Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2015 в 19:27, курсовая работа
Цель исследования – провести анализ сущности, факторов и типов институциональных изменений.
Задачи исследования:
-рассмотреть теоретические аспекты институциональных изменений;
-изучить государственные и экономические институты в условиях институциональных преобразований.
Во-первых,ᅟ выделяютсяᅟ клановыеᅟ соглашения,ᅟ гдеᅟ центральноеᅟ местоᅟ занимаютᅟ принципыᅟ личногоᅟ знакомстваᅟ иᅟ личнойᅟ зависимости.ᅟ Важнуюᅟ рольᅟ играетᅟ личнаяᅟ репутацияᅟ индивида,ᅟ егоᅟ способностьᅟ установитьᅟ доверительныеᅟ отношенияᅟ сᅟ членамиᅟ клана.ᅟ Субъектᅟ инновацииᅟ вᅟ этомᅟ случаеᅟ –ᅟ неᅟ отдельныйᅟ индивид,ᅟ аᅟ сообществоᅟ индивидов,ᅟ группа,ᅟ network,ᅟ команда5.
Во-вторых,ᅟ известныᅟ коллективныеᅟ соглашения,ᅟ которыеᅟ такжеᅟ строятсяᅟ наᅟ доверительныхᅟ иᅟ солидаристскихᅟ началах,ᅟ ноᅟ неᅟ имеютᅟ локальногоᅟ характераᅟ иᅟ распространяютсяᅟ наᅟ незнакомыхᅟ междуᅟ собойᅟ людей.ᅟ Субъектомᅟ инновацийᅟ здесьᅟ являютсяᅟ социальныеᅟ движения.
В-третьих,ᅟ гражданскоеᅟ соглашениеᅟ задаетᅟ базовыеᅟ рамкиᅟ дляᅟ деятельностиᅟ демократическихᅟ институтовᅟ иᅟ направленоᅟ наᅟ реализациюᅟ общественногоᅟ интереса.ᅟ Тогдаᅟ субъектомᅟ инновацийᅟ выступаетᅟ государствоᅟ илиᅟ теᅟ группы,ᅟ которыеᅟ контролируютᅟ государство.
Такимᅟ образом,ᅟ кромеᅟ предпринимателяᅟ субъектамиᅟ институциональныхᅟ инноваций,ᅟ аᅟ значитᅟ иᅟ институциональныхᅟ изменений,ᅟ могутᅟ бытьᅟ домашниеᅟ хозяйства,ᅟ фирмы,ᅟ группы,ᅟ социальныеᅟ движенияᅟ иᅟ государство.ᅟ Еслиᅟ вᅟ строкахᅟ таблицыᅟ указатьᅟ инновацииᅟ какᅟ различныеᅟ типыᅟ благᅟ (объектыᅟ институциональныхᅟ изменений),ᅟ аᅟ вᅟ столбцахᅟ –ᅟ разныхᅟ субъектовᅟ инноваций,ᅟ тоᅟ получитсяᅟ объектно-субъектнаяᅟ матрицаᅟ (рис.ᅟ 1),ᅟ позволяющаяᅟ выяснитьᅟ сравнительныеᅟ преимуществаᅟ разныхᅟ субъектовᅟ инновацийᅟ вᅟ осуществленииᅟ изменений.
