Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 00:41, курсовая работа
На сегодняшний день тема очень актуальна. Если обратиться к статистике, то в России отчетливо олигополистический характер носят сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия, т.е. почти все отрасли, которым удалось выстоять в нынешнем кризисе и на которые пока опирается отечественная экономика.
И, несмотря на то, что фирмы в олигополии являются конкурентами, они все стремятся к максимизации прибыли и снижению издержек у олигополии в целом.
Введение………………………………………………………………….2
Сущность и понятие олигополии………………………………..3
Особенности российского рынка олигополии…………………21
Заключение……………………………………………………………....28
Библиографический список…………………………………….…..…..30
Один вариант поиска ответа - рассмотрение различных предположений, которые каждая фирма может сделать о поведении другой. Если Альфа предположит, что Зет спросит 4 доллара, опять-таки лучшим для нее будет держать цену в 4 доллара. Похоже, что Альфе лучше всего держать цену именно в 4 доллара, независимо от того, что делает фирма Зет. Альфа будет также осознавать, что взгляды Зет на эту игру - зеркальное отражение ее собственных. После соизме6рения возможных последствий различных решений, каждая фирма поймет, что наиболее рациональным будет предположить худшее. До тех пор, пока две фирмы не смогут заключить соглашения вместе держать цену 5 долларов (а такие соглашения считаются нарушением правил представленной здесь игры), цена 4 доллара будет равновесной. Равновесие, достигнутое в ситуации, изображенной на рисунке 3, называется равновесием Нэша, в честь американского математика, теоретика игр Джона Нэша.
В условиях равновесия Нэша
стратегия каждого игрока оптимальна
в условиях стратегии, выбранной
его конкурентами. Таким образом,
ни у одного игрока нет стимула
изменить свою стратегию после выяснения
того, какую стратегию выбрал другой
игрок. Теория Курно оценивает другой
случай равновесия Нэша. В игре Курно
каждая фирма первым делом изменяет
цены, как только узнает, что сделали
ее конкуренты. Тем не менее постепенно
цены сходятся к равновесию Нэша. Так
как экономисты и математики изобрели
более совершенные
Эти исследования дали много интересных результатов, применимых к отдельным случаям, не приведя к каким-то общим выводам. Некоторые игры разрешаются равновесием Нэша, некоторые нет. Некоторые приближаются к конкурентной модели с увеличением числа фирм, некоторые нет. Некоторые приводят к эффективному разрешению (либо с точки зрения игроков, либо с точки зрения рынка), некоторые нет. Теория игр продолжает оставаться активной областью исследования олигополии.
2. Особенности российского рынка олигополии.
Российский рынок как
Таблица 1 - Крупнейшие компании по объему реализации продукции за Январь 2009
Компа-ния |
Газ-пром |
РАО “ЕЭС” |
Лук-Ойл |
ЮК ОС |
Сургу-нефте-газ |
ТНК |
Сиб-нефть |
Рус-ал |
V реализ. Млн.$ |
19571 |
16052,6 |
15449 |
113,073 |
6407,07 |
6075,4 |
4776,7 |
3960 |
В нашей стране крупный
бизнес по-прежнему обеспечивает более
высокую рентабельность и производительность
труда нежели средний и малый.
Крупные предприятия устойчивее
по отношению к так называемым
неэкономическим проблемам, которые
существуют в нашей стране. Это
и высокий уровень
Таблица 2 – Рост рентабельности отраслей промышленности за 2009 год.
