Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 02:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разработка направлений совершенствования коммерческой работы по формированию ассортимента. Достижение цели предполагает рассмотрение следующих задач:
сущности и направлений совершенствования ассортиментной политики в кооперативной торговле;
организационно-экономической характеристики торгового предприятия;
факторов, определяющих построение ассортимента товаров предприятия розничной торговли;
методов формирования торгового ассортимента;
контроля за состоянием торгового ассортимента и его результативность;

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 484.00 Кб (Скачать файл)

В целях улучшения  товарного обслуживания сельского  населения предусматривается увеличить объемы реализации непродовольственных товаров и довести их удельный вес в товарообороте до 22,7%. Удельный вес по облпотребсоюзам представлен в табл.1.1.1.

Таблица 1.1.1.

Удельный вес  непродовольственных товаров доводимый  облпотребсоюзам на 2004 год, в%.

Наименование облпотребсоюза

Удельный вес непродовольственных  товаров за 2003г. (факт),(%)

Удельный вес непродовольственных  товаров за 2003г. (плановое задание),(%)

Брестский

21,1

24,0

Витебский

21,4

23,0

Гомельский

18,0

21,0

Гродненский

19,2

23,0

Могилевский

17,2

21,0

Минский

20,8

24,0

Белкоопсоюз

19,7

22,7


 

Для увеличения объемов  реализации непродовольственных товаров  необходимо предусмотреть выполнение на 2004 год ряда заданий:

    1. Увеличение объемов реализации товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения, технически сложных товаров и других, имеющих высокий удельный вес в структуре товарооборота, за счет открытия 33 унитарных предприятий типа «Хозторг» и «Промторг», в том числе по облпотребсоюзам: Брестский – 6, Витебский – 4, Гомельский – 6, Гродненский – 7, Минский – 5, Могилевский – 5.
    2. Увеличение реализации товарообразующих групп непродовольственных товаров, удельный вес которых занимает в объеме товарооборота до 30%, получение дополнительных объемы продаж в 2004году по холодильникам, стиральным машинам, телевизорам, велосипедам, синтетическим моющим средствам и строительным материалам.
    3. Активизацию реализации товаров легкой промышленности путем увеличения объемов продаж: одежды и белья на 132,5%, трикотажных изделий на 144,6%, чулочно-носочных изделий на 138%, обуви кожаной на 138,45%.
    4. Увеличение объема реализации непродовольственных товаров, активизацию торговли новыми видами товаров за счет расширения ассортимента и объемов продаж импортных технически-сложных товаров и импортных стройматериалов, а также автозапчастей и косметики. Задание по реализации импортных стройматериалов необходимо выполнить на 131,1%, а по автозапчастям и автокосметики – 130,5%.
    5. Для увеличения объемов продаж товаров отечественного производства предприятий концернов «Беллегром», «Белместпром», «Белнефтехим», Министерства промышленности предусмотреть открытие в универмагах и специализированных магазинах потребительской кооперации 441 фирменных секций по реализации широкого ассортимента товаров на взаимовыгодных с товарооборотом на одну секцию не менее 19,5 млн.руб. товарооборот в 2003году на одну секцию – 15 млн.руб., темп – 130%.
    6. Для удовлетворения спроса обслуживаемого населения в изделиях из драгоценных металлов и получения дополнительных объемов товарооборота предусмотреть открытие в 2004году 11 отделов по торговле ювелирными изделиями с товарооборотом не менее 35 млн.руб. по Белкоопсоюзу в 2003 году наличие отделов составляло 102, за этот год было открыть всего 3 отдела.
    7. Освоение в полном объеме ресурсов печатной продукции государственных издательств и других форм собственности, обеспечив темпы роста реализации не менее 107% в сопоставимых ценах. Для обеспечения рентабельной работы и получения дополнительных доходов предусмотреть активизацию работы с российскими издательствами с целью расширения ассортимента литературы и произвести закуп из-за пределов Республики Беларусь в сумме 880 млн.руб. в том числе по облпотребсоюзам: Брестский – 170, Витебский – 170, Гомельский – 160, Гродненский – 130, Минский – 120, Могилевский – 130 млн.руб.

Изменение структуры  товарооборота в сторону увеличения доли непродовольственных товаров  могло бы заметно улучшить экономические  показатели системы потребительской  кооперации в целом.

Представляется, что механизм разработки и осуществления ассортиментной политики нуждается в некоторых корректировках с целью усиления его социального содержания, нацеленности на реализацию интересов конкретных категорий пайщиков и обслуживаемого сельского населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Организационно-экономическая характеристика организации и зоны ее деятельности.

 

Слуцкий район образован  в 1924г. Занимает площадь 1832 км2, что составляет 4,5% общей площади Минской области.

Граничит с Узденским, Стародорожским, Любанским, Солигорским, Копыльским районами. Район разделен на 19 сельских Советов. На его территории находится 28 колхозов, два совхоза, экспериментальная база «Танежици», НПО «Свекла», УП «Рачковичи», пять промышленных предприятий:

    • уксусный завод
    • лесхоз
    • завод «Металлист»
    • торфобрикетный завод
    • сырокомбинат.

В районе имеется 24 средних школы, в том числе средние школы-детсад (Беличи, Подлесья, Исерно), в которых  обучается 4,8 тыс. детей.

В 26 дошкольных учреждениях  воспитывается около 800 детей.

На селе 26 домов культуры, 14 клубов, четыре музыкальные и три школы искусств, Квасыничский дом ремесел, 39 библиотек.

Имеется районная больница, восемь участковых  больниц и  шесть врачебных амбулаторий, 35 ФАПов.

Слуцкое райпо обслуживает 31 тыс. жителей, проживающих в 164 аселенных  пунктах.

Слуцкое райпо объединяет: три розничные торговые предприятия (Греское, Козловичское, Лучниковое), ОСП  «Трасса», УП «Общепит», УП «Коонзаготпром», УП «Рынок».

Имеет свою строительную бригаду в количестве 27 человек.

Схематично организационная  структура Слуцкого райпо можно представить на рис.1

Потребительская кооперация осуществляет торговлю через 105 торговых объктов с торговой площадью 8797м2.

Складское хозяйство  включает семь складов общей площадью 8459м2, в том числе продовольственных 7809м2, промышленных 650м2.

Объединение общественного питания  осуществляет свою деятельность через 46 объектов общественного питания  на 2775 посадочных мест, в том числе:

    • столовые, закусочные 38 на 2685 посадочных мест;
    • из низ школьные столовые 29 на 1936 посадочных мест;
    • бар 1 на 12 посадочных мест.

Кроме того, имеется кондитерский цех в д.Гдеск, два магазина, три  магазина «Кулинария», цех по производству майонеза и меда, соленой рыбы.

Коопзаготпром объединяет: магазины по торговле продтоварами, скотобойную  площадку, колбасный цех, цех по производству безалкогольных напитков, цех по производству рыбы, цех по производству сладкой соломки, имеет 100 тонный холодильник.

С 1.02.2003г. переданы в ведение  райпо:

    • Овощехранилище емкостью 200т;
    • Фруктохранилище – 250т;
    • Холодильник – 600т;
    • Склад вторичного сырья;
    • Склад животноводческого сырья;
    • Квасильно-засолочный цех.

В райпо имеется 17 автомобилей.

Так как потребительская  кооперация является самой крупной  торгующей системой в Слуцком  районе (доля рынка 77,7%), коммерческая служба данной организации должна отслеживать изменения в численном составе жителей, половозрастном составе населения для обоснованного составления заказов по внутригрупповому ассортименту на многие товары.

Численность и структура  населения, обслуживаемого райпо, представлены в табл.2.1.

Таблица 2.1

Изменение численности  обслуживаемого населения 

Слуцкого райпо  за 2001-2003гг.

Показатели

Ед.

изм.

Год

Динамика, %

2001

2002

2003

2003

к

2001

2003

к

2002

1.Всего населения в  районе

тыс.чел.

40,2

39,7

39,1

97,3

98,5

в том числе обслуживаемого Слуцким райпо

тыс.чел.

32,6

31,4

30,8

94,5

98,1

из них :

           

                  мужчин

тыс.чел.

10,3

9,5

8,9

86,4

93,7

                  женщин

тыс.чел.

14,9

14.4

14,2

95,3

98,6

                  детей

тыс.чел.

7,4

7,5

7,7

104,1

102,7

2. Удельный вес населения,  обслуживаемого Слуцким райпо

%

81,1

79,1

78,8

-2,3

-0,3


 

На основании данных таблицы 2.1 можно сделать вывод, что  в данном районе наблюдается тенденция  снижения численности обслуживаемого населения, в том числе обслуживаемого Слуцким райпо. Отметим, что численность населения, обслуживаемого Слуцким райпо, снижается теми же темпами, как и численность населения района. Это говорит о том, что организация не теряет своих потребителей, хотя удельный вес населения, обслуживаемого ею, уменьшается. Также наблюдается тенденция роста численности детей. Это говорит о том, что увеличивается рождаемость в данном районе, хотя и не очень высокими темпами (4,1%). Но тем не менее в районе насчитывается около 14 тысяч пенсионеров, большинство из которых проживает в сельских населенных пунктах и обслуживается потребительской кооперацией. Доля пенсионеров в численности населения (35,8%) постоянно увеличивается и более быстрыми темпами, чем численность детей. Следовательно, наблюдается такое явление как старение населения, которое является фактором, отрицательно влияющим на деятельность данной торгующей системы (райпо), так как денежные расходы пенсионеров незначительны по сравнению с остальной частью населения. Но тем не менее пенсионеры являются постоянным обслуживаемым контингентом, особенно проживающие в сельской местности.

Важным показателем, характеризующим  состояние торгующей системы  в данном районе, является ее рыночная доля. Она аккумулирует в себе влияние  факторов внешней и внутренней среды, которые определяют особенности развития торгующей организации и направления стратегического развития ее предприятий. Стратегический интерес использования показателя рыночной доли торговой организации (Слуцкого райпо) для анализа ее состояния заключается в возможности отслеживания динамики ее изменения за ряд лет, которая представлена в табл. 2.2.

Таблица 2.2

Доля рынка, занимаемая потребительской кооперацией  в общем товарообороте Слуцкого района за 2001-2003гг.

Показатели

Ед.

изм.

Год

Динамика, %

2001

2002

2003

2003

к

2001

2003

к

2002

1.Общий товарооборот  всех торгующих систем района

млн.руб.

10464,0

14024,0

15642,8

149,4

111,5

2. Розничный товарооборот  Слуцкого райпо

млн.руб.

9111,7

11118,4

12154,5

133,4

109,3

3. Удельный вес товарооборота  Слуцкого райпо в общем товарообороте района

%

87,1

79,3

77,7

-9,4

-1,6


 

Как видно из данных таблицы 2.2 удельный вес розничного товарооборота  Слуцкого райпо в общем товарообороте  всех торгующих систем района снижается. В 2003году.. по сравнению с 2001годом  наблюдается снижение удельного веса на 9,4%.

Удельный вес организации  и ее конкурентов в общем объеме продаж является основным показателем  при анализе конкурентного положения  организации, а характер распределения  рыночных долей между конкурентами один из показателей измерения интенсивности конкуренции. На данную торговую организацию приходится 77,7% от общего объема продаж в районе. Хотя доля рынка и снизилась, однако она остается выше чем у конкурентов. Необходимо отметить, что следствием снижения этого показателя является высокая конкуренция в данном районе. Конкурентами Слуцкого райпо являются как предприятия государственной формы: ГТПУП «Слуцкторг», УП «Универмаг Слуцк», АТП «Торговый дом», ООО «Торговый старт», ТПД «Росквит», УП «Торговый дом Северный», ОАО «Поиск-с», ГТПУП «Восток», УПТП «Ландыш», ГУП «Комбинат школьного питания», ДОРОРС, так и индивидуальные предприниматели (42), торговые предприятия сельского хозяйства (12).

Также важным фактором, влияющим на деятельность организации, является ее организационная структура и структура управления. организационная структура является одним из основных элементов организации коммерческой деятельности.(Рис.1)

Организационная структура – это  конструкция организации, позволяющая  управлять коммерческой деятельностью, обеспечивая устойчивую связь между структурными элементами организации для реализации ее стратегических целей  на рынке. Хорошо сформированная организационная структура  позволяет как минимизировать издержки, так и использовать все возможности окружающей среды. Несоответствующая среде организации, ее деятельности организационная структура сводит шансы выживания организации к нулю.

Организационная структура  управления в потребительской кооперации, в том числе и в данном райпо, отличается сложностью и разнообразием, что обусловлено многозвенностью и многоотраслевым характером ее деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Организационная  структура Слуцкого райпо.

 

В структуре управления Слуцкого райпо (Рис.2) отсутствует такой важный элемент на сегодняшний день как отдел маркетинга. А так как райпо занимает большую долю рынка в районе ей просто необходимо иметь службу маркетинга или хотя бы несколько специалистов-маркетологов. Это позволило бы более точно и обоснованно определить райпо его направления развития и деятельности.

Информация о работе Сущность и содержание коммерческой деятельности по формированию ассортимента в современных условиях