Инновация |
Инноватор | |||||
предприниматель 1 |
домашнее хозяйство 2 |
фирма
3 |
группа
4 |
социальноеᅟ движение 5 |
государство 6 | |
А.ᅟ Частное благо |
А1ᅟ (4) |
А2ᅟ (2) |
А3ᅟ (2) |
А4ᅟ (3) |
А5ᅟ (1) |
А6ᅟ (0) |
Б.ᅟ Клубное благо |
Б1ᅟ (3) |
Б2ᅟ (2) |
Б3ᅟ (2) |
Б4ᅟ (4) |
Б5ᅟ (3) |
Б6ᅟ (0) |
В.ᅟ Общественное благо |
В1ᅟ (2) |
В2ᅟ (0) |
В3ᅟ (3) |
В4ᅟ (1) |
В5ᅟ (3) |
В6ᅟ (4) |
Рис.ᅟ ᅟ 1.ᅟ ᅟ Взаимосвязьᅟ ᅟ ᅟ объектовᅟ ᅟ иᅟ ᅟ субъектовᅟ ᅟ институциональныхᅟ ᅟ ᅟ инновацийᅟ иᅟ ихᅟ сравнительныеᅟ преимущества6
Дляᅟ каждогоᅟ сочетанияᅟ послеᅟ шифраᅟ вᅟ скобкахᅟ указанаᅟ сравнительнаяᅟ оценкаᅟ действийᅟ инноваторов:ᅟ 4ᅟ –ᅟ максимальныеᅟ стимулыᅟ кᅟ инновациям,ᅟ 2ᅟ –ᅟ средние,ᅟ 0ᅟ –ᅟ минимальные.ᅟ Оценкаᅟ сравнительныхᅟ преимуществᅟ вᅟ осуществленииᅟ разныхᅟ типовᅟ инновацийᅟ показывает,ᅟ чтоᅟ самымиᅟ эффективнымиᅟ являютсяᅟ сочетанияᅟ А1,ᅟ Б4ᅟ иᅟ В6,ᅟ выделенныеᅟ серымᅟ цветом.ᅟ Инновациюᅟ какᅟ частноеᅟ благоᅟ создаетᅟ иᅟ контролируетᅟ предприниматель,ᅟ онᅟ такжеᅟ получаетᅟ прибыльᅟ инноватораᅟ (А1).ᅟ Вᅟ производствеᅟ инновацииᅟ какᅟ клубногоᅟ благаᅟ эффективнымиᅟ оказываютсяᅟ действияᅟ групп,ᅟ которыеᅟ наиболееᅟ соответствуютᅟ производствуᅟ этогоᅟ клубногоᅟ блага.ᅟ Государство,ᅟ аᅟ затемᅟ социальныеᅟ движенияᅟ иᅟ фирмыᅟ наиболееᅟ способныᅟ обеспечитьᅟ институциональныеᅟ инновацииᅟ какᅟ общественныеᅟ блага.ᅟ Домашниеᅟ хозяйстваᅟ играютᅟ консервативнуюᅟ роль,ᅟ такᅟ какᅟ институциональныеᅟ инновацииᅟ способныᅟ изменитьᅟ границуᅟ междуᅟ частнойᅟ иᅟ общественнойᅟ жизнью,ᅟ поставитьᅟ подᅟ угрозуᅟ существующиеᅟ рутины.ᅟ Фирмыᅟ иᅟ домашниеᅟ хозяйстваᅟ нейтральныᅟ кᅟ производствуᅟ «частных»ᅟ инноваций,ᅟ посколькуᅟ получениеᅟ возможныхᅟ выгодᅟ можетᅟ перекрыватьсяᅟ ростомᅟ издержекᅟ наᅟ изменениеᅟ рутин.ᅟ Подобныйᅟ анализᅟ позволяетᅟ сделатьᅟ соответствующиеᅟ выводыᅟ дляᅟ каждогоᅟ конкретногоᅟ случаяᅟ институциональнойᅟ инновации.
Концепцииᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Теорияᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ считаетсяᅟ экзогенной,ᅟ еслиᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ объясняютсяᅟ наᅟ основеᅟ действияᅟ внешнихᅟ факторов.ᅟ Вᅟ этомᅟ случаеᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ исследуютсяᅟ методомᅟ сравнительнойᅟ статикиᅟ приᅟ игнорированииᅟ ихᅟ кумулятивности.ᅟ Сравнительнаяᅟ статикаᅟ –ᅟ методᅟ исследования,ᅟ вᅟ которомᅟ сравниваютсяᅟ дваᅟ равновесныхᅟ состоянияᅟ безᅟ учетаᅟ того,ᅟ какᅟ происходитᅟ переходᅟ отᅟ одногоᅟ кᅟ другому.ᅟ Болееᅟ интереснымиᅟ являютсяᅟ эндогенныеᅟ теорииᅟ институциональныхᅟ изменений,ᅟ учитывающиеᅟ эндогенныеᅟ факторыᅟ этихᅟ изменений.
Вᅟ настоящееᅟ времяᅟ вᅟ экономическойᅟ наукеᅟ нетᅟ единой,ᅟ общепризнаннойᅟ теорииᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Ееᅟ местоᅟ занимаютᅟ несколькоᅟ различныхᅟ концепций,ᅟ рассмотренныхᅟ В.Л.ᅟ Тамбовцевым.ᅟ
Вᅟ качествеᅟ базовойᅟ можетᅟ бытьᅟ принятаᅟ концепция,ᅟ разделяемаяᅟ Х.ᅟ Демсецем,ᅟ Дж.ᅟ Умбеком,ᅟ Б.ᅟ Филдом.ᅟ Вᅟ этойᅟ концепцииᅟ измененияᅟ институтов,ᅟ преждеᅟ всего,ᅟ правᅟ собственности,ᅟ объясняютсяᅟ изменениямиᅟ вᅟ относительныхᅟ ценахᅟ экономическихᅟ ресурсов.ᅟ Государствоᅟ иᅟ политическиеᅟ процессыᅟ –ᅟ пассивныеᅟ факторы,ᅟ принимающиеᅟ любыеᅟ изменения,ᅟ обусловливающиеᅟ ростᅟ чистойᅟ общественнойᅟ выгоды.ᅟ Приᅟ этомᅟ подходеᅟ вниманиеᅟ акцентируетсяᅟ преимущественноᅟ наᅟ существованииᅟ спросаᅟ наᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ соᅟ стороныᅟ экономики,ᅟ обусловленногоᅟ недостаточнойᅟ эффективностьюᅟ использованияᅟ ресурсов.ᅟ Приᅟ этомᅟ неᅟ учитываетсяᅟ потенциалᅟ ихᅟ предложения,ᅟ которыйᅟ зависитᅟ отᅟ способностиᅟ иᅟ желанияᅟ политическогоᅟ порядкаᅟ обеспечитьᅟ новуюᅟ институциональнуюᅟ среду.ᅟ Причемᅟ игнорируетсяᅟ иᅟ то,ᅟ чтоᅟ вводимыеᅟ правилаᅟ повлияютᅟ наᅟ перераспределениеᅟ богатства7.
Ограниченностьᅟ этогоᅟ подходаᅟ породилаᅟ несколькоᅟ альтернативныхᅟ концепций.ᅟ Преждеᅟ всего,ᅟ этоᅟ подходᅟ Д.ᅟ Норта,ᅟ отличительнаяᅟ чертаᅟ которогоᅟ –ᅟ явноеᅟ введениеᅟ вᅟ анализᅟ процессов,ᅟ происходящихᅟ наᅟ политическомᅟ рынке,ᅟ иᅟ наличиеᅟ наᅟ немᅟ положительныхᅟ трансакционныхᅟ издержек.ᅟ Д.ᅟ Нортᅟ поставилᅟ подᅟ сомнениеᅟ широкоᅟ распространенноеᅟ мнениеᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ институтыᅟ представляютᅟ собойᅟ преждеᅟ всегоᅟ средстваᅟ экономииᅟ издержекᅟ хозяйственнойᅟ деятельности,ᅟ посколькуᅟ повышаютᅟ уровеньᅟ определенностиᅟ внешнейᅟ средыᅟ иᅟ сокращаютᅟ затратыᅟ наᅟ поискᅟ иᅟ обработкуᅟ информации,ᅟ т.е.ᅟ уменьшаютᅟ трансакционныеᅟ издержкиᅟ какᅟ частьᅟ общихᅟ издержекᅟ хозяйствования.ᅟ Онᅟ показалᅟ ошибочностьᅟ этогоᅟ мнения,ᅟ такᅟ какᅟ оноᅟ исходитᅟ изᅟ предпосылкиᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ конкуренцияᅟ средиᅟ институтовᅟ обеспечиваетᅟ выживаниеᅟ техᅟ изᅟ них,ᅟ которыеᅟ способствуютᅟ использованиюᅟ ресурсовᅟ сᅟ наибольшейᅟ эффективностью.
