Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:18, курсовая работа
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
Рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
Выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе;
Рассмотреть модели рынка;
Изучение законодательной базы регулирующую конкуренцию.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. История возникновения и сущность конкуренции 5
1.2. Понятия и основные виды конкуренции 10
1.3. Основные функции конкуренции 14
ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе 17
2.2. Модели рынка 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Сущность
конкуренции и ее роль в современной рыночной
экономике
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 5
1.1. История возникновения и сущность конкуренции 5
1.2. Понятия и основные виды конкуренции 10
1.3. Основные функции конкуренции 14
ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 17
2.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе 17
2.2. Модели рынка 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция — это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке.
Конкуренция является необходимым условием существования и фундаментом всей рыночной системы. Развитие конкуренции - комплексная задача, стоящая перед системой органов государственной власти в целом.
Актуальность выбранной тематики обусловлена наличием проблем антимонопольного регулирования и поддержки конкурентных структур. В этой связи поучительным представляется опыт подобного регулирования, имеющийся в развитых странах. Этот опыт во многом опирается на теоретические концепции конкуренции, конкурентного рынка и целей конкурентной политики, которые преобладали в тот или иной период времени в той или иной стране.
Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Объектом курсовой работы выбрана конкуренция.
Предметом является роль конкуренции в современной рыночной экономике.
В качестве информационной базы для написания курсовой работы автор использовал:
Теоретические основы конкуренции начали закладываться еще в период докапиталистических формаций. Однако первые наиболее целостные теоретические положения о конкурентной борьбе и ее движущих силах появились только в середине XVIII века. Огромная заслуга в этом принадлежит представителям классической политической экономии А. Смиту, Д. Рикардо. В последующие периоды значительное развитие теория конкуренции получила благодаря трудам А. Маршалла, Дж. Кейнса, В. Леонтьева, Й. Шумпетера, П. Сраффы, М. Портера и др.
Этимологически слово "конкуренция" восходит к латинскому "concurrentia", означающему "столкновение", "состязание". Именно поведенческая трактовка этой категории изначально установилась в экономической литературе. Адам Смит, в частности, связывал конкуренцию с честным, без сговора соперничеством, ведущимся между субъектами рынка за наиболее выгодные условия продажи и покупки товаров. Основным методом конкурентной борьбы ему виделось изменение цен. При этом он замечал, что рыночная экономика, не управляемая коллективной волей, не подчиненная единому замыслу, тем не менее, следует строгим правилам поведения на рынке. В соответствии с этими правилами свободная конкуренция выступает в качестве силы, обеспечивающей взаимодействие спроса и предложения, уравновешивающей рыночные цены. В результате соперничества продавцов и покупателей устанавливается общая цена на однородные товары и конкретный вид кривых спроса и предложения. Таким образом, конкуренция обеспечивает функционирование рыночного механизма ценообразования. Вместе с тем, конкуренция – механизм регулирования пропорций общественного производства, поскольку благодаря конкуренции происходит перераспределение капиталов между отраслями. Конкуренция – та самая "невидимая рука", которая координирует деятельность участников рынка.
Идеи ценового регулирования рынка вследствие конкуренции развил Д. Рикардо. Положение о совершенной конкуренции, теоретическую модель которой он разработал, помогло понять, каким образом "естественные" цены в долгосрочном равновесии сочетаются с принципами децентрализованного управления, и как последние способствуют развитию экономики.
В дальнейшем поведенческое понимание конкуренции совершенствовалось в направлении более точного указания ее цели и способов ведения. Так, в марксистской трактовке конкуренцией называется свойственная товарному производству антагонистическая борьба между частными товаропроизводителями за более выгодные условия производства и сбыта товаров, за получение наивысшей прибыли.
Неоклассический вариант поведенческого толкования конкуренции, одним из родоначальников которого справедливо считается английский экономист А. Маршалл, связывает ее с борьбой за редкие экономические блага и, разумеется, за деньги потребителя, на которые их можно приобрести. Логика этого подхода состоит в том, что большинство благ (товаров, услуг, ресурсов) является редким в том смысле, что их количество меньше потенциальной потребности общества. Поэтому владельцы благ имеют возможность распределять их, руководствуясь своей выгодой. Они выставляют условия или критерии (требуемый уровень цен, качества и т.п.) и в зависимости от исполнения этих условий решают, кому предоставить блага, а кому – нет. "Конкуренция есть стремление как можно лучше удовлетворить критериям доступа к редким благам", – считал американский экономист П. Хейне.
Наряду с поведенческой трактовкой конкуренции в XIX и особенно в XX веке получила распространение трактовка структурная. Ее истоки восходят к работам Ф. Эджуорта, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлина и других крупнейших ученых, заложивших фундамент современной западной теории конкуренции.
Недовольство существовавшей моделью совершенной конкуренции было вызвано чрезмерным вниманием, оказываемым только одному ее виду (ценовой конкуренции), и невозможностью раскрыть с ее помощью сущность конкурентной деятельности. Говоря о совершенной конкуренции, Й. Шумпетер отмечал: "... Это не тот вид конкуренции, который может быть отнесен на счет существующих товаров, но этот вид конкуренции может быть особенно актуальным, если речь пойдет о новом товаре, новой технологии, новых ресурсах или новом типе организации". Более определенно высказывался Ф. Хайек: "... Надо принимать во внимание то, что государственное устройство уже существует ... и процесс конкуренции происходит в уже существующей системе. Если бы модель совершенной конкуренции когда-нибудь существовала бы в реальном государстве, то не было бы никаких ограничений во всех сферах деятельности. Но это фактически невозможно, так как ограничения со стороны государства жизненно необходимы".
Критики модели совершенной конкуренции указывали на элементы монополии, пронизывающие экономику и не находящие отражение в существующей концепции конкуренции. Значительный вклад в теоретические модели олигополии и монополии позднее внесли Ф.И. Эджуорт (математическое описание), А.Л. Лернер (монопольная власть и ее оценка), К. Викселль (конкуренция и ценовая дискриминация), Й. Шумпетер, Ф. Хайек и др.[3]
Сущность конкуренции полнее раскрывается в ее функциях. Она оказывает содействие:
1) расширению
предприятия, масштабов
2) экономии ресурсов (естественных, материальных, трудовых, финансовых и др.);
3) внедрению
достижений науки и техники
в производство, которое предопределяет
рост производительности
4) улучшению
качества продукции и
5) перераспределения
капитала между областями и
выравниванию нормы
6) созданию
условий для банкротства
7) возникновению экономических кризисов;
8) усилению
процесса дифференциации
9) монополизации экономики.[12]
На экономическом рынке существуют четыре условия возникновения конкуренции:
У конкуренции
есть свои положительные и отрицательные
стороны.
Положительные стороны конкуренции:
1) конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
2) конкуренция
требует совершенствовать
3) конкуренция
стимулирует повышение
4) конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
5) конкуренция
требует от поставщиков
6) конкуренция
ориентирует на ассортимент
7) конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
8) конкуренция вводит новые формы управления.
Отрицательные стороны конкуренции: разорение, обнищание определенной части населения, безработица, нестабильность, дифференциация, социальная несправедливость, инфляция, образование монополий и т.д.
Таким образом, к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции: совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии и чистой монополии. Позиции этой группы ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин "конкуренция" ("competition") чаще используется именно в структурном понимании. Если же нужно подчеркнуть поведенческую сторону конкуренции, нередко пользуются иным словом – "соперничество" ("rivalry").
Конкуренция в экономике это соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.[9]
Конкуренция — это динамический, ускоряющий движение процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.
Конкуренция — это элемент рыночного механизма, обеспечивающий взаимодействие рыночных субъектов в производстве и сбыте продукции, а также в сфере приложения капитала.
Конкуренция (от латинского «concurrere» — сталкиваться) означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства за наиболее выгодные условия производства и реализации (купли и продажи) товаров.
В рыночной экономике такое столкновение неизбежно, ибо оно порождается следующими объективными условиями:
Информация о работе Сущность конкуренции и ее роль в современной рыночной экономике