Субъекты рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.
Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти кривые. Если наложить друг на друга два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

Файлы: 1 файл

Субъекты рынка.docx

— 147.25 Кб (Скачать файл)

Субъекты  рынка

Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством  купли-продажи:

  • государство;
  • предприятия;
  • домашние хозяйства.

В табл. 1.1 приведены основные товары (услуги), служащие предметом купли-продажи  субъектами рынка.

Субъект рынка

Предмет продажи

Предмет покупки

Государство

Услуги государственных организаций  и учреждений. Земля, природные ресурсы, жилье, лицензии

Товары общественного, государственного пользования, предназначенные для национальной обороны, государственного управления, охраны общественного порядка, функционирования экономики, сохранения культурного наследия (рабочая сила, здания, оборудование,вооружение, сети коммуникаций, фундаментальные научные исследования, художественные произведения и т.п.)

Предприятия

Товары, услуги, принадлежащие им имущественные  ценности, интеллектуальная собственность

Рабочая сила, земля, природные ресурсы, сырье, полуфабрикаты, товары, деньги, ценныебумаги

Домашние хозяйства

Труд, имущественные ценности, товары, услуги

Потребительские товары, услуги, имущественные  ценности


Цена равновесия.

В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.

Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и  продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти  кривые. Если наложить друг на друга  два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

В точке встречи E (рис.6) спрос Q1с  равен  предложению Q1п (Q1= Q1c = Q1п) и цена P является ценой равновесия.


Равновесная цена - цена, уравновешивающая спрос  и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной  цены - процесс, требующий определенного  количества времени. В условиях совершенной  конкуренции происходит быстрое  взаимное приспособление цен спроса и предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и производители  и потребители. При более высокой  цене P2 возникает избыток предложения  над спросом (равный по величине отрезку AB).

 

Этот избыток в результате конкуренции  продавцов будет способствовать снижению цены. При цене P3 ниже цены равновесия P1 спрос превышает предложение (отрезок CF). В этом случае излишек  спроса и конкуренция покупателей  будут толкать цену вверх. На рис.6 стрелками показано поведение производителя (продавца) - кривая S и покупателя D при  различных ситуациях на рынке  товаров. Лишь в точке E достигается  устойчивая цена, которая может сохраняться  определенное время.

Важно подчеркнуть, что при цене равновесия устанавливается равенство не покупок  и продаж - такое равенство существует при любой цене. При цене равновесия количество продукции, в пределах которой  потребители намерены продолжать делать закупки, будет соответствовать  тому количеству продукции, которое  производители намерены продолжать поставлять на рынок.

Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально  предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя можно  изобразить через площадь Pmax EPE (рис. 7).

 

В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли  бы предложить наиболее передовые фирмы.

Разница между выручкой (площадью OPEEQE) и совокупными  издержками (площадью OPminEQE) составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).

Равновесие  может быть устойчивым и неустойчивым, локальным и глобальным.

 

 

    Устойчивое равновесие  в свою очередь бывает абсолютным  и относительным. Абсолютное равновесие  имеет место в случае установления  единой равновесной цены, относительное  - при небольших отклонениях от  нее(рис. 8а, 8б).

 

    Если равновесие достаточно лишь  в определенных пределах колебания  цены, то говорят о локальной  устойчивости. Но при этом устойчивость  достигается лишь в интервале  P2 до P3 (рис. 9а). Если же равновесие  устанавливается при любых отклонениях  цен от равновесной цены (рис. 9б), устойчивость носит глобальный  характер.

 

Совокупный спрос (Aggregate demand) (AD) – это это общее количество товаров и услуг, которые готовы приобрести домашние хозяйства, фирмы, государство, заграница при различном уровне цен в стране.

 

Следует уяснить различия между  спросом и предложением на отдельных  рынках и совокупным спросом и  совокупным предложением. Рыночный спрос  и рыночное предложение не зависят  друг от друга, так как определяются разными факторами. Иное дело, когда  идет речь о совокупном спросе и  совокупном предложении. В масштабе общества доходы равны расходам. Отсюда вытекает, что совокупный спрос и  совокупное предложение будут меняться одновременно и однонаправленно: вместе с ростом доходов будет увеличиваться спрос, и наоборот. Увеличение или уменьшение всех цен будет просто означать, что подешевели или подорожали деньги. Это не отразится на реакции потребителей и производителей. Но здесь важны информированность агентов рынка, их ожидания: они могут полагать, что цены изменились на "их" товар, то есть изменились относительные цены, и тогда они будут корректировать свое экономическое поведение. Следовательно, анализ совокупных спроса и предложения важен для понимания колебаний экономики в короткие периоды времени. Существенное значение здесь имеют политика государства, особенно денежная, и ожидания продавцов и покупателей.

Кривая AD показывает изменение суммарного (общего) уровня расходов домашних хозяйств, фирм и организаций, государства  и зарубежных агентов в зависимости  от уровня цен. Графическое представление  этой кривой говорит, что при увеличении уровня цен в стране объем реального  ВВП, на величину который предъявляется  спрос, будет низким и соответственно при уменьшении уровня цен в стране объем реального ВВП будет  высоким.

 

Совокупный  спрос (AD) отражает зависимость между  объемом национального производства и общим уровнем цен в экономике. Он представляет собой сумму всех планируемых расходов на конечные товары и услуги, произведенные в экономике. Совокупный спрос - это абстракция, результат агрегирования спроса на отдельные товары. Поэтому он не имеет натуральных измерителей  и включает четыре компонента:

  1. Потребительские расходы (С). Если наблюдается рост общего уровня цен, то произойдет снижение реальных расходов населения (в физическом выражении), и наоборот.
  2. Инвестиционный спрос со стороны фирм (I). Повышение общего уровня цен приводит к повышению процентной ставки, а следовательно, и к снижению инвестиций, и наоборот.
  3. Государственные закупки (G), которые представляют из себя все государственные расходы на армию, здравоохранение и образование, различные социальные программы, строительство жилья, дорог, государственные инвестиционные программы и пр. Если в стране есть утвержденный бюджет на указанные цели, то в условиях повышения цен закупки уменьшатся, и наоборот.
  4. Чистый экспорт (Nx), то есть разница между экспортом и импортом. Если импорт превышает экспорт, то в совокупный спрос входит спрос национальных потребителей на импортные товары; если экспорт превышает импорт, то чистый экспорт будет равен превышению спроса на отечественные товары иностранными потребителями над спросом национальных потребителей на иностранные товары. Повышение цен в данной стране при неизменном валютном курсе приведет к увеличению спроса на импортные товары и к сокращению чистого экспорта, и наоборот.

Таким образом, совокупный спрос равен:AD = C + I + G + Nx.

Совокупное предложение — реальный объем производства в экономике (ВВП), который производители готовы и способны предложить при каждом возможном уровне цен. Экономисты спорят относительно формы кривой совокупного предложения. Обычно кривая совокупного предложения представляется в виде трех отрезков, отражающих зависимость между уровнем цен и величиной совокупного предложения. Эту зависимость можно показать графически.

На  графике AS можно выделить три отрезка: I — горизонтальный, или кейнсианский, отрезок; II — вертикальный, или классический, отрезок; III — восходящий, или промежуточный, отрезок.

Для кейнсианского отрезка характерна ситуация, когда максимально возможный объем национального производства Qmax не достигнут.

Классический  участок графика совокупного предложения предполагает, что экономическая система достигла кривой своих производственных возможностей, т. е. функционирует в условиях полной занятости всех экономических ресурсов.

Промежуточный отрезок графика AS отражает ситуацию параллельного увеличения как объемов производства, так и уровня цен в экономике (показатели изменяются соответственно с Q1 До Qmax и с Р1 до Р2).

Линия AS может под влиянием неценовых факторов менять свое положение на плоскости.

Если  она смещается вправо, то говорят  о том, что совокупное предложение  увеличивается. В этом случае на классическом и промежуточных отрезках, действительно  происходит увеличение объемов производства при каждом возможном уровне цен. На кейнсианском отрезке происходит снижение уровня цен при каждом уровне производства в экономике. Если кривая AS смешается влево до положения AS2, то совокупное предложение сокращается.

Шоки спроса и предложения

Шоки  спроса и предложения представляют собой резкие отклонения от исходного  значения уровней занятости и  выпуска. Спросовые шоки могут возникнуть в результате резкого увеличения предложения денег или скорости их обращения. Этот процесс может быть обеспечен несколькими способами. Правительство в лице ЦБ может принять решение об эмиссии дополнительных денежных средств для покрытия бюджетного дефицита или государственного долга. В то же время государство может простимулировать расширение денежного предложения посредством снижения ставки рефинансирования (по которой ЦБ кредитует коммерческие структуры), резервирования (денежная сумма, которую банки должны хранить в виде обязательных резервов) и покупки облигаций на рынке или непосредственно у коммерческих банков. Итак, когда предложение денег растет, процентная ставка соответственно снижается, и экономические субъекты могут предъявить спрос на получение кредитов или приобретение облигаций, курс которых связан с динамикой процентной ставки обратной зависимостью.

Шоки предложения  также могут быть связаны с  динамикой следующих показателей.

1. Изменение цен на ресурсы и  факторы производства, которые необходимы  фирме для осуществления хотя  бы одного производственного  цикла. Как известно, если цены  на ресурсы растут, это грозит  увеличением издержек производства, следовательно, фирмы либо будут повышать цены на готовый продукт, либо начнут сокращать масштабы производства и, как следствие, предложение.

2. Стихийные бедствия природного  или техногенного характера могут  вызвать утрату экономикой части  ресурсов, т. е. производственного  потенциала, что также вынуждает  снижать показатели выпуска продукции.

3. Налоговые изменения. Рост налоговой  ставки приводит к увеличению  общей суммы отчислений в казну  государства. Это оставляет фирме  все меньшие возможности для  ее эффективного развития.

4. Изменения в законодательстве. Например, если фирмы наделяются социальной  ответственностью, это значит, что  дополнительные средства они  будут вынуждены затрачивать  на поддержание окружающей среды  /

Аналогично, если говорить о резком росте величины предложения, то вышеперечисленные  показатели должны принимать противоположные  значения.

Для исследования экономических шоков, их влияния на рыночную систему и  экономику в целом опять-таки применяется модель AD – AS (совокупный спрос – совокупное предложение). Кроме того, она позволяет также  оценить последствия стабилизационной политики, которая проводится для  смягчения колебаний, вызванных  шоками, и восстановления занятости  и производства на прежнем уровне.

Возьмем к примеру шок предложения: рост цен на ресурсы (на нефть). Он приводит к тому, что общий уровень рыночных цен в экономике начинает повышаться по сравнению с равновесным значением, а объемы производства, напротив, падать. Без государственного вмешательства экономика постепенно стабилизируется, она приспосабливается к новым условиям. В условиях неполной занятости ресурсов фирмы начнут выпускать больший объем товаров и услуг, что в результате понизит цены и вернет уровень занятости и выпуска к исходному значению. Недостатком самостабилизации экономики является тот факт, что процесс приспосабливания экономики может происходить достаточно длительный промежуток времени, что затягивает спад в экономике.

Центральный банк и правительство также могут  воздействовать на состояние экономики  и нейтрализовать спад. Первый действует  посредством увеличения предложения  денег, а второй – ростом государственных  расходов и созданием дополнительных рабочих мест. В то же время такие  меры приводят в большинстве случаев  к еще большему росту цен. Таким  образом, экономика в данном случае имеет две альтернативы: самостоятельно переживать спад на фоне безработицы  при относительно менее высоких  ценах или государственное вмешательство  для поддержания уровней занятости  и выпуска на оптимальном уровне при росте общего уровня цен.

Эластичность — мера реакции спроса или предложения на изменение дохода, или спроса на взаимосвязанные товары. Эластичность показывает на сколько строго выполняются законы спроса и предложения.

Информация о работе Субъекты рынка