Сущность монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы. Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена, издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Понятие монополии, история развития, виды монополий, необходимость антимонопольного регулирования…………………………….. ……….6

2. Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики………..…13


3. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь в современных услови-ях……………………………………………………………………19


Заключение……………………………………………………………………..…31

Список использованных источников …………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

      В рамках государственного антимонопольного контроля рассмотрены 36 обращений хозяйствующих субъектов, органов управления и граждан по вопросам соблюдения антимонопольного законодательства. В том числе, 22 заявления о нарушениях антимонопольного законодательства  в части осуществления недобросовестной конкуренции, в ходе рассмотрения которых установлены 5 нарушений статьи 14-2 Закона «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» и нарушение статьи 17 Закона.

      По выявленным нарушениям выдано 2 предписания об устранении нарушения антимонопольного законодательства. На основании решений коллегии Департамента регистрация 5 товарных знаков была отменена Национальным центром интеллектуальной собственности.

     В качестве меры, обеспечивающей эффективность проведения государственной антимонопольной политики,  организован мониторинг товарных рынков по выявлению и пресечению недобросовестной конкуренции, который будет осуществляться всеми органами государственного управления, в том числе облисполкомами и Минским горисполкомом.

     Исходя из изменившихся экономических условий, основным направлением антимонопольной политики должно стать дальнейшее сужение сферы прямого государственного регулирования цен на товары (работы, услуги) организаций-монополистов на основе дифференцированного подхода к товарным рынкам и разным группам товаропроизводителей и постепенного перехода от ценового регулирования к системе антимонопольного регулирования и контроля. Одним из направлений антимонопольной политики является работа по созданию условий для ликвидации самих возможностей злоупотребления монопольным положением хозяйствующих субъектов, освобожденных от ценового регулирования. При этом остается необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.

      Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в РБ это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия-монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

      Сейчас в Республике Беларусь чаще практикуются монопольно высокие цены, а в странах с развитой конкуренцией - монопольно низкие, иногда даже демпинговые. Белорусский монополизм проявляет свое антиконкурентное поведение преимущественно в отношениях с потребителями или поставщиками, а не с конкурентами. Но по мере развития конкуренции повышается вероятность применения монопольно низких цен: многопрофильные компании благодаря перекрестному субсидированию за счет прибыльности одних секторов могут занижать цены на продукцию других и тем самым блокировать конкурентов. В этой части особенно необходимо контролировать финансово-промышленные группы.

     Среди ограничивающих конкуренцию следует выделить, во-первых, соглашения, которые препятствуют доступу других предприятий на рынок; во-вторых, отказы от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями; в-третьих, соглашения по разделу рынка по территориальному признаку или ассортименту реализуемой продукции, по кругу продавцов или покупателей; в-четвертых, ценовые соглашения.

     Ограничительные меры предусмотрены законом "О конкуренции" и применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство. Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

      Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства. [11,с.6]

     Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

     Закон запрещает:

- устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит и повышать цену,

- навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора,

- включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями,

- препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям,

- побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями (заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

   Наряду с запретами на заключение вредных для конкуренции соглашений и на злоупотребление доминирующим положением для борьбы с ограничением конкуренции применяется контроль за экономической концентрацией. Она возникает  в результате создания, реорганизации или слияния предприятий и объединений; когда появляется возможность для группы организаций проводить на рынке согласованную политику. Согласно закону "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", если предприятие достигает определенного порога по объему операций, оно обязано получить согласие антимонопольного органа на свои действия (предварительный контроль) или уведомить его о них (последующий контроль).

      Белорусское антимонопольное законодательство не разрешает действия или сделки, в результате которых возможно установление или расширение рыночной власти коммерческой организации, если последствия не компенсируются повышением ее конкурентоспособности на внутреннем и международном рынках. Поэтому контроль не мешает интеграции белорусских предприятий для конкуренции с зарубежными фирмами.

      Для демонополизации экономики и развития конкуренции специалисты предлагают:

-              наладить антимонопольный контроль за проведением конкурсов, торгов, аукционов, в том числе при размещении заказов на поставки продукции для государственных нужд;

-      ввести жесткие меры против действий региональных властей, препятствующих свободе перемещения товаров и капитала по всей Республике Беларусь;

-              совершенствовать правовое регулирование использования государственных средств для расширения конкурентной среды, снижения концентрации производства и уменьшения ведомственного монополизма;

-              согласовать антимонопольное законодательство стран СНГ, адаптировать их конкурентную политику к международным принципам и правилам.

      Одним из важных элементов международного сотрудничества является сотрудничество в области антимонопольной и конкурентной политики государств. Развитию этого направления деятельности Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь придает важное значение, стремится наладить тесные деловые контакты с антимонопольными органами соседних стран, использовать достижения зарубежного опыта антимонопольного регулирования.

      В этой связи Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь проводит обширную работу в рамках международного сотрудничества с антимонопольными органами как ряда стран СНГ, так и отдельных европейских государств по вопросам антимонопольной и конкурентной политики.

     В ходе работы XXIX заседания Межгосударственного совета по антимонопольной политике (МСАП) 17 июня – 18 июня 2009 года (Кыргызстан, г. Бишкек) в соответствии с п.9 повестки заседания рассмотрен вопрос создания в рамках СНГ объединения юристов и экономистов, занимающихся вопросами конкурентной политики. Основная работа антимонопольных органов двух стран ведется по вопросам: гармонизации антимонопольного законодательства;

унификации нормативной базы в области антимонопольной политики; - созданию единого банка данных в области антимонопольной политики и недобросовестной конкуренции; ведения контроля за созданием и деятельностью финансово-промышленных групп    с    участием    хозяйствующих    субъектов    России    и    Беларуси; обмена информацией по вопросам пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции на территории России и Беларуси.

     17 июня 2009 года проведено учредительное собрание Ассоциации юристов и экономистов по развитию конкуренции на территории СНГ. Указанная Ассоциация создается для решения следующих вопросов:

- формирование эффективной практики применения антимонопольного законодательства в сотрудничестве с антимонопольными органами стран СНГ и МСАП;

- участие в формировании эффективной государственной политики в области защиты и развития конкуренции;

- содействие проведению конструктивного диалога между бизнесом и антимонопольными органами стран СНГ по вопросам конкуренции;

- участие в нормотворческой деятельности по вопросам конкуренции;

- взаимодействие по вопросам конкуренции с Европейской комиссией, Международной конкурентной сетью (МКС), национальными организациями в области конкурентного права США, стран Европы, других стран мира;

-анализ и использование мирового опыта в вопросах конкуренции.[www.economy.gov.by]

     Министерство предпринимательства и инвестиций Республики Беларусь прилагает усилия к расширению международного сотрудничества в области антимонопольной и конкурентной политики и приглашает к сотрудничеству все заинтересованные страны.

     В целях достижения баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий принят Закон Республики Беларусь "О естественных монополиях" от 16.12.2002 г. N 162-3. Действие Закона распространяется на физических и юридических лиц, иных субъектов гражданского права, осуществляющих предпринимательскую деятельность или имеющих право ее осуществлять. Под субъектами естественной монополии в Законе понимаются юридические лица, осуществляющие производство или реализацию товаров в условиях естественной монополии.

     Основными сферами деятельности субъектов естественных монополий являются: транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам; деятельность, связанная с передачей и распределением электрической и тепловой энергии; услуги по водоснабжению, почтовой связи, связанные с железнодорожным и авиа- транспортом; а также обслуживание и эксплуатация воздушных трасс сообщения, управление воздушным движением.

     Закон определяет права и обязанности субъектов естественных монополий, а также устанавливает случаи ограничения их деятельности.

    В частности, законодатель наделяет их следующими правами:

1) вносить в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий предложения по вопросам, затрагивающим их деятельность и правовой статус;

2) обращаться в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий с просьбой об исключении их из Государственного реестра субъектов естественных монополий;

3) обжаловать в суд действия (бездействие) органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий, противоречащие законодательству.

     Субъектам естественных монополий вменены следующие обязанности:

1) предоставлять равные условия потребителям товаров, произведенных в условиях естественных монополий (за исключением предоставления согласно законодательству льгот для отдельных категорий потребителей);

2) обеспечивать качественное обслуживание потребителей с учетом цен, установленных органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

3) соблюдать требования нормативных документов по стандартизации, показатели безопасности и качества товаров, а также лицензионные требования и условия, в случае, если осуществляемые ими виды предпринимательской деятельности подлежат лицензированию;

4) применять наиболее эффективные методы и технологии производства товаров при условии соблюдения принципа общественной безопасности и безопасности для жизни, здоровья, имущества граждан, имущества юридических лиц и окружающей среды;

5) исполнять решения органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий;

6) представлять в орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий отчеты о своей деятельности.

     При этом Закон четко определяет границы деятельности субъектов естественных монополий. Например, они не вправе отказываться от заключения договора с отдельными потребителями на производство или реализацию товаров в условиях естественных монополий при наличии у них возможности произвести такие товары. Также субъекты естественных монополий ограничены в совершении действий, которые приводят или могут привести к невозможности производства товаров в условиях естественных монополий или к замене их другими товарами.

Информация о работе Сущность монополии