Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
1.1. Сущность издержек производства
1.2. Общая классификация издержек
1.3. Методы анализа издержек производства
2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Экономическая сущность прибыли
2.2. Функции прибыли
2.3. Классификация видов прибыли и источники их формирования
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
1.1. Сущность издержек производства
1.2. Общая классификация издержек
1.3. Методы анализа издержек производства
2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Экономическая сущность прибыли
2.2. Функции прибыли
2.3. Классификация видов прибыли и источники их формирования
3. УПРАВЛЕНИЕ ИЗДЕРЖКАМИ КАК ФАКТОР ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИБЫЛИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Переход к рыночным отношениям
требует осуществления новой
финансовой политики, усиления ее воздействия
на ускорение социально-экономичес
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
Современные российские предприятия переживают сложный этап своего развития, вызванный процессом реформирования экономики: утверждением начал рыночной экономики, приватизацией государственной собственности, структурной перестройкой и др. Многие предприятия являются убыточными. И это делает вопросы планирования образования прибыли на предприятии наиболее актуальными. С помощью планирования прибыли устанавливается рациональное соотношение между источниками финансирования капитальных вложений, прироста собственных оборотных средств и другими затратами предприятия; определяются оптимальные пропорции между собственными и заемными средствами.
Кроме того, динамизм внешней среды, неопределенность экономической ситуации, наличие инфляционных процессов в экономике усиливает роль планирования прибыли.
В процессе планирования прибыли важно определить, за счет каких факторов она растет или снижается.
Важным фактором, влияющим на величину прибыли от реализации товарной продукции, является изменение уровня себестоимости продукции. Чем ниже себестоимость продукции, определяемая уровнем затрат на ее производство и реализацию, тем выше прибыль, и наоборот. Этот фактор в свою очередь находится под воздействием многих причин. Поэтому при анализе изменения уровня себестоимости должны быть выявлены причины ее снижения или повышения с тем, чтобы разработать мероприятия по сокращению уровня затрат на производство и реализацию продукции, а следовательно — увеличению за счет этого прибыли.
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты (издержки) предприятий на производство и реализацию продукции (работ, услуг).
Издержки — это
денежное выражение затрат производственных
факторов, необходимых для осуществления
предприятием своей производственной
деятельности. Бухгалтерские издержки
представляют собой стоимость
Однако для принятия решений о целесообразности продолжения деятельности своего предприятия владельцы должны учитывать экономические издержки.
Экономические издержки включают явные (бухгалтерские) и неявные издержки. Неявные издержки — это стоимость услуг факторов производства, которые используются в процессе производства и являются собственностью предприятия, т.е. не являются покупными.
Конечным финансовым результатом деятельности предприятия является прибыль (убыток). Различают прибыль бухгалтерскую и чистую экономическую прибыль. Как правило, под экономической прибылью понимается разность между общей выручкой и внешними и внутренними издержками. Прибыль, определяемая на основании данных бухгалтерского учета, представляет собой разницу между доходами от различных видов деятельности и внешними издержками.
Прибыль — одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых в отраслях экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующее воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.
Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.
Существует достаточно
большое количество способов, с помощью
которых предприятие может
В реальной практике менеджеры предприятия не уделяют должного внимания издержкам по той простой причине, что не могут достаточно детально их описать. Зачастую им просто трудно разобраться в запутанной структуре издержек, их взаимозависимости и зависимости от ключевых факторов бизнеса. В то же время осознание того, что издержки играют наиболее существенную роль в бизнесе, начинает овладевать менеджерами предприятия. На этой стадии принципиальным является принятие решения о том, что следует потратить время, энергию, а также деньги для того, чтобы детально проанализировать основные издержки и в дальнейшем научиться ими управлять.
Приведем основные положения анализа издержек, которые помогут разобраться в характере возникновения и поведения издержек на практике и в дальнейшем дадут возможность создать систему управления издержками. Здесь издержки рассматриваются в рамках управленческого учета предприятия, а не формального финансового (бухгалтерского) учета. Существенным отличием управленческого учета являются следующие факторы[1]:
· управленче
· предприяти
· управленче
Анализ издержек начинается с построения их классификаций, которые помогут получить комплексное представление о свойствах и основных характеристиках издержек. Следует подчеркнуть, что издержки как исключительно сложное явление не могут быть представлены с помощью некоторой одной классификации. На практике существуют и ниже будут использованы различные подходы к классификации издержек, с точки зрения различных критериев их оценки и понимания. Совокупность представленных классификаций позволит дать полное представление о феномене издержек и их основных характеристиках. В самом общем случае любое предприятие может быть отнесено к производственным, торговым или предприятиям сферы обслуживания. То, о чем пойдет речь дальше имеет место для любого предприятия, однако наибольшее внимание будет уделено производственным предприятиям, поскольку они имеют наиболее сложную структуру издержек. Следует еще раз отметить, что классификация издержек не является самоцелью, а создает необходимые условия для последующего анализа издержек.
Современная западная теория издержек основана на редкости ресурсов и возможности их альтернативного использования. Данная концепция исходит из того, что использование ресурсов в одних целях означает невозможность их применения в других. Любой фирме на стадии планирования хозяйственной деятельности часто приходится осуществлять выбор между двумя и большим количеством возможностей. Отдавая предпочтение одному из экономических способов производства, фирма несет не только затраты, связанные с его осуществлением, но и определенные потери, вызванные упущенными доходами от неиспользования альтернативной возможности. Издержки фирмы по реализации выбранного способа производства, суммированные с издержками упущенных возможностей, определяются как экономические издержки.
В зависимости от того, оплачивает ли фирма ресурсы, экономические издержки можно разделить на внешние и внутренние. Внешние издержки — это денежные расходы на оплату ресурсов, принадлежащих другим фирмам. Это платежи поставщикам за ресурсы (сырье, топливо, транспортные услуги, энергия, трудовые услуги и т.д.). Так как эти затраты отражены в балансе и отчете фирмы, их принято называть бухгалтерскими издержками. Внутренние издержки — это неоплаченные затраты фирмы, связанные с использованием ресурсов, принадлежащих ей самой. Эти затраты равны денежным платежам, которые фирма могла бы получить за собственные ресурсы, если бы она выбрала наилучший вариант их предоставления. Внутренние издержки часто называют неявными, скрытыми или альтернативными.
Экономические издержки рассчитываются для внутренних потребностей фирмы и используются ею в системе управления производством. Они отличаются от бухгалтерских издержек на величину альтернативной стоимости.
Различие между экономическими и бухгалтерскими издержками можно показать с помощью схемы (рис. 1.1).
Внешние издержки Бухгалтерские издержки
Экономические
издержки
Внутренние издержки,
в том числе нормальная прибыль
Рис. 1.1. Различие между экономическими и бухгалтерскими издержками
Решение об использовании ресурсов фирма принимает на основе экономических издержек, игнорируя при этом невозвратные издержки. К ним относятся расходы на факторы, которые не имеют альтернативного использования. Примером невозвратных издержек может служить специализированное оборудование, которое в случае закрытия предприятия не может быть продано другой фирме.
В зависимости от того, как влияет объем производства на величину издержек в краткосрочном периоде, различают постоянные и переменные издержки.
Постоянные издержки — это издержки, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, страховые взносы, заработная плата высшего управленческого персонала, арендная плата и т.д. Постоянные издержки должны быть оплачены, даже если фирма ничего не производит.
К переменным издержкам относятся издержки, величина которых меняется в зависимости от изменения объема производства. Это затраты на сырье, топливо, энергию, большую часть трудовых ресурсов, транспортные услуги. Величиной переменных издержек администрация фирмы может управлять, так как они могут быть изменены в краткосрочном периоде путем изменения объема производства.
В долгосрочном периоде все издержки
следует рассматривать как
Различают общие, средние и предельные издержки производства.
Общие издержки представляют собой сумму постоянных и переменных издержек при каждом данном объеме производства. Они определяются по следующей формуле: ТС = FC+ VC, где TC, FC, VC— общие, постоянные и переменные издержки соответственно.
Средние издержки — это издержки в расчете на единицу продукции. Их можно определить по формуле АС = TC/Q, где АС — средние издержки; Q — объем выпуска.
В свою очередь, средние издержки делят на средние постоянные AFC и средние переменные AVC. Средние постоянные и переменные издержки определяют путем деления соответствующих издержек на объем выпуска.
Средние издержки используются для решения вопроса о том, производить ли данную продукцию вообще. Чтобы определить, следует ли увеличивать или уменьшать выпуск продукции, фирма пользуется предельными издержками.
Предельные издержки — это издержки,
связанные с производством
MC = ∆TC/∆Q.
Приведем таблицу, показывающую
динамику общих, средних и предельных
издержек отдельной фирмы в
Таблица 1.1
Издержки производства фирмы в краткосрочном периоде (данные гипотетические), руб.