Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа
Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы. Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена, издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.
Введение ………………………………………………………………………..3
1. Понятие монополии, история развития, виды монополий, необходимость антимонопольного регулирования…………………………….. ……….6
2. Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики………..…13
3. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь в современных услови-ях……………………………………………………………………19
Заключение……………………………………………………………………..…31
Список использованных источников …………………………………………...33
Исторически сложились 2 системы антимонопольного регулирования (иногда их называют системами антитрестовского права или типами антимонопольного законодательства): западно-европейская и американская. Критерием их разграничения являлось отношение к монополии.
Необходимо отметить, что до Первой мировой войны антимонопольные законы в различных странах вводились редко. Однако с конца 1930-х годов активное использование антитрестовского законодательства стало обычной нормой в странах с развитой рыночной экономикой. Антитрестовское законодательство того времени было основным рычагом, позволяющим воздействовать на бизнес и процессы организации промышленности.
Рассмотрим эволюцию антимонопольного законодательства и практики регулирования деятельности монополий США. Основу знаменитой системы американского антитрестовского законодательства представляют три нормативных правовых акта США: закон Шермана, закон Клейтона и закон «О Федеральной торговой комиссии». Закон Шермана («Закон, направленный на защиту торговли и промышленности от незаконных ограничений и монополий») был принят Конгрессом США 2 июля 1890г. Ко времени его принятия в 14 штатах уже существовали и действовали местные законы, направленные против негативного воздействия на рынок промышленных монополий.
Основные принципы закона Шермана изложены в его первых статьях:
- статья 1 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или иной форме, а также сговор с целью ограничения развития промышленности либо торговли с различными штатами или иностранными государствами.
- статья 2 признает виновным в правонарушении антимонопольного законодательства любое лицо, монополизирующее или пытающееся монополизировать, либо вступающее в сговор с любым другим лицом или лицами, с целью монополизировать любую часть промышленности или торговли между различными штатами, либо с иностранными государствами.
- статья 3 признает незаконным всякий договор, объединение в виде треста или в другой форме, либо сговор с целью ограничения промышленности или торговли на территории США.
В 1914г. в Конгресс США членом палаты представителей Г.Клейтоном были представлены проекты четырех «биллей», где:
- давалось определение незаконных сделок;
- предусматривались меры, препятствующие слиянию совета директоров трестов;
- вводилось понятие нечестных методов конкуренции;
- запрещалась дискриминация в ценах и предполагалось образование межпалатной торговой комиссии в качестве органа, который отвечает за исполнение и применение антитрестовских законов.
В итоге 15 октября 1914г. был принят Закон Клейтона, дополняющий существующие законы, направленные против незаконных ограничений рынка и развития на нем монополий.
26 сентября 1914г. был принят закон США об образовании Федеральной торговой комиссии (ФТК). Этим законом была утверждена Федеральная торговая комиссия США, а также были определены ее полномочия и обязанности. ФТК США была создана для контроля и пресечения действий, нарушающих антитрестовское законодательство.
После Второй мировой войны ориентация на использование антимонопольного законодательства получила развитие и в странах общего рынка, в том числе, во всех развитых странах и в большинстве развивающихся.
Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) было сформировано в 1957г. с целью создания союза европейских государств на базе принципов общего рынка, в том числе и с учетом необходимости его скоординированного антимонопольного регулирования.
В Римском договоре о создании ЕЭС были сформулированы базовые нормы общеевропейской антимонопольной доктрины и механизм реализации конкурентной политики на европейском уровне. Так, в статье 3 Римского договора определены характеристики общего рынка и, в том числе, ликвидация торговых барьеров между странами-членами и создание конкурентной политики для гарантии отсутствия тех или иных препятствий развитию торговли. Инструменты проведения в жизнь конкурентной политики ЕЭС установлены статьями 85-94 Римского Договора и Закона Совета ЕЭС "По контролю над концентрацией предпринимательской деятельности" (так называемый закон "0 слияниях"). Они регулируют деятельность в деловой сфере и деятельность государств-членов ЕЭС, которая может вызвать изменения в условиях конкуренции.
Соглашения, ограничивающие конкуренцию, могут быть допущены к применению, если только они приносят прямые выгоды потребителям;
• статья 86 запрещает предприятиям, занимающим доминирующее положение, злоупотреблять своим положением путем нанесения непосредственного ущерба потребителям и несправедливого ограничения развития или поддержания уровня конкуренции, существующего на рынке;
Закон "О слияниях" имеет целью предотвращение создания или усиления хозяйствующими субъектами доминирующего положения на рынке с помощью получения контроля над другими предприятиями. В Великобритании с предварительного согласия Комиссии по монополиям и слияниям органов осуществляется приобретение 15 и более процентов голосующих акций хозяйствующего субъекта США при условии:
• суммарная стоимость активов участников сделки должна превышать 30 млн. фунтов стерлингов;
• активы созданной компании превышают 5 млн. фунтов стерлингов.
Комиссия по монополиям и слияниям, кроме всего прочего, должна в обязательном порядке рассматривать все случаи слияний и поглощений, если в итоге:
• под контроль хозяйствующего лица подпадает 25% товарного рынка или более;
• создается локальная монополия;
• возникает ограничение, либо пресечение конкуренции на товарных рынках.
В Германии на страже свободной конкуренции стоит Федеральное антимонопольное ведомство. Решение о создании антимонопольного ведомства было принято вскоре после окончания Второй мировой войны западными державами-победителями. В довоенные годы германская промышленность - особенно военный, химический и сталелитейный сектор - практически полностью состояла из картелей и монополий. Именно этим союзники объясняли высокую боеготовность гитлеровской армии. Создание антимонопольной службы должно было положить конец этому злу. Около семи лет промышленное лобби пыталось предотвратить появление ведомства, оказывая через канцлера Конрада Аденауэра давление на министра экономики Людвига Эрхарда . Однако "отец социальной рыночной экономики" уговорам и угрозам не поддался: он был уверен, что принцип свободной конкуренции полезен как для потребителя, так и для самих участников рынка. В 1958 году бундестаг одобрил "Закон о борьбе с ограничением конкуренции" (GWB), и Федеральное антимонопольное ведомство начало свою работу.
Одна из главных задач ведомства - предотвращение сговоров о ценообразовании, объеме выпускаемой продукции и дележе рынка. С этой целью закон разрешает сотрудникам службы просматривать деловую документацию, а также осуществлять по решению суда обыск офисов и выемку документов и данных. Выявленные нарушения ведомство карает штрафом, который может достигать 10 процентов годового оборота компании.
С 2004 года антимонопольная служба отвечает не только за внутренний рынок, но и отслеживает картельные сговоры между предприятиями из Германии и из других стран-членов ЕС. В 2007 году ведомство наложило штрафов на общую сумму 435 миллионов евро. Федеральное антимонопольное ведомство также следит за законностью проведения тендеров на получение госзаказов, например - на строительство помещений или оказание тех или иных услуг. Получать заманчивые контракты должны компании, предложившие госзаказчику наиболее выгодные условия, а не предприниматели со связями в правительственных кругах.
Наконец, ведомство осуществляет контроль за сделками о слиянии. Если в результате сделки новое предприятие может занять на рынке монопольную позицию, картельная служба вправе наложить на нее запрет. Именно по этой причине в 2005 году ведомство предотвратило покупку телевизионного холдинга Pro Sieben Sat крупнейшим в Германии издательским домом Axel Springer.
Правда, несмотря на независимый статус ведомства, его решение в области слияний может специальным указом отменить министр экономики. Этим правом в 2005 году воспользовался министр Вернер Мюллер. Он наложил вето на запрет ведомства о слиянии энергетических концернов E.ON и Ruhrgas.
В Японии антимонопольное регулирование имеет следующие особенности. С предварительного согласия антимонопольных органов Японии осуществляются:
• создание совместно управляемого предприятия;
• наследование всего предприятия, либо его части;
• получение в аренду всего предприятия, либо его части;
• назначение на управление всем предприятием или важной его частью.
Помимо изложенного, в Японии, ни при каких обстоятельствах, не допускается осуществление сделки или реорганизация предприятия, при которой результатом будет существенное ограничение конкуренции. Компания в Японии, ни при каких условиях, не имеет право контролировать более 25% товарного рынка, либо занять в результате слияния (поглощения) первое место в отрасли по объему выпуска (оказанных услуг).
В практике антимонопольного регулирования в зарубежных странах в последние годы отмечается концентрация финансового и промышленного капитала. Так, Комиссия Европейских Сообществ зарегистрировала в 1998 г. 235 заявлений о даче предварительного согласия на слияния и присоединения, что превышает данный показатель 1997 г. на 40%. Причем 1997 г. был признан пиковым годом по количеству слияний и присоединений за предыдущие двадцать лет. Несмотря на перспективу существенного ограничения конкуренции и устойчиво растущую тенденцию количественного роста подобных реорганизаций Комиссия Европейских Сообществ в подавляющем большинстве случаев дает свое согласие на осуществление реорганизаций.
Использование зарубежного опыта антимонопольного регулирования представляет интерес для современной экономики Беларуси, идущей по пути развития рыночных отношений.
Ярким примером страны с европейской системой патентного законодательства является Великобритания, в которой сложились две системы контроля за монополиями. В первой из них, основанной на законах о добросовестной торговле и о конкуренции, ключевую роль играют Ведомство по добросовестной торговле, Комиссия по монополиям, государственный секретарь торговли и промышленности. Вторая система контроля, предусмотренная законодательством об ограничительной торговой практике, ключевую роль отводит Суду по ограничительной практике. В целом законодательство либеральнее американского антитрестовского, так как следует традиционной британской политике свободы торговли и минимизации прямого государственного вмешательства в хозяйственную деятельность предпринимателей.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия (или возможности возникновения) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет широкие полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких-либо их частей или каким-то иным способом.
Становление современного антимонопольного законодательства в Великобритании связано с принятием в 70-х годах нашего столетия ряда нормативных актов в области ограничения торговой практики и добросовестной торговли: Закона о добросовестной торговле 1973 г., Закона об ограничительной торговой практике 1975г. и других. Как результат работы над созданием правовых основ регулирования процессов монополизации в 1980 г. был разработан и принят Закон о конкуренции.
Во Франции контроль за монополистической деятельностью возложен на Совет по вопросам конкуренции, Министерство экономики и суды общей юрисдикции. Совет по вопросам конкуренции считается независимым административным органом, на решения которого министр экономики не может налагать “вето”. Совет выполняет консультативные функции по заказу различных учреждений и организаций, а также может применять следующие санкции:
- предписать предприятию или лицу прекратить инкриминируемую деятельность в течение определенного срока;
- наложить на предприятие или лицо денежный штраф, максимальная величина которого составляет 5% торгового оборота предприятия нарушителя;
- потребовать от нарушителя опубликовать приговор Совета в определенных журналах. Если предприятие, ставшее жертвой антиконкурентной политики, потребует возмещение ущерба, то оно должно обратиться с этой просьбой в суд.
В настоящее время во Франции имеется около 3 тыс. государственных контролеров по ценам. Их основная задача - контроль за государственной дисциплиной цен.
Что же касается особенностей государственной политики воздействия на монополии в США, то для неё характерна гораздо меньшая опора на регулирование. Такое воздействие считается целесообразным и необходимым только применительно к естественным монополиям. В отношении же обычных монополий американское законодательство исходит из того, что совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею “благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю”. При этом учитываются как минимум два объективных обстоятельства: