Сущность, факторы и типы институциональных изменений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 19:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – провести анализ сущности, факторов и типов институциональных изменений.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические аспекты институциональных изменений;
-изучить государственные и экономические институты в условиях институциональных преобразований.

Файлы: 1 файл

Сущность, факторы и типы институциональных изменений.doc

— 266.50 Кб (Скачать файл)

Вᅟ связиᅟ сᅟ этимᅟ В.Л.ᅟ Тамбовцевᅟ развиваетᅟ альтернативнуюᅟ концепциюᅟ –ᅟ институциональныйᅟ рынокᅟ какᅟ механизмᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Внедрениеᅟ институциональныхᅟ инновацийᅟ осуществляетсяᅟ черезᅟ такᅟ называемыйᅟ институциональныйᅟ рынок.ᅟ Какᅟ отмечаетᅟ С.ᅟ Пейович,ᅟ «рынокᅟ институтовᅟ –ᅟ этоᅟ процесс,ᅟ которыйᅟ позволяетᅟ индивидамᅟ выбиратьᅟ правилаᅟ игрыᅟ вᅟ ихᅟ сообществе.ᅟ Посредствомᅟ своихᅟ добровольныхᅟ взаимодействийᅟ индивидыᅟ оцениваютᅟ преобладающиеᅟ правила,ᅟ определяютᅟ иᅟ проверяютᅟ пригодностьᅟ новых.ᅟ Важнейшейᅟ функциейᅟ этогоᅟ конкурентногоᅟ рынкаᅟ выступает,ᅟ следовательно,ᅟ поощрениеᅟ институциональныхᅟ инновацийᅟ иᅟ формᅟ адаптивногоᅟ поведения».ᅟ Наᅟ рынкеᅟ институтовᅟ происходитᅟ ихᅟ конкуренцияᅟ (метаконкуренция,ᅟ поᅟ Ф.ᅟ Хайеку).ᅟ Подᅟ «конкуренциейᅟ междуᅟ правилами»ᅟ понимаетсяᅟ конкуренцияᅟ междуᅟ индивидамиᅟ иᅟ группами,ᅟ котораяᅟ осуществляетсяᅟ посредствомᅟ правилᅟ иᅟ институтов.ᅟ Онаᅟ показывает,ᅟ какᅟ распределениеᅟ индивидовᅟ илиᅟ группᅟ поᅟ градациямᅟ «шкалыᅟ правил»ᅟ определяетсяᅟ относительнымиᅟ успехами,ᅟ которыеᅟ различныеᅟ правилаᅟ помогаютᅟ получитьᅟ ихᅟ соответствующимᅟ пользователям.ᅟ Победаᅟ тогоᅟ илиᅟ иногоᅟ институтаᅟ означает,ᅟ чтоᅟ онᅟ получилᅟ массовоеᅟ распространениеᅟ вᅟ экономическомᅟ поведенииᅟ хозяйствующихᅟ субъектов,ᅟ аᅟ проигрышᅟ показывает,ᅟ чтоᅟ данноеᅟ правилоᅟ перестаетᅟ применятьсяᅟ вообщеᅟ илиᅟ емуᅟ следуютᅟ изредкаᅟ вᅟ определенныхᅟ ситуациях.ᅟ Следованиеᅟ индивидаᅟ томуᅟ илиᅟ иномуᅟ правилуᅟ обусловливаетсяᅟ неᅟ толькоᅟ текущимиᅟ экономическимиᅟ выгодами,ᅟ ноᅟ иᅟ социокультурнымиᅟ условиями.

Различияᅟ междуᅟ политическимᅟ иᅟ институциональнымᅟ рынкомᅟ состоятᅟ вᅟ том,ᅟ чтоᅟ черезᅟ политическийᅟ рынокᅟ вводятсяᅟ правила,ᅟ результаты,ᅟ использованияᅟ которыхᅟ хозяйствующимиᅟ субъектамиᅟ приносятᅟ туᅟ илиᅟ инуюᅟ выгодуᅟ игрокамᅟ политическогоᅟ рынка,ᅟ аᅟ наᅟ институциональномᅟ рынкеᅟ действуютᅟ правилаᅟ экономическогоᅟ поведения,ᅟ результатыᅟ следованияᅟ которымᅟ оцениваютсяᅟ какᅟ выгодныеᅟ самимиᅟ хозяйствующимиᅟ субъектами13.

Итак,ᅟ обобщаяᅟ концепциюᅟ институциональныхᅟ изменений,ᅟ следуетᅟ отметитьᅟ триᅟ важныхᅟ момента:

    • институциональныеᅟ измененияᅟ можноᅟ рассматриватьᅟ наᅟ основеᅟ общегоᅟ понятияᅟ жизненногоᅟ цикла,ᅟ т.е.ᅟ следуетᅟ выделятьᅟ фазыᅟ зарожденияᅟ измененияᅟ (институциональнуюᅟ инновацию),ᅟ функционированияᅟ институтаᅟ иᅟ егоᅟ отмирания,ᅟ чтоᅟ можетᅟ являтьсяᅟ одновременноᅟ иᅟ фазойᅟ возникновенияᅟ новогоᅟ института;
    • внутриᅟ фазыᅟ институциональногоᅟ нововведенияᅟ выделяетсяᅟ триᅟ основныхᅟ источникаᅟ инновацийᅟ –ᅟ заимствование,ᅟ непреднамеренноеᅟ изобретение,ᅟ целенаправленноеᅟ (преднамеренное)ᅟ изобретениеᅟ илиᅟ институциональноеᅟ проектирование;
    • наᅟ этапеᅟ распространенияᅟ новогоᅟ институтаᅟ важноᅟ различатьᅟ дваᅟ принципиальныхᅟ механизма:ᅟ государственноеᅟ принуждениеᅟ кᅟ использованию,ᅟ предполагающееᅟ выборᅟ новогоᅟ институтаᅟ черезᅟ механизмᅟ политическогоᅟ рынка,ᅟ иᅟ добровольноеᅟ принятиеᅟ хозяйствующимиᅟ субъектамиᅟ новогоᅟ правилаᅟ черезᅟ механизмᅟ рынкаᅟ институтов.

Сᅟ позицииᅟ этогоᅟ подходаᅟ делаетсяᅟ вывод:ᅟ отобранныеᅟ наᅟ политическомᅟ рынкеᅟ правилаᅟ будутᅟ реальноᅟ функционироватьᅟ вᅟ экономике,ᅟ когдаᅟ ониᅟ такжеᅟ отбираютсяᅟ свободнымᅟ институциональнымᅟ рынком.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2ᅟ государственныеᅟ иᅟ ЭКОНОМИЧЕСКИЕᅟ ИНСТИТУТЫᅟ Вᅟ УСЛОВИЯХᅟ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХᅟ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

2.1ᅟ Государствоᅟ ᅟ иᅟ институциональныеᅟ изменения

Чтобыᅟ выявитьᅟ влияниеᅟ государстваᅟ наᅟ процессᅟ формированияᅟ институтов,ᅟ обратимсяᅟ кᅟ егоᅟ определениюᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ неоинституциональнойᅟ теории.ᅟ Поᅟ Д.ᅟ Норту,ᅟ «государствоᅟ -ᅟ организацияᅟ соᅟ сравнительнымиᅟ преимуществамиᅟ реализацииᅟ насилия,ᅟ распространяющимисяᅟ наᅟ географическийᅟ район,ᅟ границыᅟ которогоᅟ устанавливаютсяᅟ егоᅟ способностьюᅟ облагатьᅟ налогомᅟ подданных».

Поэтомуᅟ государствоᅟ может,ᅟ какᅟ способствоватьᅟ созданиюᅟ эффективныхᅟ рыночныхᅟ институтов,ᅟ такᅟ иᅟ наоборот,ᅟ создаватьᅟ институциональнуюᅟ структуру,ᅟ котораяᅟ неᅟ позволяетᅟ проявитьсяᅟ преимуществамᅟ конкурентногоᅟ порядкаᅟ из-заᅟ монопольнойᅟ властиᅟ иᅟ другихᅟ факторов,ᅟ ведущихᅟ кᅟ ростуᅟ трансакционныхᅟ издержек.ᅟ Всеᅟ зависитᅟ отᅟ конкретныхᅟ историческихᅟ условийᅟ иᅟ сравнительнойᅟ эффективностиᅟ вᅟ этихᅟ условияхᅟ тойᅟ илиᅟ инойᅟ системыᅟ хозяйственнойᅟ координации.ᅟ Иᅟ хотяᅟ именноᅟ государствоᅟ являетсяᅟ необходимымᅟ атрибутомᅟ прогрессирующихᅟ хозяйственныхᅟ систем,ᅟ институты,ᅟ генерируемыеᅟ им,ᅟ могутᅟ неᅟ толькоᅟ способствоватьᅟ повышениюᅟ эффективностиᅟ (вᅟ смыслеᅟ приближенияᅟ кᅟ условиямᅟ Парето-оптимальногоᅟ распределенияᅟ ресурсов),ᅟ ноᅟ иᅟ препятствоватьᅟ ему14.

Неэффективностьᅟ институтовᅟ возникаетᅟ вследствиеᅟ высокихᅟ издержекᅟ (дороговизны)ᅟ коллективныхᅟ действий,ᅟ необходимыхᅟ дляᅟ измененияᅟ институтов,ᅟ что,ᅟ вᅟ своюᅟ очередь,ᅟ определяетсяᅟ другимиᅟ экономическимиᅟ иᅟ политическимиᅟ институтами.ᅟ Именноᅟ такогоᅟ родаᅟ затратыᅟ поᅟ изменениюᅟ институтовᅟ обусловливаютᅟ достаточнуюᅟ продолжительностьᅟ существованияᅟ институтов,ᅟ необходимуюᅟ дляᅟ того,ᅟ чтобыᅟ выявитьᅟ ихᅟ экономическуюᅟ эффективность.

Зачастуюᅟ декларативныеᅟ высказыванияᅟ экономистовᅟ иᅟ политиковᅟ оᅟ целяхᅟ иᅟ необходимостиᅟ такойᅟ политикиᅟ неᅟ согласуютсяᅟ сᅟ возможностямиᅟ экономическогоᅟ механизмаᅟ реализоватьᅟ их,ᅟ ибоᅟ необходимоᅟ определитьᅟ цену,ᅟ которуюᅟ платитᅟ обществоᅟ приᅟ проведенииᅟ регулирующихᅟ рыночныйᅟ механизмᅟ мероприятий.ᅟ Иᅟ толькоᅟ вᅟ томᅟ случае,ᅟ когдаᅟ можноᅟ доказать,ᅟ чтоᅟ положительныеᅟ эффектыᅟ перекроютᅟ социальныеᅟ издержки,ᅟ предлагаемыеᅟ вариативноᅟ определенныеᅟ мерыᅟ могутᅟ бытьᅟ рекомендованыᅟ дляᅟ практическогоᅟ применения.

Институциональнаяᅟ структураᅟ экономикиᅟ любойᅟ страныᅟ -ᅟ это,ᅟ преждеᅟ всего,ᅟ результатᅟ прошлыхᅟ действийᅟ государстваᅟ иᅟ спонтанногоᅟ эволюционногоᅟ отбораᅟ наиболееᅟ эффективныхᅟ институтов.ᅟ Западныеᅟ страныᅟ сᅟ рыночнойᅟ экономикойᅟ обладаютᅟ развитойᅟ институциональнойᅟ структурой,ᅟ соответствующейᅟ доминирующемуᅟ способуᅟ экономическойᅟ координации.ᅟ Поэтомуᅟ этиᅟ страныᅟ могутᅟ позволитьᅟ себеᅟ использованиеᅟ методовᅟ прямогоᅟ иᅟ косвенногоᅟ государственногоᅟ вмешательстваᅟ вᅟ целяхᅟ проведенияᅟ желательнойᅟ экономическойᅟ политикиᅟ безᅟ значительногоᅟ ущербаᅟ дляᅟ всегоᅟ национальногоᅟ хозяйства.ᅟ Такиеᅟ мерыᅟ хотяᅟ иᅟ деформируютᅟ институциональнуюᅟ структуруᅟ вᅟ отрасли,ᅟ ноᅟ вᅟ незначительнойᅟ степени.

