Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 15:52, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование вышеуказанных явлений.
Реализация поставленной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
определение понятия занятости, выявление ее сущности и структуры, анализ основных видов занятости;
определение понятия безработицы, характеристика основных ее типов и видов;
анализ причин возникновения и роста безработицы в Республике
исследование особенностей безработицы в Республике Казахстан;
Казахстан, ее последствия и определение влияния на экономику;
изучение причин необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике;
характеристика приоритетов политики занятости населения Республики Казахстан и механизмов ее реализации.
сделать выводы по изученному материалу.
Введение (стр. 3)
Раздел Ι. Занятость и безработица
1.1. Занятость: понятие, сущность, виды (стр. 6)
1.2. Безработица: понятие, виды, формы (стр. 11)
Раздел ΙΙ. Проблема безработицы
2.1. Причины возникновения и роста безработицы в Республике Казахстан, социально – экономические последствия (стр. 23)
2.2. Особенности и уровень безработицы в Республике Казахстан (стр. 24)
Раздел ΙΙΙ. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Причины необходимости государственного регулирования рынка труда в рыночной экономики (стр. 27)
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации (стр. 32)
Заключение (стр. 37)
Список используемых источников (стр. 39)
Таблица № 1 «Основные показатели рынка труда Республики Казахстан»
Более наглядно динамику занятого населения можно увидеть на Рисунке № 4. Данный рисунок показывает различие в сложившемся соотношении между ними. Из графика видно, что за 9 лет значительно увеличилось число экономически активного населения (на 978,8 тысяч человек), при этом и уровень занятого населения увеличился (на 1204,6 тысяч человек). А в качественном выражении, число экономически активного населения увеличилось на 13%, а количество занятого населения на 18%. Т.о. общее увеличение занятого населения составляет 5% (без учета роста экономически активного населения).
Рисунок №4 «Сравнение экономически активного населения и занятого наседения за 2001 – 2009 года».
Еще одним важным показателем является уровень безработицы. Динамику данного показателя можно проследить на Рисунке № 5.
Рисунок №5. «Уровень безработицы с 2001 по 2009 годы»
Из рисунка видно, что общий уровень безработицы с 2001 по 2009 годы в абсолютном показателе снизился на 3,8 % (в качественном исчислении, снижение составило 37% по отношению к 2001 г.).
Исходя из экономических
и социальных приоритетов развития,
характеристики безработицы, причин ее
возникновения регионы
Несмотря на многочисленные организационные меры по сдерживанию негативных процессов в сфере труда, необходимо дальнейшее совершенствование действующего механизма легализации неформального рынка труда. Предстоит нейтрализовать взаимовыгодность противоправных действий в процессе трудовых отношений для работодателя работника, преодолеть непрозрачность трудовой сферы, правовой нигилизм неформалов и пассивность трудового законодательства, общественной морали и официальных институтов к неформальной практике деятельности граждан.
РАЗДЕЛ ΙΙΙ. Государственное регулирование рынка труда
3.1. Принципы государственного регулирования рынка труда в рыночной экономике.
Главная функция государства заключается в том, что оно формирует, определяет и контролирует правила поведения и регулирования интересов субъектов рынка труда.
Различают активную государственную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест; обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск рабочих мест, субсидирование создание новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и развитием самозанятости); организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Государственная политика в сфере занятости направлена на:
1) обеспечение равных возможностей на свободный выбор рода деятельности и профессии, справедливых и благоприятных условий труда, социальной защиты от безработицы;
2) обеспечение продуктивной занят
3) ориентацию системы
образования на подготовку
4) поддержку трудовой
и предпринимательской
5) стимулирование работодателей,
сохраняющих действующие и
6) организацию трудового
посредничества через
7) лицензирование деятельности, связанной с привлечением иностранной рабочей силы, а также вывозом рабочей силы из Республики Казахстан за границу;
8) защиту внутреннего
рынка труда путем
9) сочетание республиканских мероприятий по обеспечению занятости с мерами, принимаемыми местными исполнительными органами;
10) координацию деятельности в сфере занятости населения с другими направлениями экономической и социальной политики;
11) формирование единой информационной базы рынка труда;
12) координацию и регулирование
деятельности государственных
13) организацию международного
сотрудничества в решении пробл
14) обеспечение участия
представителей работодателей,
15) проведение финансовой,
налоговой и инвестиционной
Для реализации государственной политики в области занятости населения, существуют следующие уполномоченные органы: центральный исполнительный орган, местные исполнительные органы, уполномоченный орган по вопросам занятости.
Центральный исполнительный орган обязан:
1) руководство уполномоченными органами;
2) анализ и прогноз спрос и предложение на рабочую силу;
3) разработка программы занятости населения;
4) рассмотрение проектов инвестиционных контрактов с целью защиты внутреннего рынка труда;
5) выдача, приостановление и отзыв лицензии;
6) определение квоты на привлечение иностранной рабочей силы;
7) определение потребности в подготовке кадров и их трудоустройстве;
8) формирование единой информационной базы рынка труда.
Местные исполнительные органы обеспечивают реализацию политики занятости населения следующими путями:
1) разработка региональных программ в соответствии с государственной политикой занятости;
2) ежегодное определение целевых групп и социальных мер по их защите;
3) поддержка создания дополнительных рабочих мест;
4) оказание социальной защиты безработным гражданам;
5) организация общественных работ;
6) выдача разрешений на привлечение иностранной рабочей силы;
7) осуществление других мероприятий, способствующих занятости населения.
Функции уполномоченный орган по вопросам занятости:
1) информирование о возможности получения работы и о возможности обеспечения рабочей силой;
2) оказание содействия безработным в выборе работы;
3) формирование банка данных по рынку труда;
4) установление безработных на учет;
5) оказание бесплатных услуг в профессиональной ориентации;
6) направление безработных на общественные работы;
7) направление безработных на профессиональное обучение в соответствии;
8) выдача безработному справку, что он зарегистрирован как безработный;
9) анализ, прогнозирование спроса и предложения рынка труда;
10) реализация региональных программы занятости населения.
Безработные граждане, желающие найти работу, могут обратиться в уполномоченный орган и в частное агентство занятости за содействием в трудоустройстве.
Уполномоченный орган направляет на профессиональную подготовку, повышение квалификации и переподготовку безработных в случае, если невозможно подобрать подходящую работу из-за отсутствия у них необходимой профессиональной квалификации.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.
Подавляющее большинство
промышленно развитых стран с
социально ориентированной
Задача по регулированию рынка труда будет решена успешно лишь в том случае, если государственная политика будет исходить из реальных представлений о масштабах, структуре и остроте проблемы. Для этого необходимо опираться на данные не о регистрируемой безработице, предоставляемые центром занятости, характеризующие главным образом успешность ее работы, а об общей безработице, рассчитанные по методологии МОТ.
Государственное вмешательство на рынке труда должно носить поэтапный характер с четким определением приоритетов каждого этапа. В противном случае в центр внимания попадают традиционные группы риска, безусловно, испытывающие трудности при поиске работы, или контингенты занятых, находящихся под прямой угрозой высвобождения.
3.2. Приоритеты политики занятости населения Республики Казахстан и механизм ее реализации.
Вмешательство государства должно быть взвешенным и продуманным, так как малейшее превышение норм регулирования чревато серьезными социально-экономическими последствиями: повышением инфляции, снижением гибкости рынка труда и, в конечном счете, ростом безработицы. Поэтому в решении этой сложной проблемы нет легких способов.
Стратегия чрезмерно
жестких мер регулирования
Регулирование рынка труда и занятости населения Республики Казахстан предполагает формирование следующих его составляющих:
Полная продуктивная занятость во взаимосвязи с экономическим ростом составляет одну из приоритетных целей развития республики.
Обеспечение продуктивной и свободно избранной занятости граждан можно рассматривать в первоочередного условия выхода экономики и социальной сферы из кризисного состояния. Однако, это не исключает постановки конечной цели в области занятости -достижение полной занятости, имея в виду продуктивную и свободно избранную занятость, и поэтапную ее реализацию по мере экономического развития страны.
Необходимые действия в области рынка труда:
Информация о работе Сущность, понятия и виды безработицы в Казахстане