Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вышеуказанных явлений.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
определение понятия занятости, выявление ее сущности и структуры, анализ основных видов занятости;
определение понятия безработицы, характеристика основных ее типов и видов;
анализ причин возникновения и роста безработицы в Республике
исследование особенностей безработицы в Республике Казахстан;
Казахстан, ее последствия и определение влияния на экономику;
изучение причин необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике;
характеристика приоритетов политики занятости населения Республики Казахстан и механизмов ее реализации.
сделать выводы по изученному материалу.
Введение (стр. 3)
Раздел Ι. Занятость и безработица
1.1. Занятость: понятие, сущность, виды (стр. 6)
1.2. Безработица: понятие, виды, формы (стр. 11)
Раздел ΙΙ. Проблема безработицы
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан, социально – экономические последствия (стр. 23)
2.2. Особенности и уровень безработицы в Республике Казахстан (стр. 24)
Раздел ΙΙΙ. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики (стр. 27)
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации (стр. 32)
Заключение (стр. 37)
Список используемых источников (стр. 39)
Застойная безработица наиболее характерная для экономики переходного общества. Застойная безработица как наиболее типичная форма безработицы переходной экономики усугубляется тем, что традиции прошлого во многом приводят к надеждам значительной части работников на возможность решения своих проблем в будущем за счет поддержки государства, но не за счет собственной активности. Такая безработица включает работников, потерявших надежду найти работу, а подчас и не ищущих ее.
Добровольная безработица вызвана тем, что в любом обществе существует прослойка людей, которые по своему психическому складу или по иным причинам не хотят работать. В нашей стране хорошо известно, что усилия по принудительному устройству так называемых "бомжей" не привели к переориентации этой категории населения.
Сезонная безработица связана с неодинаковыми объемами производства, выполняемыми некоторыми отраслями в различные периоды времени, то есть в одни месяцы спрос на рабочую силу в этих отраслях растет (и, следовательно, снижается безработица), в другие уменьшается (а безработица возрастает). К отраслям, для которых характерны сезонные колебания объемов производства (а значит, и занятости), относятся, прежде всего, сельское хозяйство и строительство.
Институциональная безработица, связана с тем, что инфраструктура рынка труда не всегда чётко срабатывает, снижая предложение рабочей силы. В частности чрезмерные социальные выплаты, введение гарантированного минимума заработной платы, несовершенство налоговой системы могут создать такую ситуацию, когда некоторая часть трудоспособного населения не будет спешить трудоустроиться, увеличивая величину безработицы. Сюда же относятся и добровольная безработица, когда часть населения просто не желает работать, например, тунеядцы.
Технологическая безработица - вынужденная безработица в результате высоких темпов технического прогресса .
Наконец, скрытая безработица, которая характерна для отечественной экономики. Суть ее в том, что в условиях неполного использования ресурсов предприятия, вызванного экономическим кризисом, предприятия не увольняют работников, а переводят их либо на сокращенный режим рабочего времени (неполная рабочая неделя или рабочий день), либо отправляют в вынужденные неоплаченные отпуска. Формально таких работников нельзя назвать безработными, однако фактически они являются таковыми. Следовательно, скрытая безработица является скорее даже не безработицей, а неэффективной занятостью.
Таким образом, безработица является характерной чертой рыночной экономики. Поэтому полная занятость - нонсенс, не совместимый с идеей рыночного хозяйства. В то же время понятие "полная занятость" не означает полного отсутствия безработицы. Экономисты считают фрикционную и структурную безработицу совершенно неизбежной, следовательно, уровень безработицы при полной занятости равен сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Другими словами, уровень безработицы при полной занятости достигается в том случае, когда циклическая безработица равна нулю. Уровень безработицы при полной занятости называется естественным уровнем безработицы.
Социально-экономические последствия безработицы.
Влияние безработицы на экономическую и социальную жизнь общества противоречиво.
В качестве позитивных аспектов проблемы можно назвать следующие. Во-первых, безработица выступает как условие роста производства, появления новых предприятий. Не будь этого фактора, было бы затруднено расширенное воспроизводство, которое требует дополнительных ресурсов: труда, земли, капитала. Во-вторых, безработица поднимает дисциплину и эффективность труда тех, кто пока занят в производстве. В то же время безработица порождает отрицательные тяжелейшие социально-экономические последствия.
Незанятая рабочая сила означает недоиспользование экономического потенциала общества, прямые экономические потери, являющиеся следствием естественной и фактической безработицы (и соответственно занятости). Уровень занятости населения - процентное отношение занятых к взрослому населению, не находящемуся на социальном обеспечении, в приютах, домах престарелых и т.п.
Естественный уровень безработицы - совокупность фрикционной и структурной безработицы или уровень безработицы, связанный со стабильной экономикой, когда реальный национальный продукт находится на естественном уроне, и отсутствуют как замедляющаяся, так и ускоряющаяся инфляции или, когда ожидаемый уровень инфляции равен действительному уровню инфляции, т. е. это такая ситуация на рынке труда, при которой спрос на труд и предложение труда совпадают.
Реальный объем национального продукта, который связан с естественным уровнем безработицы, называется производственным потенциалом экономики. Это реальный объем продукции, который экономика в состоянии произвести при "полном использовании" ресурсов.
Полный, или естественный, уровень безработицы возникает при сбалансированности рынков рабочей силы, то есть когда количество ищущих работу равно числу свободных рабочих мест. Естественный уровень безработицы представляет собой в какой-то степени положительное явление. Ведь "фрикционным" безработным нужно время, чтобы найти соответствующие вакантные места. "Структурным" безработным тоже нужно время, чтобы прибрести квалификацию или переехать в другое место, когда это необходимо для получения работы. Если число ищущих работу превышает имеющиеся вакансии, значит, рынки рабочей силы не сбалансированы; при этом наблюдается дефицит совокупного спроса и циклическая безработица. С другой стороны, при избыточном совокупном спросе ощущается "нехватка" рабочей силы, то есть количество свободных рабочих мест превышает количество рабочих, ищущих работу. В такой ситуации фактический уровень безработицы ниже естественного уровня. Необычайно "напряженная" ситуация на рынках рабочей силы связана и инфляцией.
Естественный уровень безработицы позволяет определить потенциальный ВНП, т. е. такой объем валового национального продукта, который можно произвести в условиях естественного уровня занятости.
Американский экономист Артур Оукен (1928-1980) сформулировал закон, согласно которому между уровнем безработицы и реальным объемом ВНП существует обратная зависимость, показывающая, что сокращение безработицы на один процентный пункт дает дополнительный прирост реального ВНП примерно на 2%. Это и есть закон Оукена, а цифра 2,0 - коэффициент Оукена. Так, если естественный уровень безработицы в данном году равен 4%, а фактический ее уровень-7%, то разница составит 3%. Эти 3% надо умножить на коэффициент Оукена (3% 2,0 = 6%). Если фактический ВНП составляет 200 трлн. денежных единиц, то общество недополучило в данном году 6% от 200 трлн. денежных единиц, т.е. 12 трлн. денежных единиц, а потенциальный ВНП в данном году составил бы 212 трлн. денежных единиц.
Безработица ведет к прямому падению ранее достигнутого уровня жизни. Пособия по безработице всегда меньше заработной платы, имеют временный характер. Рост безработицы снижает покупательный и инвестиционный спросы, сокращает объемы сбережений у населения, а сам факт безработицы наносит человеку тяжелейшую психологическую травму. Многие социологи связывают рост преступности с ростом безработицы.
РАЗДЕЛ ΙΙ. Проблема безработицы в Республике Казахстан
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан, ее влияние на экономику
Одной из важных причин высокого уровня безработицы на стадии становления независимой Республики можно назвать сложившийся при социалистическом строе менталитет и неприспособленность населения к рыночной экономике.
Каждый свободный экономический микроинститут должен сам для себя находить партнеров, определять род своего занятия, решать проблемы внутри института самостоятельно. С этим, конечно же, не согласны те, у которых статус на данный момент определяется как «безработный» в силу привычки, унаследованной от социалистического строя Советского Союза, когда Партия или правительство целиком и полностью регулировали экономику, а значит, и решали проблему безработицы.
Следующей причиной безработицы можно назвать спад производства. Безработными оказались тысячи граждан Казахстана. Для возрождения производства и обеспечения рабочих мест правительство Республики активно привлекает иностранных инвесторов, создает благоприятные условия для внутренних инвестиций.
Еще одной очень важной причиной безработицы является нехватка квалифицированных кадров. С течением времени, с развитием НТП появляются новые профессии, требующие специального образования и навыков. Т.е. те специалисты, которые были востребованы 10 лет назад, с тем же образовательным уровнем – неконкурентоспособни в настоящее время.
Влияние безработицы на экономику Республики Казахстан значительно. Безработный меньше потребляет, что снижает совокупный спрос, что снижает и совокупное предложение (снижение производства), при этом уменьшаются налоговые поступления в бюджет. Т.е. имея очень большой потенциал, республика его не использует. Т.о. государство недополучает средств, итоговый ВНП значительно меньше потенциального.
Уровень безработицы очень важный показатель, характеризующий как экономическое, так и социальное положение страны. Уровень безработицы это доля численности безработных в численности экономически активного населения, измеренная в процентах.
Расчет уровня безработицы при полной занятости определяется по формуле:
Уровень безработицы = количество безработных / количество рабочей силы * 100%
В период экономического кризиса официальный уровень безработицы не отражал фактическую ситуацию на рынке труда, так как учет безработных велся лишь по числу обращений в органы занятости и поэтому был неадекватен произошедшему в стране обвальному спаду объемов производства, работ и услуг, высвобождению рабочей силы. Официальный уровень безработицы в большей степени характеризует результаты деятельности органов занятости, параметры которой изначально определены объемом финансирования. И поэтому уровень безработицы в республике оказался значительно ниже, чем в экономически более развитых странах. Численность граждан обратившихся в органы занятости во многом зависит от действующей административной системы регистрации безработных, ее возможностей в сфере трудоустройства и оказание экономической поддержки.
В 2001 г. Вступил в силу Закона Республики Казахстан « О государственной адресной социальной помощи». Данный закон регулирует правовые отношения, связанные с оказанием государственной адресной социальной помощи населению.
Государственная адресная социальная помощь - это выплата в денежной форме, предоставляемая государством лицам (семьям) с месячным среднедушевым доходом ниже черты бедности, установленной в областях;
Право на адресную социальную помощь имеют граждане Республики Казахстан, оралманы, лица, имеющие статус беженца, иностранцы, лица без гражданства, имеющие вид на жительство и постоянно проживающие в Республике Казахстан, со среднедушевым доходом, не превышающим черты бедности.
В соответствии с данными статистического комитета Республики Казахстан, в период с 2001 года по 2009 год, показатели рынка труда выглядят следующим образом (Таблица № 1):
Основные показатели рынка труда | |||||||||
Анализируемый показатель |
Анализируемый год |
тысяч человек | |||||||
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Экономически активное население |
7479,1 |
7399,7 |
7657,3 |
7840,6 |
7901,7 |
8028,9 |
8228,3 |
8415,0 |
8457,9 |
Занятое население |
6698,8 |
6708,9 |
6985,2 |
7181,8 |
7261 |
7403,5 |
7631,1 |
7857,2 |
7903,4 |
Наемные работники |
3863,3 |
4030,2 |
4229,6 |
4469,9 |
4640,5 |
4776,6 |
4973,5 |
5199,4 |
5238,8 |
Самостоятельно занятое |
2835,5 |
2678,7 |
2755,6 |
2711,9 |
2620,4 |
2626,9 |
2657,6 |
2657,8 |
2664,6 |
Безработное население |
780,3 |
690,7 |
672,1 |
658,8 |
640,7 |
625,4 |
597,2 |
557,8 |
554,5 |
Уровень безработицы,% |
10,4 |
9,3 |
8,8 |
8,4 |
8,1 |
7,8 |
7,3 |
6,6 |
6,6 |
Уровень молодежной безработицы, % (в возрасте 15-24 лет) |
19,1 |
17,3 |
14,5 |
14,3 |
13,4 |
12,1 |
9,4 |
7,4 |
6,7 |
Уровень долгосрочной безработицы, % |
7,6 |
6,0 |
5,3 |
5,1 |
4,3 |
4,0 |
3,3 |
2,8 |
2,5 |
Экономически неактивное население |
3175,8 |
3155,3 |
3278,6 |
3383,4 |
3476,9 |
3493,9 |
3463,2 |
3416,2 |
3500,3 |
Информация о работе Сущность, понятия и виды безработицы в Казахстане