Инаяᅟ ситуацияᅟ наблюдаетсяᅟ вᅟ странахᅟ сᅟ неразвитымиᅟ рыночнымиᅟ отношениямиᅟ илиᅟ сᅟ переходнойᅟ экономикой.ᅟ Рыночныеᅟ институтыᅟ вᅟ подобныхᅟ странахᅟ находятсяᅟ вᅟ стадииᅟ формированияᅟ илиᅟ вообщеᅟ отсутствуют.ᅟ Ихᅟ институциональнаяᅟ структураᅟ включаетᅟ институты,ᅟ характерныеᅟ неᅟ толькоᅟ дляᅟ рыночногоᅟ порядка,ᅟ поэтомуᅟ различныеᅟ способыᅟ экономическойᅟ координацииᅟ частоᅟ вступаютᅟ междуᅟ собойᅟ вᅟ конфликт.ᅟ Эффективностьᅟ такихᅟ экономикᅟ значительноᅟ нижеᅟ развитойᅟ рыночнойᅟ илиᅟ дажеᅟ централизованноᅟ управляемойᅟ систем.ᅟ Иᅟ еслиᅟ государствомᅟ вᅟ условияхᅟ переходнойᅟ экономикиᅟ излишнеᅟ регулируютсяᅟ экономическиеᅟ отношения,ᅟ складывающиесяᅟ наᅟ рынках,ᅟ тоᅟ этоᅟ отрицательноᅟ сказываетсяᅟ наᅟ темпахᅟ иᅟ качествеᅟ формированияᅟ соответствующихᅟ рыночныхᅟ институтов.ᅟ Возникаетᅟ парадокс:ᅟ государственноеᅟ вмешательствоᅟ осуществляется,ᅟ потомуᅟ чтоᅟ неᅟ работаютᅟ рыночныеᅟ механизмы,ᅟ аᅟ последниеᅟ неᅟ могутᅟ эффективноᅟ функционироватьᅟ из-заᅟ отсутствияᅟ необходимойᅟ институциональнойᅟ структуры15.

Изᅟ вышесказанногоᅟ можноᅟ сделатьᅟ выводᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ неᅟ всеᅟ мерыᅟ государственнойᅟ политикиᅟ развитыхᅟ странᅟ наᅟ рынкеᅟ трудаᅟ могутᅟ бытьᅟ примененыᅟ вᅟ условияхᅟ переходнойᅟ экономики.ᅟ Политикаᅟ государстваᅟ вᅟ переходнойᅟ экономикеᅟ должнаᅟ бытьᅟ вᅟ первуюᅟ очередьᅟ направленаᅟ наᅟ созданиеᅟ условийᅟ дляᅟ становленияᅟ институтовᅟ и,ᅟ следовательно,ᅟ эффективнойᅟ институциональнойᅟ структуры.

Можноᅟ предложитьᅟ дваᅟ подходаᅟ кᅟ анализуᅟ государственнойᅟ политикиᅟ вᅟ рамкахᅟ институциональнойᅟ исследовательскойᅟ программыᅟ –ᅟ экзогенныйᅟ иᅟ эндогенный.

