Сущность монополии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 14:28, курсовая работа

Описание работы

Рыночные отношения в современных условиях представляют собой сложный механизм, в котором сочетаются монополистические структуры, конкуренция и регулирующие силы. Монополистические структуры обеспечивают господствующее (доминирующее) положение одной или нескольких фирм на рынке, определяемое их значительным удельным весом в общем объеме коммерческой реализации товаров и услуг. Это ведет к формированию определенных рыночных отношений со своей инфраструктурой, направленной на устранение стихийности и диспропорций в рыночных отношениях путем использования таких рыночных элементов, как цена, издержки производства и обращения, прибыль, кредит, налоги, денежное обращение.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………………..3

1. Понятие монополии, история развития, виды монополий, необходимость антимонопольного регулирования…………………………….. ……….6

2. Зарубежный опыт проведения антимонопольной политики………..…13


3. Антимонопольное регулирование в Республике Беларусь в современных услови-ях……………………………………………………………………19


Заключение……………………………………………………………………..…31

Список использованных источников …………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 232.50 Кб (Скачать файл)

     Кроме того, Закон ограничивает действия субъектов естественных монополий по взиманию за произведенные товары платы, превышающей размер, установленный органом регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Он также запрещает навязывать потребителям условия доступа к товарам, произведенным в условиях естественных монополий, либо совершать иные действия (бездействие), ведущие к ущемлению прав потребителей.

     В отдельную главу вынесены нормы, касающиеся государственного регулирования и контроля в сферах деятельности субъектов естественных монополий.            

   Согласно Закону, государство в лице уполномоченных республиканских органов государственного управления осуществляет:

а) регулирование цен на товары, произведенные (реализуемые) в условиях естественных монополий, посредством установления фиксированных, предельных цен и порядка их определения и применения;

б) определение категорий потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию субъектами естественных монополий, и установление минимального уровня их обеспечения товарами, произведенными в условиях естественных монополий, в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в этих товарах.

      Помимо этого, Закон оговаривает функции и полномочия органа регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Так, данный орган призван вести работу по обеспечению противодействия монополистической деятельности и развития конкуренции. На него возлагаются полномочия по формированию и ведению Государственного реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль.

      На орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий возложена обязанность осуществлять государственный контроль за действиями, которые совершаются с участием или в отношении субъектов естественных монополий и могут иметь своим результатом ущемление интересов потребителей. Юридическое или физическое лицо, которое в результате приобретения акций или долей в уставном фонде субъекта естественной монополии, либо в результате иных сделок, приобретает более 10% от общего количества голосов, приходящихся на все акции (доли в уставном фонде) субъекта естественной монополии, обязано уведомить об этом орган регулирования деятельности субъектов естественных монополий. Это же юридическое или физическое лицо также   обязано  уведомлять  орган  регулирования  деятельности  субъектов естественных монополий обо всех случаях изменения принадлежащего ему количества голосов.

     Одним из основных направлений работы Министерства в области антимонопольного регулирования является демонополизация экономики.

Под этим термином  мы понимаем:

1) разукрупнение монопольных структур,

2) создание параллельных структур и производств в виде среднего и малого предпринимательства,

3) либерализацию экспортно-импортной политики.

    Демонополизация охватывает все сферы экономики: и производство, и обращение товаров и услуг, и финансовый рынок.     Демонополизация осуществляется в отношении  монополизированных рынков республики - торговля,  строительство (главным образом специальные монтажные организации), ряд товаров машиностроения, к примеру, холодильники, химическая и мясомолочная промышленность (не принимаем в расчет естественные монополии), а также олигополистических - рынки обоев, рыбы и др.

     Достигнуты положительные изменения на тех товарных рынках, отличительной чертой которых является наличие трестов, концернов и других объединений. На этих рынках процесс демонополизации проводится в увязке с приватизацией и акционированием. В итоге, значительная часть объединений, концернов преобразована в добровольные ассоциативные объединения.

     Министерством проводится активная работа по выявлению и пресечению злоупотреблений хозяйствующими субъектами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках Республики Беларусь, в области ценообразования, а также соглашений (согласованных действий) по этому и другим злоупотреблениям предприятий-монополистов в целях обеспечения равных и благоприятных условий всем хозяйствующим субъектам.

     Практика рассмотрения вопросов, касающихся соблюдения антимонопольного законодательства, показывает, что нарушения антимонопольного законодательства допускаются, прежде всего, органами управления, объединениями юридических лиц. Данная норма не является наделением антимонопольного органа дополнительными полномочиями, а конкретизирует права, предоставленные антимонопольному органу Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции».
     Перечень указанных в Законе ограничений действий юридических лиц, государственных органов и их должностных лиц не содержит прямого запрета на

осуществление действий, направленных на: ограничение конкуренции при межобластных поставках товаров;  наделение государственными органами, иными организациями (их должностными лицами) своими полномочиями коммерческих и некоммерческих организаций, что порождало возможность злоупотреблений и требовало закрепления мер их пресечения на высоком законодательном уровне – на уровне Указа Президента Республики Беларусь.
     Указ позволил упростить действующий порядок и административные процедуры, осуществляемые антимонопольным органом при государственном антимонопольном контроле за экономической концентрацией посредством введения пороговых значений.

     Введение пороговых значений  сократит количество обращений в антимонопольный орган по вопросам согласования приобретения юридическим или физическим лицом, их группами, а также иностранным государством, международной организацией или их органами прав, позволяющих реально определять условия ведения хозяйствующим субъектом его предпринимательской деятельности либо осуществлять функции его уставного (руководящего) органа.
     В  этих случаях при применении абзаца шестого пункта 2 статьи 12 Закона Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» необходимо получение согласия антимонопольного органа при приобретении прав пользования и (или) распоряжения 20 процентами и более акции (долей) в уставном фонде юридического лица на основании договора купли-продажи (договора доверительного управления имуществом, договора о совместной деятельности, договора поручения), только если : балансовая стоимость активов юридического лица, определенная на основании данных бухгалтерской отчетности (бухгалтерского баланса) на последнюю отчетную дату, превышает 100 тыс. базовых величин; или объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) по итогам финансового, предшествующего году приобретения, превышает 200 тыс. базовых величин.

    Введение пороговых значений исходит из многолетней практики антимонопольного органа Республики Беларусь и согласуется с мировым опытом (Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Межгосударственного совета по антимонопольной политики СНГ (МСАП), Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации (ФАС РФ), Международной конкурентной сети, антимонопольного комитета Украины) в области конкурентной политики, при котором в антимонопольном законодательстве в качестве критериев пороговых значений для получения согласия антимонопольного органа при экономической концентрации применяются стоимость активов или годовой оборот компаний.

     В Указе на законодательном уровне закрепляется право антимонопольного органа заключать соглашения с юридическими лицами, занимающими доминирующее положение на товарных рынках, в которых определяются  обязательные условия, исключающие монополистическую деятельность этих юридических лиц; пределы изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги).
     В соответствие с нормами Указа организации-монополисты принимают на себя обязательства по недопущению нарушения антимонопольного законодательства, соблюдению пределов изменения цен (тарифов) на товары (работы, услуги) в условиях освобождения от обязанности формирования (применения) регулируемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), предусмотренные для юридических лиц, включенных в Государственный реестр хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках.
     Такая мера, с учетом проводимой политики по либерализации условий ведения бизнеса, позволит применять в отношении предприятий–монополистов более прогрессивный метод регулирования, позволяющий им развиваться, не осуществляя при этом противозаконную монополистическую деятельность.
     В соответствии со статьей 4 Закона РБ «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции», статьей 10 Закона РБ «О естественных монополиях» антимонопольный орган осуществляет формирование и ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках  и Государственного реестра естественных монополий.

     Установление факта доминирующего положения хозяйствующих субъектов является одной из основных и систематически осуществляемых функций антимонопольного органа при принятии решения о включении (исключении) в Реестр; изучении уровня монополизации товарных рынков; рассмотрении вопросов реорганизации хозяйствующих субъектов.

     В целях получения соответствующей достоверной информации, в том числе основанной на данных государственной статистики, обосновывающей принятие антимонопольным органом мотивированных решений по всем направлениям государственной антимонопольной политики, с учетом возможных последующих судебных разбирательств, требующих наличие соответствующей доказательной базы, предоставление государственными органами  необходимых для антимонопольного органа документов и сведений закреплено на уровне Указа Президента Республики Беларусь. [www.economy.gov.by]

    Для оценки ситуации, складывающейся на товарных рынках, и выработке оперативных мер по формированию и поддержанию конкурентных условий на постоянной основе осуществляется мониторинг товарных рынков и, в первую очередь, рынков продуктов питания, товаров народного потребления и хозяйственно-бытового назначения.

     Одной из важнейших мер формирования конкурентного рынка является становление и развитие новых экономических структур. Особая роль здесь принадлежит государственной поддержке малых и средних предприятий, и антимонопольная деятельность  направлена на создание благоприятных условий для проникновения на монополизированные рынки новых производителей, в том числе зарубежных, посредством устранения организационных и экономических (налоговых, таможенных и др.) барьеров вхождения на рынки республики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     Изучив предложенную тему, следует отметить, что основной отрицательной стороной монополизации экономики является избыточная власть фирм-монополистов. Рыночная власть заключается в способности воздействовать на цену товара.

     Задача антимонопольной политики состоит в том, чтобы помешать фирмам заполучить неограниченную рыночную власть, расширить возможности конкуренции и перевести ее в неценовую.

      Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малом количестве от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

      Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

      Антимонопольная служба в Беларуси еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Республики Беларусь.

     В целях совершенствования антимонопольного регулирования в РБ необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с развитой рыночной экономикой будет способствовать превращению антимонопольного законодательства РБ в эффективный регулятор рыночных отношений.

       К актуальным перспективным мерам правительственной политики в области антимонопольного регулирования относятся:

• продолжение структурных преобразований в экономике Республики Беларусь, особенно, в отраслях естественных монополий;

• совершенствование нормативной базы для организации эффективного контроля за финансовыми потоками монополий;

• регулирование и контроль инвестиционных программ;

• создание условий для развития конкуренции в потенциально конкурентных видах деятельности;

• повышение эффективности реализации полномочий государства по принадлежащим ему акциям акционерных обществ – естественных монополий;

• приведение уровня цен на продукцию монополий в соответствие с реальными затратами;

• целевое дотирование за счет соответствующих бюджетов при предоставлении льгот отдельным категориям потребителей;

 

• сокращение практики перекрестного субсидирования различных групп потребителей при адресной поддержке социально незащищенных групп населения.

     Для дальнейшего развития антимонопольного регулирования необходимо также упорядочение взаимоотношений антимонопольных органов с другими органами исполнительной власти.

Информация о работе Сущность монополии