Сущность издержек производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 19:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение теоретических основ издержек фирмы, рассмотрение сущности и функций прибыли предприятия, определение факторов роста прибыли путем построения системы стратегического управления издержками.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ ИЗДЕРЖЕК И ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИХ АНАЛИЗА
1.1. Сущность издержек производства
1.2. Общая классификация издержек
1.3. Методы анализа издержек производства
2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Экономическая сущность прибыли
2.2. Функции прибыли
2.3. Классификация видов прибыли и источники их формирования

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯЯЯЯ.doc

— 246.00 Кб (Скачать файл)

·                   включить их в состав производственной себестоимости, т.е. «размазать» равномерно по всей произведенной продукции, или

·                   подобно маркетинговым и административным издержкам отнести к затратам периода, т.е. отнести на совокупность затрат, связанных с реализацией продукции в конкретный период (чаще всего, месяц).

Другими словами, центральным  вопросом оценки себестоимости продукции  является следующее — какой период выбрать для отнесения постоянных производственных издержек:

·                   период, в котором издержки фактически появляются,

·                   период, в котором продукция реализуется.

В классической литературе по учету издержек описываются два метода калькуляции себестоимости[5]:

·                   метод поглощенных затрат (Absorption Costing), при котором все производственные издержки (переменные и постоянные) относятся на себестоимость произведенной продукции и, следовательно, пропорционально распределяются между реализованной продукцией и продукцией, оставшейся на складе;

·                   метод прямых затрат (Direct Costing), при котором все затраты подразделяются на переменные и постоянные, при этом переменные затраты относятся на произведенную продукцию, а постоянные затраты относятся на реализованную продукцию.

Метод прямых затрат часто  называют методом переменных затрат (Variable Costing), причем это название в большей степени отражает сущность метода, так как в стоимость товарно-материальных запасов готовой продукции включаются не только прямые затраты труда и материалов, но и переменные производственные издержки.

Приведем вкратце основные особенности этих подходов и их отношение к реальной практике на украинских предприятиях.

Основные особенности  метода поглощенных затрат:

·                   наиболее часто применяется на украинских предприятиях;

·                   в основном используется для внешней отчетности;

·                   основывается на распределении всех затрат, включаемых в себестоимость, по видам продукции, т.е. предполагает расчет полной себестоимости продукции;

·                   предполагает разбиение затрат на прямые и косвенные;

·                   запасы готовой продукции на складе оцениваются по полной себестоимости;

·                   так как косвенные расходы распределяются по видам продукции согласно определенной базе, которая зафиксирована в приказе об учетной политике, а абсолютно корректное распределение невозможно, то всегда существует искажение реальной себестоимости отдельных видов продукции.

В результате и цены на эти виды продукции, как правило, получаются необоснованными, что обычно ведет к подрыву конкурентоспособности  продукции. Данный метод учета хорошо использовать в тех случаях, когда:

·                   на предприятии производится только один продукт или несколько продуктов, но в небольшом объеме;

·                   сумма общепроизводственных затрат существенно меняется от периода к периоду;

·                   имеются долгосрочные контракты на выполнение определенного объема работ.

Основные особенности  метода переменных издержек состоят  в следующем:

·                   независимо от учетной политики, принятой на предприятии, этот метод необходим в управленческом учете.

·                   метод основывается на учете конкретных производственных затрат.

·                   постоянные издержки всей суммой относятся на финансовый результат и не разносятся по видам продукции.

·                   предполагает разбиение затрат на постоянные и переменные и, следовательно, дает возможность проводить анализ безубыточности.

·                   запасы готовой продукции на складе оцениваются только по переменным затратам.

·                   дает возможность более гибкого ценообразования, вследствие чего конкурентоспособность продукции увеличивается и уменьшается вероятность затоваривания продукции на складе;

·                   кроме того, метод прямых затрат дает возможность определить прибыль, которую приносит продажа каждой дополнительной единицы продукции, и, соответственно, возможность планировать цены и скидки на определенный объем продаж. 

 

 

  

 

2. ПРИБЫЛЬ КАК ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  КАТЕГОРИЯ И ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.1. Экономическая сущность прибыли

Прибыль — одна из основных форм денежных накоплений, создаваемых  в отраслях экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.

Первыми истолкователями  прибыли были меркантилисты, которые считали, что прибыль возникает в сфере обращения, во внешней торговле, в результате продажи по более высокой цене. Физиократы полагали, что прибыль создается только в сельском хозяйстве, где воздействие сил природы приводит к росту потребительских стоимостей сверх издержек производства. А. Смит и Д. Рикардо обосновали свою идею создания прибавочной стоимости в отраслях материального производства. Смит определял прибыль как вычет из продукта труда рабочего в пользу капиталиста. К. Маркс называл прибыль превращенной формой прибавочной стоимости, порожденной всем авансированным капиталом, а источником прибавочной стоимости считал труд наемных работников. Он исследовал условия превращения прибавочной стоимости в прибыль и среднюю прибыль, показав объективные и субъективные границы роста прибыли.

В экономической литературе ХХ столетия можно выделить следующие  основные теории прибыли, в которых  она характеризуется как результат[6]:

·                   производства капитала (прибыль есть результат капитала как обязательного фактора любого производства);

·                   воздержания (прибыль выступает как вознаграждение капиталиста за отсрочку личного потребления собственного капитала, за риск в ожидании эффекта от вложенных в производство средств);

·                   трудового дохода от предпринимательской деятельности во всех видах;

·                   существования монополии.

Общим признаком указанных  теорий является признание источником прибыли творческой деятельности предпринимателя.

Эволюция теоретических  подходов к выяснению сущности прибыли  показывает ее сложность и многомерность. Прибыль предприятия является важнейшей экономической категорией и основной целью деятельности любой коммерческой организации. Она является показателем, создающим стимул для инвестирования в те сферы, где можно добиться наибольшего прироста стоимости. Прибыль как категория рыночных отношений выполняет ряд важнейших функций.

Во-первых, прибыль является критерием и показателем эффективности  деятельности предприятия. Прибыль  характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности предприятия. Получение прибыли на предприятии означает, что полученные доходы превышают все расходы, связанные с его деятельностью.

Во-вторых, прибыль обладает стимулирующей функцией. Выступая конечным финансово-экономическим результатом предприятий, прибыль приобретает ключевую роль в рыночном хозяйстве. За ней закрепляется статус цели, что предопределяет экономическое поведение хозяйствующих субъектов, благополучие которых зависит как от величины прибыли, так и от принятого в национальной экономике алгоритма ее распределения, включая налогообложения.

Прибыль — основной источник прироста собственного капитала. В  условиях рыночных отношений собственники и менеджеры, ориентируясь на размер прибыли, остающейся в распоряжении предприятий, принимают решения по поводу дивидендной и инвестиционной политики, проводимых предприятием с учетом перспектив его развития.

Прибыль в рыночной экономике  — движущая сила и источник обновления производственных фондов и выпускаемой  продукции.

И, наконец, прибыль является источником социальных благ для членов трудового коллектива. За счет прибыли, остающейся на предприятии после уплаты налога, выплаты дивидендов и других первоочередных отчислений, осуществляется материальное поощрение работников и предоставление им социальных льгот, содержание объектов социальной сферы.

В-третьих, прибыль является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. Она поступает  в бюджеты в виде налогов, а  также экономических санкций, и  используется на различные цели, определенные расходной частью бюджета и утвержденными в законодательном порядке.

Особенностью прибыли  является то, что ее накопление зачастую происходит не в денежной форме, а  в форме расходов на инвестиции и  инновации. Возвращаясь через них, она обеспечивает тем самым экономический рост предприятия и повышение его конкурентоспособности. Прибыль является показателем, который наиболее полно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Вместе с тем прибыль оказывает стимулирующие воздействие на укрепление коммерческого расчета, интенсификацию производства.  

2.2. Функции прибыли

Прибыль — один из основных финансовых показателей плана и  оценки хозяйственной деятельности фирмы. За счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличению фонда оплаты труда.

Прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных  потребностей предприятия, но приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

Прибыль как конечный финансовый результат деятельности фирмы, представляет собой разницу  между общей суммой доходов и  затратами на производство и реализацию продукции с учетом убытков от различных хозяйственных операций. Таким образом, прибыль формируется в результате взаимодействия многих компонентов, как с положительным, так и отрицательным знаком.

Прибыль на предприятии  может быть получена за счет различных видов деятельности.

На каждом предприятии  формируется три показателя прибыли, существенно различающихся по величине, экономическому содержанию и функциональному  назначению. Базой всех расчетов служит валовая (балансовая) прибыль — основной финансовый показатель финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Для целей налогообложения рассчитывается прибыль, облагаемая налогом, и прибыль, не облагаемая налогом. Остающаяся в распоряжении предприятия после внесения налогов и других платежей в бюджет часть балансовой прибыли называется чистой прибылью. Она характеризует конечный финансовый результат деятельности предприятия[7].

Прибыль и доходы предприятий  являются основным источником формирования государственного и местных бюджетов.

Чистая прибыль предприятия  представляет собой остаток налогооблагаемой прибыли, увеличенный на прибыль  от доходов и уменьшенный на сумму  налога на доходы.

Чистая прибыль поступает  в полное распоряжение предприятия, используется им самостоятельно и направляется на дальнейшее развитие деятельности. Рыночные условия хозяйствования определяют приоритетные направления использования прибыли. Развитие конкуренции вызывает необходимость расширения производства, его совершенствования, удовлетворения материальных и социальных потребностей коллектива. По мере поступления чистая прибыль направляется на:

1.                финансирование НИОКР и работ по созданию, освоению и внедрению новой техники;

2.                совершенствование технологии;

3.                модернизацию оборудования;

4.                улучшение качества продукции;

5.                техническое перевооружение;

6.                реконструкцию действующего производства.

Кроме того, чистая прибыль используется для уплаты штрафов, формирования финансового резерва, фондов накопления, потребления, дивидендного фонда и других специальных фондов. 

2.3. Классификация видов  прибыли и источники их формирования

Рассматривая прибыль  как экономическую категорию, необходимо отметить, что при оценке и планировании хозяйственной деятельности предприятия используются конкретные показатели. В этом случае прибыль классифицируется множеством видов в зависимости от метода ее исчисления (в литературе можно встретить более 50 разновидностей прибыли).

В зарубежной теории принято  выделять следующие виды прибыли[8]:

·                   прибыль, заработанная благодаря инициативе;

·                   прибыль, полученная при благоприятных обстоятельствах (или понесенный вследствие неблагоприятных условий убыток);

·                   прибыль, извлечение которой возможно благодаря ее признанию общественными институтами, среди которых важную роль играют органы государственной власти («допускаемая прибыль»).

Подобный подход классификации  прибыли основан на различии факторов, формирующих прибыль.

Схема формирования и  распределения прибыли представлена на рис. 2.1.

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

в действующих ценах без налога на добавленную стоимость и акцизов


 

Информация о работе Сущность издержек производства