В производстве цветных металлов
в феврале снижение цен – на 1,0% (рост 0,9%
в январе, -0,1% с начала года). В феврале
снизились цены в производствах всех видов
металлов, кроме свинца, цинка и олова
– рост на 4,5% (-0,6% в январе).
В химическом производстве
(DG) в феврале рост цен - на 0,9% (-0,3% в январе).
Продолжается рост цен на удобрения и
азотные соединения – на 3,5% (3,7%), подорожали
пестициды – на 1,9% (0,8%). Цены у производителей
резиновых шин выросли на 1,2%
(-0,9%), при том, что цены производителей
синтетического каучука снизились на
3,8% (-1,0%).
В производстве целлюлозы и
древесной массы – снижение на 0,4% (-0,2%
в январе).
Нефтепродукты в феврале подорожали
на 1,9% (-3,3% в январе), бензин автомобильный
стал дороже на 6,3% (-2,6%), мазут топочный
– на 0,4% (-0,7%). Остальные виды топлива и
масла смазочные незначительно подешевели.
На уголь энергетический каменный в феврале
продолжился рост цен – на 6,0% (7,9% с начала
года).
Нефть добытая подорожала на
2,7% (рост с начала года на 2,5%).
На неторгуемые товары (с исключением
электроэнергетики) цены практически
не изменились, индекс цен в феврале составил
99,9% (в январе - 100,5%, к февралю 2012 года
104,6%).
На машиностроительную продукцию
(сводная группировка DK+DL+DM) в феврале
цены почти не изменились - -0,1% (в январе
– рост на 0,8%). Снизился рост цен в производстве
машин и оборудования – до 0,1% против роста
на 2,4% в январе. Сохранился рост цен в производстве
отдельных инвестиционных товаров в пределах
0,7-3,2%. В производстве транспортных средств
и оборудования в феврале цены снизились
на 0,7% (в январе нулевой прирост), подешевело
производство грузовых автомобилей –
на 0,4% (+2,3%), легковых – подорожало – на
0,6% (-0,5%).
На стройматериалы в среднем
цены снизились – на 0,3% (-0,3% в январе) в
связи с сезонным падением объема работ.
Подешевело производство цемента – на
0,4% (-2,3%). Выросли цены на: отделочные материалы
(известь, гипс) в пределах 2,9-3,6%, изделия
из бетона – на 1,0%, кирпич, черепицу –
на 1,7%.
В пищевой промышленности цены
снизились впервые с марта 2012 года - на
0,2% (+0,2% в январе) вследствие замедления
темпов рост цен в производствах, использующих
зерновое сырье: муки пшеничной – до 3,5%
(4,7%), комбикормов – до 2,1 (2,6%), макаронных
изделий – до 1,5% (3,7%). Снизились цены в
производствах: мяса и мясопродуктов –
на 2,4% (-0,6%), сахара - на 1,1% (+0,1%) из-за насыщенности
рынка сырьем.
Подорожало производство подсолнечного
масла – на 2,4% (-1,3% в январе). Выросли цены
производителей алкоголя в пределах 1,3-4,6%.
На товары легкой промышленности
(DB+DC) в феврале рост цен на 0,6% (в январе
- на 0,3%), подорожало производство одежды
из текстиля – на 1,2% (0,9%), спецодежды –
на 4,4% (2,2%), производство обуви - на 0,5% (-1,5%).
На электроэнергию по расчетам
Минэкономразвития в январе 2012 года (статистика
идет с отставанием на месяц) на розничном
рынке в среднем по России для всех категорий
потребителей цены и тарифы выросли на
0,4%, для потребителей, кроме населения
цены на электроэнергию выросли на 0,8%
(мощность, проданная по свободным ценам,
подорожала на 9,6%).
На реализованную сельскохозяйственную
продукцию, по расчету Росстата, в среднем
в феврале цены выросли на 0,5% (в январе
– на 0,6%, к соответствующему периоду прошлого
года – на 11,3%).
В растениеводстве в феврале
рост цен усилился до 3,9% после 2,2% в январе
(31,2% к февралю прошлого года) в связи с
ростом цен на овощи из-за роста издержек
производителей, а также удорожания зерновых.
Средняя цена сельхозпроизводителей на
пшеницу в феврале выросла до 9,4 тыс. руб.
за т после снижения в январе до 8,4 тыс.
руб. за т. На картофель рост цен умеренный
– на 2,5% (в январе - на 3,5%, к февралю 2012 года
– на 8,0%). Овощи подорожали сильнее - на
25,1% из-за издержек связанных с хранением
продукции, но к соответствующему периоду
прошлого года рост цен более умеренный
– на 13,5%.
В животноводстве цены производителей
в феврале продолжали снижаться – на 1,1%
(-0,1% в январе, рост на 2,9% к февралю 2012
года). Более всего подешевела птица –
на 2,6% (-0,3% в январе) и свиньи – на 1,9% (-1,8%)
из-за перенасыщенности потребительского
рынка. Более умеренно снизились цены
на крупный рогатый скот – на 0,5% (-0,7% в
предыдущем месяце). Также подешевели
яйца - на 0,3%, на молоко умеренный рост
цен - 0,8%.
Подводя итог рассмотрению
некоторых аспектов российской экономической
динамики, можно сделать вывод, что на
протяжении рассматриваемого периода
в общих чертах сложился антиинфляционный
механизм. Несмотря на позитивный характер
процессов в российской экономике еще
осталась угроза инфляционных всплесков
из-за искаженной структуры основного
производства и его низкой эффективности,
существования секторов экономики с различными
уровнем доходности и накопления социальных
проблем в обществе.
3.2. Эффективность российской
антиинфляционной политики.
Серьезные исследования в области
организации денежных отношений позволили
развитым странам выработать достаточно
эффективный механизм воздействия денежно-кредитной
политики над процессами в реальной экономике.
По своему характеру, интенсивности,
проявлениям, инфляция бывает, весьма
различной, хотя и обозначается одним
термином. Инфляционные процессы не могут
рассматриваться как прямой результат
только определенной политики, политики
расширения денежной эмиссии или дефицитного
регулирования производства. Рост цен
оказывается не просто следствием «злой
воли» и непродуманных акций государственных
чиновников, а неизбежным результатом
глубинных процессов в экономике, объективным
следствием нарастания диспропорций между
спросом и предложением, производством
предметов потребления и средствами производства,
накоплением и потреблением и т.д. В итоге
процесс инфляции (в различных его проявлениях)
носит не случайный, а весьма устойчивый
и практически неизбежный характер.
В развивающихся странах наблюдается
более активное участие государства в
регулировании денежных отношений. Несмотря
на признание России страной с рыночной
экономикой, по сути, она продолжает оставаться
типичным примером экономической системы
с развивающимися рынками. Характерными
особенностями таких систем являются
незавершенность структурных изменений,
неразвитость финансовых рынков, подверженность
угрозе внешних шоков. Неустойчивая внутренняя
и внешняя среда способствует к накоплению
системных дисбалансов, к которым относится
открытая инфляция. Характерной особенностью
России является устойчивый, достаточно
высокий уровень инфляции, несмотря на
усилия властей. Это свидетельствует о
наличии постоянно действующих факторов,
влияющих на характер денежных отношений,
а также об ограниченности и неэффективности
действующих методов управления этими
отношениями.[21]
История регулирования российской
инфляции обнаруживает несамостоятельность
денежно-кредитного регулирования. Несмотря
на освоение Центральным банком РФ всех
инструментов воздействия на масштабы
денежного обращения и стоимость денег,
инфляция не находится в полной мере под
контролем центрального эмиссионного
органа страны. И причина не только в немонетарных
причинах инфляции. Кредитно-денежная
политика жестко связана с другими видами
экономической политики, в частности валютной
и фискальной, и конкретным состоянием
экономики.
В настоящее время доминируют
два варианта антиинфляционной политики.
1-ый вариант предполагает
максимальное использование рыночных
регуляторов:
- введение свободных цен при
ограниченности роста зарплаты;
- поддержание плавающего и по
возможности стабильного курса национальной
валюты;
- либерализация деятельности
предприятий;
- постепенное сокращение сферы
экономической деятельности государства
(ограничение деятельности государства
проблемами бюджета, регулированием темпов
прироста денежной массы в обращении);
2-ой вариант состоит
в более активном вмешательстве
государства в экономические
процессы:
- регулирование внешней торговли
и валютных операций;
- стимулирование предпринимательства;
- стимулирование накоплений
населения;
- развитие инфраструктуры рынка;
- поддержка жизненно важных
отраслей и производств;
- замораживание роста цен и зарплаты;
Опыт борьбы с инфляцией показывает,
что:
- необходимо осуществлять смешанные
антиинфляционные программы
- целесообразно сочетание долговременных
(стратегических) и краткосрочных (тактических)
мер.
Долгосрочные меры (поддержка
малого бизнеса и предпринимательства,
ослабление таможенных и иных барьеров,
контроль и борьба с монополизмом и др.)
неэффективны, если они не подкреплены
работой по гашению инфляционных ожиданий.
Решение проблемы погашения инфляционных
ожиданий лежит в достижении доверия народа
государственной политике. Для этого правительство:
разрабатывает комплекс мер по антиинфляционному
регулированию, постоянно информирует
об их выполнении и результатах, добивается
реализации поставленных задач по борьбе
с инфляцией. Все меры антиинфляционной
стратегии должны быть подкреплены процессом
стабилизации и развития производства.
С этой целью государство обязательно
должно разработать политику стимулирования
передовых научно-технических разработок,
четко определить основные направления
структурной политики, проводить политику
поддержания инвестиционных вложений.
Одновременное использование
стратегических и тактических мер (увеличение
предложения без изменения спроса и наоборот;
разумная организация приватизации; единовременный
массированный выброс потребительских
товаров на рынок; увеличение процента
по вкладам) в итоге ведут к созданию условий
для достижения и поддержания низких темпов
инфляции, не влияющих на развитие рыночной
экономики.
Природа инфляции в России и причины,
ее усугубляющие, не характерны для стран
с рыночной экономикой. Здесь переплелись
экономические и политические факторы,
денежные и воспроизводственные. На путь
рыночных преобразований страна вступила
со специфической инфляцией планово-распределительной
системы, на которую стали давить мощные
факторы инфляции издержек. На фоне глобального
товарного дефицита происходят: огромный
отток материальных и валютных ресурсов
России в ближнее и дальнее зарубежье,
вытеснение импортом отечественного производства,
масштабный разрыв хозяйственных связей
из-за распада СССР, ослабление внутрироссийского
экономического сотрудничества и катастрофический
спад производства, разрушение сверхмонополизированного
производства без создания рыночной инфраструктуры
и конкуренции, искусственное административное
сдерживание инфляции, нарастающие неплатежи
во всех экономических структурах, огромные
внутренние и внешние займы и т.д.
Уникальный характер российской инфляции
требует использования особых методов
ее регулирования, соответствующих современным
реальным условиям российской экономики.
Антиинфляционная программа должна учитывать
реальное развитие рыночных отношений,
возможность использования рыночных механизмов
с государственным регулированием в условиях
глубочайшего финансового кризиса.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, завершая данную курсовую
работу на тему «Инфляция и система антиинфляционных
мер», хочется отметить следующее: для
любой национальной экономики инфляция
является опасным процессом, отрицательно
действуя на финансовую и экономическую
системы. Она отражает не только уменьшение
покупательской способности денежных
средств, но и искажает финансовую «реальность»
производства и потребления, а также усложняет
процедуру учета доходов и расходов населения
и налогообложения. Инфляция способствует
перераспределению доходов между хозяйствующими
субъектами, которые невозможно контролировать.
По своему характеру, интенсивности,
проявлениям инфляция бывает весьма различной,
хотя и обозначается одним термином. Инфляционные
процессы не могут рассматриваться, как
прямой результат определенной политики
расширения денежной эмиссии или дефицитного
производства, так как рост цен оказывается
не просто следствием непродуманных акций
государственных чиновников, а предложением.
В итоге процесс инфляции ( в различных
его проявлениях) носит не случайный, а
весьма устойчивый и практически неизбежный
характер.
В странах с развитой рыночной
экономикой инфляция может рассматриваться
в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного
механизма. Однако она не представляет
серьезной угрозы, посколько там отработаны
и широко используются методы ограничения
и регулирования инфляционных процессов.
В России и других странах, осуществляющих
преобразование хозяйственного механизма,
инфляционный процесс с трудом поддается
сдерживанию и регулированию. Инфляцию
поддерживают инфляционные ожидания,
нарушения народнохозяйственной сбалансированности
(дефицит госбюджета, отрицательное сальдо
внешнеторгового баланса, растущая внешняя
задолженность, излишняя денежная масса
в обращении).
Управление инфляцией представляет
важнейшую проблему денежно-кредитной
и в целом экономической политики. При
этом необходимо учитывать многосложный,
многофакторный характер инфляции. В ее
основе лежат не только монетарные, но
и другие факторы. При всей значимости
сокращения государственных расходов,
постепенно сжатие денежной эмиссии требуется
проведение широкого комплекса антиинфляционных
мероприятий. Среди них – стабилизация
и стимулирование производства, совершенствование
налоговой системы, создание рыночной
инфраструктура, повышение ответственности
предприятий за результаты хозяйственной
деятельности, проведение определенных
мер по регулированию цен и доходов.
Главным приоритетом в денежно
– кредитной политике нашей страны должен
стать контроль за инфляционными явлениями.
Приведение в порядок денежного обращения
и противостояние инфляции требует работающих
гибких методов и решений, которые внедрялись
бы вовремя и доводились до конца.