Субъекты рынка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, доклад

Описание работы

В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.
Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти кривые. Если наложить друг на друга два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.

Файлы: 1 файл

Субъекты рынка.docx

— 147.25 Кб (Скачать файл)

Эластичность  измеряется коэффициентом эластичности.

3 вида эластичности  спроса:

1. Эластичность спроса по цене.

Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены

Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:

1. Спрос сократится на 5%, тогда:

Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.

2. Спрос сократится на 10%, тогда:

Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.

3. Спрос сократился на 15%, тогда:

Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.

2. Эластичность спроса по доходу.

Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей

3. Перекрёстная эластичность спроса.

Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У

Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.

Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.

Для сопряжённых товаров = 0

 Факторы влияющие на эластичность спроса:

Заменимость - чем больше хороших заменителей  данного товара, тем эластичнее спрос  на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.

Фактор  времени — чем больше времени  у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.

Предметы  роскоши и предметы первой необходимости  — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем  на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).

Доля, которую занимает данный товар в  расходах потребителей — чем большую  долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос  на него и наоборот.  Например: при  общем росте цен на 10%, потребитель  скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.

Товар и его свойства

 Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы

1. Товары, которые могут заменять  друг друга. Иными сло вами, если потребитель на рынке не может найти необходи мый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и вели чиной стоимости

2. Товары, взаимодополняющие друг  друга. Их потребле ние представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно

3. Независимые товары, которые на  данном рынке не име ют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходи мые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдель ности для текущего потребления

Товар как элемент рыночного механизма  и торгового обмена имеет основное свойство. Это потребительная стоимость единицы блага, которая создается непосредственно в процессе производства. Конечная стоимость включает в себя все издержки организации: стоимость затрат на покупку необходимых материальных ресурсов, факторов производства (труд, 35 капитал, предпринимательство и пр.), а также налог на прибыль и другие косвенные налоги. В частности, в стоимость товара входит налог на добавленную стоимость, НДС. Такое формирование стоимости единицы товара, т. е. с учетом его себестоимости, позволяет фирме наиболее рационально вести производственно-хозяйственную деятельность

Готовый товар, как правило, прямо с производства поступает на рынок товаров и  услуг, где он становится объектом покупательной  способности экономических субъектов. Здесь стоимость продукции трансформируется в ее цену, которая чрезвычайно  подвержена колебаниям в результате движения рыночных величин спроса (D) и предложения (S). Таким образом, колебания уровня цен вокруг потенциального значения могут быть описаны тремя возможными вариантами

1. Если D > S, наступает дефицит. Производители не могут обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить спрос на продукцию сразу всех экономических субъектов. В условиях дефицита цены начинают расти, и вопре ки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше

2. Если D < S, это значит, что на рынке сделок купли-про дажи значительно меньше, чем было поставлено продукции

В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может  быть полностью реализована

Это грозит снижением реальных возможностей производ ственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к даль нейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя

3. Вариант, когда D = S, — идеальное состояние рынка, характеризующееся совпадением спроса и предложения

Иными словами, все потребности и запросы  общества могут быть удовлетворены  за счет производства необходимых благ

Так устанавливается цена равновесия, которая  устраивает две основные группы торгового  оборота: и покупателей, и товаро производителей.

Функции и роль рынка в экономике. Основные условия функционирования рынка. Основные принципы развития рыночной экономики в современных условиях

Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных  условиях является высокий уровень  развития рынка, рыночных отношений.

Следует отметить, что понятия "рынок "и "рыночная экономика" не являются тождественными. Рыночная экономика  предполагает высокий уровень развития рынка и ей характерны такие основные черты, как свобода предпринимательства (полная самостоятельность хозяйственной  деятельности, экономическая ответственность  и рационализм); свободное ценообразование (исключается государственное вмешательство  в процесс установления цен на многие виды товаров, цены дают обширную оперативную информацию о спросе и предложении товаров, об издержках  производства, о положении на рынках отдельных регионов, страны и мирового сообщества); конкуренция (регулирует цены и количество производимых товаров). В конечном итоге любой субъект, преследуя свои собственные интересы, более действенным образом служит интересам общества.

В экономической  литературе выделяется несколько выполняемых  рынком функций, которые отражают его  роль в достижении конкретных экономических  целей общества.

  • Регулирующая функция – наиболее важная. В рыночном регулировании большое значение имеет соотношение спроса и предложения, влияющее на цены. Реализация данной функции позволяет находить ответы на вопросы что, как и для кого производить. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает – к сокращению. Рынок подсказывает производителям, что им производить, от производства каких товаров и услуг отказаться или уменьшить объем их выпуска. Не менее ценную информацию дает рынок и потребителям. На ее основе они постоянно делают выбор, каким именно способом им лучше всего удовлетворять свои многочисленные потребности. В итоге капитал из менее выгодных отраслей с пониженными ценами переливаются в более прибыльные отрасли с повышенными ценами. Через механизм закона стоимости, спроса и предложения рынок способствует установлению основных микро- и макропропорций в экономике, обеспечивает динамичную пропорциональность в товарообороте между различными регионами и национальными хозяйствами.
  • Ценообразующая функция: реализуется при столкновении спроса и предложения, а также благодаря действию сил конкуренции. В результате свободной игры этих рыночных сил складываются цены на товары и услуги, устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, в потребностях, в конъюнктуре.
  • Стимулирующая функция: посредством цен рынок стимулирует освоение достижений научно-технического прогресса, снижение затрат, повышение качества, расширение ассортимента товаров и услуг. Так как каждый субъект рыночных отношений непосредственно на себе ощущает результаты принимаемых решений, он заинтересован в наиболее рациональном использовании имеющихся у него ресурсов.
  • Распределительная функция: получаемые субъектами рынка доходы представляют собой в основном выплаты за факторы производства, которыми они обладают. Величина дохода зависит от количества и качества фактора производства и от цены, которая устанавливается на рынке на этот фактор.
  • Информационная функция. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых хозяйствующим субъектам. Он дает, в частности, объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок. Наличие информации позволяет каждой фирме постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.
  • Посредническая функция. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика продукции. В то же время продавцу предоставляется возможность выбирать наиболее подходящего покупателя.
  • Санирующая функция. Рынок очищает общественное производство от экономически слабых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, и вместе с тем поощряет развитие наиболее эффективных, предприимчивых, перспективных структур. Предприятия, которые не учитывают запросы потребителей, терпят убытки и становятся банкротами, а общественно полезные и эффективно работающие предприятия успешно развиваются.

В экономической литературе иногда выделяются и некоторые другие функции рынка: активизация экономических интересов, повышение восприимчивости экономики  к научно-техническому прогрессу, сведение производительных сил в единую систему, стимулирование эффективности экономической  деятельности, сведение потребностей с производством, создание условий  для эффективности кооперации труда.

Условия для функционировая рынка

Для успешного  функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:

  • свобода экономической, хозяйственной, предпринимательской деятельности;
  • свободные рыночные цены, которые устанавливаются на основе взаимодействия спроса и предложения;
  • конкуренция, которая является основой рынка;
  • гибкое государственное регулирование рынка, не подавляющее и не разрушающее рынок;
  • устойчивые денежная и финансовая системы;
  • стабильная политическая обстановка.

В качестве условий для нормального функционирования рынка некоторые экономисты также  выделяют:

  • многообразие форм собственности;
  • товаропроизводитель должен быть хозяином средств производства и свободно распоряжаться результатами своего труда;
  • свобода производственной и коммерческой деятельности всех участников общественного производства;
  • четко налаженная система денежно-кредитных и финансовых отношений;
  • поддержание здоровой конкуренции;
  • развитая инфраструктура.

Функционирование  рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В  их числе можно выделить:

  • Экономическая свобода деятельности субъектов экономики.
  • Всеобщность рыночных отношений.
  • Равноправие рыночных субъектов.
  • Свободное ценообразование.
  • Саморегулирование хозяйственной деятельности.
  • Договорный характер отношений.
  • Экономическая ответственность субъектов.
  • Самофинансирование.
  • Конкуренция.
  • Государственное регулирование экономики.

Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка

Рынок имеет сложную структуру, охватывая  своим влиянием все сферы экономики.

Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно назвать следующие признаки структуры  рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.

Рынок охватывает элементы, непосредственно  связанные с обеспечением производства, а также элементы материального  и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие  различных форм собственности и  хозяйствования, особенности сферы  товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область  платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает  сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.

Совокупность  всех рынков, расчлененных на отдельные  элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для  характеристики структуры и системы  рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.

По  экономическому назначению объектов рыночных отношений:

  • Рынок товаров и услуг (потребительский рынок);
  • Рынок ценных бумаг;
  • Рынок труда (рынок рабочей силы);
  • Рынок и валюты;
  • Рынок информации;
  • Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др.

По  товарным группам:

  • Рынки товаров производственного назначения;
  • Рынки потребительских товаров (например, продовольствия);
  • Рынки сырья и материалов и т.д.

По  географическому положению:

  • Местные (локальные) рынки;   Региональные рынки; Национальный рынок;   Мировой рынок.

По  субъектам или их группам:

  • Рынок покупателей;
  • Рынок продавцов;
  • Рынок государственных учреждений;
  • Рынок промежуточных продавцов – посредников и др.
  • По степени ограничения конкуренции:
  • Монопольный рынок;
  • Олигопольный рынок;
  • Рынок монополистической конкуренции;
  • Рынок совершенной конкуренции.

Информация о работе Субъекты рынка