Согласноᅟ экзогенномуᅟ подходуᅟ кᅟ исследованиюᅟ государственнойᅟ экономическойᅟ политикиᅟ основноеᅟ вниманиеᅟ уделяетсяᅟ положительнойᅟ (легкоᅟ наблюдаемой)ᅟ внешнейᅟ зависимостиᅟ междуᅟ определеннымиᅟ мерамиᅟ иᅟ происходящимиᅟ экономическимиᅟ процессами,ᅟ причем,ᅟ связьᅟ междуᅟ инструментамиᅟ иᅟ результатамиᅟ проводимойᅟ политикиᅟ строгоᅟ казуальная.ᅟ Такойᅟ подходᅟ неᅟ предусматриваетᅟ специальногоᅟ анализаᅟ внутреннихᅟ механизмовᅟ функционированияᅟ системы,ᅟ наᅟ которуюᅟ направленноᅟ воздействие,ᅟ аᅟ такжеᅟ ихᅟ изменение.

Согласноᅟ эндогенномуᅟ подходу,ᅟ наоборот,ᅟ особыйᅟ акцентᅟ делаетсяᅟ наᅟ измененииᅟ вᅟ результатеᅟ проведенияᅟ мерᅟ государственнойᅟ экономическойᅟ политикиᅟ ценностныхᅟ установокᅟ иᅟ механизмовᅟ взаимодействияᅟ субъектовᅟ системы,ᅟ наᅟ которуюᅟ направленоᅟ воздействиеᅟ такойᅟ политики.ᅟ Темᅟ самымᅟ успехᅟ применяемыхᅟ экономическихᅟ инструментовᅟ зависитᅟ отᅟ согласованностиᅟ векторовᅟ экономическойᅟ политикиᅟ иᅟ внутреннихᅟ (институциональных)ᅟ измененийᅟ вᅟ обществе,ᅟ которыеᅟ еюᅟ генерируютсяᅟ вᅟ процессеᅟ функционированияᅟ хозяйственногоᅟ механизма.

Институтыᅟ регулируютᅟ доступᅟ кᅟ законномуᅟ использованиюᅟ редкихᅟ иᅟ ценныхᅟ ресурсов,ᅟ аᅟ такжеᅟ определяютᅟ принципыᅟ этогоᅟ доступа.ᅟ Ониᅟ определяют,ᅟ вᅟ чемᅟ состоятᅟ иᅟ какимᅟ образомᅟ должныᅟ воплощатьсяᅟ вᅟ жизньᅟ теᅟ илиᅟ иныеᅟ интересы,ᅟ учитываяᅟ тотᅟ факт,ᅟ чтоᅟ самаᅟ редкостьᅟ этихᅟ ресурсов,ᅟ обусловливающаяᅟ трудностьᅟ доступаᅟ кᅟ ним,ᅟ составляетᅟ основуᅟ дляᅟ соперничестваᅟ иᅟ дажеᅟ конфликтовᅟ вᅟ борьбеᅟ заᅟ обладаниеᅟ ими.

Наᅟ уровнеᅟ большихᅟ группᅟ институциональноеᅟ регулированиеᅟ становитсяᅟ преобладающим,ᅟ такᅟ какᅟ производствоᅟ большинстваᅟ коллективныхᅟ благᅟ дляᅟ такихᅟ группᅟ (такимиᅟ благамиᅟ могутᅟ бытьᅟ нормы,ᅟ регулирующиеᅟ условияᅟ иᅟ уровеньᅟ оплатыᅟ трудаᅟ работников)ᅟ связаноᅟ сᅟ «эффектомᅟ безбилетника».ᅟ Причем,ᅟ важнуюᅟ рольᅟ вᅟ институциональномᅟ регулированииᅟ наᅟ уровнеᅟ большихᅟ группᅟ играютᅟ этическиеᅟ нормы.ᅟ Еслиᅟ непосредственныйᅟ контрольᅟ невозможен,ᅟ аᅟ соблюдениеᅟ нормативныхᅟ установокᅟ неᅟ всегдаᅟ отвечаетᅟ индивидуальнымᅟ устремлениям,ᅟ этиᅟ установкиᅟ должныᅟ бытьᅟ переосмысленыᅟ индивидомᅟ такимᅟ образом,ᅟ чтобыᅟ универсальностьᅟ принципаᅟ оказаласьᅟ дляᅟ негоᅟ предпочтительнееᅟ исключенияᅟ из<span class


Информация о работе Сущность, факторы и типы институциональных изменений