Сущность, понятия и виды безработицы в Казахстане

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование вышеуказанных явлений.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
определение понятия занятости, выявление ее сущности и структуры, анализ основных видов занятости;
определение понятия безработицы, характеристика основных ее типов и видов;
анализ причин возникновения и роста безработицы в Республике
исследование особенностей безработицы в Республике Казахстан;
Казахстан, ее последствия и определение влияния на экономику;
изучение причин необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике;
характеристика приоритетов политики занятости населения Республики Казахстан и механизмов ее реализации.
сделать выводы по изученному материалу.

Содержание работы

Введение (стр. 3)
Раздел Ι. Занятость и безработица
1.1. Занятость: понятие, сущность, виды (стр. 6)
1.2. Безработица: понятие, виды, формы (стр. 11)
Раздел ΙΙ. Проблема безработицы
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан, социально – экономические последствия (стр. 23)
2.2. Особенности и уровень безработицы в Республике Казахстан (стр. 24)
Раздел ΙΙΙ. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики (стр. 27)
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации (стр. 32)
Заключение (стр. 37)
Список используемых источников (стр. 39)

Файлы: 1 файл

Причины виды и сущность безработицы.doc

— 301.00 Кб (Скачать файл)

Таблица № 1 «Основные показатели рынка труда Республики Казахстан»

Более наглядно  динамику занятого населения можно увидеть на Рисунке № 4. Данный рисунок показывает различие в сложившемся соотношении между ними. Из графика видно, что за 9 лет значительно увеличилось число экономически активного населения (на 978,8 тысяч человек), при этом и уровень занятого населения увеличился (на 1204,6 тысяч человек). А в качественном выражении, число экономически активного населения увеличилось на 13%, а количество занятого населения на 18%. Т.о. общее увеличение занятого населения составляет 5% (без учета роста экономически активного населения).

Рисунок №4 «Сравнение экономически активного населения и занятого наседения за 2001 – 2009 года».

Еще одним важным показателем  является уровень безработицы. Динамику данного показателя можно проследить на Рисунке № 5.

Рисунок №5. «Уровень безработицы с 2001 по 2009 годы»

Из рисунка видно, что  общий уровень безработицы с 2001 по 2009 годы в абсолютном показателе снизился на 3,8 % (в качественном исчислении, снижение составило 37% по отношению к 2001 г.).

Исходя из экономических  и социальных приоритетов развития, характеристики безработицы, причин ее возникновения регионы формируют  собственную политику и способы  противостояния безработицы и легализации  теневого рынка труда. В комплекс мер включаются в частности воздействия на профессиональный состав незанятого населения, защита легальной экономики от ухода квалифицированных кадров.

Несмотря на многочисленные организационные меры по сдерживанию  негативных процессов в сфере  труда, необходимо дальнейшее совершенствование действующего механизма легализации      неформального рынка труда. Предстоит нейтрализовать взаимовыгодность противоправных действий в процессе трудовых отношений для работодателя работника, преодолеть непрозрачность трудовой сферы, правовой нигилизм неформалов и пассивность трудового законодательства, общественной морали и официальных институтов к неформальной практике деятельности граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ ΙΙΙ. Государственное регулирование  рынка труда

3.1. Принципы государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике.

Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов субъектов рынка труда.

Различают активную государственную  и пассивную политику занятости.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных  и экономических мер, проводимых государством с целью снижения безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск рабочих мест, субсидирование создание новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и развитием самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.

Государственная политика в сфере занятости направлена на:

1) обеспечение равных  возможностей на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;

2) обеспечение продуктивной занятости, сокращение безработицы, создание рабочих мест;

3) ориентацию системы  образования на подготовку кадров  в соответствии с потребностью рынка труда и перспективами его развития с учетом инвестиционной политики;

4) поддержку трудовой  и предпринимательской инициативы  граждан, осуществляемой в соответствии  с законодательством, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

5) стимулирование работодателей,  сохраняющих действующие и создающих  новые рабочие места, в том  числе для целевых групп; 

6) организацию трудового  посредничества через уполномоченный  орган и частное агентство занятости;

7) лицензирование деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;

8) защиту внутреннего  рынка труда путем квотирования  привлечения иностранной рабочей  силы;

9) сочетание республиканских  мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;

10) координацию деятельности  в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;

11) формирование единой  информационной базы рынка труда;

12) координацию и регулирование  деятельности государственных органов  по разработке и реализации  мер, обеспечивающих занятость населения, и осуществление контроля за их выполнением;

13) организацию международного  сотрудничества в решении проблем занятости населения, включая решение вопросов, связанных с трудовой деятельностью граждан Республики Казахстан за границей и иностранцев на территории Республики Казахстан;

14) обеспечение участия  представителей работодателей, работников  и общественных организаций в разработке и реализации государственной политики занятости;

15) проведение финансовой, налоговой и инвестиционной политики, согласованной с политикой занятости, поддерживающей стимулирование создания дополнительных рабочих мест.

Для реализации государственной политики в области занятости населения, существуют следующие уполномоченные органы: центральный исполнительный орган, местные исполнительные органы, уполномоченный орган по вопросам занятости.

Центральный исполнительный орган обязан:

1) руководство уполномоченными  органами;

2) анализ и прогноз спрос и предложение на рабочую силу;

3) разработка программы занятости населения;

4) рассмотрение проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;

5) выдача, приостановление и отзыв лицензии;

6) определение квоты на привлечение иностранной рабочей силы;

7) определение потребности в подготовке кадров и их трудоустройстве;

8) формирование единой  информационной базы рынка труда.

Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения следующими путями:

1) разработка региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;

2) ежегодное определение целевых групп и социальных мер по их защите;

3) поддержка создания дополнительных рабочих мест;

4) оказание социальной защиты безработным гражданам;

5) организация общественных работ;

6) выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;

7) осуществление других мероприятий, способствующих занятости населения.

Функции уполномоченный орган по вопросам занятости:

1) информирование о возможности получения работы и о возможности обеспечения рабочей силой;

2) оказание содействия безработным в выборе работы;

3) формирование банка данных по рынку труда;

4) установление безработных на учет;

5) оказание бесплатных  услуг в профессиональной ориентации;

6) направление безработных на общественные работы;

7) направление безработных на профессиональное обучение в соответствии;

8) выдача безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;

9) анализ, прогнозирование спроса и предложения рынка труда;

10) реализация региональных программы занятости населения.

Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в  уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве.

Уполномоченный орган  направляет на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий  безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную   выдачу   недорогих   товаров   первой   необходимости, включая  продукты  питания;  организацию  дешевого  питания  в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.

Подавляющее большинство  промышленно развитых стран с  социально ориентированной рыночной экономикой главной целью в области  рынка труда провозглашают активную политику, направленную на содействие полной, продуктивной и свободно избранной занятости.  Каждый работник должен иметь широкие возможности для приобретения необходимой квалификации и использования ее и своих способностей в трудовой деятельности без какой-либо дискриминации. Государство способствует созданию рабочих мест, принятию заявок от работодателей, трудоустройству на свободные вакансии обратившихся в центр занятости граждан.

Задача по регулированию  рынка труда будет решена успешно  лишь в том случае, если государственная политика будет исходить из реальных представлений о масштабах, структуре и остроте проблемы. Для этого необходимо опираться на данные не о регистрируемой безработице, предоставляемые центром занятости, характеризующие главным образом успешность ее работы, а об общей безработице, рассчитанные по методологии МОТ.

Государственное вмешательство  на рынке труда должно носить поэтапный  характер с четким определением приоритетов  каждого этапа. В противном случае в центр внимания попадают традиционные группы риска, безусловно, испытывающие трудности при поиске работы, или контингенты занятых, находящихся под прямой угрозой высвобождения.

 

3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации.

Вмешательство государства должно быть взвешенным и продуманным, так как малейшее превышение норм регулирования    чревато    серьезными    социально-экономическими последствиями: повышением инфляции, снижением гибкости рынка труда и, в конечном счете, ростом безработицы. Поэтому в решении этой сложной проблемы нет легких способов.

Стратегия чрезмерно  жестких мер регулирования рынка  труда может дать нежелательные  результаты. Также не всегда оправдана  стратегия дерегулирования рынка  труда, которая основана на автоматизации  взаимодействия рыночных сил.

Регулирование рынка  труда и занятости населения  Республики Казахстан предполагает формирование следующих его составляющих:

  1. создание устойчивой гарантированной законодательно-нормативной базы в сфере занятости и ее совершенствование;
  2. определение главных приоритетов национальной политики занятости населения РК;
  3. выбор модели казахстанского рынка труда и его основных параметров;
  4. разработка стратегии регулирования занятости и рынка труда на долгосрочную и среднесрочную перспективу;
  5. создание   социально-экономического   и   организационного механизма обеспечения занятости населения.

Полная продуктивная занятость во взаимосвязи с экономическим  ростом составляет одну из приоритетных целей развития республики.

Обеспечение продуктивной и свободно избранной занятости граждан можно рассматривать в первоочередного условия выхода экономики и социальной сферы из кризисного состояния. Однако, это не исключает постановки конечной цели в области занятости -достижение полной занятости, имея в виду продуктивную и свободно избранную занятость, и поэтапную ее реализацию по мере экономического развития страны.

Необходимые действия в  области рынка труда:

    1. В области совершенствования действующего законодательства
  1. обеспечить социальные гарантии гражданам, потерявшим работу;- уточнить   полномочия   и   функции   государственных  органов, органов исполнительной власти, работодателей
  1. уточнить источники финансирования мероприятий по содействию занятости населения;
  2. совершенствовать налоговое законодательство с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей.

Информация о работе Сущность, понятия и виды безработицы в Казахстане