Сущность и принципы антимонопольной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 18:04, курсовая работа

Описание работы

Существует большое количество определений монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:
1. С точки зрения рыночной структуры
2. С точки зрения рыночного поведения
3. С точки зрения рыночных итогов.

Содержание работы

Введение.
Монополия: понятия, сущность, виды
Источники и причины монопольной власти.
Что такое монополия и ее виды.

Антимонопольная политика: сущность, необходимость, цели.
Необходимость антимонопольной политики.
Цели антимонопольной политики.
Принципы антимонопольной политики.

Антимонопольное законодательство в России.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 40.49 Кб (Скачать файл)

Сущность  и принципы антимонопольной политики.

План:

Введение.

Монополия: понятия, сущность, виды

Источники и причины монопольной власти.

Что такое монополия и ее виды.

 

Антимонопольная политика: сущность, необходимость, цели.

Необходимость антимонопольной политики.

Цели  антимонопольной политики.

Принципы  антимонопольной политики.

 

Антимонопольное законодательство  в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Источники и принципы монопольной власти.

Существует  большое количество определений  монополии, ведь это - многоаспектное понятие. Причём это понятие является настолько важным, что в мировой экономической теории есть даже такое понятие, как теория монополии. В рамках этой теории монополия рассматривается через призму трёх аспектов:

1. С точки зрения рыночной структуры

2. С точки зрения рыночного поведения

3. С точки зрения рыночных итогов.

Итак, опираясь на рыночную структуру, можно  дать следующее определение:

   Монополия – это тип рыночной структуры, где весь объем отраслевого предложения концентрируется у одного продавца, который реализует продукт, не имеющий хороших заменителей, а проникновение в отрасль других продавцов заблокировано. Такое положение возможно только при наличии чрезвычайно высоких, непреодолимых барьеров проникновения в отрасль, что, собственно, и является причиной существования абсолютных монополий. Способствующие формированию таких барьеров факторы выступают источниками монопольной власти.

В качестве источника монопольной  власти могут выступать:

исключительные  права, предоставляемые производителю на ведение определенного рода деятельности или применение определенного способа производства. Такие права обеспечиваются органами государственной власти, как, например, в отношении оказания услуг почтовой связи, производства опасных товаров и веществ, или муниципалитетами – в случае предоставления прав на деятельность в сфере коммунального хозяйства или торговли.

часто, хотя и ограниченной во времени, являются авторские права. Реализуясь через патенты и лицензии, они позволяют их владельцу занимать монопольное положение на рынке какого-либо товара (услуги) или в применении в производстве некой технологии.

может служить контроль над производственными  ресурсами. Если фирма обладает собственностью на весь объем предложения ключевого ресурса для производства какого-то товара, то это ей обеспечит монополию на рынке данного товара.

может быть эффект масштаба. Если экономия от масштаба устойчиво растет с расширением производства вплоть до обеспечения всего долгосрочного рыночного спроса. В этом случае сама конкуренция по цене приводит к тому, что в отрасли останется лишь одна фирма, которая обеспечит наиболее низкие долгосрочные средние издержки.

иногда источником монопольной власти могут выступать предпочтения потребителей, когда существует устойчивая лояльность торговой марке, и нечестная конкуренция, когда монопольное положение на рынке является следствием незаконных действий (подкуп государственных чиновников и т.п.)

 

  Монополия и ее виды.

   Используя в качестве критерия источника монопольной власти выделяют несколько видов монополии: закрытую, открытую, естественную монополии, монопсонию и двустороннюю монополию.

   Закрытая монополия – имеет место тогда, когда монопольное положение фирмы защищено законодательно или какими-либо юридическими правами. Закрытая монополия представляет собой наиболее устойчивую форму монопольной власти. Это, однако, не обусловливает получения монопольно высоких прибылей, так как предоставление исключительных прав обычно сопровождается ограничениями в отношении как уровня цен, так и нормы прибыли.

   Открытая монополия обнаруживает себя в том случае, когда обладание монопольной властью является результатом авторских достижений самой фирмы (новый продукт, новая технология, достижения в маркетинге). Специфика этого типа монополии состоит в том, что она всегда имеет временный характер, так как связанные с нововведениями рыночные преимущества могут быть превзойдены или скопированы конкурентами. Тем не менее фирма в условиях открытой монополии может наиболее полно реализовать имеющуюся у нее рыночную власть и получить монопольно высокую прибыль.

   Естественная монополия характерна для отраслей, в которых присутствие единственного производителя обусловливает минимальные средние издержки производства при обеспечении всего рыночного спроса.

   Монопсония представляет собой рыночную структуру, для которой характерна концентрация монопольной власти у покупателя. Возникает в случае, когда рынок представлен единственным покупателем. Рыночная власть монопсонии состоит в том, сто монопсонист способен оказывать влияние на цены закупаемых им благ. Монопсония наблюдается в сфере государственных закупок вооружений и на локальных рынках труда, где отдельная фирма выступает единственным работодателем на данной территории.

   Двусторонняя монополия имеет место в том случае, когда монопольная сила продавца сталкивается с монопольной силой покупателя. Особенность ситуации состоит в том, что хотя продавец обладает монопольной властью, монопольное положение покупателя позволяет ему рассматривать кривую предельных издержек продавца в качестве кривой отраслевого предложения. Поэтому покупатель установит цену ниже той, которую запросит продавец для каждого данного объема спроса со стороны покупателя. Поскольку обе стороны обладают рыночной властью, договорные цена и количество будут находиться в пределах между предложениями покупателя и продавца, а конечный результат сделки будет функцией от степени информированности сторон друг о друге.

Нельзя  путать виды монополий с видами рынков по характеру конкуренции:

чистая  монополия

олигополия

монополистическая конкуренция

совершенная конкуренция.

Учёными выделяются несколько последствий  монополизации, как-то:

1. недопроизводство товаров;

2. завышение цен;

3. предприятия-монополисты не получали  высокой монопольной прибыли;

4. Х-неэффективность, то есть бесхозяйственное  ведение дела, ведущее к увеличению  издержек выше объективно обусловленного  уровня.

 

Государство не ставит задачу уничтожить крупный  бизнес, тормозить развитие научно технического прогресса. А ставит задачу в другом: поддержать конкуренцию. Государство выработало разные методы антимонопольной деятельности:

поддержка потребителя

поддержка малого бизнеса

антимонопольное законодательство

разрешение  иностранным компаниям работать на национальных рынках.

   И более подробно я хочу остановиться на антимонопольном законодательстве. ервый в истории антимонопольный закон был принят в 1889 году в Канаде. Годом позже в 1890 году в США был принят Акт Шермана.

   Основой российского антимонопольного законодательства является Федеральный закон «О защите конкуренции» принятый в 1991 году. Закон содержит ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора для хозяйствующих субъектов, которые занимают доминирующее положение.

2. Антимонопольная  политика: сущность, необходимость,  цели. Рынок и конкуренция всегда были антиподами монополизма. Рынок является единственной реальной силой, которая препятствует монополизации экономики. Там, где существовал эффективный рыночный механизм, распространение монополий не зашло слишком далеко. Установилось равновесие, когда монополия, сосуществуя с конкуренцией, сохранила старые и породила новые формы конкурентной борьбы.

   Но в конечном итоге в большинстве стран с развитыми рыночными системами баланс рынка и монополий оказался неустойчивым и вызвал необходимость проведения антимонопольной политики, направленной на защиту конкуренции. Благодаря этому крупные фирмы, способные подавить любые ростки конкуренции, часто предпочитают воздерживаться от проведения монопольной политики.

2.1 Необходимость антимонопольной  политики.

   Монополия сопряжена с целым букетом резко отрицательных последствий для экономики страны. Недопроизводство, завышенные цены , неэффективное производство при этом составляют лишь вершину айсберга монополистических злоупотреблений. Те же причины, которые вынуждают клиента фирмы-монополиста мириться с высокими ценами, заставляют его соглашаться и с плохим качеством продукции, ее устарелостью (замедлением технического прогресса), отсутствием сервиса и другими проявлениями пренебрежения интересами потребителя. Выбора-то у последнего все равно нет.

   Еще более опасно то, что монополия полностью блокирует механизмы саморегуляции рынка. Плохая и дорогая продукция может появиться и в немонополизированной отрасли. Но там подобные эксцессы являются лишь временным эпизодом. Конкуренция быстро расставляет все на свои места. Недобросовестный производитель либо меняет свое отношение к делу, либо вытесняется с рынка конкурентами.

