Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента. Достижение цели предполагает рассмотрение следующих задач:
сущности и направлений совершенствования ассортиментной политики в кооперативной торговле;
организационно-экономической характеристики торгового предприятия;
факторов, определяющих построение ассортимента товаров предприятия розничной торговли;
методов формирования торгового ассортимента;
контроля за состоянием торгового ассортимента и его результативность;

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ 

 

В условиях рыночной экономики, когда предложение превышает  спрос, значительно повышается значение процесса формирования ассортимента.

Увеличение массы продаваемых  товаров невозможно без выполнения некоторых мероприятий, в числе  которых изучение потребительского рынка и оценка спроса населения. Для потребительской кооперации это очень существенный вопрос, так как обслуживаемое сельское  население имеет меньшую степень градации по уровню предъявляемого спроса, и просчеты в этой области могут привести к сокращению количества продаваемых товаров по причине невостребованности некоторых из них. Научная оценка спроса и конъюнктуры рынка их формирование на их основе товарного предложения не менее важны, чем многие другие стороны коммерческой деятельности.

Формирование товарного ассортимента является одновременно и средством  и методом управления ассортиментом. С целью достижения максимальной прибыли при полном удовлетворении потребностей покупателей коммерческие работники розничной торговли потребительской  кооперации обязаны учитывать множество общих и специфических факторов, влияющих на формирование и поддержание торгового ассортимента.

В условиях рыночной экономики нет  четкого мнения, каков должен быть ассортимент товара, чтобы наилучшим  образом удовлетворить спрос покупателей, обеспечить получение необходимых прибылей и решить другие коммерческие задачи. Каждое торговое предприятие имеет  свою нишу на рынке, исходя из сложившихся конкурентных условий. Поэтому  коммерческие работники потребительской кооперации должны четко представлять, на каких покупателей они рассчитывают, в какой конкурентной обстановке предстоит вести работу.

Помимо наличия высокой конкуренции, внутри жизненного цикла товара происходит постоянное замещение одних товаров  другими. Поэтому работа  по поддержанию и формированию торгового ассортимента является постоянной. Правильно сформированный ассортимент товара позволит снизить издержки на всех этапах работы с товаром, что становиться все более актуально.

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.

Достижение цели предполагает рассмотрение следующих задач:

    • сущности и направлений совершенствования ассортиментной политики в кооперативной торговле;
    • организационно-экономической характеристики торгового предприятия;
    • факторов, определяющих построение ассортимента товаров предприятия розничной торговли;
    • методов формирования торгового ассортимента;
    • контроля за состоянием торгового ассортимента и его результативность;
    • направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента.

Объектом исследования является Слуцкое райпо.

При изучении вопросов курсовой работы применялись следующие методы исследований: статистические, экономические, наблюдения, анализа и другие.

Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили ведомственные  документы, научные труды отечественных  и зарубежных авторов, материалы  периодической печати по исследуемой  проблеме.

Информационной базой  являются материалы, характеризующие хозяйственно-финансовую деятельность Слуцкого райпо: бухгалтерские балансы, отчеты об издержках обращения, отчеты о прибылях и убытках и другие.

Курсовая работа состоит  из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы и  приложений. Полный объем работы составляет 81 страницу и включает 21 таблицу и 4 рисунка.

 

  1. Сущность и содержание коммерческой деятельности по

формированию ассортимента в современных  условиях.

    1. Сущность и направления современной ассортиментной

политики в кооперативной торговле.

 

На современном этапе  развития экономики Республики Беларусь особую актуальность приобретают вопросы  улучшения управления ассортиментом  товаров народного потребления. Между тем в настоящее время  эта проблема решается далеко не  в полной мере. Предприятия промышленности недостаточно учитывают изменения спроса при формировании своих производственных программ. А торговля в условиях спада производства не в состоянии оказать должного воздействия на промышленность по совершенствованию производственного ассортимента товаров.

Ассортиментная политика торговой организации представляет собой систему мер стратегического  характера, направленную на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции предприятия  на рынке и получение необходимой прибыли. Это постоянно является центральным элементом коммерческой стратегии предприятия на розничном рынке. Главной ее целью является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемых элементов рынка. [8 c.204]

На современном этапе ассортиментная политика должна быть направлена на создание таких товаров и с такими потребительскими качествами, которые бы удовлетворяли специфические запросы определенных контингентов потребителей. В связи с этим возникает необходимость поиска и внедрения в практику новых, более эффективных форм и методов регулирования ассортимента.

Что касается ассортиментной политики торговой организации, то она  направлена на создание  ассортиментной модели организации. Составляющие ассортиментной политики организации можно представить схематично следующим образом:

Составляющие

1. Сегментация рынка  и выбор целевых рыночных сегментов

 

2. Изучение требований  потребителей к товарам, упаковке, методам продажи, сервису, услугам

ассортиментной

3. определение набора товарных групп, наиболее предпочтительного для потребителей и обеспечивающего экономическую эффективность деятельности предприятия

 

4. Выбор наиболее эффективного  метода формирования ассортимента  с учетом современных принципов 

политики

5. Определение оптимального соотношения набора товаров, находящихся на разных стадиях своих жизненных циклов

 

6. Разработка стратегии  реализации товаров


 

Хорошо продуманная ассортиментная политика розничной торговой организации  является своего рода гарантом и не только построения конкурентоспособного торгового ассортимента магазина, но и сохранение конкурентных позиций на рынке, влияет на формирование имиджа предприятия. Ассортиментная политика разрабатывается на перспективу, и в своей основе в течение определенного времени, как правило, остается неизменной. Но при возникновении серьезных изменений на рынке стратегия может изменяться. [3 c.30]

Ассортиментная политика предполагает необходимость и возможность  создания конкурентоспособного ассортимента товаров. От того на сколько ассортимент буде оптимально сформирован, зависит и конкурентоспособность самого ассортимента товаров, и конкурентоспособность розничной торговой организации.

