Сущность конкуренции и ее роль в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
Рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
Выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе;
Рассмотреть модели рынка;
Изучение законодательной базы регулирующую конкуренцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 5

1.1. История возникновения и сущность конкуренции 5

1.2. Понятия и основные виды конкуренции 10

1.3. Основные функции конкуренции 14

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 17

2.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе 17

2.2. Модели рынка 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

   Конкурентная борьба за экономическое процветание и выживание есть экономический закон рыночного хозяйства. Это борьба среди продавцов, среди покупателей, между продавцами и покупателями. Продавцы хотят продать свои продукты подороже, но конкуренция вынуждает их сбывать свою продукцию дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда на рынке применяется демпинг — продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам.

   В конкуренции среди покупателей побеждает тот, кто покупает больше или по более высокой цене по сравнению с рыночной, несмотря на их естественное стремление приобрести материальные блага по меньшей цене. В борьбе между продавцами (стремящимися продать подороже) и покупателями (стремящимися купить подешевле) выигрывают те, кто больше сплочен и имеет возможность навязать свою (выгодную для них) цену.

   Конкуренция — двигатель экономического прогресса. Это объясняется тем, что рыночное соперничество приводит к успеху в том случае, если предприниматель заботится не только о сохранении, но и расширении своего производства, для чего стремится усовершенствовать технику и организацию, повышает качество товаров, снижает затраты на производство единицы продукции и тем самым имеет возможность снизить цены, расширяет ассортимент товаров, улучшает торговое и после торговое обслуживание покупателей.

   Общества, полагающиеся на конкуренцию, успешнее других достигают своих целей и что именно конкуренция показывает, как можно эффективнее производить вещи. Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей по отношению к потребителю. В этом несомненная положительная роль конкуренции в общественном развитии и эффективность конкурентных рынков.

   Отсутствие возможности влиять на цену является ключевым моментом в современной трактовке понятия конкуренции. Йозеф Шумпетер утверждал, что по крайней мере с точки зрения экономического роста конкуренция представляет собой соперничество старого с новым: новые товары, новые технологии, новые источники обеспечения потребностей, новые типы организации.[4] 

Существует шесть видов конкуренции:

1) функциональная  конкуренция – базируется на  том, что одну и ту же потребность  потребителя можно удовлетворить по-разному;

2) видовая  конкуренция – это конкуренция  между аналогичными товарами, но разными по оформлению;

3) предметная  конкуренция – это конкуренция  между аналогичными товарами, но  разными по качеству изделия  и по притягательности марки;

4) ценовая  конкуренция – снижение цены  увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;

5) скрытая  ценовая конкуренция бывает двух видов:

а) продажа  личного товара по цене конкурента;

б) снижение цены потребления товара;

6) незаконные  методы:

а) антиреклама  товаров конкурентов;

б) производство товаров имитаторов (подделка).[5]

   В зависимости от соотношения между количеством производителей и количеством потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

а) большое  количество самостоятельных производителей некоторого однородного товара и  масса обособленных потребителей данного  товара. Структура связей такова, что  каждый потребитель, в принципе, может  купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой  полезности товара, его ценой и  собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель  может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

б) огромное число обособленных потребителей и  малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая  структура называется олигополией  и порождает так называемую несовершенную  конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий  спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим  числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции;

в) единственный потребитель товара и множество  самостоятельных производителей. При  этом единый потребитель приобретает  весь объем предложения товара, который  поставляется всем множеством производителей. Данная структура порождает особый тип несовершенной конкуренции, называемый монопсонией (монополия  спроса);

г) структура  взаимосвязей, где единому потребителю  противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также  не является и рыночной.

   Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную и недобросовестную.

Основные  методы добросовестной конкуренции:

• повышение качества продукции,

• снижение цен («война цен»),

• реклама,

• развитие до- и послепродажного обслуживания,

• создание новых товаров и услуг и использование достижений НТР и т.д.

Основные  методы недобросовестной конкуренции:

• экономический (промышленный шпионаж);

• подделка продукции конкурентов;

• подкуп и шантаж;

• обман потребителей;

• махинации с деловой отчетностью;

• валютные махинации;

• сокрытие дефектов и т.д.[4]

   Подводя итог, можно заметить, что понятия конкуренции многообразны, мы будем рассматривать конкуренцию в экономике, она означает соперничество между отдельными субъектами рыночного хозяйства. Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива: с одной стороны, стремление к свободе и независимости, с другой — к объединению усилий в конкурентной борьбе.

   Виды конкуренции чрезвычайно многообразны: функциональная, видовая, межотраслевая, внутриотраслевая, межфирменная, добросовестная и недобросовестная, совершенная и несовершенная (монополии, монопсонии, дуополии, олигополии, монополистическая конкуренция).

1.3. Основные функции конкуренции

   Как отмечалось ранее, сущность конкуренции заключается в ее функциях. Разберем подробно эти функции.

Основные  функции конкуренции:

• обеспечение нацеленности производителя на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

• стимулирование роста эффективности производства, обеспечивающее «выживание» производителей;

• дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при своем, третьи — разоряются);

• давление на производство, распределение ресурсов между отраслями народного хозяйства в соответствии со спросом и нормой прибыли;

• ликвидация неконкурентоспособных предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

• стимулирование снижения цен и повышения качества товаров. Уровень конкурентной борьбы во многом зависит от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

• внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

• роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

• зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции и понижение цен;

• старения — заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается с производства и начинается ее замена новой.

   Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости — это проявление центробежных сил. С другой — стремление самих конкурентов обезопасить себя от превратностей борьбы, что свидетельствует о центростремительной тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к установлению господствующего положения на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция и монополизм — это не две различные взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.[16]

   В заключение первой главы подведем итог: к середине XX века сформировались общие представления о сущности конкуренции и ее основных движущих силах, выразившиеся в постулировании четырех классических моделей рыночной конкуренции. Сущность конкуренции заключается в ее функциях. Виды конкуренции чрезвычайно многообразны, конкуренция имеет как положительные, так и отрицательные стороны, их соотношения зависит от видов и форм конкуренции, влияния на нее регулирующей деятельности государства.

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

2.1. Место и роль конкуренции в  рыночной системе

   Современная рыночная экономика - экономическая система, сложившаяся в развитых странах с рыночной экономикой. Характеризуется преобладанием коллективной частной (акционерной) собственности, активным государственным регулированием хозяйственной деятельности, развитой частной и государственной системой социального страхования и социального обеспечения.[15]

   Одним из важнейших признаков рынка является конкуренция как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

   Конкуренция - общественная форма столкновения субъектов рыночного хозяйства в процессе реализации их индивидуальных экономических интересов.

   Посредством конкуренции происходит распределение не только факторов производства, но и доходов в соответствии с вкладом и эффективностью деятельности хозяйствующих субъектов. Эффективное использование ресурсов позволяет производителям получать высокие доходы, при неэффективном использовании ресурсов они несут убытки и могут быть вытеснены с рынка.

Существуют  разные типы конкурентного поведения  рыночных субъектов:

  • креативное (созидательное) – поведение, направленное на создание предпосылок, обеспечивающих превосходство над соперниками;
  • приспособленческое – учитывающее инновационные изменения в производстве (копирование) и упреждающее действия соперников;
  • обеспечивающее (гарантирующее) – поведение, направленное на сохранение достигнутых позиций.

   С точки зрения активности участия в конкурентной борьбе на конкурентном рынке различают лидеров, претендентов на лидерство, ведомых и новичков.

   Для современного рынка характерна регламентированная конкуренция, которую принято называть добросовестной и эффективной. Это обозначает то, что на рынке никто из производителей не может монополизировать производство или продажу, не ущемляются права потребителей и действия хозяйственных субъектов не противоречат законам.

   В промышленно развитых странах, где рыночные отношения имеют давнюю историю, конкуренция приобретает самые разные формы. Прежде всего, выделяют внутриотраслевую и межотраслевую конкуренцию.

Признаки Внутриотраслевая 

конкуренция

Межотраслевая 

конкуренция

Субъекты предприятия одной  

отрасли

предприятия разных  

отраслей

Объекты  лучшие условия  производства и сбыта сферы наиболее прибыльного вложения капитала
Предпосылки  различие индивидуальной стоимости однородных товаров различие нормы  прибыли в отраслях экономики
Результат  рыночная цена и рыночная стоимость на однородные товары средняя прибыль  и цена производства

Информация о работе Сущность конкуренции и ее роль в современной рыночной экономике