   Всевластию же монополиста в силу непреодолимости  барьеров на пути в отрасль ничто не грозит даже в длительном плане. Самостоятельно рынок не в силах разрешить данную проблему. В этих условиях улучшить ситуацию может лишь государство, проводящее сознательную антимонопольную политику. Не случайно, в наше время нет ни одной развитой страны (и Россия в этом смысле не составляет исключения), где бы отсутствовало специальное антимонопольное законодательство и не было бы специального органа власти для надзора за его исполнением.

2.2 Цели антимонопольной политики.

   Многие страны с целью поддержания конкуренции в различных отраслях народного хозяйства приняли антимонопольное законодательство.

   Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений. Предупреждение и сокращение монопольных цен, дефицитности производства, перераспределение монополистического богатства и диффузия децентрализации совокупной концентрации экономических ресурсов в обществе.

Достижение  цели антимонопольной политики предполагает:

1. Обеспечение единства экономического  пространства на территории государства.

Посредством пресечения и недопущения его  фрагментации путем установления административных барьеров (запреты и ограничения, как на вывоз, так и на ввоз товаров, избыточное лицензирование и т.п.)

2. Обеспечение «прозрачности» процессов,  связанных с созданием, слиянием  и присоединением коммерческих  организаций, приобретением крупных  пакетов акций, основных производственных  средств и нематериальных активов,  а также прав, которые дают  возможность определять условия  деятельности предприятий, занимающих  доминирующее положение на рынке.

Выполнение  поставленной задачи требует законодательного ограничения приобретения прав собственности  «безымянными» покупателями с использованием подставных лиц (юридических, в частности  оффшорных компаний, или физических). Кроме того, должно быть повышено качество применения существующих норм, относящихся  к регламентации процессов экономической  концентрации. В частности, статья 19 закона «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках» должна применяться  не только в качестве санкции, то есть пресечения нарушения, но и в качестве средства предотвращения нарушений.

3. Снижение барьеров входа на  товарные рынки, а также обеспечение  более эффективного контроля  над поведением хозяйствующих  субъектов, занимающих доминирующее  положение, посредством мониторинга  процесса ценообразования и изъятия  доходов, полученных в результате  нарушения антимонопольного законодательства.

В целях ограничения возможностей злоупотребления доминирующим положением, а также антиконкурентных сговоров целесообразно развитие организованных рынков в форме бирж. Биржевой механизм должен обеспечивать формирование такой цены, которая давала бы возможность блокировать ценообразование во внебиржевой торговле, позволяющее извлекать монопольную прибыль.

4. Создание эффективных правовых  механизмов, которые обеспечивают  соблюдение запрета на занятие  предпринимательской деятельностью  представителями органов власти, в том числе через использование  государственных и муниципальных  унитарных предприятий как инструментов  совмещения органами власти хозяйственных  и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике  и пресечению недобросовестной  конкуренции на товарных рынках.

Особое  внимание при этом предполагается уделять  нарушениям прав интеллектуальной собственности. С этой целью должна быть также  разработана методическая база оценки объектов интеллектуальной собственности  для более эффективного применения судебных процедур, а также обеспечение  эффективной координации правоохранительных органов.

6. Упорядочение оказания государственной  помощи.

7. Создание условий для развития  производительной деятельности  малых предприятий.

В том числе за счет устранения административных барьеров входа, упрощения и стабилизации режима налогообложения, возможности  пополнения оборотных средств.

8. Организация антимонопольного контроля  на финансовом рынке.

Необходимо  разработать процедуры определения  продуктовых и географических границ рынка, доминирующего положения  финансовых организаций, системы и  порядка применения санкций к  нарушителям. Повышение качества и  объемов предоставляемых финансовых услуг как результат эффективной  антимонопольной политики будет  важнейшим фактором привлечения  средств населения для финансирования инвестиционных проектов

9. Организация систематического наблюдения  за основными товарными рынками  федерального и регионального  уровня.

   С этой целью необходимо совершенствовать взаимодействие с органами государственной статистики, а также разрабатывать ведомственную статистику, отвечающую запросам и соответствующую специфике задач, поставленных перед антимонопольным органом.

Информация о работе Сущность и принципы антимонопольной политики