Сущность и причины возникновения инфляции, способы ее регулирования
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2015 в 15:52, курсовая работа
Описание работы
Целью этой работы является изучение сущности и причин возникновения инфляции, способов ее регулирования. Немаловажно также изучение причин и особенностей протекания инфляционных процессов в РФ. Задачи данной курсовой состоят из уяснения понятия и причин инфляции, определения ее социальных последствий, описании основных инструментов антиинфляционной политики и механизма их действия, а также из анализа текущих инфляционных процессов в РФ.
Отрицательное сальдо торгового
и платежного баланса
Инфляция многоплановое явление
в том смысле, что она затрагивает многие
экономические показатели. Поэтому существует
несколько способов ее расчета.
Норма инфляции (измерение с помощью
индекса потребительских цен)
EN= , где и *100,
где It и It-i - индексы
потребительских цен смежных периодов
Индекс потребительских
цен, рассчитываемый как изменение
в стоимости потребительской корзины.
∑ (Q0 * Pt)
*100%
∑ (Q0 * P0)
CPI = , где
Q0 -объем потребительской корзины,
P0- уровень цен
в базисном году,
Pt -уровень цен в текущем году.
Этот индекс наиболее широко
используется в рыночной экономике. Он
измеряет изменение с течением времени
в стоимости фиксированной потребительской
корзины товаров и услуг.
Норма инфляции (измерение с помощью
дефлятора ВВП)
Dt – Dt-1
* 100%
Dt
EN =
, где Dt и Dt-1 – индексы дефлятора ВВП смежных
периодов
Характеризует степень инфляции
по всей совокупности товаров и услуг,
которые производятся и потребляются
в данной стране. Дефлятор ВВП является
более реалистичным показателем инфляции
по сравнению с индексом потребительских
цен, поскольку отражает изменение цен
на все товары, производимые в стране.
Норма инфляции (измерение с помощью
покупательной способности денежной единицы)
Bt – Bt-1
* 100%
Bt
EN = ,
где
EN = ,
где
Bt – Bt-1 - покупательная способность
денежной единицы смежных периодов.
Уровень инфляция является
одним из важнейших показателей национальной
экономики. Это объясняется тем, что инфляция
имеет очень важные социально-экономические
последствия. Так, некоторые экономисты
считают, что невысокий уровень инфляции
оживляет экономическую конъюнктуру и
является, как считают представители кейнсианской
школы экономики, своеобразной «смазкой»,
без которой невозможен экономический
рост в стране. И если по поводу влиянию
на экономику низкой инфляции существуют
разные взгляды, то высокие темпы инфляции
все экономисты признают негативным явлением
в экономике.
Социально-экономические последствия
инфляции:
Большие темпы инфляции приводят
к:
Сокращению реальных доходов
населения
Перераспределению доходов
и богатства в пользу немногочисленного
слоя населения.
Усилению уровня риска для предпринимателей.
Снижению стимулов к денежным
накоплениям
Усилению спекулятивных форм
торговли
Возникновению эффекта инфляционной
спирали зарплаты и цен
Бегству от денег (при гиперинфляции)
Скупке любых товаров
Вытеснению торговли бартером
Отвлечению капитала из сферы
производства и перемещение их в сферу
обращения.
Затруднение возможности регулирующего
влияния на экономику со стороны государства.
Инфляция нарушает пропорции
распределения национального дохода между
частным сектором и государством в пользу
последнего.
Реализуя монопольное право
на эмиссию, например, в целях покрытия
бюджетного дефицита, государство расширяет
денежное предложение, повышая темпы инфляции,
при этом снижается покупательная способность
населения, но повышается государства.
В таких случаях говорят, что государство
облагает на селение инфляционным налогом.
Инфляционный налог – это убытки
экономических субъектов, держащих свои
активы в денежной форме.
Рассчитать этот налог можно
следующим образом
π
M
P
πC + (π - i) D
M
P
πC + (π - i) D
M
P
IT = =
, где - реальные денежные запасы,
π-темпы инфляции,
C - объем наличности,
D- объем депозитов,
i - номинальная ставка процента.
Между начислением и уплатой
налога существует лаг [16, с. 281]. Из-за этого
при высокой инфляции бюджетные поступления
обесцениваются. Такое воздействие инфляции
на фискальную систему называется эффектом
Танзи-Оливеры. Этот эффект наблюдался
1970-е годы во время гиперинфляции в Латинской
Америке, а также в России, когда темпы
инфляции достигали в 1992 и 1993 гг. 1353% и 915%
соответственно. [24, с. 573]
Таким образом, высокая инфляции
приводит к обесцениванию доходов населения,
ухудшает функционирование экономики,
искажает ее ценовые сигналы и усугубляет
эффективность принятия решений экономическими
субъектами.
Подводя итог, можно сказать,
что хотя низкая инфляция и имеет некоторые
плюсы, например, рост цен побуждает предпринимателей
к инвестированию ресурсов, она все-таки
нежелательна для экономики, а в отдельных
случаях (когда инфляционные процессы
выходят из-под контроля государства)
является серьезной проблемой, которая
ведет к неравенству в обществе, делает
население беднее и сдерживает экономическое
развитие страны.
Сущность антиинфляционной
политики и ее инструменты
Негативные социальные и экономические
последствия инфляции вынуждают правительства
разных стран проводить определенную
экономическую политику. При этом в первую
очередь экономисты пытаются найти ответ
на такой важный вопрос – ликвидировать
инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться
к ней. Эта дилемма в разных странах решается
с учетом целого комплекса специфических
обстоятельств. В США и Англии, например,
на государственном уровне ставится задача
борьбы с инфляцией. Некоторые другие
страны разрабатывают комплекс адаптационных
мероприятий (индексация и т. п.).
Для регулирования негативных
последствий инфляции существуют различные
инструменты антиинфляционной политики.
В настоящее время выделяют два основных
направления такой политики:
Денежно-кредитная политика
Бюджетно-налоговая (фискальная)
политика
Использование денежно-кредитной
политики, прежде всего, характерно для
представителей неоклассического направления
в экономике, в частности, - монетаристов.
Такая политика, в понимании неоклассиков,
подразумевает незначительное вмешательство
государства в экономические процессы.
Денежно-кредитную политику проводит
центральный банк в пределах основных
направлений государственной политики,
непосредственно само государство не
вмешивается в проведение денежно-кредитной
политики, хотя центральный банк и находится
в подчинении у правительства. Государство,
образно говоря, контролирует результаты.
Основными методами денежно-кредитной
политики являются изменение учетных
ставок (ставки рефинансирования), норм
обязательных резервов для коммерческих
банков и операции на открытом рынке. Объектами
регулирования данной политики являются
объем денег и связанные с ним параметры,
субъектами – центральный банк, коммерческие
банки и другие кредитно-финансовые учреждения.
Бюджетно-налоговая политика,
напротив, предполагает активное вмешательство
государства в экономику и обосновывается
в кейнсианском подходе. Сущностью такой
политики является манипулирование государственным
бюджетом (правительственными расходами
и доходами, налогообложением) для увеличения
производства, снижения инфляции или безработицы.
В данной работе я рассмотрела
каждый вид антиинфляционной политики
в отдельности.
Денежно-кредитная политика
(monetary policy) – политика, состоящая в использовании
правительством или центральным банком
процентных ставок для контроля за денежной
массой с целью оказания воздействия на
экономику. Целью денежно-кредитной политики
может быть достижение желаемого уровня
или желаемых темпов роста производства,
уровня цен, валютного курса или состояния
платежного баланса. Методы денежно-кредитной
политики заключаются в установлении
ставки процента, взимаемого центральным
банком, в продаже и покупке ценных бумаг
для контроля за динамикой денежной массы
и в изменении норм обязательных резервов
для банков и других финансовых институтов.
Центральный банк может оказать влияние
на процентные ставки коммерческих банков
как в результате операций на открытом
рынке (open market operations) – с их помощью у банков
появляется стимул к заимствованиям по
собственной ссудной ставке самого Центрального
банка, так и благодаря эффекту объявлений
(announcement effect) об изменениях минимальной
ссудной ставки Центрального банка –
рынки рассматривают их в качестве заявлений
о прогнозах и целях властей.
Денежно-кредитная политика,
влияя на издержки и доступность кредитов,
воздействует тем самым на реальную экономику
и посредством этого на инфляцию и валютный
курс. [3]
Проведение денежно-кредитной
политики имеет определенные цели. Эти
цели делятся на конечные, промежуточные
и тактические. В зависимости от промежуточной
цели различают жесткую, гибкую и эластичную
денежно-кредитную политику соответственно.
Денежно-кредитную политику также делят
на:
Политику дешевых денег (экспансионистская
политика)
Политику дорогих денег (политика
кредитной рестрикции)
Политика кредитной рестрикции
(ограничительная политика) проводится
в условиях инфляции. Ее сущность в сокращении
объема денежной массы с целью сдерживания
инфляции. Когда центральный банк проводит
такую политику, он предпринимает следующие
действия, а именно:
продает облигации,
увеличивает норму обязательных
резервов
повышает ставку рефинансирования
и т.д.
Снижение уровня цен при дестрикционной
денежно – кредитной политики происходит
через уменьшение совокупного спроса,
в результате роста процентных ставок
и снижения инвестиционных расходов.
Политика дешевых денег (стимулирующая
политика) проводится центральным банком
для повышения деловой активности. Центральный
банк увеличивает масштабы кредитования
и предложение денег за счет следующих
действий:
снижение обязательной резервной
нормы
скупка государственных ценных
бумаг
снижение ставки рефинансирования.
Подводя итоги, можно сказать,
что денежно-кредитная политика является
довольно- таки эффективным средством
антиинфляционного регулирования в краткосрочном
периоде. Денежно-кредитная политика проводится
центральным банком, который в большинстве
стран относительно независим от государства.
Это способствует уменьшению времени
реакции банка на изменение экономической
ситуации, а также проведению им твердой
антиинфляционной политики (без давления
государства). Однако денежно-кредитная
политика имеет и минусы, а именно: сложный
передаточный механизм и трудность в оценке
макроэкономических показателей, например,
скорости обращения денег во время инфляции.
Бюджетно-налоговая политика,
фискальная политика (fiscal policy) – изменения,
вносимые правительством в порядок государственных
расходов и налогообложения, направленные
на обеспечение полной занятости и производство
неинфляционного продукта. [12, с. 399]
Фискальная политика предполагает
использование возможностей государства
влияния на экономическую ситуацию в стране
путем изменения государственных расходов
и налогов. Эти средства воздействия на
экономику являются основными инструментами
фискальной политики. Интересно, что слово
«фискальный» имеет римские корни. Фиском
(от лат. fiscus- корзина) в Древнем Риме называли
особую казну, куда поступали личные доходы
императора.
Бюджетно-налоговая политика
подразделяется на:
дискреционную (активного вмешательства)
недискреционную (автоматическая)
Также имеет место классификация
по видам фискальной политики:
Сдерживающая (фискальная рестрикция)
применяется для борьбы с инфляцией спроса.
Для сокращения совокупного спроса государство
уменьшает свои расходы, повышает налоги
или и то, и другое вместе .
Стимулирующая (фискальная
экспансия) повышает совокупные расходы
и увеличивает совокупный доход; используется
в периоды спада производства.