Препятствиемᅟ такомуᅟ исходуᅟ служатᅟ различныеᅟ факторы,ᅟ центральныйᅟ изᅟ которыхᅟ –ᅟ высокиеᅟ трансакционныеᅟ издержкиᅟ осуществленияᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Д.ᅟ Нортᅟ указывал:
«...ᅟ посколькуᅟ трансакционныеᅟ издержкиᅟ неᅟ являютсяᅟ нулевыми,ᅟ можноᅟ ожидатьᅟ формированияᅟ различныхᅟ моделейᅟ экономическогоᅟ поведения,ᅟ отражающихᅟ различияᅟ вᅟ том,ᅟ насколькоᅟ успешноᅟ конкретнаяᅟ институциональнаяᅟ системаᅟ снижаетᅟ трансакционныеᅟ (иᅟ трансформационные)ᅟ издержки…ᅟ Ноᅟ еслиᅟ вопросᅟ состоитᅟ вᅟ том,ᅟ какимᅟ образомᅟ мыᅟ пришлиᅟ кᅟ сегодняшнимᅟ институтам,ᅟ иᅟ еслиᅟ пройденныйᅟ намиᅟ путьᅟ ограничиваетᅟ будущийᅟ выборᅟ имеющихсяᅟ уᅟ насᅟ альтернатив,ᅟ тоᅟ мыᅟ можемᅟ утверждатьᅟ неᅟ толькоᅟ то,ᅟ чтоᅟ историяᅟ имеетᅟ значение,ᅟ ноᅟ иᅟ то,ᅟ чтоᅟ устойчивостьᅟ плохоᅟ функционирующихᅟ экономикᅟ иᅟ многовековаяᅟ дивергентнаяᅟ модельᅟ развитияᅟ происходятᅟ изᅟ одногоᅟ корня»8.
Другойᅟ подходᅟ кᅟ проблемеᅟ отражаетᅟ предложеннаяᅟ В.ᅟ Раттеномᅟ иᅟ Ю.ᅟ Хайямиᅟ теорияᅟ индуцированныхᅟ институциональныхᅟ инноваций.ᅟ Ониᅟ пытаютсяᅟ вᅟ равнойᅟ мереᅟ учестьᅟ какᅟ экзогенныеᅟ изменения,ᅟ порождающиеᅟ спросᅟ наᅟ новыеᅟ институты,ᅟ такᅟ иᅟ политическиеᅟ иᅟ культурныеᅟ ограниченияᅟ наᅟ предложениеᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Экзогенныеᅟ измененияᅟ вᅟ технологиях,ᅟ обеспеченностиᅟ ресурсамиᅟ илиᅟ вᅟ потребительскомᅟ спросеᅟ создаютᅟ неравновесиеᅟ наᅟ рынкахᅟ факторовᅟ производства,ᅟ изᅟ которогоᅟ иᅟ вырастаетᅟ спросᅟ наᅟ институциональныеᅟ изменения.ᅟ Приᅟ этомᅟ институциональныеᅟ инновацииᅟ предлагаютсяᅟ дляᅟ того,ᅟ чтобыᅟ сохранитьᅟ достающуюсяᅟ государствуᅟ (илиᅟ егоᅟ функционерамᅟ –ᅟ «политическимᅟ предпринимателям»)ᅟ долюᅟ частныхᅟ доходов.ᅟ Посколькуᅟ ростᅟ частныхᅟ доходовᅟ неᅟ тождественᅟ социальномуᅟ благосостоянию,ᅟ предлагаемыеᅟ властьюᅟ институциональныеᅟ инновацииᅟ могутᅟ бытьᅟ неэффективнымиᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ всегоᅟ общества.ᅟ Этаᅟ теорияᅟ подчеркиваетᅟ неᅟ толькоᅟ культурнуюᅟ ограниченностьᅟ предлагаемыхᅟ институциональныхᅟ изменений,ᅟ ноᅟ иᅟ выдвигаетᅟ наᅟ переднийᅟ планᅟ факторᅟ частногоᅟ доходаᅟ институциональногоᅟ инноватора9.
Кромеᅟ этихᅟ концепцийᅟ выделяетсяᅟ «распределительная»ᅟ теорияᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ Г.ᅟ Лайбкепа.ᅟ Поᅟ егоᅟ утверждению,ᅟ нетᅟ гарантииᅟ того,ᅟ чтоᅟ институциональноеᅟ изменениеᅟ всегдаᅟ будетᅟ обеспечиватьᅟ рациональноеᅟ использованиеᅟ ресурсовᅟ иᅟ быстрыйᅟ экономическийᅟ рост.ᅟ Любоеᅟ изменениеᅟ правᅟ принятияᅟ решенияᅟ поᅟ использованиюᅟ ресурсовᅟ вызываетᅟ сдвигиᅟ вᅟ распределенииᅟ богатстваᅟ иᅟ политическойᅟ власти.ᅟ Поᅟ егоᅟ мнению,ᅟ отношениеᅟ отдельныхᅟ экономическихᅟ агентовᅟ кᅟ предлагаемойᅟ институциональнойᅟ инновацииᅟ определяетсяᅟ чистымиᅟ выгодами,ᅟ которыеᅟ ониᅟ ожидаютᅟ получитьᅟ отᅟ осуществленияᅟ последней.ᅟ Возникающийᅟ конфликтᅟ интересовᅟ находитᅟ своеᅟ разрешениеᅟ вᅟ процессеᅟ веденияᅟ политическихᅟ переговоровᅟ иᅟ заключенияᅟ соответствующихᅟ соглашенийᅟ (контрактов).ᅟ Сутьᅟ контрактнойᅟ проблемыᅟ заключаетсяᅟ вᅟ придумыванииᅟ политическиᅟ приемлемыхᅟ распределительныхᅟ механизмовᅟ дляᅟ указанияᅟ получателейᅟ выгодᅟ отᅟ институциональногоᅟ измененияᅟ вᅟ течениеᅟ тогоᅟ времени,ᅟ покаᅟ сохраняютсяᅟ ихᅟ производственныеᅟ преимущества.ᅟ Этиᅟ экзогенныеᅟ измененияᅟ могутᅟ породитьᅟ политическоеᅟ неравновесиеᅟ иᅟ вызватьᅟ спросᅟ наᅟ институциональныеᅟ инновации.ᅟ Мотивамиᅟ возникающегоᅟ контрактногоᅟ процессаᅟ являютсяᅟ осознаваемыеᅟ потериᅟ отᅟ существующейᅟ неэффективнойᅟ институциональнойᅟ структурыᅟ иᅟ ожидаемаяᅟ чистаяᅟ выгода,ᅟ которуюᅟ можноᅟ реализоватьᅟ заᅟ счетᅟ исключенияᅟ этихᅟ неэффективностей.ᅟ Однакоᅟ влиятельныеᅟ стороны,ᅟ которымᅟ угрожаютᅟ потериᅟ вᅟ новойᅟ институциональнойᅟ структуре,ᅟ вᅟ состоянииᅟ блокироватьᅟ выгодныеᅟ институциональныеᅟ изменения,ᅟ еслиᅟ толькоᅟ этиᅟ потериᅟ неᅟ будутᅟ имᅟ приемлемымᅟ образомᅟ компенсированы.ᅟ Высокийᅟ уровеньᅟ трансакционныхᅟ издержекᅟ наᅟ политическомᅟ рынкеᅟ ведетᅟ кᅟ тому,ᅟ чтоᅟ такиеᅟ факторы,ᅟ какᅟ многочисленностьᅟ сторонᅟ политическогоᅟ контрактногоᅟ процесса,ᅟ разнородностьᅟ группᅟ специальныхᅟ интересов,ᅟ информационнаяᅟ асимметрияᅟ иᅟ неравномерностьᅟ вᅟ распределенииᅟ богатства,ᅟ могутᅟ вᅟ результатеᅟ привестиᅟ кᅟ появлениюᅟ социальноᅟ неэффективныхᅟ конечныхᅟ результатов,ᅟ т.е.ᅟ кᅟ принятиюᅟ неᅟ наилучшихᅟ политическихᅟ решенийᅟ поᅟ изменениюᅟ формальныхᅟ правил.
Ещеᅟ однойᅟ теоретическойᅟ концепциейᅟ являетсяᅟ подходᅟ Дж.ᅟ Найта,ᅟ которыйᅟ привлекᅟ вниманиеᅟ кᅟ проблемеᅟ безбилетникаᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ процессамиᅟ заключенияᅟ политическихᅟ сделокᅟ поᅟ поводуᅟ осуществленияᅟ социальноᅟ эффективныхᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Рациональныйᅟ экономическийᅟ агентᅟ неᅟ будетᅟ приниматьᅟ участияᅟ вᅟ подобномᅟ контрактномᅟ процессе,ᅟ посколькуᅟ вᅟ случаеᅟ егоᅟ успешногоᅟ завершенияᅟ онᅟ безᅟ всякихᅟ затратᅟ получитᅟ частьᅟ общейᅟ выгоды.ᅟ Дж.ᅟ Найтᅟ трактуетᅟ социальныеᅟ взаимодействияᅟ какᅟ контрактныеᅟ процессыᅟ иᅟ вводитᅟ понятиеᅟ асимметричногоᅟ распределенияᅟ силыᅟ вᅟ обществеᅟ вᅟ качествеᅟ первичногоᅟ объясненияᅟ институциональныхᅟ изменений.ᅟ Приᅟ этомᅟ институциональнаяᅟ структураᅟ можетᅟ неточноᅟ отражатьᅟ имеющуюсяᅟ асимметриюᅟ распределенияᅟ ресурсовᅟ вᅟ связиᅟ сᅟ индивидуальнымиᅟ издержкамиᅟ заключенияᅟ иᅟ осуществленияᅟ контрактов,ᅟ высокимиᅟ трансакционнымиᅟ издержкамиᅟ коллективныхᅟ действийᅟ иᅟ значительнойᅟ неопределенностьюᅟ вᅟ соотношенииᅟ предпринимаемыхᅟ действийᅟ иᅟ ихᅟ фактическихᅟ конечныхᅟ результатов.ᅟ Спросᅟ наᅟ институциональныеᅟ измененияᅟ возникаетᅟ соᅟ стороныᅟ частныхᅟ агентов,ᅟ заботящихсяᅟ исключительноᅟ оᅟ собственномᅟ благе.ᅟ Лишьᅟ случайноᅟ общественноеᅟ разрешениеᅟ распределительногоᅟ конфликтаᅟ можетᅟ привестиᅟ кᅟ конечнымᅟ результатам,ᅟ оказывающимсяᅟ такжеᅟ социальноᅟ желательными.ᅟ Поᅟ мнениюᅟ Дж.ᅟ Найта,ᅟ гипотезаᅟ оᅟ том,ᅟ чтоᅟ исключаютсяᅟ неэффективныеᅟ институты,ᅟ должнаᅟ бытьᅟ отброшена,ᅟ посколькуᅟ властьᅟ (возможностьᅟ насилия),ᅟ какᅟ правило,ᅟ распределенаᅟ вᅟ обществеᅟ неравномерно.ᅟ Соответственноᅟ «развитиеᅟ иᅟ измененияᅟ сутьᅟ функцииᅟ распределительногоᅟ конфликтаᅟ поᅟ поводуᅟ значимыхᅟ социальныхᅟ благ,ᅟ вᅟ тоᅟ времяᅟ какᅟ устойчивостьᅟ иᅟ стабильностьᅟ сутьᅟ функцииᅟ непрерывнойᅟ способностиᅟ институциональныхᅟ правилᅟ обеспечиватьᅟ распределительныеᅟ преимущества»10.
Наᅟ основеᅟ анализаᅟ концепцийᅟ Д.ᅟ Норта,ᅟ Дж.ᅟ Найтаᅟ иᅟ другихᅟ А.Е.ᅟ Шаститкоᅟ предложилᅟ схемуᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ исходяᅟ изᅟ того,ᅟ чтоᅟ институтыᅟ обладаютᅟ неᅟ толькоᅟ координационной,ᅟ ноᅟ иᅟ распределительнойᅟ природой.ᅟ Заᅟ точкуᅟ отсчетаᅟ принимаетсяᅟ институциональноеᅟ равновесие.ᅟ Развитиеᅟ означаетᅟ нарушениеᅟ равновесияᅟ иᅟ движениеᅟ кᅟ новомуᅟ равновесиюᅟ вᅟ долгосрочнойᅟ перспективе.ᅟ Вследᅟ заᅟ Д.ᅟ Нортомᅟ подᅟ институциональнымᅟ равновесиемᅟ сталиᅟ пониматьᅟ такуюᅟ ситуацию,ᅟ вᅟ которойᅟ приᅟ данномᅟ соотношенииᅟ силᅟ игроковᅟ иᅟ данномᅟ набореᅟ контрактныхᅟ отношений,ᅟ образующихᅟ экономическийᅟ обмен,ᅟ ниᅟ одинᅟ изᅟ игроковᅟ неᅟ считаетᅟ дляᅟ себяᅟ выгоднымᅟ тратитьᅟ ресурсыᅟ наᅟ изменениеᅟ соглашений.ᅟ Наборᅟ равновесныхᅟ стратегийᅟ игроковᅟ отражаетᅟ ихᅟ сравнительнуюᅟ переговорнуюᅟ силу.ᅟ Причемᅟ присутствуетᅟ асимметричностьᅟ распределенияᅟ переговорнойᅟ силыᅟ междуᅟ сторонами.ᅟ Изᅟ теорииᅟ игрᅟ известно,ᅟ чтоᅟ можетᅟ существоватьᅟ множествоᅟ равновесныхᅟ состояний,ᅟ ноᅟ толькоᅟ частьᅟ изᅟ нихᅟ можетᅟ соответствоватьᅟ критериюᅟ Парето-оптимальности.ᅟ Институтыᅟ определяютᅟ структуруᅟ стимуловᅟ дляᅟ экономическихᅟ агентов,ᅟ деятельностьᅟ которыхᅟ осуществляетсяᅟ черезᅟ организации,ᅟ обеспечивающиеᅟ достижениеᅟ частичноᅟ совпадающихᅟ целейᅟ ихᅟ участников.ᅟ Тогдаᅟ стабильностьᅟ институциональнойᅟ системыᅟ зависитᅟ отᅟ структурыᅟ стимулов,ᅟ такᅟ какᅟ ониᅟ определяютᅟ направленияᅟ иᅟ интенсивностьᅟ действийᅟ агентов,ᅟ т.е.ᅟ будутᅟ лиᅟ ониᅟ действоватьᅟ вᅟ рамкахᅟ существующейᅟ системыᅟ правилᅟ илиᅟ будутᅟ стремитьсяᅟ изменятьᅟ данныеᅟ правила.ᅟ Черезᅟ организацииᅟ осуществляетсяᅟ накоплениеᅟ явныхᅟ иᅟ неявныхᅟ знанийᅟ иᅟ человеческогоᅟ капиталаᅟ дляᅟ адаптацииᅟ кᅟ существующимᅟ внешнимᅟ ограничениямᅟ иᅟ дляᅟ измененияᅟ этихᅟ ограничений.ᅟ Вᅟ результатеᅟ инвестированияᅟ средствᅟ вᅟ знанияᅟ иᅟ поᅟ мереᅟ обученияᅟ экономическихᅟ агентовᅟ изменяетсяᅟ ихᅟ восприятиеᅟ внутреннейᅟ иᅟ внешнейᅟ средыᅟ организации,ᅟ чтоᅟ означаетᅟ иᅟ изменениеᅟ воспринимаемыхᅟ относительныхᅟ издержекᅟ осуществленияᅟ действийᅟ ееᅟ участниками.ᅟ Трансформацияᅟ данныхᅟ восприятийᅟ означаетᅟ нарушениеᅟ равновесияᅟ системыᅟ относительныхᅟ цен,ᅟ которые,ᅟ изменяясь,ᅟ ведутᅟ кᅟ сдвигамᅟ вᅟ сравнительнойᅟ переговорнойᅟ силеᅟ сторон.ᅟ Измененияᅟ переговорнойᅟ силыᅟ ведутᅟ кᅟ нарушениюᅟ институциональногоᅟ равновесия,ᅟ такᅟ какᅟ уᅟ сторонᅟ появляетсяᅟ стимулᅟ кᅟ изменениюᅟ условийᅟ контрактов11.ᅟ
Вᅟ целомᅟ современныеᅟ концепцииᅟ институциональныхᅟ измененийᅟ связываютᅟ возможностиᅟ государстваᅟ реальноᅟ изменятьᅟ формальныеᅟ институтыᅟ сᅟ двумяᅟ вопросами:ᅟ 1)ᅟ распределениеᅟ силᅟ вᅟ обществеᅟ иᅟ наᅟ политическомᅟ рынке,ᅟ т.е.ᅟ распределениеᅟ выгодᅟ иᅟ потерьᅟ отᅟ намечаемогоᅟ изменения,ᅟ которыеᅟ могутᅟ понестиᅟ определенныеᅟ группыᅟ специальныхᅟ интересов;ᅟ 2)ᅟ величинаᅟ издержекᅟ наᅟ осуществлениеᅟ требуемогоᅟ коллективногоᅟ действия,ᅟ котораяᅟ можетᅟ оказатьсяᅟ запретительноᅟ высокой,ᅟ несмотряᅟ наᅟ значительныеᅟ потенциальныеᅟ выгоды.ᅟ Здесьᅟ необходимоᅟ остановитьсяᅟ наᅟ особенностяхᅟ политическогоᅟ рынка,ᅟ подᅟ которымᅟ понимаетсяᅟ институциональныйᅟ механизм,ᅟ обеспечивающийᅟ взаимодействиеᅟ междуᅟ различнымиᅟ индивидамиᅟ иᅟ группамиᅟ поᅟ поводуᅟ формированияᅟ системыᅟ правил.ᅟ Онᅟ охватываетᅟ совокупностьᅟ субъектов,ᅟ организацийᅟ иᅟ процедур,ᅟ обусловливающихᅟ формированиеᅟ иᅟ изменениеᅟ институциональнойᅟ среды.ᅟ Наᅟ этомᅟ рынкеᅟ происходятᅟ институциональныеᅟ соглашенияᅟ поᅟ поводуᅟ формальныхᅟ правил.ᅟ Потенциальнаяᅟ неэффективностьᅟ процессаᅟ созданияᅟ формальныхᅟ институтовᅟ являетсяᅟ производнойᅟ отᅟ неэффективностиᅟ политическогоᅟ рынка12.ᅟ Именноᅟ наᅟ политическомᅟ рынкеᅟ качествоᅟ услуг,ᅟ предоставляемыхᅟ избирателямᅟ законодателями,ᅟ измеритьᅟ наиболееᅟ сложно.ᅟ Несовершенствоᅟ политическогоᅟ рынкаᅟ делаетᅟ функционированиеᅟ законодательныхᅟ иᅟ исполнительныхᅟ органовᅟ властиᅟ непрозрачнымᅟ дляᅟ другихᅟ агентов,ᅟ чтоᅟ воспроизводитᅟ проблемуᅟ асимметричнойᅟ информации,ᅟ аᅟ такжеᅟ ухудшающегоᅟ отбораᅟ иᅟ моральногоᅟ риска.ᅟ Представителиᅟ властиᅟ даютᅟ нереалистичныеᅟ обязательства,ᅟ аᅟ получивᅟ соответствующиеᅟ должности,ᅟ решаютᅟ частныеᅟ проблемыᅟ илиᅟ проблемыᅟ определенныхᅟ группᅟ интересов.ᅟ Важнейшейᅟ особенностьюᅟ политическогоᅟ рынкаᅟ являютсяᅟ доминированиеᅟ самовыполняющихсяᅟ соглашенийᅟ иᅟ высокиеᅟ издержкиᅟ оценкиᅟ деятельностиᅟ исполнителейᅟ вᅟ процессеᅟ выполненияᅟ соглашений.ᅟ Самовыполняемостьᅟ соглашенийᅟ основанаᅟ наᅟ инвестицияхᅟ вᅟ репутацию.
Информация о работе Сущность, факторы и типы институциональных изменений