Сущность планирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Содержание прогнозирования и планирования определяется экономической теорией и её ответвлениями; форма планирования зависит от менеджмента, который рассматривает планирование как составную часть науки об управлении; стиль плановых разработок связан с маркетингом. Но плановые и прогнозные расчеты подчиняются единой методологии, которая определят принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность планирования в экономике 6
1.1 Природа прогноза и плана 6
1.2 Необходимость и особенности экономического планирования 7
2 Концепция внутрифирменного планирования 12
2.1 Необходимость планирования в экономической организации 12
2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования 17
2.3 Методология внутрифирменного планирования 21
Заключение 28
Литература 30

Файлы: 1 файл

Внутр. планирование.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

? проясняет возникающие  проблемы;

? стимулирует менеджеров  к реализации своих решений  в дальнейшей работе;

? улучшает координацию  действий в организации;

? создает предпосылки  для повышения образовательной  подготовки менеджеров;

? увеличивает возможности  в обеспечении фирмы необходимой  информацией;

? способствует более рациональному  распределению ресурсов;

? улучшает контроль в  организации.

Заманчиво было бы предположить, что планирование ведет к достижению фирмой такого экономического успеха, который может быть выражен во впечатляющих финансовых показателях. Некоторые специалисты по планированию пытаются найти такие конкретные примеры, которые могли бы проиллюстрировать  такую взаимозависимость. Однако дальше отдельных предположений дело не идет. Напротив, как показывает опыт, большой рост и большой успех фирмы очень часто связаны не с формальным планированием, а скорее являются следствием предпринимательского таланта, энергичного и решительного руководства фирмой. Более того многие предприятия, в том числе и российские, начинают применять планирование в тот период своего развития, когда уже прошел этап бурного роста, когда появляются проблемы в закреплении достигнутого успеха, обеспечении стабильности [1, 7].

Тезис о слабой взаимосвязи  крупного успеха с применением формального  планирования подтверждает исследование, проведенное английским специалистом по планированию Р. Финном [8, 57--63]. Он исследовал деятельность по планированию в 56 английских фирмах: как крупных, так и мелких, как высоко-, так и низкодоходных. Фирмы должны были указать стаж внутрифирменного планирования и его эффективность (в диапазоне от крупного успеха до неудачи). Результаты исследования приведены в таблице 1.

Таблица 1. Связь  стажа внутрифирменного планирования и его эффективности

 

Последствия

применения 

планирования

Продолжительность опыта 

планирования 

(в годах)

Число фирм (случаев)

 
 

<2

2 -- 5

6 -- 10

>10

   

Крупный успех

Успех

Ограниченный успех

Неудача

0

3

0

0

0

13

19

0

3

19

16

0

3

19

5

0

6

54

40

0

 

Число фирм

(случаев)

3

32

38

27

100

 
             

Как видно, ни одна из фирм не связала применение внутрифирменного планирования с неудачами в своей  деятельности. Можно предположить, что отдельные неудачи всё-таки были и скрываются они в строке ”Ограниченный успех”.

Таблица показывает:

? успех приносит долговременный  опыт планирования (по крайней  мере, такой опыт, который превышает  2 года), то есть серьезный и  настойчивый подход к применению  планирования;

? планирование в большинстве  случаев не приводит к особо  крупному успеху (эта взаимосвязь  наблюдается лишь в 6 случаях  из 100);

? в целом планирование  создает скорее преимущества, чем  отрицательные эффекты, даже если  определить ограниченный успех  как относительную неудачу, положительные  последствия относятся к отрицательным  как 60 (6 + 54) к 40 (40 + 0) случаям. 

Планирование имеет как  преимущества, так и недостатки. К преимуществам планирования относится:

? стремление решить задачу  рационально и с меньшими затратами;

? обдуманная подготовка  к использованию будущих преимуществ среды хозяйствования;

? улучшение координации  действий исполнителей;

? усиление коллективных  возможностей приложения сил  за счет совместных действий  заинтересованных лиц;

? более рациональное использование  ограниченных ресурсов;

? возможность контроля за событиями и определение проблем в деятельности.

Недостатки планирования:

? невозможность отразить  в плане все многообразие жизненных  условий, особенно в сложно  организованных системах;

? стабильность принятого  решения, что может обернуться  убытки при динамичных обстоятельствах  бизнеса;

? необходимость ресурсов (времени и средств) для разработки  плана.

Поэтому желательно, чтобы  предприниматель имел план из-за сложных  и быстроменяющихся условий бизнеса (в частности, сбыта и конкуренции), которые надо заранее прогнозировать и продумывать, а также разработать  своевременные и оптимальные  действия по нивелированию их негативов. Кроме того, у предпринимателя  возникает потребность в разработке нескольких вариантов наступления события по типу: ”А что, если…?”, из которых надо выбрать один наиболее вероятный и целесообразный. Подобная разведка редко совершается экспромтом. Она всегда требует времени.

Таки образом, план нельзя считать панацеей от всех бед. Его  применение имеет ряд ограничений, которые обусловлены:

? неопределенностью, многомерностью  и стохастичностью среды хозяйствования, поэтому для исполнителя так  важны поиск дополнительной достоверной  информации и прогноз и определение степени его вероятности;

? несовершенством законодательной  базы страны;

? ограничениями по ресурсам;

? проблемами этического  свойства, если в обществе не  сформированы устои предпринимательской  этики и отсутствует культура  бизнеса.

Кроме того, возможно искажение  роли планирования по следующим причинам:

? авторитарность руководства  фирмы;

? субъективность взглядов  исполнителей;

? неточная и неполная  информация;

? форс-мажорные обстоятельства;

? отсутствие финансового  обеспечения действий исполнителей;

? ошибки в экономических  расчетах.

Для российских предприятий  можно очертить две сферы, нуждающиеся  в применении планирования.

1. Вновь возникшие  частные фирмы. Бурный процесс накопления капитала привел к увеличению и усложнению деятельности многих из этих фирм, а также к возникновению других факторов, создающих потребность в формах планирования, адекватных современному рыночному хозяйству.

Главная проблема, связанная  с применением планирования в  этой сфере -- недоверие к формальному планированию, основанное на мнении, что бизнес -- это умение ”крутиться”, правильно ориентироваться в текущей обстановке, а отсюда недостаточное внимание к не очень отдаленному будущему. Тем не менее, многие из крупных частных фирм начали создавать подразделения планирования, по крайней мере, вводить должность плановика [1, 8].

2. Государственные  и бывшие государственные, ныне  приватизированные предприятия. Для них функция планирования является традиционной. Однако их опыт планирования относится в основном к периоду централизованно управляющейся экономики. Отсюда планирование на этих предприятиях носило вторичный характер, отражало плановую деятельность на центральном и отраслевом уровнях, а следовательно, не предполагало серьезного умения планировать и предвидеть, определять собственные цели развития.

Поэтому, как и организациям первого типа, государственным и  приватизированным предприятиям необходимо заново осваивать опыт внутрифирменного планирования.

Нельзя создать раз  и навсегда единую рациональную систему  планирования, как нельзя забыть о  реалиях меняющегося мира. Поэтому  качественный план требует периодического уточнения. Оно будет зависеть не только от новой информации, но и  от опыта, подготовленности и интуиции работников. Чтобы план действительно  был полезным, он должен выполнять роль помощника в управлении, но никак не главного действующего лица в бизнесе.

Таким образом план -- не цель, а возможное средство достижения цели . это средство помогает улучшить будущее. Его действенность определяется объективным пониманием жизни и субъективными управленческими решениями, которые должны стать действиями по саморегуляции объекта хозяйствования ради достижения выбранных целей жизнедеятельности.

Современный рынок предъявляет  особые требования к предприятию. Сложность  и высокая подвижность происходящих на нем процессов создают новые  предпосылки для более серьезного применения планирования. Определим  виды и содержание внутрифирменного планирования.

2.2 Виды и содержание  внутрифирменного планирования

Внутрихозяйственное, или внутрифирменное, планирование занимает важнейшее положение в  рыночной экономике. Оно позволяет  соединять в общей экономической  системе взаимные интересы государства, фирм и домашних хозяйств. В странах  с развитыми рыночными отношениями  основной задачей государственного регулирования является поддержание равновесного состояния экономики, обеспечение экономического роста и повышение качества жизни людей. Внутрифирменное планирование также направлено на развитие производства материальных благ, удовлетворение различных потребностей людей и получение прибыли. В рыночной экономике государство и предприятие являются основными независимыми субъектами планово-регулируемой производственно-хозяйственной деятельности.

Внутрифирменное планирование является важнейшей составной частью свободной рыночной системы, ее основным саморегулятором. Оно позволяет находить ответы на фундаментальные вопросы рыночной экономики, определяющие в сущности основное содержание внутрихозяйственного планирования и всей рыночной экономики в целом и заключающиеся в следующем:

1. Какую продукцию, товары  или услуги следует производить  на предприятии?

2. Сколько продукции или  товаров выгодно предприятию производить и какие экономические ресурсы следует использовать?

3. Как эту продукцию  надо производить, какую технологию  применять и как организовывать  производство?

4. Кто будет потреблять  производимую продукцию, по каким  ценам ее можно продавать?

5. Как предприятие может приспособиться к рынку и как оно будет адаптироваться к внутренним и внешним изменениям рынка?

Из этих фундаментальных  вопросов вытекает, что основным объектом внутрихозяйственного планирования служит взаимосвязанная система планово-экономических  показателей, характеризующих процесс  производства, распределения и потребления  товаров и ресурсов. В настоящее  время все производители и  предприниматели, исходя из рыночного  спроса на товары, работы и услуги, самостоятельно планируют свою предстоящую производственно-хозяйственную  деятельность, определяют перспективы  расширения производства продукции  и развития предприятия.

В отечественной планово-экономической  литературе и хозяйственной практике всегда было общепризнанным выделять два основных вида планирования: технико-экономическое  и оперативно-производственное.

Технико-экономическое  планирование предусматривает разработку целостной системы показателей развития техники и экономики предприятия в их единстве и взаимозависимости как по месту, так и по времени действия. В ходе данного этапа планирования обосновываются оптимальные объемы производства на основе учета взаимодействия спроса и предложения на продукцию и услуги, выбираются необходимые производственные ресурсы и устанавливаются рациональные нормы их использования, определяются конечные рациональные нормы их использования, определяются конечные финансово-экономические показатели и т.п.

Оперативно-производственное планирование представляет собой последующее развитие и завершение технико-экономических планов предприятия. На данном этапе планирования устанавливаются текущие производственные задания отдельным цехам, участкам и рабочим местам, осуществляются разнообразные организационно-управленческие воздействия с целью корректировки процесса производства и т.п.

Всякое внутрифирменное  планирование предусматривает обеспечение  необходимого развития тех или иных производственных объектов, экономических  систем или предприятия в целом. В развивающейся рыночной экономике поэтому значительно возрастает роль внутрихозяйственного планирования на всех предприятиях. Высокая степень экономической свободы и плановой деятельности предполагает не только расширение практической работы на всех фирмах, но и развитие научных знаний и совершенствование самой теории внутрихозяйственного планирования. В частности, требуется расширение существующей классификации систем, видов, принципов и методов планирования. Все виды внутрифирменного и корпоративного планирования могут быть систематизированы по таким основным классификационным признакам, как содержание планов, уровень управления, методы обоснования, время действия, сфера применения, стадия разработки, степень точности и др.

План деятельности фирмы  должен быть выражен в письменной форме. Собственно, возможен мысленный  и устный план, как контур будущего. Но если план одного человека может  быть у него в голове, то план нескольких лиц должен иметь вербальную форму, выраженную письменно, что необходимо для его лучшего понимания  исполнителями. Кроме того, такой  план в дальнейшем легче проконтролировать.

Поэтому с точки зрения удобства использования можно говорить о форме плана в виде:

Информация о работе Сущность планирования в экономике