорт готовых потребительских товаров, имеющих высокий уровень доходности (прежде всего продуктов питания). Такая высокая степень зависимости от импорта продовольствия, с одной стороны, создает потенциальную угрозу для экономической безопасности страны. С другой стороны, нельзя не видеть, что в результате непродуманной внешнеторговой политики западные производители зачастую сбрасывают на внутренние рынки России продукцию, достаточно дешевую, но нередко уступающую по качеству отечественной.

В товарной структуре  российского экспорта преобладают  топливно-сырьевые ресурсы.

Внешнеэкономическая политика России в начале третьего тысячелетия будет направлена на обеспечение: - наилучших условий доступа российских товаров, услуг и рабочей силы на мировые рынки; - эффективной защиты внутреннего рынка товаров, услуг и рабочей силы; - доступа к международным ресурсам, имеющим стратегическое значение для экономического развития (таким, как капиталы и технологии, товары и услуги, производство которых отсутствует или ограничено); - благоприятного платежного баланса страны; - эффективности государственной поддержки экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью; - соблюдения принципа взаимности - благоприятного баланса взаимных уступок и обязательств.

Присоединение России  к ВТО  позволяет    ей  принимать участие  в выработке   решений нового  раунда многосторонних  торговых переговоров, и самое главное - на условиях, устраняющих дискриминацию России на внешних рынках.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. 2 Изменение  структуры производства по секторам  экономики

Сравнительный анализ динамики производства по секторам экономики  показывает, что на фоне общей тенденции к сокращению численности занятых в экономике, в секторе услуг, начиная с 2007 года, отмечается тенденция к росту занятости. По сравнению с 2004 годом численность занятых в секторе услуг повысилась на 7,6% при снижении численности занятых в производстве товаров почти на 1/3 за этот же период. Рост спроса на рабочую силу в отраслях услуг несколько ослаблял социальную напряженность и ситуацию на рынке труда.

 Занятость в российской  экономике в период 2005-2012 годов  сокращалась темпами, существенно  уступающими темпам снижения ВВП. Эластичность снижения численности занятых по снижению ВВП в среднем за исследуемый период составила 0,36%. Однако в стране не произошло значительного всплеска открытой безработицы. Безусловно, феномен неполной занятости в российской экономике отражает, прежде всего, несовершенство системы трудового законодательства. Но, кроме того, в сохранении явления неполной занятости были заинтересованы как работодатели, так и сами работники. В условиях ограниченности спроса на рабочую силу частично занятые работники не увольняются в связи с невозможность последующего трудоустройства. С содержательной точки зрения это объяснялось как экономическими соображениями работника (возможность неофициального приработка и наличие свободного времени при сохранении официального статуса занятости), так и социальными причинами. Мотивация работодателей носит во многом финансовый характер: разовые социальные пособия, которые в соответствии с действующим законодательством, необходимо выплачивать сокращаемому работнику, обходятся работодателю дороже, чем сохранение неполной заработной платы в течение продолжительного периода времени или, тем более, содержание работника в неоплачиваемом отпуске. Кроме того, менеджмент многих предприятий по управлению персоналом, особенно на первых этапах реформ, исходил из гипотезы сохранения сложившихся технологий производства и использования трудовых ресурсов. Такие условия породили и соответствующую логику части работодателей, предпочитающих содержать избыточную численность работников. Очевидно, что рыночные преобразования изменили структуру спроса на рабочую силу не в столь значительной степени, как это предполагалось в ходе реформы.

Для целей нашего исследования признание факта сохранения избыточной численности занятых является важным моментом в объяснении тенденции снижения производительности труда.

В условиях низкой деловой  активности формирование и развитие отраслей рыночной инфраструктуры и  платных услуг населению поддерживалось изменением потоков инвестиций. Если объем инвестиций в сектор производства товаров в 2012 году составил примерно 17,0% от уровня дореформенного периода, то сокращение инвестиций в сектор услуг было менее глубоким.

Рост спроса на услуги и, соответственно, постепенное перераспределение ресурсов в эти сферы деятельности, несколько смягчали ситуацию на рынках труда и капитала. В 2011 году доля занятых в секторе услуг достигла 52,6% от общей численности занятых в экономике, против 44,1% в 2004 году, при повышении доли инвестиций в основной капитал в этот сектор, соответственно, с 44,4% до 58,5%, Анализ изменения пропорций производства и использования ресурсов позволяет сделать вывод, что в период 2010-2012 годов именно сбалансированное развитие сектора производства товаров и сектора услуг явилось условием выхода российской экономики из очередного витка кризиса (таблица 1).

 

 

 

 

 

Таблица №1

Структура распределения  инвестиций в основной капитал и  занятых по секторам экономики, в % к итогу

 

 

Занятых в экономике

Инвестиции  в основной капитал

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

Всего

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

В т.ч.

 

Производство товара

55,9

54,1

52,4

50,3

49,2

48,7

47,4

55,6

47,9

41,6

41,3

42,2

41,9

41,5

Из них

 

Промышленность

29,6

29,4

27,1

25,9

24,7

23,0

22,2

41,3

37,0

32,3

34,4

34,8

34,6

33,6

C/Х

14,0

14,3

15,1

14,7

14,0

13,3

13,7

10,8

7,9

5,0

3,5

2,9

2,5

3,0

Cтрои-

тельство

11,5

10,1

9,9

9,3

8,9

8,7

7,9

2,6

2,4

3,3

2,5

4,0

4,2

4,1

Производственные услуги

44,1

45,9

47,5

49,7

50,8

51,3

52,6

44,4

52,1

58,4

58,7

57,8

58,1

58,5

Из них

 

Транспорт

6,6

6,4

6,5

6,6

6,6

6,6

6,3

8,2

10,4

11,9

13,2

13,5

15,2

13,7

Связь

1,2

1,2

1,3

1,3

1,3

1,3

1,3

0,6

0,6

0,9

1,4

1,8

2,8

3,5

Торговля

7,9

9,0

9,5

10,1

10,0

13,5

14,5

1,0

0,9

1,6

2,0

2,2

2,3

2,5

Финансы, кредит и страхование

0,7

0,8

1,1

1,2

1,3

1,2

1,1

-

-

-

-

-

-

-

Управление 

1,9

2,1

2,2

2,8

4,0

4,0

4,7

-

-

-

-

-

-

-


 

 

Формирование рынка  услуг находилось под влиянием противоречивых тенденций. С одной стороны, спад производства товаров вызывал сокращение спроса на услуги отраслей производственной инфраструктуры - коммерческий грузооборот  транспорта в 2012 году составлял 60% от уровня 2004 года, товарооборот  -  80%. С  другой стороны, с изменением  структуры     спроса  усилились  тенденции  к    интенсивному  развитию  традиционных  и новых сегментов рынка услуг, например, объем услуг связи за последние три года вырос почти в 1,8 раза, а объем платных услуг населению в 1,1 раза.

Связь и информационно-вычислительное обслуживание сохраняют позиции одной из наиболее динамично развивающихся отраслей национальной экономики. Доля услуг связи в 2012 году составила 1,8% ВВП и за последние восемь лет    повысилась на 1,2 процентных пункта. Восстановление положительной   динамики   роста   связи      наблюдается   с   2009   года   и   связано      качественными   преобразованиями   системы      менеджмента, развитием новых сегментов рынка финансово-кредитных и страховых  услуг, операций с недвижимостью  и отраслей по обеспечению функционирования рынка.  Несмотря на то,  что доля этих отраслей в  1998 году составляла всего 5,6% ВВП, растущий спрос с их стороны    выступает фактором позитивно влияющим и на динамику объемов, и на изменение структуры предоставления услуг связи.