Конкурентоспособный ассортимент  определяется как бесперебойное  наличие в продаже оптимального соотношения набора товаров с различным жизненным циклом, пользующихся спросом  у населения приносящих прибыль вследствие наличия у них совокупности характеристик, выгодно отличающих их от товров-аналогов конкурентов.

Таким образом, конкурентоспособным товаром можно считать тот, который может дать прибыль при наличии широкого предложения товаров-аналогов вследствие своих функциональных характеристик, в том числе привлекательного образа товара. В настоящее время, в связи с постоянным ростом конкуренции, когда борьба идет за каждого покупателя, главным становится учет его индивидуальных потребностей. Поэтому все усилия в области ассортиментной политики должны сводиться к поиску и закупке конкурентоспособных товаров и, тем самым, повышению конкурентоспособности самих торговых организаций. [Бобович с.181]

Необходимо выделить следующие направления работы по созданию конкурентоспособного ассортимента товаров:

    1. Определение количественного и качественного состава торгового ассортимента и формирование набора товаров, наиболее предпочтительных для потребителей. Для этого нужно проводить изучение внешней и внутренней среды деятельности торговой организации; определение занимаемой им доли и изучение выбранного сегмента потребительского рынка; установление макро- и микроструктуры торгового ассортимента; гибкое реагирование на требования рынка по средствам анализа факторов, влияющих на построение торгового ассортимента. Невнимание работников торговых организаций к вышеперечисленным позициям приводит, как правило, к отсутствию в магазинах отдельных товаров. Их узкий, нестабильный или не соответствующий  запросам покупателей ассортимент порождает неудовлетворенный спрос, увеличивает затраты времени на поиск нужных товаров, отрицательно влияет на конкурентоспособность организации.
    2. Включение в ассортимент товаров с различным жизненным циклом, где главным критерием для отнесения товаров к одной из четырех групп на основе так называемой Бостанской матрицы должны быть темпы продаж и товарооборачиваемость каждой разновидности товаров.
    3. Включение в торговый ассортимент товаров на основе их прибыльности, тоесть способности быть рентабельными по отношению к издержкам обращения по каждой группе или разновидности товаров. В зарубежной практике широко используется метод расчета прямой прибыли товара, когда определяются прямые затраты на него с момента закупки товара до его реализации (приемка, хранение, отбор, отгрузка и др.). Реализуемые товары в больших количествах имеют и большую валовую прибыль, однако, они также могут иметь настолько большие прямые затраты, что прямая прибыль оказывается незначительной. Вследствие этого, такой товар следует заменить другим, пусть и продаваемым в незначительных количествах, но способным дать больший размер прибыли.
    4. Включенный в ассортимент товар должен обладать привлекательным для потребителя образом, который формируется из таких слагаемых, как товар, упаковка, маркировка, цена, сервисное обслуживание.
    5. Проведение стратегического отбора, предусматривающего введение либо выведение из торгового ассортимента товаров по средствам разработки стратегии реализации для каждого товара. Товар, реализуемый через торговую сеть, прежде всего, как известно, удовлетворяет определенную потребность, поэтом все, начиная с упаковки и заканчивая комплексом услуг, предоставляемых при приобретении товара, составляет совокупную эффективность реализации данного товара. Включение в ассортимент каждого товара должно быть обоснованно, а стратегия его реализации должна быть своевременно разработана.

Закупка и реализация конкурентоспособных товаров является не только центральным моментом ассортиментной политики, но и свидетельством жизнестойкости торговой организации, ее умения эффективно использовать финансовый, производственный и трудовой потенциалы.[Бобович с.182]

Формирование ассортиментной политики торговых организаций заключается в оценке потребностей населения (дифференцированной по основным социально-экономическим и демографическим признакам – пол, возраст, место проживания, доход, образование, социально-психологические особенности и др.) в конкретном товаре, выявление признаков этого товара, которые бы соответствовали требованиям всех групп потребителей, и определение реальных путей их обеспечения. Ассортиментная структура формируется исходя из комплекса требований различных групп потребителей к ассортименту и качеству, выявленных в ходе обработки материалов опроса населения. С появлением рыночных отношений все больше происходит дифференциация населения по уровню получаемого дохода. При формировании торгового ассортимента в каждом конкретном магазине необходимо учитывать, на какую часть населения (по уровню дохода) он будет ориентироваться, а также, что будет лежать в основе его ассортиментной политики.

С переходом к рыночным отношениям в формировании ассортимента товаров  главный упор необходимо делать на потребности населения, независимо от места, занимаемого организацией в системе товародвижения.

Направления реализации ассортиментной политики содержаться  в Постановлении от 21 января 2004года  «Об итогах работы потребительской кооперации в 2003году и мерах по реализации программы развития отраслей деятельности на 2004год», а также в Постановлении Совета Министров от 31.08.2004г. №1038 «О программе совершенствования деятельности потребительской кооперации на 2005-2010гг.».

Можно выделить некоторые перспективные направления касающиеся формирования ассортимента на 2005-2010гг. является:

    • совершенствование ассортиментной политики, технологии торговых процессов, дооснащение магазинов холодильным оборудованием с учетом необходимости создания условий для торговли широким ассортиментом скоропортящихся товаров;
    • увеличение объемов реализации непродовольственных товаров в сельской местности путем организации передвижных выставок-продаж промышленных товаров с использованием специальных фургонов, оснащенных оборудованием для демонстрации, выкладки и продажи отдельных групп товаров (изделий легкой промышленности, товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения и др.)

Информация о работе Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях