Сущность конкуренции и ее роль в современной рыночной экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 18:18, курсовая работа

Описание работы

Исходя из выявленной актуальности тематики, целью написания курсовой работы является изучение сущности конкуренции в современной рыночной экономике.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Изучить историю возникновения конкуренции и раскрыть ее сущность;
Рассмотреть основные виды и функции конкуренции;
Выявить место и роль конкуренции в современной рыночной системе;
Рассмотреть модели рынка;
Изучение законодательной базы регулирующую конкуренцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ КОНКУРЕНЦИИ 5

1.1. История возникновения и сущность конкуренции 5

1.2. Понятия и основные виды конкуренции 10

1.3. Основные функции конкуренции 14

ГЛАВА 2. РОЛЬ КОНКУРЕНЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ 17

2.1. Место и роль конкуренции в рыночной системе 17

2.2. Модели рынка 19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29

Файлы: 1 файл

курсовая конкуренция.docx

— 62.77 Кб (Скачать файл)

Таблица 1. Внутриотраслевая и межотраслевая  конкуренция

   В современной экономике особое значение имеет конкуренция, начинающаяся задолго до появления товара на рынке. Предприниматели могут бороться за приобретение сырья, материалов или оборудования по более низкой цене, за наиболее удачное расположение своих предприятий, за лучшие кадры и т. д. Так появилась внутрифирменная (бухгалтерская) конкуренция в части улучшения качества продукта, снижения производственных издержек в рамках одной фирмы.[13]

   Таким образом, можно отметить, что конкуренция занимает одно из лидирующих мест в рыночной экономике, она является признаком рынка как форма взаимного соперничества субъектов рынка и механизм регулирования общественного производства.

2.2. Модели рынка

   Рынок может быть совершенным и несовершенным. Модель совершенного рынка основана на предположении, что все участники торговых сделок действуют, руководствуясь исключительно экономическими принципами. Кроме того, для совершенного рынка характерны следующие условия:

  • все товары данного вида объективно однородны в отношении их качества, внешнего вида и упаковки (гомогенны) и цена однозначно сопоставима с определенным товаром;
  • условия конкурентной борьбы одинаковы для всех продавцов и покупателей, отсутствуют какие-либо предпочтения пространственного, личностного и временного характера;
  • прозрачность рынка: продавцы и покупатели имеют возможность полного обзора рынка, получения достаточной информации о всех обстоятельствах ведения сделок (о ценах, скидках, качестве товара, условиях поставки и платежей).

   На таком рынке действия отдельных продавцов или покупателей не могут оказывать существенное воздействие на общие условия обращения товаров.

   Если одно из указанных условий нарушено, то имеет место несовершенный рынок. На рынках потребительских товаров продавцы склонны к тенденции с помощью упаковки и внешнего оформления представить свои гомогенные товары как гетерогенные (разнородные), расширить область предпочтений за счет благоприятного географического положения, временного распорядка и т. д. Большое неравенство условий создается рекламой товаров. Крупные и преуспевающие предприятия имеют возможность расходовать на рекламу значительные суммы и проводить широкие рекламные кампании, создавая тем самым привилегированное положение своим товарам на рынке. Большинство реально существующих рынков являются несовершенными.[6]

   Совершенная конкуренция означает такое состояние экономической системы, когда влияние каждого участника экономического процесса, на общую ситуацию настолько мало (менее 1 %), что им можно пренебречь.

   Несовершенная конкуренция существует тогда, когда возможен контроль над определенной долей рынка. Несовершенная конкуренция включает следующие виды:

  • монополия - власть одного продавца (монопсония - власть одного покупателя);
  • олигополия - власть нескольких крупных фирм (олигопсония - власть нескольких крупных покупателей);
  • монополистическая конкуренция - соревнования между разными по силе и влиянию продавцами.[7]

    Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

    • Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.
    • Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.
    • Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистически конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, предлагаемой фирмами-конкурентами. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например по химическому составу);
    • Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;
    • Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.[10]

С учётом охвата экономики выделяются такие  виды монополистических организаций:

  • Чистая монополия (один продавец, доступ на рынок закрыт, полный контроль над ценой);
  • Абсолютная монополия (находится в руках государства или хозяйственных органов).

В зависимости  от причин возникновения различают  следующие виды монополий:

  • Естественная монополия (ею обладают собственники и организации, владеющие редкими и невоспроизводимыми ресурсами, а также отрасли инфраструктуры, как общественный транспорт и т.д.).
  • Легальные монополии, образующиеся на законном основании (патенты и т. д.)
  • Искусственные монополии. Под этим названием имеется в виду объединение предприятий, создаваемое ради получения монополистических выгод.

   Искусственные монополии образуют ряд конкретных форм - картель, синдикат, трест и концерн.

Картель – союз нескольких предприятий одной  отрасли промышленности, в котором  его участники сохраняют свою собственность на средства и продукты производства, а созданные изделия  сами реализуют на рынке, договариваясь  о квоте – доле каждого в  общем выпуске продукции, о продажных  ценах, распределении рынков и др. Синдикат – объединение ряда предприятий, изготавливающих однородную продукцию; здесь собственность на материальные условия хозяйствования сохраняется за участниками объединения, а готовая продукция реализуется как их общее достояние через созданную для этого контору. Трест – монополия, в которой создаётся совместная собственность данной группе предпринимателей на средства производства и готовую продукцию. Концерн – союз формально независимых предприятий (обычно из разных отраслей промышленности, торговли, транспорта, банков), в рамках которого главная фирма организует финансовый контроль над всеми участниками.

Олигополистические  рынки обладают следующими признаками:

  • Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов
  • Очень высокие барьеры для вступления в отрасль
  • Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию
  • Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора
  • Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов
  • Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке
  • В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %. ;

   Меру преобладания на рынке одной или нескольких больших фирм определяют коэффициент концентрации (процентное отношение продаж четырех крупнейших фирм к общему отраслевому объему выпуска продукции) и индекс Херфиндаля, который рассчитывается суммированием результатов, полученных посредством возведения в квадрат процентных долей рынка фирм, реализующих продукцию на данном рынке: H = S12 + S22 + S32 + .. + SN2 где S1 - доля рынка у фирмы, обеспечивающей наибольший объем поставок; S2 - доля рынка следующего по величине поставщика и т. д.[2]

   Таким образом, на одном и том же рынке в различных его сегментах имеют место различная интенсивность конкуренции и различная надежность удовлетворения спроса. При олигополии, чем выше интенсивность конкуренции, тем выше надежность удовлетворения спроса. Для повышения интенсивности конкуренции, большего ограничения монополизма и заполнения продукцией свободных ниш требуется повысить число подмножеств Si (расширить ассортимент взаимозаменяемых товаров) и число предприятий, представленных на данном рынке.

2.3. Антимонопольная  политика

   Антимонопольная политика государства - экономическая политика государства, опирающаяся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции. Антимонопольная политика направлена на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.1

   Первый в истории России законодательный акт, регламентирующий порядок конкурентного поведения фирм в условиях рыночного хозяйства и содержащий «правила игры» для конкурентов, был принят в марте 1991 г. Это Закон РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Этот закон определил недобросовестные методы конкуренции, а именно:

• распространение ложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки либо нанести ущерб деловой репутации другому хозяйствующему субъекту;

• введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления товара, его потребительских качеств и свойств;

• некорректное сравнение хозяйствующим субъектом в процессе его рекламной деятельности производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов;

• самовольное использование товарного знака, фирменного наименования.

   Для реализации антимонопольного законодательства в стране в 1991 г. был создан Антимонопольный комитет РФ. Его задачи - не только контроль за монополиями, но и борьба с монополизмом в отечественной экономике.

   В антимонопольном законе предусматривается и ответственность за его нарушение - возможность применения штрафных санкций, а в крайних случаях и уголовной ответственности.

   Отсутствие конкурентной среды делает неэффективным использование рыночных механизмов в регулировании деятельности естественных монополий. В силу специфического положения таких монополий в экономике России единственной силой, способной им противостоять является государство. Поэтому, государственная политика, ставящая пределы и определяющая правила их поведения на рынке, должна быть нацелена на усиление регулирующей роли государства, в частности в области тарифной политики, ограничение неконтролируемой частной монополии государственной монополией, изменение направления рентных доходов в пользу государства, а также на согласование действий федеральных и региональных решений.

   Для стимулирования конкуренции на монопольном рынке мировая практика предлагает использовать следующие меры: расширить практику конкурсного отбора в отраслях естественных монополий на региональном уровне на стадии организации торгов за право быть поставщиком определенного вида услуг, поскольку в настоящее время это право достаточно часто определяется в результате сговора хозяйствующих субъектов без участия региональных властей; ускорить становление системы сбора и распространения коммерческой информации, создание специализированных региональных информационных систем, которые облегчат доступ новых участников на региональные рынки.[7]

   Закон РСФСР от 22.03.1991 N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" утратил силу и был исключен, но за место него вступил в силу Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 18.07.2011) "О защите конкуренции".

   Согласно ФЗ «О защите конкуренции» одобренному 14 июля 2006 года антимонопольное законодательство Российской Федерации основывается на Конституции Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, иных федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в статье 3 настоящего Федерального закона.

   Настоящий Федеральный закон распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.[1]

   В заключении можно отметить, что антимонопольные органы в значительной степени призваны реализовать специальный компонент антикризисной политики, а именно:

• регионализацию мер по защите конкуренции;

• развитие конкуренции в качестве инструмента повышения эффективности экономики с учетом ее инновационного пути развития, модернизации промышленного потенциала страны, в первую очередь в наукоемких отраслях и отраслях с высоким потенциалом увеличения производительности труда;

• снятие административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности, развитие системы информационной поддержки ведения бизнеса. 

Информация о работе Сущность конкуренции и ее роль в современной рыночной экономике