Динамика развития транспорта в целом корреспондирует с темпами производства в национальной экономике. Если в 2004-2007 годах наблюдалось нарастание разрыва в темпах сокращения грузооборота и ВВП, то с 2008 года по мере замедления темпов экономического спада отмечается постепенное восстановление позиций отрасли в структуре на 6,5% в 2005 году до 10,7% - в среднем за период 2008-2010  годов. Доля услуг связи 2012 году  роста   связи составила 1,8% ВВП и наблюдается   с   2009.

За последние восемь лет повысилась на 1,2 процентных пункта. Восстановление положительной динамики роста связи наблюдается с 2000 года и связано качественными преобразованиями системы менеджмента, развитием новых сегментов рынка финансово-кредитных и страховых услуг, операций с недвижимостью и отраслей по обеспечению функционирования рынка. Несмотря на то, что доля этих отраслей в 2011 году составляла всего 5,6% ВВП, растущий спрос с их стороны выступает фактором позитивно влияющим и на динамику объемов, и на изменение структуры предоставления услуг связи. Динамика развития транспорта в целом корреспондирует с темпами производства в национальной экономике. Если в 2004-2007 годах наблюдалось нарастание разрыва в темпах сокращения грузооборота и ВВП, то с 2008 года по мере замедления темпов экономического спада отмечается постепенное восстановление позиций отрасли в структуре национальной экономике. Доля транспорта в структуре ВВП повысилась с 6,5% в 2005 году до 10,7% - в среднем за период 2008-2010 годов.

Активизация хозяйственной  деятельности обусловила повышение  спроса на услуги транспорта. В 2012 году, при росте ВВП на 3,2 %, а продукции промышленности на 8,1%, грузооборот транспорта впервые за годы реформ имел положительную динамику и увеличился на 5,2%, в том числе железнодорожного транспорта, на долю которого приходится более 1/3 общего грузооборота, - на 18,1%.

Несмотря на повышение  доли отраслей производственной инфраструктуры в структуре ВВП, и в структуре  инвестиций в национальную экономику, недостаточный уровень развития транспортной системы и связи  остается фактором, сдерживающим процессы формирования новой системы размещения производительных сил российской экономики.

Другим характерным  моментом трансформационных сдвигов  в национальной экономике является изменение доли торговли в структуре  ВВП. С изменением уровня и структуры внутренних цен, последовавшей в результате либерализации хозяйственной деятельности, увеличились доходы от внешнеторговых операций и повысилась доля торговли в структуре ВВП. Кроме того, анализ динамики розничного товарооборота за исследуемый период показывает, что спад в этой отрасли был менее глубоким, чем можно было бы ожидать при сложившейся динамике реальных доходов населения (таблица 2).

Таблица №2.

Структура производства валового внутреннего продукта, в  ценах соответствующих лет, в % к  итогу.

 

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Внутренний валовой  продукт в том числе:

100

100

100

100

100

100

100

100

100

100

Производство товаров  из них:

65,1

62,8

48,4

50,9

48,8

45,1

45,5

43,3

42,8

45,7

Промышленность

37,8

38,2

33,7

34,4

32,8

29,0

29,5

28,4

29,1

32,0

Строительство

9,5

9,4

6,3

7,9

9,1

9,5

8,4

7,9

7,2

5,5

С/Х

15,4

13,9

7,0

7,8

6,1

6,7

6,8

6,2

5,6

6,7

Производство услуг  их них:

34,9

37,2

51,6

49,1

51,2

54,9

54,5

56,7

57,2

54,3

Транспорт

-

6,5

6,7

6,7

6,5

10,7

10,6

10,7

9,4

7,2

Связь

10,0

0,7

0,6

0,7

1,1

1,5

1,7

1,9

2,0

1,8

Торговля

5,7

11,8

28,9

18,7

18,0

19,4

18,0

17,6

20,1

23,1

Финансы, кредит. страхование

0,8

2,2

4,6

5,2

4,4

1,6

0,6

0,7

0,3

-

Информация о работе Структурные сдвиги в экономике