Рост рентабельности отраслей промышленности за 2009 год | |
Отрасль |
Рентабельность в % |
Нефтегазовая промышленность |
18,5 |
Промышленность драгоценных металлов и алмазов |
15,5 |
Табачная промышленность |
15,5 |
Пищевая промышленность |
9 |
Лесная и деревообрабатывающая промышленность |
7 |
Черная металлургия |
6 |
Машиностроение |
5,5 |
Электроэнергетика |
5,5 |
Химическая промышленность |
5 |
Цвет. Мет. |
3 |
Угольная промышленность |
1 |
Производительность труда в крупном бизнесе растет опережающими темпами и превосходит средний бизнес в 1,5 раза. В нефтегазовой сфере производительность труда составляет 2300 тыс. руб./ чел. в год, когда как, например, в производстве строительных материалов 400 тыс. рублей в год. Это, конечно же можно списать на высокие цены на сырье и эффект масштаба. Но не только, сегодняшние средние и мелкие фирмы недостаточно используют свое преимущество быстрой реакции на изменения рынка, лишь пищевая промышленность выглядит особняком (производительность 1600 тыс. руб/чел).
Рассмотрев некоторые олигополистические рынки, можно представить целостную картину российского рынка олигополии. Во-первых, можно еще сказать, что он находится на стадии становления. Ряд отечественных компаний становятся похожи некоторыми чертами на иностранные олигополистические корпорации. Это и космополитизация, приобретение активов за рубежом, появление иностранных собственников, черты ТНК. Во-вторых, для него присущи два абсолютно противоположных процесса - увеличение и уменьшение доли концентрации фирмы в отрасли. Увеличение концентрации связано со слиянием компаний для получения большей выгоды от масштабов производства (черная металлургия, автопром). Уменьшение концентрации связано с притоком иностранных фирм на рынки в первую очередь бытовой техники после кризиса 1998г. В-третьих, российские олигополисты сильно зависят от государства, нередко государство является крупнейшим акционером.
Черная металлургия - одна из классических отраслей для рынка олигополии. В России - стране одной из лидеров по запасам железной руды - эта отрасль является ключевой. На данный момент на рынке представлено более 20 фирм, но 80% рынка держат 7 металлургических компаний. Несмотря на ощутимый рост за последние 5 лет, объемы производства продукции остаются низкими.
Крупнейшими компаниями черной металлургии являются такие как: ММК, Северсталь, Кузнецкий металлургический комбинат, НЛМК, Мечел.
Таблица 3 – Компании черной металлургии.
место |
Компания |
Объем реализации в млн. $ |
1 |
ММК |
1928,4 |
2 |
Северсталь |
1923,6 |
3 |
НЛМК |
1699,5 |
4 |
Евразхолдинг |
1589,2 |
5 |
Трубная мет. компания |
959,5 |
6 |
Кузнецкий мет. комбинат |
714,3 |
7 |
Мечел |
593 |
Следует отметить, что доля отдельных металлургических предприятий возрастает, если рассматривать отдельно рынки производства продукции: рынок чугуна, стали и проката. Так, например, ТМК является крупнейшим производителем труб в России.
Черная металлургия, прежде всего экспортная отрасль, зависящая от мировых цен на металл. В настоящий момент в отрасли происходят подвижки в сторону увеличения доли более дорого по сравнению с заготовкой и сортовым прокатом листового проката. Его доля увеличилась на 38,7% . В целом же экспорт проката в стоимостном выражении вырос в 2004 году на 18%. На рынке на фоне высоких экспортных достижений вследствие высоких рыночных цен на сырье идет процесс консолидации и укрепление предприятий. Так, например, стальная группа "Мечел" еще в 2002 году объявила о планах создания вертикально интегрированного холдинга, формирование которого завершилось в конце 2003 года. В новую компанию вошли, кроме самого "Мечела", угольная компания "Южный Кузбасс", торговая компания "Угле-меттрейдинг", Вяртсильский метизный завод, Белорецкий меткомбинат и компания "Южуралникель". Также российские металлурги охотно приобретают активы за рубежом - заводы для производства конечной продукции и полуфабрикатов. Так, например, Новолипецкий МК имеет завод в Дании, а "Мечел" - ряд заводов в Румынии и Хорватии. Важным вопросом для металлургов является вступление России в ВТО и ряда дискриминирующих Россию законодательств стран-импортеров.
