Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:21, реферат
Содержание прогнозирования и планирования определяется экономической теорией и её ответвлениями; форма планирования зависит от менеджмента, который рассматривает планирование как составную часть науки об управлении; стиль плановых разработок связан с маркетингом. Но плановые и прогнозные расчеты подчиняются единой методологии, которая определят принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения.
Введение 4
1. Сущность планирования в экономике 6
1.1 Природа прогноза и плана 6
1.2 Необходимость и особенности экономического планирования 7
2 Концепция внутрифирменного планирования 12
2.1 Необходимость планирования в экономической организации 12
2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования 17
2.3 Методология внутрифирменного планирования 21
Заключение 28
Литература 30
? проясняет возникающие проблемы;
? стимулирует менеджеров к реализации своих решений в дальнейшей работе;
? улучшает координацию действий в организации;
? создает предпосылки для повышения образовательной подготовки менеджеров;
? увеличивает возможности
в обеспечении фирмы
? способствует более
? улучшает контроль в организации.
Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен во впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти такие конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показывает опыт, большой рост и большой успех фирмы очень часто связаны не с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности [1, 7].
Тезис о слабой взаимосвязи крупного успеха с применением формального планирования подтверждает исследование, проведенное английским специалистом по планированию Р. Финном [8, 57--63]. Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследования приведены в таблице 1.
Таблица 1. Связь стажа внутрифирменного планирования и его эффективности
Последствия применения планирования |
Продолжительность опыта планирования (в годах) |
Число фирм (случаев) |
||||
<2 |
2 -- 5 |
6 -- 10 |
>10 |
|||
Крупный успех Успех Ограниченный успех Неудача |
0 3 0 0 |
0 13 19 0 |
3 19 16 0 |
3 19 5 0 |
6 54 40 0 |
|
Число фирм (случаев) |
3 |
32 |
38 |
27 |
100 |
|
Как видно, ни одна из фирм не связала применение внутрифирменного планирования с неудачами в своей деятельности. Можно предположить, что отдельные неудачи всё-таки были и скрываются они в строке ”Ограниченный успех”.
Таблица показывает:
? успех приносит долговременный
опыт планирования (по крайней
мере, такой опыт, который превышает
2 года), то есть серьезный и
настойчивый подход к
? планирование в большинстве случаев не приводит к особо крупному успеху (эта взаимосвязь наблюдается лишь в 6 случаях из 100);
? в целом планирование
создает скорее преимущества, чем
отрицательные эффекты, даже
Планирование имеет как преимущества, так и недостатки. К преимуществам планирования относится:
? стремление решить задачу
рационально и с меньшими
? обдуманная подготовка
к использованию будущих
? улучшение координации действий исполнителей;
? усиление коллективных возможностей приложения сил за счет совместных действий заинтересованных лиц;
? более рациональное
? возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.
Недостатки планирования:
? невозможность отразить
в плане все многообразие
? стабильность принятого
решения, что может обернуться
убытки при динамичных
? необходимость ресурсов
(времени и средств) для
Поэтому желательно, чтобы
предприниматель имел план из-за сложных
и быстроменяющихся условий бизнеса
(в частности, сбыта и конкуренции),
которые надо заранее прогнозировать
и продумывать, а также разработать
своевременные и оптимальные
действия по нивелированию их негативов.
Кроме того, у предпринимателя
возникает потребность в
Таки образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:
? неопределенностью,
? несовершенством
? ограничениями по ресурсам;
? проблемами этического
свойства, если в обществе не
сформированы устои
Кроме того, возможно искажение роли планирования по следующим причинам:
? авторитарность руководства фирмы;
? субъективность взглядов исполнителей;
? неточная и неполная информация;
? форс-мажорные обстоятельства;
? отсутствие финансового
обеспечения действий
? ошибки в экономических расчетах.
Для российских предприятий можно очертить две сферы, нуждающиеся в применении планирования.
1. Вновь возникшие частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.
Главная проблема, связанная с применением планирования в этой сфере -- недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес -- это умение ”крутиться”, правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования, по крайней мере, вводить должность плановика [1, 8].
2. Государственные
и бывшие государственные,
Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.
Нельзя создать раз и навсегда единую рациональную систему планирования, как нельзя забыть о реалиях меняющегося мира. Поэтому качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и от опыта, подготовленности и интуиции работников. Чтобы план действительно был полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.
Таким образом план -- не цель, а возможное средство достижения цели . это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.
Современный рынок предъявляет
особые требования к предприятию. Сложность
и высокая подвижность
2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования
Внутрихозяйственное,
или внутрифирменное, планирование
занимает важнейшее положение в
рыночной экономике. Оно позволяет
соединять в общей
Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:
1. Какую продукцию, товары
или услуги следует
2. Сколько продукции или товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?
3. Как эту продукцию
надо производить, какую
4. Кто будет потреблять
производимую продукцию, по
5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?
Из этих фундаментальных
вопросов вытекает, что основным объектом
внутрихозяйственного планирования служит
взаимосвязанная система
В отечественной планово-
Технико-экономическое планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.
Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.
Всякое внутрифирменное планирование предусматривает обеспечение необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности и др.
План деятельности фирмы должен быть выражен в письменной форме. Собственно, возможен мысленный и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необходимо для его лучшего понимания исполнителями. Кроме того, такой план в дальнейшем легче проконтролировать.
Поэтому с точки зрения удобства использования можно говорить о форме плана в виде: