Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 11:57, реферат
Целью курсовой работы является определение методологического подхода к оценке внутрифирменных оппортунистических отношений между работниками и менеджерами предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
определить суть и структуру оппортунизма как экономической категории;
проанализировать различные формы внутрифирменного оппортунистического поведения и выявить особенности их проявления;
определить факторы формирования оппортунистического поведения;
предложить способы снижения уровня оппортунистического поведения в деятельности коммерческих предприятий.
Введение………………………………………………………………………… 3
1 Проблема оппортунистического поведения в организации……………….. 5
2 Классификация эндогенного оппортунизма………………………………… 7
3 Факторы, влияющие на масштабы оппортунизма в организации………… 14
4 Способы борьбы с оппортунистическим поведением……………………… 21
Заключение……………………………………………………………………… 23
Список использованной литературы………………………………………….. 25
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Нижегородский государственный технический университет
Курсовая работа по дисциплине
институциональная экономика
СУЩНОСТЬ И МЕХАНИЗМЫ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ОППОРТУНИСТИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ
Выпонил:
Проверил:
Нижний Новгород, 2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
1 Проблема оппортунистического
поведения в организации……………….
2 Классификация эндогенного оппортунизма………………………………… 7
3 Факторы, влияющие на масштабы оппортунизма в организации………… 14
4 Способы борьбы с
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…………………………………………..
Введение
Специфика российских условий обусловливает актуальность рассмотрения двустороннего оппортунизма принципала – агента, как взаимосвязанного процесса, протекающего в трудовых отношениях хозяйствующих субъектов. Разделение труда настолько отделило собственность от управления, что возникла проблема обезличивания ответственности за конечный результат. Такая ситуация создает условия для оппортунистического поведения отдельных работников, целью которого является достижение личного интереса участника соглашения в ущерб другим его участникам.
Распространение практики оппортунистического
поведения влечет за собой серьезные
негативные последствия. Во-первых, массовые
проявления оппортунистического поведения
в трудовых отношениях не только экономически,
но и политически ослабляют
Интерес к исследованию данной
проблемы обусловлен тем, что в ситуации
усиления контроля над рабочим процессом
со стороны менеджмента
Предметом исследования стало оппортунистическое поведение в коммерческих фирмах.
Целью курсовой работы является определение методологического подхода к оценке внутрифирменных оппортунистических отношений между работниками и менеджерами предприятия.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
Несмотря на то, что природа оппортунистического поведения в трудовых отношениях вызывает интерес у представители различных наук, сущность явления до сих пор остается малоизученной, в его исследованиях преобладает подход с точки зрения экономики, а объектом, как правило, выступают отдельные формы такого поведения. Вместе с тем, явление носит социальный характер, проявляется исключительно в трудовых коллективах, то есть в социальных группах и нуждается в комплексном социолого-статистическом исследовании.
В качестве теоретической основы при написании курсовой работы использовались учебные пособия и исследования отечественных авторов в области экономической теории, управления организацией.
1 Проблема оппортунистического поведения в организации
Важной составляющей экономической науки является изучение поведения человека в процессе воспроизводства материальных благ и услуг. Ученые оценивают его неоднозначно. Так, неоклассическая экономическая теория исходит из того, что поведение является рациональным, представители современного институционализма, наоборот, утверждают, что поведение индивида в процессе экономической деятельности не всегда предсказуемо и зачастую далеко от требований, предъявляемых к нему технологией производства, нормами права и т.д.
Такое поведение называется оппортунистическим. Речь идет о любых формах нарушения взятых на себя обязательств, например уклонение от условий контракта и др. Стало быть, индивиды, максимизирующие полезность, ведут себя оппортунистически.
По Уильямсону, оппортунизм
(сильная форма эгоистического поведения)
- это преследование личного
Проблема оппортунистического
поведения порождает три
Во-первых, всеобщность контрактных
отношений означает, что оппортунизм
пронизывает любые формы
В-третьих, индивидуальная защита
от оппортунизма весьма сложна и влечет
за собой огромные затраты. В этом
смысле институты, будучи устойчивыми
правилами поведения, являются основным
инструментом противодействия
Анализируя различные определения оппортунизма, можно выделить следующие структурные элементы, позволяющие охарактеризовать эту категорию:
2 Классификация эндогенного оппортунизма
Проблема оппортунистического
поведения внутри фирмы может
возникнуть на двух уровнях: в отношениях
между собственником и наемным
менеджером и в отношениях между
менеджером и работником фирмы. Если
ограничить объект исследования вторым
уровнем внутрифирменных
А. Предконтрактное оппортунистическое поведение возможно в период заключения контракта. Предконтрактный оппортунизм выражается в сокрытии истинной информации. Это может иметь место как при приобретении товаров, так и при найме работников и является следствием существования скрытых для экономического агента характеристик благ. Результат предконтрактного оппортунизма - неблагоприятный, или ухудшающий условия обмена, отбор. Примером предконтрактного оппортунизма является:
1 Неблагоприятный отбор, что означает завышение реальных способностей, навыков, знаний нанимаемых работников. Данный вид оппортунизма возможен в силу того, что наниматель (принципал) не может определить производительность потенциального работника до начала действия контракта.
2 Изменение планов. Нанимаемый работник предполагает заключить контракт на ограниченный срок, так как желает работать под руководством данного менеджера лишь временно и при этом скрывает свои планы от работодателя.
3 Шпионаж. Нанимаемый сотрудник устраивается на работу с целью получения внутрифирменной информации. Ущерб от подобного поведения работника связан не только с потерей стратегически важной информации, но и с низкой производительностью работника в силу слабой заинтересованности в результатах труда в данной фирме.
Согласно результатам исследований основной формой предконтрактного оппортунизма работников является неблагоприятный отбор. Только в 13% случаев уровень квалификации нанятого работника соответствует заявленному им уровню, в остальных случаях уровень квалификации оказывается ниже заявленного уровня в среднем на 15-20%.
В. Постконтрактный оппортунизм заключается в нарушении условий договора. Он также выражается в сокрытии информации одной из сторон, позволяющей извлечь выгоду в ущерб другой стороне. К постконтрактному оппортунистическому поведению относятся "моральный риск" и т.н. "fraud", что означает "прямое злонамеренное пренебрежение своими обязательствами".
Одной из причин возникновения постконтрактного оппортунизма является неполнота контракта, поскольку при его составлении невозможно предугадать все возможные действия агентов. Другая причина возникновения постконтрактного оппортунистического поведения заключается в сложности измерения качества деятельности сторон.
В организации есть два основных вида морального риска, различение которых скорее связано с положением человека в организации - исполнитель он или менеджер:
а) Небрежность - сознательно допускаемая халатность, небрежное отношение к оборудованию и т.п. при мнимом исполнении всех норм и правил.
б) Использование служебного положения. В этом случае необходимые для работы материалы и оборудование применяются не по назначению, работник осуществляет их "внеконтрактное" использование.
в) Отлынивание от работы. Возможны два типа отлынивания от работы в зависимости от того, как, согласно контракту, организована оплата труда наемного работника, как она увязана с целями нанимателя:
В этом случае наемный работник будет искать т.н. "временные дыры", когда он сможет отлынивать. Причем они могут принимать разные формы. Можно говорить о добросовестном отлынивании, которое теснейшим образом связано с "потреблением на рабочем месте".
В этом случае работник будет отлынивать за счет качества производимого им продукта. Он будет стараться расслабиться в процессе выполнения своих трудовых операций таким образом, чтобы сдавать приемщику работу минимально пригодного качества, отслеживая его по проверяемым параметрам. Скажем, зная, что есть три градации качества, он будет стараться оптимизировать свою работу между трудовыми затратами на изготовление единицы определенного качества и оценкой этих единиц в единицах его вознаграждения.
Можно говорить и об отлынивании от работы человека интеллектуального труда (он будет это делать, если работа ему неинтересна); об отлынивании от работы менеджера или даже высшего менеджера.
У отлынивания от работы есть в марксизме парная категория – «отчуждение труда». Маркс рассматривает цепочку:
Человек => Труд => Деньги
Когда человек трудится, его трудом опосредуется некий результат труда, т.е. деньги, им получаемые. Человек, чаще всего, заинтересован не в самом труде, а в деньгах.
Труд делится на две категории:
- труд репродуктивный, который
оплачивается, но который сводится
для человека к повторяющимся,
рутинным действиям, не дающим
ему по сути никакого
Информация о работе Сущность и механизмы предотвращения оппортунистического поведения