Нефтяная промышленность в данный момент является определяющей для всей Российской экономики. Сколько раз по новостям центральных и региональных СМИ, мы слышим о колебаниях цен на нефть и о возможных последствиях этих колебаний для России. Действительно сейчас, как говорят аналитики, Россия, как никогда, привязана к нефтяной игле, а от цен на нефть зависит и дефицит государственного бюджета, и рост благосостояния граждан. Хотя нефтяная и угольная промышленность имеет долю в основных видах промышленной продукции в нашей стране всего около 5 %, по суммарной добычи сырьевой нефти Россия постепенно выходит на первое место в мире, добывая около 2900 млн. баррелей в год. На сегодняшнем рынке (после распродажи "Юкоса") представлены несколько общероссийских и региональных компаний: "Лукойл", "Сибнефть", "ТНК", "Татнефть", "Роснефть", "Транснефть", "РиТек", "Башнефть", "Сургутнефтегаз" и некоторые другие. По объемам добычи между этими компаниями, разумеется, существует большая разница. Основными игроками на рынке являются общероссийские компании. Так в 2010 году 11 крупнейших нефтяных компаний добывали около 91,28% всей нефти в России, а четыре общероссийских "ЛукОйл", "Юкос", "Сибнефть" и "ТНК" чуть менее 80%. При этом "Лукойл" и "Юкос" занимали по 25% рынка (добыча нефти по 35,4 млн т. за полтора квартала).
Ситуация изменилась, когда компания "Юкос" фактически завершила свое существование (были распроданы её основные активы). На рынке появился один ярко выраженный лидер - "Лукойл". Именно с ним, а также со сговором остальных нефтяников, связывают заметное увеличение цен на бензин на внутреннем рынке с 2004 и по сегодняшний день.
На рынке нефти сложилась
Ситуация с издержками связана с все большим ужесточением налогового законодательства и укреплением рубля. Можно отметить факт, что для нефтяных компаний, все равно, если цены на нефть будут больше 30$ за баррель, так как больше этого уровня они вряд ли смогут заработать. Увеличение налогового бремени крайне негативно сказалось на инвестициях в сферу нефтедобычи. При вступившей с 1 августа 2004 года новой экспортной шкале пошлин государство в виде налогов взимает около 88% дополнительного дохода при цене свыше 25$ за баррель у крупнейших нефтедобывающих компаний и 100% у независимых компаний (при учете налога на прибыль). Укрепление рубля также понижает реальную прибыль компаний. Кроме того при "экстенсивной" добычи нефти старые месторождения заметно уменьшают отдачу, а разработка новых в силу разных (в том числе климатических) причин влечет дополнительные сверхиздержки. Еще один фактор - дело "Юкоса", которые не прибавило привлекательности акциям отечественных нефтяных компаний.
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия, как правило, являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно нивелируется.
Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2009 год объем производства вырос на 2,4%. Но по итогам первого квартала 2009 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2008 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2009 году составил 4,2 млрд. $, для сравнения у "ГАЗа" – 1,6 млрд. $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль – был иномарка.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз", разумеется, является безусловным лидером.
Таблица 4 – Доли ОАО «ГАЗ»
в различных сегментах
Легковые автомобили |
19% |
Грузовые автомобили |
50% |
Автобусы |
31% |
По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2012 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2006 году рынок легковых автомобилей в РФ составлял 2 млн. 216 тысяч единиц. При этом их производство в 2006 году составило 1 млн.783 тысяч единиц, а к 2010 году возросло до 3 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже в 2006 году в России иномарок покупали больше, чем отечественных автомобилей, в 2010 году их доля составила 66%, а к 2012 году их доля возрастет до74%.
Заключение
Оценивая значение олигополистических структур, необходимо отметить, во-первых, неизбежность их формирования как объективного процесса, вытекающего из открытой конкуренции и стремления предприятий к достижению оптимальных масштабов производства. Во-вторых, несмотря как на позитивную, так и на негативную оценку олигополий в современной экономической жизни, следует признать объективную неизбежность их существования.
Положительная оценка олигополистических
структур связывается прежде всего
с достижениями научно-технического
прогресса. Действительно, в последние
десятилетия во многих отраслях с
олигополистическими