Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 19:27, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ сущности, факторов и типов институциональных изменений.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические аспекты институциональных изменений;
-изучить государственные и экономические институты в условиях институциональных преобразований.
Содержание
Введение
Актуальность темы исследования. «Главная роль, которую, институты играют в обществе, заключается в уменьшении неопределенности путем установления устойчивой (хотя и необязательно эффективной) структуры взаимодействия между людьми».1
Координация в экономике осуществляется на основе текущих цен. В долгосрочном периоде распределение ресурсов и, следовательно, экономическая координация будут зависеть от институтов. Таким образом, роль институтов и правил в долгосрочном периоде и в эволюционном аспекте тождественна роли цен.
Анализ позиции институциональной теории к процессу изменений социально-экономической системы позволяет сделать следующие выводы: 1) изменения трактуются с позиции состояния равновесия системы, причем оно может быть эффективным и неэффективным. Эффективность определяется уровнем трансакционных издержек в экономике и соотношением эффективных и неэффективных институтов; 2) даже если институциональное равновесие системы является неэффективным, она может быть стабильной; 3) соотношение эффективных и неэффективных институтов в системе будет определять траекторию ее развития; 4) институциональные изменения возможны под влиянием относительных ценовых сдвигов или смены идеологии, причем характер изменений неформальных институтов носит преимущественно эволюционный характер, а формальных – революционный.
Однако приведенные выводы порождают несколько вопросов к подобному исследованию институциональных изменений, которые носят теоретико-методологический характер: 1) как определить количественный характер происходящих изменений (что есть просто изменение, а что преобразование)? 2) направление изменений определяется соотношением эффективных и неэффективных институтов, но как определить это соотношение? 3) как определить оптимальный уровень трансакционных издержек, чтобы понять эффективность институционального равновесия социально-экономической системы? 4) каков механизм действия источников институциональных изменений на стабилизирующие силы системы?
В рамках данной работы сделаем попытку ответа на вышеуказанные вопросы. Во-первых, определим сущность институциональных изменений, так как Д. Нортом дана сущность только институционального равновесия. Соответственно из его определения можно выявить признаки институционального изменения: нарушение соотношения сил игроков, увеличение существующего уровня трансакционных издержек. Также говоря об изменении, должны иметь в виду их количественную и качественную сторону. Количественная сторона изменений будет характеризовать просто изменения или преобразования, а качественная – деформацию или трансформацию.
Объект исследования – институциональные изменения.
Предмет исследования - сущность, факторы и типы институциональных изменений.
Цель исследования – провести анализ сущности, факторов и типов институциональных изменений.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические аспекты институциональных изменений;
-изучить государственные и экономические институты в условиях институциональных преобразований.
Методы исследования, теоретический, аналитический, качественный.
Теоретическимᅟ основаниемᅟ дляᅟ даннойᅟ работыᅟ сталиᅟ трудыᅟ такихᅟ ученых:ᅟ Н.В.ᅟ Манохина,ᅟ В.А.ᅟ Русановский,ᅟ Н.И.ᅟ Гвоздева,ᅟ И.Э.ᅟ Жадан,ᅟ В.М.ᅟ Васильцова,ᅟ С.А.ᅟ Тертышный,ᅟ Нортᅟ Д.ᅟ иᅟ др.
Работаᅟ состоитᅟ изᅟ введения,ᅟ двухᅟ главᅟ основнойᅟ части,ᅟ заключенияᅟ иᅟ спискаᅟ использованнойᅟ литературы.
