Сущность, роль и структура государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях преодоления кризиса многими государствами возникает необходимость эффективного планирования государственного бюджета для сбалансированности экономики страны, а, значит, и для улучшения социального положения граждан. Объектом нашего исследования есть государственный бюджет, предметом –государственный бюджет Украины, его проблемы и перспективы развития. Целью работы есть анализ понятия бюджета в целом и непосредственно Украины, его недостатков и путей развития.

Содержание работы

Вступление 3
Раздел 1. Понятие государственной бюджетной системы. Общая характеристика бюджета Украины. 5
Бюджет как экономическая категория 5
Этимология слова «бюджет» и его функции 5
Модели бюджетных систем 6
Задачи, принципы и методы бюджетного планирования 7
Структура бюджета 8
1.2.1. Классификация расходов бюджета 9
1.2.2. Классификация доходов бюджета 10
Профицит и дефицит бюджета 12
Раздел 2. Анализ структуры бюджета Украины 14
Расчет бюджета Украины на 2012 год 14
Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет 17
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики в Украине 23
Актуальные проблемы развития 23
Пути совершенствования бюджетной системы 26
Выводы 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_KONETs.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

Таким образом, во втором разделе  мы рассмотрели проект бюджета на 2012год, проанализировали динамику расходов и доходов государственного бюджета, рассчитали государственный бюджетный  дефицит с 2006 по 2011 год, выявив основные причины падения его в 2010 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ В УКРАИНЕ

3.1. Актуальные  проблемы развития бюджетной системы Украины 

 

Основными проблемами государственного бюджета Украины есть:

  • налоговая нагрузка на экономику (приводит к безработице, сокращению доходной части бюджета в связи со снижением деловой активности и расходной часть в связи с ростом социальных выплат);
  • дефицит, а следовательно, и рост 
    государственного долга  (что связано с ограниченностью источников бюджетных ресурсов, потому проблема сбалансирования бюджета, то есть достижение бюджетного равновесия, также принадлежит к ключевым проблемам настоящего);
  • ориентация бюджета на социальную поддержку, а не социальную инфраструктуру;
  • неэффективность госрасходов;
  • несогласованность между центральным бюджетом и местными бюджетами, так как основная часть местных бюджетов переходит к центральному, на местах нет стимула для прогнозирования и планирования местного бюджета (как известно, некоторые области Украины, например, Донецкая, Днепропетровская, Полтавская, Запорожская, Харьковская и другие, передают свои финансовые ресурсы другим областям, не получая при этом эквивалентных государственных услуг);
  • использование государственных выплат не по назначению местными бюджетами;
  • не включение в бюджет не бюджетных доходов;
  • несоответствие планируемых расходов государства с реально существующим потенциалом;
  • уменьшение финансов развития местных бюджетов (в основном происходит за счет приватизации и продажи земель, отчуждения имущества) [6].

Рассмотрим подробно причины  и последствия долгового кризиса  Украины.

По состоянию на 31 июля 2010 года государственный и гарантированный государством долг Украины составлял 362,1 млрд. грн. или 45,9 млрд. дол. США (внешний долг - 64,9%, внутренний - 35,1%). За январь-июль его величина увеличилась на 44,2 млрд. грн. (+13,9%), В основном за счет превышения выпуска ОВГЗ над их погашением, получение кредита 2 млрд. дол. США от российского коммерческого банка и первого транша кредита МВФ стенд-бай 2010 в объеме 1,25 млрд. СПЗ (специальных прав заимствования). Но рост государственного долга на 14 процентов, учитывая послекризисное состояние экономики, является умеренным, тогда как в 2009 году государственный долг вырос в 1,7 раза, а гарантированный государством долг в 1,5 раза. Это привело к росту общей величины государственного и гарантированного государством долга до уровня 35 процентов ВВП, когда на конец 2008 это отношение составляло 20 процентов. Критической точкой роста государственного долга принято считать уровень в 60 процентов ВВП, но для экономики развитых стран. Такой стремительный рост государственного долга объяснялось необходимостью финансового обеспечения правительством антикризисных мер в 2008-2009 годах, направленных на стабилизацию финансовой системы, в частности, за счет осуществления взносов в уставные капиталы банков, за счет выпуска ОВГЗ, наполнение Стабилизационного фонда, предоставления государственных гарантий по взятым кредитам субъектов для финансирования инвестиционных проектов и т.п [8].

Такая ситуация свидетельствует  о системных просчетах правительственной финансовой политики относительно продолжения финансирования дефицита государственного бюджета за счет достаточно дорогих внешних и внутренних источников средств. Особенно негативные последствия может вызывать угрожающая динамика внешних долговых платежей и их значительный удельный вес, который преувеличивает частицу платежей из внутренних долговых обязательств.

В целом можно отметить, что долговой кризис в Украине обусловлен такими основными причинами:

  • слабое законодательное и нормативное поле по вопросам регуляции бюджетных взаимоотношений, низкая финансовая дисциплина, неоптимальная организационная структура управления государственным долгом;
  • несовершенство фискальной политики в части регуляции бюджетного дефицита и политики управления государственным долгом;
  • почти полное отсутствие анализа использования привлеченных внешних источников средств.

Основной проблемой является отсутствие надлежащей законодательной  регуляции бюджетных правоотношений и механизма ответственности  за нарушение бюджетного законодательства, что вызывает целый ряд негативных социально-экономических последствий, а именно:

  • постоянное недовыполнение на протяжении последних лет доходной части бюджета и связанное с этим недофинансирование или задержка в финансировании отдельных видов расходов;
  • недостаточный уровень ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
  • неполное отображение в бюджете доходов, которые получают бюджетные учреждения, органы исполнительной власти от использования собственности и предоставления платных услуг, что приводит к неконтролированной использования государственных средств и имущества.

Такие значительные проблемы нуждаются в поиске направлений  усовершенствования бюджетной политики, которая отображала бы конкретную направленность бюджетных отношений на решение  экономических и социальных заданий. Она должна включать достаточно широкий  круг действенных рычагов, с помощью  которых государство эффективно будет осуществлять распределительные и перераспределительные функции такие, как контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, совершенствования фискальной и монетарной политики государства и тому подобное [11].

 

3.2. Перспективы  развития бюджета Украины

 

 

Целью управления государственным  долгом в 2010-2013 годах является обеспечение  финансирования бюджета за счет долговых источников при минимально возможной  стоимости с учетом рисков в средне-и  долгосрочной перспективе.

В целом управление государственным  долгом в 2010-2013 годах направляется на выполнение следующих задач:

  • координация политики управления государственным долгом с бюджетной и денежно-кредитной политикой, в частности в части развития рынка ОВГЗ и содействие удешевлению стоимости привлеченных ресурсов;
  • удержание объема государственного долга относительно ВВП на экономически безопасном уровне;
  • своеврем<span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Arial'; font-size:

Информация о работе Сущность, роль и структура государственного бюджета