Сущность планирования в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 15:21, реферат

Описание работы

Содержание прогнозирования и планирования определяется экономической теорией и её ответвлениями; форма планирования зависит от менеджмента, который рассматривает планирование как составную часть науки об управлении; стиль плановых разработок связан с маркетингом. Но плановые и прогнозные расчеты подчиняются единой методологии, которая определят принципы, методы, этапность расчетов, а также выбор индикаторов экономического предвидения.

Содержание работы

Введение 4
1. Сущность планирования в экономике 6
1.1 Природа прогноза и плана 6
1.2 Необходимость и особенности экономического планирования 7
2 Концепция внутрифирменного планирования 12
2.1 Необходимость планирования в экономической организации 12
2.2 Виды и содержание внутрифирменного планирования 17
2.3 Методология внутрифирменного планирования 21
Заключение 28
Литература 30

Файлы: 1 файл

Внутр. планирование.docx

— 45.34 Кб (Скачать файл)

? набора обязательных  документов;

? структуры, отражающей  внутреннюю логику построения;

? перечня исполнителей  с указанием их дифференцированных  задач;

? перечня необходимых  действий по осуществлению предусмотренных  задач;

? сроков исполнения, указанных  в соответствии с последовательностью  необходимых действий;

? сметы расходов;

? расчета экономического  эффекта как численного выражения  поставленных задач.

2.3 Методология  внутрифирменного планирования

План внутрифирменной  деятельности предприятия содержит целую систему экономических  показателей, представляющих общую  программу развития всех производственных подразделений и функциональных служб, а также отдельных категорий  персонала. План -- это одновременно конечная цель деятельности фирмы, руководящая линия поведения персонала, перечень основных видов выполняемых работ и услуг, передовая технология и организация производства, необходимые средства и экономические ресурсы и т.д. Планирование характеризует картину будущего, где ближайшие события начертаны с известной отчетливостью, соответственно ясности всего плана, а отдаленные -- представлены более или менее смутно. Таким образом, план -- это предвидимая и подготовленная на известный период программа социально-экономического развития предприятия и всех его подразделений.

Планирование деятельности является на каждом предприятии наиболее важной функцией производственного  менеджмента. В планах отражаются все  принятые управленческие решения, содержатся обоснованные расчеты объемов производства и продажи продукции, приводятся экономическая оценка затрат и ресурсов и конечных результатов производства.

Процесс планирования осуществляется по своим внутренним законам согласно логике обоснования показателя, т.е. в соответствии с методологией планирования. Методология планирования -- это учение о совокупности основных принципов, методов, о системе применяемых показателей, мер (и действий), необходимых для выполнения плана, а также его мониторинга.

В ходе составления планов руководители всех звеньев управления намечают общую программу своих  действий, устанавливают главную  цель и результат совместной работы, определяют участие каждого отдела или работника в общей деятельности, объединяют отдельные части плана  в единую экономическую систему, координирует работу всех составителей планов и вырабатывают решения о  единой линии трудового поведения  в процессе выполнения принятых планов. При разработке свободного плана и выборе линии поведения всех работников необходимо не только обеспечить соблюдение определенных правил и принципов планирования, но и осуществить достижение принятых планов и выбранных целей в будущем.

Впервые общие принципы планирования были сформулированы А. Файолем. В качестве основных требований к разработке программы действия или планов предприятия им были названы пять принципов: необходимость, единство, непрерывность, гибкость и точность.

Основные принципы планирования ориентируют все наши предприятия  и фирмы на достижение наилучших  экономических показателей. Многие принципы весьма тесно связаны и  переплетены между собой. Некоторые  из них, например, эффективность и  оптимальность, действуют в одном  направлении. Другие, гибкость и точность, -- в разных направлениях.

Наши экономисты-менеджеры  имеют в настоящее время большой  выбор существующих принципов планирования. Наряду с важнейшими рассмотренными принципами необходимо остановиться еще  на двух основных положениях разработанного Р.Л. Акоффом нового метода интерактивного планирования: принцип участия и принцип холизма.

Рассмотрим основные принципы планирования.

1. Принцип единства, т.е. холизма, которые означает, что используемые в планировании показатели надо обосновывать в их единстве, с учетом теоретической и практической взаимозависимости. Разработка плановых показателей должна осуществляться в направлении единого вектора цели. Соблюдение принципа требует координации и интеграции действий служб и подразделений системы, отражаемых в соответствующих плановых показателях. Плановое изменение показателя-фактора обязательно вызывает плановое изменение зависимого показателя деятельности.

2. Принцип непрерывности определяет процесс планирования как непрерывный, когда на смену одному выполненному плану приходит другой новый план, а на смену второму -- третий и т.д. принцип касается прежде всего планов различного периода: краткосрочный план является частью среднесрочного, а тот, в свою очередь, -- частью долгосрочного. Такое понимание включает и связь планирования с прогнозированием, когда план есть производная от прогноза. Принцип также определяет кругооборот и последовательность этапов планирования. Однако их последовательность важна лишь для разработки отдельного показателя и календарного периода. Этапы планирования показателей разных планов в одной системе могут осуществляться как одновременно, так и различаясь по времени.

3. Принцип гибкости означает способность плана менять свою направленность при изменившихся условиях деятельности и иметь определенные резервы. Принцип диктует наличие механизма изменения плановых величин, т.е. их возможную корректировку для адаптации к изменившимся обстоятельствам бизнеса. Кроме того, гибкость в планировании означает наличие определенных резервов или ”надбавок на безопасность”, которые должны самортизировать результаты работы при ухудшении условий деятельности.

4. Принцип точности требует обоснованности, детализации и конкретизации планового показателя. Обоснованность плана в числовом значении означает его соответствие имеющимся ресурсам, в том числе нормальным способностям и трудозатратам исполнителей. Так называемый напряженный план, превышающий эту норму, не оставляет резервов на случай ухудшения обстоятельств, а так называемый заниженный план создает условия для необоснованного поощрения работников без должных усилий с их стороны. Необходимость детализации и конкретизации плана в долгосрочной перспективе выражена менее ярко, чем в краткосрочном периоде. Действие данного принципа усиливается по мере приближения времени плана.

5. Принцип участия означает, что в разработку плановых показателей должны включаться все специалисты объекта хозяйствования, а при необходимости -- специалисты извне и партнеры по бизнесу. В разработке планового документа обязательно участие будущих исполнителей. Это повышает степень их вовлеченности в процесс работы, формирует чувство сопричастности. В ходе такого участия специалисты вносят свои идеи, предлагают свое видение решений проблем, что обогащает и уточняет содержание плана, позволяя создать действительно нужный и реальный документ, объединяющий в себе ракурс позиций структурных подразделений фирмы. в ходе такого участия создается система мер, в выполнении которой будут задействованы подлинные исполнители.

Таковы важнейшие требования или принципы рыночного планирования в современном производстве. На их основе развиваются и формируются  в процессе практической деятельности и все действующие общенаучные  методы планирования, которые представляют процесс поиска, обоснования и  выбора необходимых плановых показателей  и результатов.

В зависимости от главных  целей или основных подходов, используемой исходной информации, нормативной базы, применяемых путей получения  и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать  следующие методы внутрифирменного планирования: научные, экспериментальные, нормативные, балансовые, системно-аналитические, программно-целевые, экономико-математические, инженерно-экономические, проектно-вариантные и т.п. У каждого из этих методов, судя по их названию, имеется несколько  преобладающих признаков, или приоритетных требований, к основному планируемому результату.

Например, научный метод  базируется на широком использовании  глубоких знаний о предмете планирования, экспериментальный -- на анализе и обобщении опытных данных, нормативный -- на применении исходных нормативов и т.д. В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде. В основе эффективного внутрифирменного планирования должен лежать системный научный подход, основанный на всестороннем и последовательном изучении состояния предприятия и его внутренней и внешней среды.

Еще один элемент методологии  планирования -- это система мер (действий), необходимых для выполнения плана. План -- реальный ориентир к действиям. И действия плана требуют своих обоснований. Без них план никогда не станет реальностью. Надежды на то, что запланированная цель осуществится сама собой, маловероятны. Достижение цели требует продуманных, волевых и ответственных действий. Поэтому меры выполнения плана включают:

? развернутое описание  необходимых действий;

? ресурсное обеспечение;

? перечень участвующих  исполнителей (служб) и определение  их дифференцированных задач;

? сроки выполнения расчетных  показателей.

Меры достижения целей  плана требуют обоснования с  организационной, технологической, маркетинговой, кадровой и иных сторон. типовые  меры (действия) по выполнению планового  показателя предусматриваются для  различных сфер деятельности -- в  сфере основного капитала, в сфере  персонала, менеджмента, оборотного капитала, в сфере рационализации издержек производства и обращения и т.д.

Разработка мер выполнения плана включает в себя также задания  исполнителям -- работникам подразделений и служб, специалистам. В таких заданиях указываются основные подцели, т.е. задачи для исполнителей. Меры выполнения плана должны включать сроки исполнения, а также смету расходов. Она может разрабатываться:

а) для отдельных структурных  подразделений;

б) в целом по фирме  на блок заданий плана;

в) для отдельного исполнителя  плана;

г) на отдельное задание  плана.

Обязательна разработка общей  по фирме сметы расходов на весь план. Конкретизация расходов сметы  не должна мешать определенной степени  свободы исполнителей плана при  выполнении его заданий.

Заключение

Планирование -- это процесс экономического обоснования рационального поведения субъекта хозяйствования для достижения своих целей. Планирование представляет собой процесс формирования целей, определение приоритетов, средств и метолов достижения.

Сущность внутрифирменного планирования состоит в обосновании  целей и способов их достижения на основе выявления комплекса задач  и работ, определения эффективных  методов и способов их выполнения, необходимых для этого ресурсов, распределения их между членами  организации.

Основной целью плана  является реализованное событие, а  основной задачей планирования -- выбор волевых ответственных действий в условиях имеющихся ресурсных ограничений, сбалансированных по исполнителям, времени, ресурсам. Основная цель планирования -- интеграция всех членов фирмы для решения комплекса задач и выполнения работ, обеспечивающих достижение конечных результатов на основе единства целей.

Внутрифирменное планирование представляет собой набор действий, предусматривающий определение  целей, параметров взаимодействия между  задачами, работами и членами организации, способов и методов выполнения этих задач, а также распределение  ресурсов и выбор других организационно-технологических, экономических и мотивационных  решений, обеспечивающих достижение целей.

Необходимость планирования обусловлена масштабом, сложностью и комплексностью хозяйственных  задач; возрастающим значением времени; ограниченностью финансовых, материально-технических  ресурсов и необходимостью их эффективного использования; необходимостью поиска оптимального решения этих задач  с учетом внешних условий; объединением членов организации единством целей; созданием основ контроля.

В настоящее время приняты  следующие виды планирования: стратегическое (перспективное); тактическое; текущее, которое подразделяется по временным  периодам и функциональным областям. Объединив все виды внутрифирменного планирования в организации, можно  определить функцию планирования как  внутрифирменное планирование стратегии, тактики и управленческой политики.

Литература

Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и  статистика, 1997.

Ансофф И. Стратегическое управление. М., Экономика, 1989.

Бирман И.Я. Методология оптимального планирования. М., Мысль, 1971.

Владимирова Л.П. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учебное пособие. М., Издательский дом ”Дашков и  К”, 2000.

Ефремов В.С. Стратегия  бизнеса. М., Финпресс, 1998.

Моделирование народнохозяйственных процессов / Под ред. В.С. Дадаяна. М., Экономика, 1973.

Уткин Э.А. Бизнес-план: организация и планирование предпринимательской  деятельности М., Экмос, 1997.

Финн Р. Планирование и успех. М., Финпресс, 1999.


Информация о работе Сущность планирования в экономике