Сущность и понятие олигополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:41, курсовая работа

Описание работы

На сегодняшний день тема очень актуальна. Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика.
И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии в целом.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………….2
Сущность и понятие олигополии………………………………..3
Особенности российского рынка олигополии…………………21
Заключение……………………………………………………………....28
Библиографический список…………………………………….…..…..30

Файлы: 1 файл

oligopolia_kursovaya.docx

— 80.27 Кб (Скачать файл)

Рисунок 2 – Кривые спроса участников олигополистического рынка.

Экономия на масштабах, основанная на известности товаров, является важным барьером для других фирм, желающих работать на данном рынке. Поскольку  новая фирма неизвестна, она может  претендовать лишь на незначительный спрос (Dн– сдвинута влево) и ее объем производства будет меньше, чем у фирм-участников олигополии ( ) (рисунок 2). Цена же, напротив, в силу более высоких издержек, должна быть больше ( ).

Фирмы-олигополисты, зная, что  появление нового конкурента уменьшит их долю рынка, попробуют не допустить  этого, воспользовавшись своими преимуществами.

Они установят цену ниже Рн, но в силу экономии от масштабов  производства и в этом случае (между  Рн и Ро) будут получать прибыль. Новая же фирма понесет значительные потери и вынуждена будет уйти с рынка (при ценах ниже Рн кривая спроса Dн лежит ниже АТС, и, следовательно, новая фирма не может покрыть  своих издержек).

В приведенном примере  мы предполагали, что кривые издержек у олигополиста и новой фирмы  одинаковы и все дело в том, что фирма-олигополист достигает  более низких издержек за счет больших  размеров спроса и масштабов производства. В реальной жизни весьма часто у старой и новой фирмы различаются сами кривые издержек (рисунок 3).

Издержки новой фирмы  могут быть выше потому, что оно  не имеет опыта ведения бизнеса  в данной сфере деятельности: ее менеджеры не обладают навыками управления фирмой; не хватает квалифицированной  рабочей силы; хуже условия получения  банковского кредита; слабее связи  с поставщиками; отсутствует доступ к патентам, снижающим издержки производства. Новые фирмы смогут со временем преодолеть трудности, однако – не все из них. Неопределенность ослабляет стимулы  для вступления на рынок и уменьшает  число потенциальных конкурентов.

Рисунок 3 – Кривые издержек.

Между тем сама угроза появления  конкурентов меняет поведение фирмы-олигополиста.

Если бы старая фирма не боялась потерять свою долю рынка, она, для того чтобы увеличить прибыль, могла бы установить цену на уровне Ро и производить Qо. Однако она устанавливает  цену на уровне не выше Р1, поскольку  при такой цене потенциальный  конкурент будет не в состоянии  покрыть свои издержки и откажется  от вступления в отрасль. Старая же фирма и при такой цене будет  получать прибыль. Цена Р1 часто называется предельной ценой. Такое поведение фирмы-олигополиста позволяет поддерживать высокий уровень рыночной концентрации отрасли.

Чтобы фирма могла достичь  наиболее эффективных для данного  вида деятельности размеров, часто  требуется значительный объем капитала. Потенциальному участнику рынка  в авиационной, автомобильной, химической, нефтедобывающей промышленности и  во многих других отраслях требуются  миллиарды рублей, чтобы начать дело. Несомненно, это является важным барьером на пути уменьшения рыночной концентрации в данных секторах экономики.

Существуют и другие барьеры  на пути потенциальных конкурентов:

  1. ограничения, устанавливаемые государством при регистрации компаний и лицензировании того или иного вида деятельности;
  2. высокие затраты на рекламу;
  3. сложность товаров, которая требует разветвленной сети сбыта и последующего обслуживания.

Все эти барьеры затрудняют вступление новых производителей на рынок и поддерживают высокий  уровень концентрации.

Рыночная власть фирм-олигополистов. Большая доля в выпуске продукции  обеспечивает фирмам-олигополистам  значительную степень контроля над  рынком. Уже каждая из фирм в отдельности  достаточно велика, чтобы оказывать  влияние на положение в отрасли. Так, если олигополист решит уменьшить  выпуск продукции, это приведет к  повышению цен на рынке. Летом 1998 г. АвтоВАЗ воспользовался этим обстоятельством: он перешел на работу в одну смену, что привело к рассасыванию непроданных запасов автомобилей и позволило заводу поднять цены. А если несколько олигополистов начнут проводить общую политику, то их совместная рыночная власть и вовсе приблизится к той, которой обладает монополия.

В течение ряда лет многие экономисты предлагали различные формальные теории олигополии. Целью таких теорий является определение равновесной цены и объема выпуска для олигополистической фирмы. Что же касается отрасли, целью выступает определение таких характеристик рыночной структуры, как количество фирм, степень концентрации, уровень затрат и технологии, кривая спроса. Пока не выработано общей теории, но существует несколько частных теорий и исследований отдельных ситуаций. Они способствуют более глубокому пониманию проблем олигополии.

Первая попытка создать  теорию олигополии была предпринята  в работе, опубликованной Августом Курно в 1838 году. Курно поставил проблему олигополистической взаимосвязи - необходимости  каждой фирме принимать в расчет поведение конкурентов при определении  своей рыночной стратегии. чтобы  понять поведение конкурирующих  фирм, нужно, как считал Курно, сделать  простое предположение относительно реакции каждой фирмы на поведение  конкурентов.

В своей первоначальной постановке проблемы Курно предполагал, что  каждая фирма будет действовать  так, как будто она не ожидает  от своих конкурентов изменения  цен или объемов выпуска, величиной  переменной. Согласно “ценовой” вариации теории Курно, каждая фирма устанавливает  цену так, как будто она ожидает, что другие фирмы отрасли оставят  свои цены неизменными. На рисунке 1 изображено, как ценовая теория Курно может  работать в отрасли, состоящей только из двух фирм. Каждая фирма запрашивает  определенную цену, максимизирующую  прибыль при любой цене, которую  может установить конкурент. Эти  цены изображены в виде так называемых кривых реакции. Например, кривая реакции  первой фирмы показывает, что она  установит цену 60 долларов, если ее конкурент имеет цену 50 долларов ( точка S ). Если вторая фирма запросит 150 долларов, первая - 130 ( точка Т ).

В крайнем случае фирма 2 может запросить так много, что  ее цена выведет ее из рынка, оставив  первой фирме чистую монополию. В  этом случае фирма 1 максимизирует прибыль, установив цену 150 долларов, что показывает прерванная кривая, называемая “монопольная цена фирмы 1”. Монопольная цена фирмы 2 показана таким же образом. Эти две кривые реакции могут определяться кривыми издержек двух фирм и кривыми спроса. Формирование их здесь не показано.

При наличии этих кривых реакции ситуация олигополии по Курно  может быть описана примерно так. Представьте себе сначала, что фирма 1 - единственный производитель данного  товара. Поскольку она - чистый монополист, она максимизирует прибыль, устанавливая цену 150 долларов. Затем на рынке  появляется фирма 2. По теории Курно  фирма 2 устанавливает свою цену так, как будто она предполагает, что  фирма 1 будет и дальше держать  цену 150 долларов. При таком предположении  фирма 2 установит цену 125 долларов, что показывает точка А на ответной кривой фирмы 2.

В таких условиях фирма 1 начнет ощущать наличие конкурента. Видя, что фирма 2 отняла у нее  множество потребителей с помощью  гораздо более низкой цены, она  двинется к точке В по своей  кривой реакции, снизив собственную  цену до 115 долларов.

Фирма 2, вступившая на рынок  и полагающая, что фирма 1 будет  держать цену в 150 долларов, должна теперь как-то отреагировать. При наличии  у первой фирмы цены 115 долларов фирма 2 снижает свою цену до 108 долларов(точка  С). Это вызывает понижение цены фирмой 1 до 107 долларов (точка D). После серии  движений и контрдвижений в сторону  дальнейшего понижения, цены двух фирм сходятся на равновесной - 100 долларов в точке Е.

В теории Курно привлекательны две вещи. Во-первых, она приводит к стабильному равновесию. При  ценах выше точки пересечения  двух ответных кривых каждая фирма  имеет стимул снижать цену, установленную  конкурентом. При ценах ниже точки  пересечения, каждая фирма имеет  стимул спросить больше, чем ее конкурент.

Таким образом, при этом предположении  существует только одна цена, которую  может установить рынок. Во-вторых, так как эта теория распространяется на рынки не только с двумя фирмами, можно доказать, что равновесная цена движется постепенно от монопольной цены к цене, равной предельным издержкам, следовательно, равновесие Курно в отрасли, где существует только одна фирма, достигается при монопольной цене; в отрасли с большим числом фирм - при конкурентной цене; а в олигополии различных размеров - колеблется в этих пределах.

Тем не менее существует одна тревожащая экономистов деталь в теории Курно. В основе теории лежит  предположение каждой фирмы, что  ее конкуренты не отреагируют на изменение  фирмой цен. Но даже однодневная жизнь  в мире Курно подтверждает ошибочность  такой предпосылки. В примере  с рисунком 1 фирма 2 возникает на рынке, предполагая, что фирма 1 не обратит  внимания на ее появление. Но фирма 1 реагирует  также, как фирма 2. Вместо того, чтобы  вести эту бессмысленную ценовую  войну, не появится ли у каждой фирмы  мысли о том, как снизить свою цену так, чтобы проучить конкурента? Теория Курно не предусматривает  такой возможности.

Недавно теоретики разработали  вариации теории Курно, в которой  фирмы строят свои предположения  о поведении конкурентов не только на основании их действий в предыдущий период. Напротив, их ожидания существенно  зависят от того, что их конкуренты делали в течение ряда предыдущих периодов. При определенных обстоятельствах  такие модели дают результаты, сходные  с результатами простой модели Курно - стабильное равновесие и приближение  конкурентной модели с увеличением  числа фирм.

Век спустя после Курно, в 1939 году, был сделан еще один важный вклад в теорию олигополии: появилась  теория “изгибающейся кривой спроса”, которая была предложена примерно в  одно и то же время английскими  экономистами Р.Л.Холлом и К.Н.Хитчем и американским экономистом Полом  М. Суизи. Также как и теория Курно, теория “изгибающейся кривой спроса”  начинается с простого предположения  о реакции олигополистов на изменение  цен конкурентами. Считается, что  каждая фирма исходит из того, что  если она снизит свои цены, конкуренты поддержат это понижение, но если она повысит их, ни одна фирма не последует ее примеру.

На рисунке 4 показано как выглядит рынок для олигополиста, соблюдающего эти два положения. Пусть Р будет ценой (в данном случае 170 долларов), господствующей на рынке. И если фирма понизит цену ниже Р, то другие фирмы соответственно понизят свои. Продажи по отрасли в целом увеличатся. В данном случае фирма будет иметь примерно такую же долю рынка и будет двигаться вниз по кривой спроса. Напротив, если фирма повысит цены, другие не сделают этого. Вместо того, чтобы контролировать свою часть рынка, наша фирма потеряет своих потребителей. Как следствие, часть кривой спроса фирмы над ценой Р значительно более эластично, чем та часть, которая ниже ее.

Рисунок 4 – Рынок для  олигополистов.

Цена


400 Предельные издержки

300


200


100


  спрос


 доход Выпуск (Тыс. шт.)


          1                     2       3     4

Теперь нанесем на график кривые предельных издержек и предельного  дохода. Кривая краткосрочных предельных издержек фирмы возрастает как обычно. Кривая предельного дохода имеет  форму, соответствующую кривой спроса. В левой части предельный доход  очень велик; это означает, что  доход будет быстро потерян, если фирма станет двигаться вверх  по очень эластичной части кривой спроса. В правой части предельный доход значительно меньше; это  означает, что лишь небольшой дополнительный доход может быть получен при  движении вниз по менее эластичному  отрезку кривой спроса. Как показано на графике, кривая предельных издержек пересекает кривую предельного дохода как раз на ее переломе. Господствующая цена и будет равновесной для фирмы, потому что ей станет невыгодно перемещаться в любом направлении.

Равновесие “изгибающейся  кривой спроса” для олигополиста очень стабильно. В отличии от чистого монополиста, олигополист  при наличии “изгибающейся” кривой спроса не будет изменять цены или  объем выпуска следствие небольших  или средних изменений в издержках. Уровень предельных издержек, показанный на рисунке 4, может сдвинуться на 30 долларов в любом направлении, и фирма при этом не изменит свои цены, а также объем выпуска. Кривая предельных издержек все равно пересечет кривую предельного дохода на изгибе. Только если предельные издержки изменяются более чем на 30 долларов, фирма изменит господствующую цену. Также как и теория Курно, теория “изгибающейся кривой спроса” проста и оригинальна. Ее предположение о том, как монополисты реагируют на действия своих конкурентов, значительно более правдоподобно, чем предположение Курно. Но теория “изгибающейся кривой спроса” сама имеет существенные ограничения.

Объясняя, почему олигополист  может противиться изменению  однажды установленной цены, она  не отвечает на вопрос о том, как  определяется первоначальный уровень  цены. Рассматриваемая теория отвечает на вопрос, не являющийся главным в  анализе олигополии. К тому же некоторые  эмпирические исследования на подтверждают положение данной теории о том, что  цены будут изменяться менее часто  при олигополии, чем при монополии.

Часто отмечают, что в действительности олигополия - это игра характеров - игра, в которой так же, как в шахматах или в покере, каждый игрок должен предугадать действия соперника - его блеф, контрдействия, контрблеф - настолько, насколько это возможно. Поэтому экономисты, занимающиеся теорией олигополии, были восхищены появлением в 1944 году объемистой и высоко математезированной книги под названием “Теории игр и экономическое поведение”. Могло ли случиться, что Джон фон Нейман и Оскар Моргенштерн решили, наконец, головоломку олигополии? Конечно, Нейман и Моргенштерн сделали большой шаг вперед. Вместо того, чтобы в качестве отправной точки предпринятого ими исследования выдвинуть свое предположение о том, как одна фирма отреагирует на изменения, проводимые другой фирмой, они решили выяснить, какое предположение относительно поведения своих конкурентов оптимально для фирмы.

Суть подхода Неймана-Моргенштерна - можно выразить с помощью простого примера. Представьте себе рынок, где  существует только две фирмы - компания Альфа и предприятие Зет. Единица  их продукции стоит 1 доллар затрат. Если каждая фирма установит цену 5 долларов и продаст 100 единиц в месяц, то, имея 4 доллара прибыли с единицы, каждая из них получит общий месячный доход в 400 долларов. Если каждая фирма  установит 4 доллара за штуку и  продаст 120 единиц, то, имея 3 доллара  прибыли с единицы, она получит  общую месячную прибыль в 360 долларов. Какую цену реально установят  эти фирмы? Конечно, 5 долларов - это  цена, которая максимизирует их общие  доходы, но в условиях олигополии эта  цена может не быть стабильно равновесной. На рисунке 3 показано почему это так. Но там представлена ценовая стратегия  компании Альфа. Кроме двух уже упомянутых возможностей, Альфа должна учитывать  еще две. Первая - снизить цену до 4 долларов, в то время как Зет  держит 5 долларов. Это позволит ей забрать  у Зет множество потребителей и продать 150 единиц, получив 450 долларов дохода. Вторая - держать цену 5 долларов, в то время как Зет снизит цену до 4. В этом случае Зет заберет  у Альфа множество потребителей, оставив ей возможность продать  лишь 60 единиц, и получить доход в 240 долларов. Итак, что же произойдет?

Информация о работе Сущность и понятие олигополии