Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 12:50, курсовая работа
Цели и задачи курсовой работы. Цель работы заключается в исследовании сущности инфляции, ее видов, социально-экономических последствий и механизмов управления. Следует отметить, что разработка и реализации антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области, как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней.
В задачи работы входит:
изучить сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике;
охарактеризовать виды и социально-экономические последствия инфляции;
рассмотреть механизм управления инфляцией;
исследовать сущность и направление осуществления антиинфляционной политики государства;
проанализировать механизм управления инфляцией в РМ.
Введение …………………….…………………………………………………..
3
Сущность, причины и механизм развития инфляционных процессов в экономике ……………………………………………………………………
6
1.1
Сущность и причины инфляции; особенности её измерения …………
6
1.2
Механизм инфляции ……………………………………………………
11
Виды и социально-экономические последствия инфляции ……………
15
2.1
Виды инфляции ………...…………………………………………………
15
2.2
Социально-экономические последствия инфляции …………………….
20
Механизм управления инфляцией …………………………………………...
23
3.1
Антиинфляционная политика государства: сущность и направление осуществления. Взаимосвязь инфляции и безработицы…………………
23
3.2
Механизм управления инфляцией в РМ…..……………………………
26
Заключение ……………………………………………………………………
31
Глоссарий ……………………………………………………………………….
33
Список использованных источников………………………………………
35
Приложения
………………………………………………………………
36
Комбинация сбалансированной и ожидаемой инфляции не наносит особого вреда экономике, а несбалансированная и неожидаемая особо опасна, чревата большими издержками адаптационного плана.
Другим критерием вида инфляции выступает темп роста цен. В этом плане выделяют три вида инфляции:
1) Умеренная инфляция, когда цены растут менее чем на 10% в год, стоимость денег сохраняется, отсутствует риск подписания контрактов в номинальных ценах. На Западе ее рассматривают как элемент нормального развития экономики, который не вызывает особого беспокойства. Средний уровень инфляции по странам Европейского сообщества составил за последние годы около 3-3,5%.
2) Галопирующая инфляция – рост цен измеряется двузначными и большими цифрами в год, контракты «привязываются» к росту цен, деньги ускоренно материализуются. Считается, что она опасна для народного хозяйства и требует антиинфляционных мер. Такие высокие темпы в 80-х годах наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Центральной Азии.
3) Гиперинфляция – цены растут астрономическими темпами, расхождение цен и заработной платы становится катастрофическим, разрушается благосостояние даже наиболее обеспеченных слоев общества, бесприбыльными и убыточными становятся крупнейшие предприятия; она парализует хозяйственный механизм, поскольку резко усиливается эффект бегства от денег с целью превращения их в товары. Разрушаются экономические связи, осуществляется переход к бартерному обмену. Ее условный рубеж – ежемесячный (в течение трех-четырех месяцев) рост цен свыше 50%, а годовой будет выражаться четырехзначными цифрами. Особенность гиперинфляции в том, что она оказывается практически неуправляемой; обычные функциональные взаимосвязи и привычные рычаги управления ценами не действуют. На полную мощность работает печатный станок, развивается бешеная спекуляция. Производство дезорганизуется. Чтобы остановить или притормозить гиперинфляцию, приходится прибегать к чрезвычайным мерам.
Инфляция представляет собой весьма сложный, необычайно противоречивый феномен. Не следует проводить прямой аналогии между инфляцией цен и эмиссией денег, хотя в литературе этого различия подчас не делается
Приведенное нами определение инфляции как процесса обесценивания денег и переполнения каналов обращения бумажными деньгами не исчерпывает полностью сути этого неоднозначного явления, оказывающего нередко существенное воздействие на общее состояние экономики.
2.2 Социально-экономические последствия.
Оценка последствий инфляции является весьма сложной и в научно-методическом, и в практическом плане. Воздействие инфляционных процессов на экономику, социальную сферу неоднозначно в зависимости от их интенсивности и видов инфляции. Способствуя повышению цен и нормы прибыли при низких темпах роста, инфляция выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере их увеличения превращается из двигателя в тормоз, стимулируя явления социально-экономической нестабильности в стране. Не говоря уже о галопирующей и гиперинфляции, которые могут иметь катастрофические последствия, инфляция отвлекает капиталы из сферы производства в сферу обращения, где они могут приносить огромные прибыли; приводит в расстройство товарооборот страны из-за нарушения нормального денежного обращения; ведет к деформации потребительского спроса, к «бегству от денег»; усиливает спекулятивную торговлю; обесценивает сбережения и нарушает инвестиционный процесс; стимулирует бартер и способствует «вымыванию» оборотных средств предприятий и росту взаимных неплатежей и т.д. Через перераспределительный эффект инфляция понижает уровень жизни лиц с фиксированными доходами, например, пенсионеров, служащих государственного сектора. Во время инфляции происходит снижение реальной ценности сбережений, особенно хранящихся в виде наличных денег, на срочных и сберегательных счетах, а также облигаций. Ухудшению текущего потребления способствует эффект инфляционного налогообложения, действующий при прогрессивной системе подоходного налогообложения: передвигаясь от низших к более высоким группам номинального дохода, налогоплательщики отдают все большую часть своего заработка государству.
Инфляция может иметь негативные социальные последствия как сама по себе, так и по результатам ее регулирования. Обесценение денег и рост цен могут привести к понижению уровня жизни населения. Однако если рост цен сопровождается таким же ростом заработной платы (путем индексации), то реального обесценения денег не наблюдается, то есть изменяется масштаб цен. Более того, может происходить опережениями рост заработной платы к производительности труда. В этой связи как для определения самой инфляции, так и ее негативных социальных последствий необходимо проводить сопоставление роста цен с динамикой заработной платы и производительности труда. Движение производительности труда в развитых странах сдерживало увеличение инфляции и способствовало понижению темпов роста цен. Исключением стали лишь некоторые европейские страны, где низкая инфляция достигалась другими факторами. [6, C. 527]
В большей степени инфляция цен развивалась в странах с переходной экономикой, где, однако, темпы роста цен значительно снизились за последнее время. Специфика инфляции в переходной экономике, в частности, может быть обоснована недостаточно сильной финансовой инфраструктурой, которая столкнулась с большим спросом на кредитные ресурсы. Центральные банки в целях предотвращения системного банковского кризиса предоставляли финансовые ресурсы с помощью эмиссии денежных средств. В свою очередь, эмиссия, не обеспеченная соответствующим объемом произведенных товаров, приводила к инфляции. Низкая инфляция в развитых странах стала не только реалией современной экономики, но и переросла в угрозу наступления дефляции. Падение товарных цен также ведет к снижению курсов корпоративных ценных бумаг и оказывает давление в целом на весь финансовый рынок. Именно поэтому дефляция или очень низкая инфляция так же опасны для экономики, как и высокая инфляция.
Оптимальным уровнем прироста индекса потребительских цен для развитых стран, видимо, может стать показатель в 2-4 процента годовых, а для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, требующих более высоких темпов экономического развития, годовая инфляция может достигать 4-6 процентов. Для обеспечения такого уровня цен необходимо проведение финансовой политики, которая предусматривала бы оживление цен в развитых странах и ограничение инфляционного роста цен в развивающихся странах и странах с переходной экономикой.
Как и большинство других явлений, характерных для рыночной экономики, инфляция не может быть оценена однозначно. Негативные последствия инфляции хорошо известны в нашей стране. Гораздо менее известен тот факт, что инфляция вместе с тем способствует и экономическому росту. Поэтому, как и большинство других процессов, характерных для рыночного регулирования экономики, инфляция не должна рассматриваться как абсолютное зло, которое должно быть подавлено и уничтожено. Она является инструментом, который может быть использован государством для блага общества и его экономического развития.
Научный подход к проблемам инфляции отличается от обыденного мифологизированного трезвой оценкой опасности выхода инфляции из-под контроля и выработкой рекомендаций по ее регулированию, четко оценивающих конкретно-исторические и национально-государственные условия и особенности функционирования национальной экономики.
Инфляция, способствуя повышению цен и нормы прибыли, вначале выступает как фактор оживления конъюнктуры, но по мере углубления она превращается из двигателя в тормоз, усиливая социально-экономическую неустойчивость в стране.
В странах с развитой рыночной экономикой ползучая инфляция рассматривается в качестве нормального фактора экономического роста. Однако галопирующая, а тем более, гиперинфляция воспринимается как явление негативное, поскольку несет в себе огромные социально-экономические издержки.
Борьба с инфляцией представляет собой задачу макроэкономическую. Перед правительством стоит главный вопрос: или ликвидировать инфляцию посредством радикальных мер, или адаптироваться к ней. Различные страны решают эту дилемму по-своему. США, Великобритания активно борются с инфляцией, другие же страны разрабатывают комплекс адаптивных государственных мер.
3 Механизм управления инфляцией
3.1 Антиинфляционная политика государства: сущность и направление осуществления. Взаимосвязь инфляции и безработицы
Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Способы управления неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, требуется сдержать раскручивание инфляционной спирали, а с другой – поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.
Задача государства состоит в том, чтобы сделать рост цен контролируемым и сравнительно умеренным. Как свидетельствует мировой опыт, остановить инфляцию с помощью одних организационных мер весьма трудно, если не сказать невозможно. Для этого необходима структурная реформа, направленная на преодоление возникших в экономике диспропорций.
Государственное регулирование инфляции может быть активным и адаптивным. Активные меры направлены на ликвидацию причин, вызвавших инфляцию. Адаптивная политика представляет собой приспособление к условиям инфляции, смягчение ее отрицательных последствий.
Негативные социальные и экономические последствия инфляции и безработицы вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику – экспансии или сдерживания.
Суть политики экспансии заключается в том, что государство стремится повысить совокупный спрос путем увеличения государственных расходов или снижения налогов. Рост государственных расходов повышает покупательную способность в экономике, а, следовательно, и общий объем спроса, что, в свою очередь, ведет к росту объемов производства. Снижение налогов действует в принципе таким же образом. В условиях инфляции повышение спроса вызывает одновременно и повышение занятости, и рост инфляции. Через некоторое время возникает ожидание будущей инфляции, и будут нарастать требования повышения заработной платы. Данная политика дает временный положительный эффект, но в долгосрочной перспективе приносит лишь более высокий темп инфляции. Чтобы достичь устойчивого положительного воздействия на экономику, государства стремятся совершенствовать функционирование экономики, проводя целенаправленную антиинфляционную политику и политику занятости. При проведении государством политики сдерживания адаптация, напротив, сопровождается возросшей безработицей. Требуется время, прежде чем цены и заработная плата придут в соответствие друг другу.
Важная задача политики стабилизации заключается в том, чтобы попытаться сломить инфляцию, не вызывая повышения безработицы. Это значит, что необходимо искать пути, позволяющие избежать длительных перемещений к более высоким уровням безработицы. Дело в том, что между инфляцией и безработицей существует зависимость, графически выражаемая кривой Филлипса.
π
Ph
и
Рисунок 4 - кривая Филлипса [8, C.654]
Кривая Филлипса иллюстрирует альтернативную связь между инфляцией и безработицей: чем выше (ниже) уровень цен, тем ниже (выше) уровень безработицы. Необходимо различать краткосрочный и долгосрочный аспекты в модели кривой Филлипса. В краткосрочном периоде существует альтернативная связь между темпом инфляции и уровнем безработицы; в долгосрочном периоде такой взаимосвязи нет. Согласно теории естественного уровня безработицы попытки правительства снизить его могут быть успешными лишь в краткосрочном периоде (теория адаптивных ожиданий). В долгосрочном же периоде стимулирование совокупного спроса и соответственно занятости может привести лишь к росту общего уровня цен при неизменном естественном уровне безработицы (теория рациональных ожиданий).[2, C. 235]
Так, когда правительство считает, что инфляция вызвана чрезмерным спросом, оно может избрать один или несколько способов воздействия на экономику с целью сокращения совокупного спроса:
фискальную (налогово-бюджетную) политику, т.е. политику увеличения налогов и сокращения государственных расходов;
денежно-кредитную (монетарную) политику, т.е. политику ограничения денежной массы, находящейся в обращении. [3, С. 480]
Рестриктивная политика, безусловно, позволяет снизить темпы инфляции, но лишь ценой безработицы. Существует опасность, что такая безработица будет обширной и долговременной, если рынки недостаточно гибкие. В то же время политика экспансии обеспечивает лишь кратковременное положительное воздействие на производство и занятость, однако приводит к устойчивому повышению темпов инфляции. Поэтому одной лишь фискальной и денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно. Большинство экономистов пришли к заключению, что политика спроса должна дополняться государственным воздействием на предложение.
Суть политики предложения заключается в следующем: если бы с помощью различных мер экономической политики можно было бы переместить вниз кривую предложения, удалось бы одновременно и снизить инфляцию, и расширить производство.
Необходимо отметить, что каждая инфляция специфична и предполагает применение таких экономических инструментов, которые соответствуют характеру и глубине протекания инфляционных процессов.