Сущность инфляции и ее виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цели и задачи курсовой работы. Цель работы заключается в исследовании сущности инфляции, ее видов, социально-экономических последствий и механизмов управления. Следует отметить, что разработка и реализации антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.

В задачи работы входит:

изучить сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике;

охарактеризовать виды и социально-экономические последствия инфляции;

рассмотреть механизм управления инфляцией;

исследовать сущность и направление осуществления антиинфляционной политики государства;

проанализировать механизм управления инфляцией в РМ.

Содержание работы

Введение …………………….…………………………………………………..
3



Сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике ……………………………………………………………………


6



1.1
Сущность и причины инфляции; особенности её измерения …………
6



1.2
Механизм инфляции ……………………………………………………
11



Виды и социально-экономические последствия инфляции ……………
15



2.1
Виды инфляции ………...…………………………………………………
15

2.2
Социально-экономические последствия инфляции …………………….
20

Механизм управления инфляцией …………………………………………...


23

3.1
Антиинфляционная политика государства: сущность и направление осуществления. Взаимосвязь инфляции и безработицы…………………
23

3.2
Механизм управления инфляцией в РМ…..……………………………
26

Заключение ……………………………………………………………………
31

Глоссарий ……………………………………………………………………….
33

Список использованных источников………………………………………
35

Приложения
………………………………………………………………
36

Файлы: 1 файл

Пелеванюк Роман Курсовая работа.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)


Содержание

Введение …………………….…………………………………………………..

3

 

Сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике  ……………………………………………………………………

 

6

 

1.1

Сущность и причины инфляции; особенности её измерения …………

6

 

1.2

Механизм инфляции ……………………………………………………

11

 

Виды и социально-экономические последствия инфляции ……………

15

 

2.1

Виды инфляции ………...…………………………………………………

15

2.2

Социально-экономические последствия инфляции …………………….

20

Механизм управления инфляцией …………………………………………...

 

23

3.1

Антиинфляционная политика государства: сущность и направление осуществления. Взаимосвязь инфляции и безработицы…………………

23

3.2

Механизм управления инфляцией в РМ…..……………………………

26

Заключение ……………………………………………………………………

31

Глоссарий ……………………………………………………………………….

33

Список использованных источников………………………………………

35

Приложения

………………………………………………………………

36


 

Введение

 

Актуальность темы. Инфляция представляет собой одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно влияя на все стороны жизни общества. Она обесценивает результаты труда, уничтожает сбережения юридических и физических лиц, препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту. Высокая инфляция разрушает денежную систему, провоцирует бегство национального капитала за границу, ослабляет национальную валюту, способствует ее вытеснению во внутреннем обращении иностранной валютой, подрывает возможности финансирования государственного бюджета. Инфляция является самым эффективным средством перераспределения национального богатства – от более бедных слоев общества к более богатым, усиливая тем самым его социальное расслоение.

Поскольку актуальность и важность темы очевидны, по той причине, что она относится к наиболее глобальным и ключевым в макроэкономике, в литературе данная тема широко освещена.

          Степень разработанности темы. Проблемы инфляции в той или иной степени отражены в трудах многих крупных ученых и интенсивно исследуется в различных странах мира. Механизм развития инфляционных процессов в экономике представлен работами таких авторов как М.Фридмен, Л.Саммерс, М.Педро, Дж.М.Кейнс, У.Торн, Р.Куэн, Д.Сакс, М.Самуэльсон, Дж. Гэлбрейт, С.Фишер, А.Маршалл, А.Пигу. В тоже время необходимо отметить, что механизм регулирования инфляционных процессов в условиях переходной экономики в экономической литературе раскрыт недостаточно полно, что позволяет сделать вывод о возможности более детального исследования рассматриваемой темы.

Объект и предмет исследования. Объектом исследования является инфляция, как макроэкономическое явление, обусловленное нарушением равновесия на товарном и денежном рынках.

Предметом исследования являются особенности проявления инфляционных процессов в экономике РМ.

Цели и задачи курсовой работы. Цель работы заключается в исследовании сущности инфляции, ее видов, социально-экономических последствий и механизмов управления. Следует отметить, что разработка и реализации антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.

В задачи работы входит:

­           изучить сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике;

­           охарактеризовать виды и социально-экономические последствия инфляции;

­           рассмотреть механизм управления инфляцией;

­           исследовать сущность и направление осуществления антиинфляционной политики государства;              

­           проанализировать механизм управления инфляцией в РМ.

Методологическая основа. Для написания курсовой работы были использованы следующие методы исследования:

- метод анализа и синтеза;

- метод сравнения;

- метод индукции и дедукции;

- метод графического моделирования.

Теоретическая основа данной курсовой работы опирается на исследования таких авторов, как Красавина Л.Н., Камаев В.Д., Николаева, И. П., Булатов А.С., Матвеева, Т. Ю., Борисов, Е. Ф., Жуков Е.Ф.  и другие ученые.

Гипотеза исследования заключается в том, что инфляция в той или иной степени оказывает негативное влияние любой экономике, как рыночной, так и переходной. Как фактор макроэкономической нестабильности, это более серьезный феномен даже по сравнению с проблемой безработицы.

Практическая значимость данной курсовой работы заключается в возможности использования проблем инфляции в курсе «макроэкономика».

Структура курсовой работы следующая: введение, три главы состоящие из двух пунктов, заключение, глоссарий, список использованных источников, приложения. 

 

1 Сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике 

 

1.1 Сущность и причины инфляции; особенности её измерения

 

Инфляция – это явление, присущее экономике, использующей бумажные деньги. Она проявляется в форме повышения общего уровня цен и удорожания иностранной валюты.

Вместе с тем экономисты, например Пол Хейне, отмечают, что изменяются цены не только товаров, но и измерителя их ценности – денег. Формулируя это понятие образно, он отметил, что речь идет не об увеличении размера предметов, а об уменьшении масштабов линейки, используемой для их измерения. [10, С. 225]

Отметим, что в рыночной экономике существует процесс, обратный процессу инфляции. Дефляция есть не что иное, как устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен. Существует также понятие дезинфляции, что означает снижение темпа инфляции, и понятие стагфляции – одновременного роста инфляции и безработицы.

Проявлением инфляции выступает повышение цен, которое возникает в связи с длительным неравновесием на большинстве рынков в пользу спроса, т.е. это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением. Однако следует отметить, что рост цен не всегда является признаком инфляции. Он может быть обусловлен ухудшением условий добычи сырья; более высоким качеством продукции, производством более сложных и современных ее моделей; сезонными колебаниями цен; циклическими колебаниями экономической конъюнктуры; следствием стихийных бедствий и пр. Кроме того, рост цен в результате повышения минимальной ставки оплаты труда также не говорит о наличии инфляции.

Также рост цен может быть связан с отсутствием равновесия между спросом и предложением на отдельном рынке и такой рост цен на каком-то отдельном товарном рынке – это не инфляция. Инфляция проявляется в повышении общего уровня цен в стране. Даже в периоды быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно стабильными, а другие - даже снижаться. Например, хотя в 70-х и в начале 80-х годов в США наблюдался высокий уровень инфляции, цены на такие виды товаров, как видеомагнитофоны, электронные часы и персональные компьютеры, снижались.

Таким образом, можно дать следующее определение инфляции. Инфляция – процесс обесценения денег и, соответственно, роста общего уровня цен, происходящий в результате переполнения каналов обращения денежной массой сверх меры необходимой для товарооборота.

Измерение инфляции сводится к теории роста цен, а именно к определению основных видов индексов цен.

Индекс цен служит показателем соотношения совокупности цен определенного набора товаров и услуг, именуемого “рыночной корзиной”, в данный временной период и совокупности цен идентичной или сходной группы товаров и услуг в эталонный период. Этот эталонный период, или исходный уровень, называется базовым годом.

Если представить данный показатель в виде выражения, то получим:

I= (P/Pb) ×100%,                                                            [1, C. 310] (1)

где               P – цена рыночной корзины в данном году;

                            Pb – цена рыночной корзины в базовом году.

Различают следующие основные виды индекса цен:

       индексы цен на потребительские товары;

       индексы оптовых цен;

       индексы цен производителей;

       индексы цен потребителей на продукцию и услуги производственно-технического назначения;

       индексы-дефляторы.

Индекс потребительских цен – это отношение цены потребительской корзины в t-м году к ее цене в базисном году [1, С.143].

При вычислении индекса потребительских цен принимают во внимание не все конечные товары и услуги, а только те, которые составляют так называемую потребительскую корзину, приобретаемую типичным домашним хозяйством.

Индекс оптовых цен представляет собой типичный набор товаров, приобретаемых фирмами.

Индекс цен производителей рассчитывается по фактическим ценам реализации продукции, отгружаемой на внутренний рынок без НДС, акцизов, других косвенных налогов, транспортных и погрузочно-разгрузочных расходов.

Индекс цен на продукцию и услуги производственно-технического назначения, приобретенные предприятиями потребителями, включает, кроме цены производителей, транспортные расходы, косвенные налоги, оплату услуг торговых организаций и охватывает как отечественную продукцию, так и импортную, потребляемую отечественными предприятиями.

Дефлятор ВНП – средневзвешенный индекс, или уровень, цен на товары и услуги, формирующие ВНП. Он используется для анализа динамики ВНП, а также для характеристики темпа инфляции. Дефлятор ВНП равен соотношению объема ВНП текущего года в текущих ценах (номинального ВНП) и того же объема в постоянных (сопоставимых) ценах базисного периода (реального ВНП).

Уровень инфляции выражает процентное изменение цен и определяется по формуле:

  [1, C. 143] (2)

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции:

 

              Приблизительное количество                                70                           

              лет, необходимых для                            =  темп ежегодного

              удвоения темпов инфляции                   увеличения уровня

                                                                                         цен (%)                                [1, C. 143] (3)

 

Для оценки масштабов экспорта и импорта инфляции в открытой экономике применяется показатель условий торговли:

    [1, C.143]  (4)

Если этот показатель больше 100%, то страна экспортирует инфляцию, если меньше 100% - импортирует ее.

 

Причины инфляции многообразны. Обычно в основе инфляции лежит несоответствие денежного спроса и товарной массы – спрос на товары и услуги превышает размеры товарооборота, что создает условия для того, чтобы производители и поставщики поднимали цены независимо от уровня издержек. Диспропорции между спросом и предложением, превышение доходов над потребительскими расходами могут порождаться дефицитом госбюджета (расходы государства превышают доходы); чрезмерным инвестированием (объем инвестиций превышает возможности экономики); опережающим ростом заработной платы по сравнению с ростом производства и повышением производительности труда; произвольным установлением государственных цен, вызывающим перекосы в величине и структуре спроса; другими факторами.

Информация о работе Сущность инфляции и ее виды