Вᅟ неоклассическомᅟ подходеᅟ считается,ᅟ чтоᅟ трансакционныеᅟ издержкиᅟ равныᅟ нулю,ᅟ праваᅟ собственностиᅟ полностьюᅟ специфицированы,ᅟ институтыᅟ оказываютсяᅟ свободнымиᅟ благами,ᅟ автоматическиᅟ обеспечивающимиᅟ эффективноеᅟ размещениеᅟ ресурсовᅟ иᅟ экономическийᅟ ростᅟ черезᅟ созданиеᅟ новыхᅟ возможностейᅟ дляᅟ производства.ᅟ Другимиᅟ словами,ᅟ эффективныеᅟ институтыᅟ создаютᅟ такиеᅟ стимулы,ᅟ которыеᅟ обеспечиваютᅟ экономическийᅟ рост.ᅟ Поэтомуᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ неᅟ имеютᅟ существенногоᅟ значения,ᅟ иᅟ эффективностьᅟ размещенияᅟ ресурсовᅟ неᅟ зависитᅟ отᅟ имеющегосяᅟ набораᅟ правил.
Вᅟ действительностиᅟ теорияᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ имеетᅟ большоеᅟ значениеᅟ дляᅟ пониманияᅟ происходящихᅟ вᅟ обществеᅟ процессов.
Институциональныеᅟ измененияᅟ означаютᅟ измененияᅟ институциональнойᅟ структурыᅟ какᅟ набораᅟ взаимосвязанныхᅟ формальныхᅟ правилᅟ иᅟ неформальныхᅟ ограничений,ᅟ определяющихᅟ системуᅟ стимуловᅟ дляᅟ экономическихᅟ агентов2.
Причинуᅟ измененийᅟ Т.ᅟ Вебленᅟ видитᅟ вᅟ склонностиᅟ человекаᅟ кᅟ «бессмысленной»,ᅟ непрагматическойᅟ творческойᅟ деятельностиᅟ иᅟ экспериментированиюᅟ («праздноеᅟ любопытство»),ᅟ что,ᅟ поᅟ мнениюᅟ американскогоᅟ ученого,ᅟ являетсяᅟ главнымᅟ источникомᅟ социальных,ᅟ научныхᅟ иᅟ техническихᅟ изменений.ᅟ «Праздноеᅟ любопытство»ᅟ создаетᅟ новыеᅟ стереотипыᅟ мышленияᅟ иᅟ поведенияᅟ иᅟ соответственноᅟ –ᅟ новыеᅟ институты.ᅟ Другойᅟ источникᅟ измененийᅟ –ᅟ конфликтыᅟ междуᅟ самимиᅟ институтами,ᅟ особенноᅟ теми,ᅟ которыеᅟ сложилисьᅟ вᅟ разныеᅟ историческиеᅟ иᅟ культурныеᅟ эпохи.ᅟ Наконец,ᅟ главнымиᅟ факторамиᅟ институциональногоᅟ развитияᅟ поᅟ Й.ᅟ Шумпетеруᅟ выступаютᅟ инновационнаяᅟ деятельностьᅟ предпринимателейᅟ иᅟ другихᅟ активныхᅟ членовᅟ обществаᅟ иᅟ технологическийᅟ прогресс.
Поᅟ мнениюᅟ Д.ᅟ Норта,ᅟ факторыᅟ (источники)ᅟ измененийᅟ вытекаютᅟ изᅟ измененийᅟ воᅟ внешнейᅟ среде,ᅟ аᅟ такжеᅟ обусловленыᅟ накоплениемᅟ опытаᅟ иᅟ знанийᅟ иᅟ объединениемᅟ этихᅟ факторовᅟ вᅟ мысленныхᅟ (ментальных)ᅟ конструкцияхᅟ действующихᅟ лиц.ᅟ Измененияᅟ вᅟ относительныхᅟ ценахᅟ –ᅟ достаточноᅟ глубокоᅟ исследованныйᅟ источникᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ вᅟ ходеᅟ историческогоᅟ процесса,ᅟ ноᅟ темᅟ неᅟ менееᅟ измененияᅟ вᅟ предпочтенияхᅟ тожеᅟ важны.ᅟ Накоплениеᅟ опытаᅟ иᅟ знанийᅟ ведетᅟ кᅟ построениюᅟ новыхᅟ моделейᅟ осмысленияᅟ окружающейᅟ среды;ᅟ вᅟ своюᅟ очередьᅟ такиеᅟ моделиᅟ вносятᅟ измененияᅟ вᅟ относительныеᅟ ценыᅟ потенциальныхᅟ решенийᅟ изᅟ множестваᅟ возможностей,ᅟ имеющихсяᅟ уᅟ субъектовᅟ изменений.
Вᅟ действительностиᅟ механизмᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ запускаетсяᅟ путемᅟ объединенияᅟ внешнихᅟ измененийᅟ иᅟ внутреннегоᅟ накопленияᅟ знаний.
Измененияᅟ вᅟ формальныхᅟ правилахᅟ могутᅟ статьᅟ результатомᅟ юридическихᅟ изменений,ᅟ законодательныхᅟ изменений,ᅟ измененийᅟ вᅟ регулирующихᅟ правилах,ᅟ вводимыхᅟ властнымиᅟ структурами,ᅟ аᅟ такжеᅟ измененийᅟ вᅟ конституции,ᅟ определяющейᅟ метаправила,ᅟ поᅟ которымᅟ строитсяᅟ всяᅟ системаᅟ правил.
Измененияᅟ вᅟ неформальныхᅟ ограниченияхᅟ осуществляютсяᅟ постепенноᅟ иᅟ нередкоᅟ формируютᅟ уᅟ индивидовᅟ альтернативныеᅟ моделиᅟ поведения,ᅟ связанныеᅟ сᅟ новымᅟ восприятиемᅟ выгодᅟ иᅟ издержек.
Дискретныеᅟ иᅟ непрерывныеᅟ институциональныеᅟ изменения.ᅟ Д.ᅟ Нортᅟ подᅟ дискретнымиᅟ изменениямиᅟ понимаетᅟ радикальныеᅟ измененияᅟ вᅟ формальныхᅟ правилах,ᅟ которыеᅟ обычноᅟ происходятᅟ вᅟ результатеᅟ завоеванияᅟ илиᅟ революции.ᅟ Такиеᅟ дискретныеᅟ измененияᅟ имеютᅟ некоторыеᅟ общиеᅟ чертыᅟ сᅟ прерывистымиᅟ эволюционнымиᅟ изменениямиᅟ (характеризуемымиᅟ «точечнымᅟ равновесием»).ᅟ Однакоᅟ изᅟ историиᅟ известно,ᅟ чтоᅟ ониᅟ редкоᅟ бываютᅟ настолькоᅟ революционными,ᅟ какᅟ представляется.ᅟ Еслиᅟ формальныеᅟ правилаᅟ меняются,ᅟ тоᅟ неформальныеᅟ ограниченияᅟ быстроᅟ изменятьсяᅟ неᅟ могут,ᅟ такᅟ какᅟ опираютсяᅟ наᅟ укоренившеесяᅟ культурноеᅟ наследие,ᅟ устойчивыеᅟ стереотипыᅟ мышленияᅟ иᅟ способыᅟ действий.
Посколькуᅟ лимитирующимᅟ факторомᅟ оказываютсяᅟ неформальныеᅟ правила,ᅟ тоᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ преимущественноᅟ непрерывныᅟ (инкрементны)ᅟ иᅟ кумулятивны.
Кумулятивнымᅟ называетсяᅟ институциональноеᅟ изменение,ᅟ возникающиеᅟ вследствиеᅟ сдвиговᅟ воᅟ второстепенныхᅟ правилахᅟ иᅟ постепенногоᅟ измененияᅟ правилᅟ болееᅟ высокогоᅟ порядка,ᅟ отражающегоᅟ нарушениеᅟ институциональногоᅟ равновесия3.ᅟ Непрерывноеᅟ институциональноеᅟ изменениеᅟ означаетᅟ доминированиеᅟ адаптацииᅟ экономическихᅟ агентовᅟ наᅟ пределеᅟ илиᅟ малымиᅟ приращениями.ᅟ Непрерывныеᅟ измененияᅟ возможныᅟ вᅟ такойᅟ институциональнойᅟ среде,ᅟ котораяᅟ допускаетᅟ новыеᅟ сделкиᅟ иᅟ компромиссыᅟ междуᅟ игроками.ᅟ Непрерывностьᅟ измененияᅟ правилᅟ обусловливаетсяᅟ существованиемᅟ эффектовᅟ возрастающейᅟ отдачиᅟ иᅟ сопряженныхᅟ сᅟ нимиᅟ сетевыхᅟ внешнихᅟ эффектов,ᅟ обучения,ᅟ координацииᅟ иᅟ адаптивныхᅟ ожиданий.ᅟ Эффектᅟ возрастающейᅟ отдачиᅟ означаетᅟ ростᅟ функциональныхᅟ параметровᅟ институтовᅟ какᅟ проявлениеᅟ «экономииᅟ отᅟ масштаба».ᅟ Сетевойᅟ внешнийᅟ эффектᅟ –ᅟ видᅟ эффекта,ᅟ возникающий,ᅟ когдаᅟ неᅟ отраженныеᅟ вᅟ системеᅟ ценᅟ выгодыᅟ илиᅟ издержкиᅟ являютсяᅟ следствиемᅟ измененияᅟ количестваᅟ участниковᅟ сети.ᅟ Эффектᅟ обученияᅟ означаетᅟ уменьшениеᅟ трансакционныхᅟ издержекᅟ поᅟ мереᅟ того,ᅟ какᅟ расширяетсяᅟ использованиеᅟ института.ᅟ Эффектᅟ координацииᅟ (илиᅟ преимуществаᅟ отᅟ сотрудничестваᅟ сᅟ другимиᅟ агентами)ᅟ выражаетсяᅟ вᅟ уменьшенииᅟ трансакционныхᅟ издержекᅟ тех,ᅟ ктоᅟ следуетᅟ принятомуᅟ правилуᅟ поведения,ᅟ аᅟ отклонениеᅟ отᅟ негоᅟ становитсяᅟ невыгодным.ᅟ Адаптивностьᅟ ожиданийᅟ производнаᅟ отᅟ ценностиᅟ опытаᅟ иᅟ обусловленаᅟ ограниченнойᅟ рациональностью.ᅟ Другимиᅟ словами,ᅟ расширениеᅟ примененияᅟ определенногоᅟ институтаᅟ укрепляетᅟ ожидания,ᅟ иᅟ егоᅟ доминированиеᅟ будетᅟ усиливаться.
Д.ᅟ Нортᅟ ссылаетсяᅟ наᅟ утверждениеᅟ Б.ᅟ Артура,ᅟ согласноᅟ которомуᅟ результатомᅟ действияᅟ вышеописанныхᅟ механизмовᅟ могутᅟ бытьᅟ четыреᅟ состояния:ᅟ 1)ᅟ множественноеᅟ равновесие,ᅟ приᅟ которомᅟ возможныᅟ различныеᅟ решенияᅟ сᅟ неопределеннымᅟ итогом;ᅟ 2)ᅟ неэффективностьᅟ –ᅟ лучшееᅟ решениеᅟ проигрываетᅟ вᅟ конкурентнойᅟ борьбе,ᅟ потомуᅟ чтоᅟ уᅟ негоᅟ неᅟ нашлосьᅟ достаточногоᅟ количестваᅟ сторонников;ᅟ 3)ᅟ блокированиеᅟ (lock-in)ᅟ –ᅟ однаждыᅟ принятоеᅟ решениеᅟ вᅟ дальнейшемᅟ трудноᅟ изменить;ᅟ 4)ᅟ зависимостьᅟ отᅟ траекторииᅟ предшествующегоᅟ развитияᅟ (path-dependence)ᅟ –ᅟ вследствиеᅟ случайныхᅟ обстоятельствᅟ можетᅟ бытьᅟ принятоᅟ такоеᅟ решение,ᅟ котороеᅟ поведетᅟ развитиеᅟ поᅟ строгоᅟ определенномуᅟ пути.
Следовательно,ᅟ направленностьᅟ измененийᅟ определяетсяᅟ траекториейᅟ предшествующегоᅟ развития.ᅟ Политическиеᅟ иᅟ экономическиеᅟ организации,ᅟ которыеᅟ образовалисьᅟ вследствиеᅟ существованияᅟ институциональнойᅟ матрицы,ᅟ стремятсяᅟ сохранитьᅟ институциональнуюᅟ структуру.ᅟ Интересыᅟ существующихᅟ организаций,ᅟ воспроизводящиеᅟ зависимостьᅟ отᅟ траекторииᅟ развития,ᅟ иᅟ мысленныеᅟ моделиᅟ действующихᅟ лиц,ᅟ воспроизводящиеᅟ идеологии,ᅟ рационализируютᅟ существующуюᅟ институциональнуюᅟ матрицуᅟ и,ᅟ следовательно,ᅟ напрявляютᅟ восприятиеᅟ субъектовᅟ вᅟ сторонуᅟ политики,ᅟ реализацияᅟ которойᅟ происходитᅟ вᅟ интересахᅟ существующихᅟ организаций.ᅟ Вᅟ целомᅟ заданнаяᅟ институциональнаяᅟ матрицаᅟ формальныхᅟ правил,ᅟ неформальныхᅟ ограниченийᅟ иᅟ характеристикᅟ принужденияᅟ будетᅟ «подстраивать»ᅟ выгодыᅟ иᅟ издержкиᅟ вᅟ сторонуᅟ альтернативᅟ выбора,ᅟ совместимыхᅟ сᅟ существующейᅟ институциональнойᅟ структурой.ᅟ Постепенностьᅟ измененияᅟ обусловливаетᅟ важностьᅟ первоначальногоᅟ институциональногоᅟ выбора,ᅟ котораяᅟ определяетᅟ траекториюᅟ институциональныхᅟ изменений,ᅟ аᅟ такжеᅟ экономическоеᅟ развитиеᅟ вᅟ долгосрочнойᅟ перспективе.
Основнуюᅟ рольᅟ вᅟ институциональномᅟ развитииᅟ играютᅟ институциональныеᅟ инновации,ᅟ т.е.ᅟ теᅟ новшества,ᅟ которыеᅟ осуществляютсяᅟ вᅟ формальныхᅟ иᅟ неформальныхᅟ правилахᅟ иᅟ приᅟ ихᅟ взаимодействии.ᅟ Здесьᅟ необходимоᅟ вспомнитьᅟ теориюᅟ экономическогоᅟ развитияᅟ Й.ᅟ Шумпетера5.ᅟ Основныеᅟ пятьᅟ типовᅟ инновацийᅟ былиᅟ определеныᅟ Й.ᅟ Шумпетеромᅟ вᅟ видеᅟ внедренияᅟ новойᅟ технологииᅟ производстваᅟ известныхᅟ продуктов,ᅟ организацииᅟ производстваᅟ новыхᅟ продуктов,ᅟ открытияᅟ новыхᅟ рынковᅟ продуктовᅟ иᅟ ресурсов,ᅟ аᅟ такжеᅟ организационныхᅟ нововведений.ᅟ Рольᅟ главногоᅟ создателяᅟ новыхᅟ комбинацийᅟ факторовᅟ производстваᅟ играетᅟ предприниматель.ᅟ Подᅟ влияниемᅟ перечисленныхᅟ инновацийᅟ экономическаяᅟ системаᅟ выводитсяᅟ изᅟ состоянияᅟ равновесия,ᅟ аᅟ наᅟ предпринимателяᅟ возложенаᅟ дестабилизирующаяᅟ функция.
Позжеᅟ Д.ᅟ Нортᅟ охарактеризовалᅟ предпринимателяᅟ какᅟ главногоᅟ организатораᅟ новыхᅟ институциональныхᅟ соглашений,ᅟ уменьшающихᅟ неопределенностьᅟ иᅟ создающихᅟ базуᅟ дляᅟ поискаᅟ компромиссаᅟ вᅟ конфликтеᅟ интересов.ᅟ Такимᅟ образом,ᅟ наᅟ предпринимателяᅟ возлагаетсяᅟ неᅟ толькоᅟ дестабилизирующаяᅟ функция,ᅟ ноᅟ иᅟ созидательная,ᅟ аᅟ именноᅟ функцияᅟ созданияᅟ предпосылокᅟ дляᅟ достиженияᅟ новогоᅟ равновесия.ᅟ Нужноᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ подᅟ предпринимателемᅟ Д.ᅟ Нортᅟ понималᅟ лицо,ᅟ принимающееᅟ решение,ᅟ аᅟ такжеᅟ политическогоᅟ деятеля4.
Рассужденияᅟ Й.ᅟ Шумпетераᅟ относятсяᅟ кᅟ процессуᅟ созданияᅟ частныхᅟ благ.ᅟ Многиеᅟ институциональныеᅟ инновации,ᅟ институтыᅟ иᅟ правилаᅟ носятᅟ характерᅟ общественныхᅟ благ,ᅟ которымᅟ присущиᅟ триᅟ свойства:
Такимᅟ образом,ᅟ институциональныеᅟ инновацииᅟ могутᅟ носитьᅟ характерᅟ общественного,ᅟ частногоᅟ иᅟ клубногоᅟ блага,ᅟ учитывающегоᅟ иерархическуюᅟ структуруᅟ правил.ᅟ Инновацииᅟ какᅟ частныеᅟ благаᅟ ограничиваютсяᅟ рамкамиᅟ организации,ᅟ иᅟ инноваторᅟ можетᅟ контролироватьᅟ ихᅟ использованиеᅟ какᅟ внутреннихᅟ институтов,ᅟ структурирующихᅟ взаимодействиеᅟ междуᅟ членамиᅟ организации.ᅟ Инновации,ᅟ созданныеᅟ внутриᅟ организации,ᅟ зачастуюᅟ трудноᅟ воспроизвестиᅟ вᅟ рамкахᅟ другихᅟ организаций.ᅟ Институциональныеᅟ инновацииᅟ могутᅟ носитьᅟ характерᅟ иᅟ клубногоᅟ блага,ᅟ т.е.ᅟ блага,ᅟ кругᅟ пользователейᅟ которогоᅟ можноᅟ поставитьᅟ подᅟ контрольᅟ иᅟ ограничить.ᅟ Этиᅟ инновацииᅟ могутᅟ опиратьсяᅟ наᅟ гибридныеᅟ формы,ᅟ объединяющиеᅟ элементы,ᅟ какᅟ организации,ᅟ такᅟ иᅟ рыночныхᅟ контрактов.
Вᅟ целомᅟ эффективностьᅟ действийᅟ собственноᅟ предпринимателяᅟ уменьшается,ᅟ еслиᅟ институциональнаяᅟ инновацияᅟ приобретаетᅟ инойᅟ характер,ᅟ чемᅟ характерᅟ частногоᅟ блага.ᅟ Значит,ᅟ существуютᅟ субъектыᅟ институциональныхᅟ инноваций,ᅟ альтернативныеᅟ предпринимателюᅟ какᅟ таковому.ᅟ Сᅟ позицийᅟ НФИЭТᅟ этоᅟ объясняетсяᅟ следующимᅟ образом.
Информация о работе Сущность, факторы и типы институциональных изменений