Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 13:20, доклад
В ходе развития рынка происходит взаимное приспособление продавцов и покупателей.
Рассмотренные кривые спроса и предложения показывают, что происходит с покупками и продажами, если цена изменяется. Но на каком уровне должна установиться цена? Чтобы ответить на этот вопрос, надо свести вместе и сопоставить эти кривые. Если наложить друг на друга два графика, показывающие изме-нение спроса и предложения товара, то получим график, показывающий изменение спроса и предложения интересующего нас товара. В какой-то точке две кривые пересекутся.
Эластичность измеряется коэффициентом эластичности.
3 вида эластичности спроса:
1. Эластичность спроса по цене.
Кэл.спр.по.ц.= %изменения_спроса / %изменения_цены
Например цена на товар возросла на 10%, тогда возможны 3 случая:
1. Спрос сократится на 5%, тогда:
Кэл.спр.по.ц. = 5/10 = 0,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.< 1, следовательно спрос не эластичен.
2. Спрос сократится на 10%, тогда:
Кэл.спр.по.ц. = 10/10 = 1, имеем спрос единичной эластичности.
3. Спрос сократился на 15%, тогда:
Кэл.спр.по.ц. = 15/10 = 1,5, т.е. Кэл.спр.по.ц.> 1, следовательно спрос эластичен.
2. Эластичность спроса по доходу.
Кэл.спр.по.д. = %изменения_спроса / %изменения_дохода_потребителей
3.
Перекрёстная эластичность
Кэл.спр.перекр. = %изменения_спроса_на_товар_Х / %изменения_спроса_на_товар_У
Для взаимозаменяемых товаров коэффичиент положительный, >1.
Для взаимодополняемых коэффициент имеет отрицательное значение, <1.
Для сопряжённых товаров = 0
Факторы влияющие на эластичность спроса:
Заменимость - чем больше хороших заменителей данного товара, тем эластичнее спрос на него.Например: спрос на инсулин не эластичен, поскольку этот медицинский препарат необходим больным сахарным диабетом всегда, любой ценой.
Фактор времени — чем больше времени у потребителей для принятие решения о покупке, тем эластичнее спрос на данный товар.
Предметы роскоши и предметы первой необходимости — спрос на предметы роскоши (золото, бриллианты) более эластичен, чем на предметы первой необходимости (хлеб, молоко).
Доля, которую занимает данный товар в расходах потребителей — чем большую долю занимает данный товар в расходах потребителей, тем эластичнее спрос на него и наоборот. Например: при общем росте цен на 10%, потребитель скорее откажется от приобретения автомобиля, чем от покупки карандашей. Поэтому спрос на автомобили более эластичен.
Товар и его свойства
Товар — это экономическая категория, которая может быть представлена результатом производственной деятельности предприятия и продуктом, реализованным на рынке. Иными словами, товар представляет собой способ удовлетворения потребностей экономических субъектов, которые согласно своим предпочтениям и вкусам выбирают его для потребления. По степени и характеру удовлетворения все экономические блага могут быть распределены на три группы
1. Товары, которые могут заменять друг друга. Иными сло вами, если потребитель на рынке не может найти необходи мый ему тип товара, его предлагают заменить аналогичным, с теми же свойствами, но, может быть, иной формой и вели чиной стоимости
2. Товары, взаимодополняющие друг друга. Их потребле ние представлено единым процессом, поэтому потребность в них растет или снижается параллельно
3. Независимые товары, которые на данном рынке не име ют аналогов и дополнителей. Они сочетают в себе все необходи мые свойства и приобретаются индивидом или группой в отдель ности для текущего потребления
Товар
как элемент рыночного
Готовый
товар, как правило, прямо с производства
поступает на рынок товаров и
услуг, где он становится объектом покупательной
способности экономических
1. Если D > S, наступает дефицит. Производители не могут обеспечить товаром всех желающих, не могут полностью удовлетворить спрос на продукцию сразу всех экономических субъектов. В условиях дефицита цены начинают расти, и вопре ки закону убывающей предельной полезности каждая отдельная единица товара имеет все большую степень полезности, поскольку при каждой покупке их остается все меньше
2. Если D < S, это значит, что на рынке сделок купли-про дажи значительно меньше, чем было поставлено продукции
В этом случае наблюдается кризис перепроизводства, когда готовая продукция не может быть полностью реализована
Это грозит снижением реальных возможностей производ ственного сектора, так как предприятия за непроданный товар не получают выручки, и, следовательно, не имеют средств к даль нейшему развитию. Кроме того, на самом рынке наблюдается жесткая конкуренция между продавцами за потребителя, что оказывает сильное давление на производителя
3. Вариант, когда D = S, — идеальное состояние рынка, характеризующееся совпадением спроса и предложения
Иными словами, все потребности и запросы общества могут быть удовлетворены за счет производства необходимых благ
Так устанавливается цена равновесия, которая устраивает две основные группы торгового оборота: и покупателей, и товаро производителей.
Функции и роль рынка в экономике.
Основные условия функционирования
рынка. Основные принципы развития рыночной
экономики в современных
Одной из наиболее характерных особенностей организации и функционирования экономических систем в современных условиях является высокий уровень развития рынка, рыночных отношений.
Следует
отметить, что понятия "рынок "и
"рыночная экономика" не являются
тождественными. Рыночная экономика
предполагает высокий уровень развития
рынка и ей характерны такие основные
черты, как свобода
В экономической литературе выделяется несколько выполняемых рынком функций, которые отражают его роль в достижении конкретных экономических целей общества.
В
экономической литературе иногда выделяются
и некоторые другие функции рынка:
активизация экономических
Условия для функционировая рынка
Для успешного функционирования рынка и выполнения его функций необходимо соблюдение ряда условий:
В качестве
условий для нормального
Функционирование рыночной экономики осуществляется на основе определенных принципов. В их числе можно выделить:
Классификация рынков. Типы и виды рынков. Система, структура и инфраструктура рынка
Рынок имеет сложную структуру, охватывая своим влиянием все сферы экономики.
Структура рынка – это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.
Можно назвать следующие признаки структуры рынка: тесные связи между ее элементами; определенная устойчивость этих связей; целостность, совокупность данных элементов.
Рынок охватывает элементы, непосредственно связанные с обеспечением производства, а также элементы материального и денежного обращения. Существенное влияние на рынок оказывает наличие различных форм собственности и хозяйствования, особенности сферы товарного обращения, уровень разгосударствления и приватизации и другие факторы. Он связан и с непроизводственной сферой и даже со сферой духовной (область платной реализации продуктов интеллектуальной деятельности ученых, писателей, художников и др.). Все это обусловливает сложную структуру рынка, разнообразие его типов и видов.
Совокупность всех рынков, расчлененных на отдельные элементы на основе разнообразных критериев, образует систему рынков.
В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них.
По экономическому назначению объектов рыночных отношений:
По товарным группам:
По географическому положению:
По субъектам или их группам: