Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:50, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы. Цель работы заключается в исследовании сущности инфляции, ее видов, социально-экономических последствий и механизмов управления. Следует отметить, что разработка и реализации антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.
В задачи работы входит:
изучить сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике;
охарактеризовать виды и социально-экономические последствия инфляции;
рассмотреть механизм управления инфляцией;
исследовать сущность и направление осуществления антиинфляционной политики государства;
проанализировать механизм управления инфляцией в РМ.
Введение …………………….…………………………………………………..
3
Сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике ……………………………………………………………………
6
1.1
Сущность и причины инфляции; особенности её измерения …………
6
1.2
Механизм инфляции ……………………………………………………
11
Виды и социально-экономические последствия инфляции ……………
15
2.1
Виды инфляции ………...…………………………………………………
15
2.2
Социально-экономические последствия инфляции …………………….
20
Механизм управления инфляцией …………………………………………...
23
3.1
Антиинфляционная политика государства: сущность и направление осуществления. Взаимосвязь инфляции и безработицы…………………
23
3.2
Механизм управления инфляцией в РМ…..……………………………
26
Заключение ……………………………………………………………………
31
Глоссарий ……………………………………………………………………….
33
Список использованных источников………………………………………
35
Приложения
………………………………………………………………
36
Из всего множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики. Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств. [4, C. 384]
Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы. Мировой опыт регулирования инфляции свидетельствует о существовании четырех типов антиифляционной политики. Первый – таргетирование валютного курса, т.е. фиксация национальной валюты к валюте страны с меньшим уровнем цен.
Режим целевого показателя уровня инфляции включает в себя несколько элементов:
1) среднесрочную декларацию достижения показателей инфляции;
2) включение целевых параметров инфляции в долгосрочную концепцию развития государства;
3) снижение роли промежуточных показателей, таких, как рост денежной массы в общей стратегии достижения оптимального уровня инфляции;
4) достижение прозрачности долгосрочной монетарной политики путем предания гласности текущих задач и планов;
5) увеличение подотчетности центрального банка для достижения целевых уровней инфляции.
Четвертый – таргетирование скрытого целевого показателя. Наиболее ярким примером использования данного режима на современном этапе являются США и зона евро. Данная стратегия предполагает тщательный мониторинг признаков надвигающейся инфляции, разработку и принятие “предупреждающих ударов” относительно потенциальной угрозы инфляционных процессов.
Использование одного из видов антиинфляционной политики зависит от степени развития рыночных экономических отношений в государстве, и поэтому единое регулирование цен не подходит одновременно для всех стран. Менее дискуссионным является использование инфляционного таргетирования, предусматривающее достижение целевого уровня инфляции любыми методами. В свою очередь, таргетирование валютного курса и денежной массы больше ориентировано на определение целевого средства достижения инфляции, а не самой инфляции, поэтому эти виды антиинфляционной политики не всегда решают поставленные задачи. Таким образом, управление инфляцией предполагает использование комплексных мер, инструменты управления процессом отличаются в зависимости от характера и уровня инфляции, особенностей хозяйственной обстановки, специфики хозяйственного механизма разных стран.
3.2 Механизм управления инфляцией в РМ
Для определения последствий инфляции в экономике РМ был проведен анализ статистических данных, который позволил наиболее полно раскрыть тему инфляции, ее влияние на ВВП, на индекс цен, а также на реальные доходы населения. В ходе этого студентом были анализированы индексы потребительских цен, индекс цен на промышленные товары, а также динамика реального ВВП и реальные доходы населения в РМ в период 2005 по 2011гг.
Рисунок 5 - динамика индекса потребительских цен в РМ *
*рисунок выполнен на основе источника [11]
Индекс потребительских цен (ИПЦ) за 2006 год составил 112,1%, снизившись на 1% по сравнению с 2005 годом. В 2007 году ИПЦ составил 112,2%. С начала 2008 года потребительские цены снизились до 111,7%, а в 2009 до 97,4%. В 2010 году потребительские цены выросли на 9,1% процента и составили 106,5%. В 2011 году цены выросли в среднем 0,5% и составили 107%.
Рисунок 6 – динамика индекса цен на промышленные товары в РМ 2005-2011гг.*
*рисунок выполнен на основе источника [11]
На данном графике виден индекс цен на промышленные товары в РМ за период 2005-2011гг. Темп роста за 2006 год составил 112,2%, который увеличился в среднем на 6,9% по сравнению с 2005 годом. В 2007 году цены увеличились на 1,2% по сравнению с 2006 годом. В 2008 году темп роста снизился на 3% и составил 110,4%. Впоследствии наблюдаем резкий спад темпа роста в 2009 году на 13,4%, который составил 97%. В 2010 году опять наблюдается скачок на 10,9%. В 2011 году индекс цен на промышленные товары в среднем снизился на 1,1% составив тем самым 106,8%. По сравнению с 2005 годом индекс цен на промышленные товары в 2011 году увеличился на 1,5%.
Для оценки влияния темпов инфляции на уровень ВВП на состояние экономики был проведен анализ динамики реального ВВП Республике Молдова. Его результаты отражены на рисунке 7. Результаты деятельности национальной экономики Республики Молдова по предварительным данным характеризуются следующим образом:
Рисунок 7 – динамика реального ВВП в Молдове*
На данном графике видно состояние Валового Внутреннего Продукта за период 2005-2011 годов. Темп роста валового внутреннего продукта составил 107,5% за 2005, который снизился на 2,7% в 2006 году и составил 104,8%. Впоследствии наблюдаем его снижение на 1,8% в 2007 году, составляющий 103%. В 2008 году замечаем повышение на 4,8% (107,8%), затем резкий спад в 2009 году на 13,8% - 94%. В течении 2010 года мы замечаем резкий рост внутреннего валового продукта на 12,9%, который в результате составил 106, 9%, и в 2011 понизился на 6%, в итоге составив 100, 9%. По сравнению с 2005 годом объём внутреннего валового продукта на 2011 год снизился на 6, 9%. В результате этого мы можем сделать вывод, что рыночная стоимость всех товаров и услуг, произведённых в Республике Молдова в течение 2005-2011 годов, снизилась на 6, 9%.
Проанализировав статистические данные потребительских цен и цен на промышленные товары, мы пришли к выводу, что с увеличением цен как на потребительские так и на промышленные товары, снижается реальный уровень ВВП. Например, с 2005-2007гг. цены на промышленные товары возрастали, а потребительские цены были довольно высокими и стабильными, что свидетельствует о снижении реального уровня ВВП. Начиная с 2008-2009гг. мы наблюдаем явление дефляции, т.е. устойчивое и продолжительное снижение общего уровня цен. Цены на промышленные и потребительские товары снизились почти в 2 раза, что свидетельствует о достаточно резком снижении уровня ВВП. В 2009 году уровень ВВП составил примерно 94%. Это говорит нам о том, что в этот период времени страна, находилась в глубоком экономическом кризисе, что повлекло за собой резкий спад производства. Но уже в 2010-2011гг. цены становятся достаточно стабильными и предельно низкими по сравнению с уровнем 2005-2008гг., что вызывает увеличение уровня реального ВВП. По сравнению, с 2009 годом уровень ВВП увеличился на 13% и составил 107%, а в 2011 – увеличился на 19% и составил 113%.
Для того чтобы получить реальный доход населения нам необходимо выполнить ряд следующих математических расчетов. Исходя из статистических данных, мы знаем номинальные доходы населения в период с 2005 – 2011гг. Они следующие:
Таблица 1 - Номинальный доход населения РМ за 2005 2011гг. *
* таблица выполнена на основе источника [11]
Год | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 |
Ном. Доход | 1318,7л | 1697,1л | 2065л | 2529,7л | 2747,6л | 2971,7л | 3193,9л |
Зная номинальные доходы, и индекс потребительских цен путем простых математических расчетов мы можем вычислить реальные доходы населения. Для этого нам необходимо поделить номинальный доход на индекс потребительских цен в процентном соотношении, и мы получим реальный доход населения. Вычисления представлены в виде таблицы, и они следующие:
Таблица 2 - Вычисление реального дохода населения РМ *
Год | Вычисления | Реальный доход (л) |
2005 | 1318,7/1,13 | 1166,9 |
2006 | 1697,1/1,12 | 1515,2 |
2007 | 2065/1,12 | 1843,7 |
2008 | 2529,7/1,11 | 2279 |
2009 | 2747,6/0,97 | 2832,5 |
2010 | 2971,7/1,06 | 2803,5 |
2011 | 3193,9/1,07 | 2984,9 |
Исходя из этого, нами был построен график реальных доходов населения РМ с 2005 по 2011гг. (см. прил. В)
Анализируя данные графика, мы четко видим, что, начиная с 2005 по 2011 гг. реальные доходы населения возрастали и к 2011 году они достигли в среднем 2984,9 лея. Если сравнивать показатели 2005 и 2011 года то они следующие: в 2005 году реальный доход населения составил 1166,9, а в 2011 - 2984,9, что в 2,55 раза выше показателя 2005 года. На протяжении 7 лет мы наблюдаем, строгий экономический рост реальных доходов, несмотря на то, что в 2010 году он немного снизился по сравнению с 2009 годом, но уже в 2011 году доходы превысили показатели 2009 года.
В 2010 - 2011гг. темпы роста цен были значительно ниже, чем в 2005 - 2008гг., что определило более высокие темпы роста реального дохода населения. В тоже время необходимо отметить , что несмотря на достаточно высокие темпы роста цен в 2005-2008гг. динамика реальных доходов населения оставалась положительной, что свидетельствует о рациональной политики управления доходами даже в условиях инфляции.
Заключение
Из изложенного выше видно, что инфляция - это сложный многопрофильный процесс, наносящий серьезный ущерб экономике страны, ее населению. Она негативно воздействует на международные позиции государства ослаблением национальной валюты и ухудшением платежного баланса. Поэтому важнейшими задачами являются выработка и реализация эффективной антиинфляционной политики.
Инфляция негативно воздействует на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция не только снижает покупательную способность денег, но также подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.
По своему характеру, интенсивности и проявлениям инфляция бывает весьма различной. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат определенной политики: политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, т.к. рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.
Инфляция является неотъемлемым атрибутом рыночного хозяйства, оказывающим неоднозначное воздействие на экономику. В результате инфляции растет денежная масса. Некоторый рост денежной массы (до 10% в год) создает стимул для увеличения объема выпускаемой продукции, ускоряет платежный оборот, способствует активизации инвестиционных процессов, усиливает концентрация производства. В свою очередь рост производства приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массой при более высоком уровне цен.