Сущность, роль и структура государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях преодоления кризиса многими государствами возникает необходимость эффективного планирования государственного бюджета для сбалансированности экономики страны, а, значит, и для улучшения социального положения граждан. Объектом нашего исследования есть государственный бюджет, предметом –государственный бюджет Украины, его проблемы и перспективы развития. Целью работы есть анализ понятия бюджета в целом и непосредственно Украины, его недостатков и путей развития.

Содержание работы

Вступление 3
Раздел 1. Понятие государственной бюджетной системы. Общая характеристика бюджета Украины. 5
Бюджет как экономическая категория 5
Этимология слова «бюджет» и его функции 5
Модели бюджетных систем 6
Задачи, принципы и методы бюджетного планирования 7
Структура бюджета 8
1.2.1. Классификация расходов бюджета 9
1.2.2. Классификация доходов бюджета 10
Профицит и дефицит бюджета 12
Раздел 2. Анализ структуры бюджета Украины 14
Расчет бюджета Украины на 2012 год 14
Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет 17
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики в Украине 23
Актуальные проблемы развития 23
Пути совершенствования бюджетной системы 26
Выводы 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_KONETs.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

 

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ХАРЬКОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени В.Н. КАРАЗИНА

 

Институт экономики  и международных отношений

Экономический факультет

Кафедра международной  экономики

 

КУРСОВА РАБОТА

По курсу «Макроэкономика»

по теме „Сущность, роль и структура государственного бюджета”.

 

 

 

Выполнила:

студентка 2 курса

(дневного отделения)

группы ЭМ-21  Гордиенко Д.Ю.

Научный руководитель:

к.э.н., доц. Давыдова И.А.

 

 

 

Харьков – 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Вступление     3

Раздел 1. Понятие государственной бюджетной системы. Общая характеристика бюджета Украины. 5

  1. Бюджет как экономическая категория         5
      1. Этимология слова «бюджет» и его функции 5
      2. Модели бюджетных систем 6
      3. Задачи, принципы и методы бюджетного планирования 7
  2. Структура бюджета 8

1.2.1. Классификация расходов  бюджета 9

1.2.2. Классификация доходов  бюджета 10

  1. Профицит и дефицит бюджета 12

Раздел 2. Анализ структуры бюджета Украины 14

  1. Расчет бюджета Украины на 2012 год 14
  2. Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет 17

Раздел 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики в Украине 23

  1. Актуальные проблемы развития  23
  2. Пути совершенствования бюджетной системы 26

Выводы 32

Список использованных источников 35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСТУПЛЕНИЕ

 

Возросшая регулирующая роль бюджета позволяет считать его  планом финансового хозяйства, который  служит средством достижения экономической  стабильности и выполняет функции  встроенного бюджетного стабилизатора, которая может быть обеспечена как в решении внутренних вопросов, так и во внешних отношениях. Бюджетный механизм служит важным инструментом долгосрочной структурной политики. Он используется для проведения крупных структурных сдвигов: для более быстрого развития наукоемких производств, прогрессивных научно-технических перемен в национальном хозяйстве, подъема отстающих в экономическом отношении регионов.

Актуальность темы заключается  в том, что в условиях преодоления  кризиса многими государствами  возникает необходимость эффективного планирования государственного бюджета  для сбалансированности экономики  страны, а, значит, и для улучшения  социального положения граждан. Объектом нашего исследования есть государственный бюджет, предметом –государственный бюджет Украины, его проблемы и перспективы развития. Целью работы есть анализ понятия бюджета в целом и непосредственно Украины, его недостатков и путей развития. Для реализации данной цели поставим перед собой такие задачи:

      1. Охарактеризовать сущность и роль бюджета в целом.
      2. Рассмотреть различные модели бюджетных систем.
      3. Проанализировать бюджетную систему Украины (планирование бюджета на 2012 год).
      4. Проследить динамику развития бюджетной системы за последние 5 лет.
      5. Определить ее актуальные проблемы.
      6. Предложить пути решения данных проблем.
      7. Сделать предположения о перспективе развития бюджетной системы Украины.

Для проведения исследования мы использовали следующие методы:

    • исторический;
    • сравнительный;
    • синтеза и анализа;
    • аналитико-статистический.

В курсовой работе были использованы различные источники информации, такие как: статьи в периодических изданиях (газетах и журналах), энциклопедии по экономике, учебные пособия по экономике, непосредственно макроэкономике, финансам и т.д., статистические данные и электронные ресурсы. 
При написании работы особое внимание уделено работам Мысляевой И.М., Владимирова К.Н., Опарина В.М., Лемишовского В., Нигматулина Н, Кейнса Дж. М. и др.

Структура работы: курсовая работа состоит из трех разделов, списка литературы, заключения. Общий объем работы составляет 36 страниц, 17 литературных источников, 5 рисунков и 1 таблица (в основном тексте).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БЮДЖЕТА УКРАИНЫ.

    1. Бюджет как экономическая категория

 

      1. Этимология слова «бюджет» и его функции

 

Бюджет (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая экономическая категория как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет) [5].

По мнению Мысляевой И.М., совокупность бюджетных отношений  по формированию и использованию  бюджетного фонда страны составляет понятие государственного бюджета. По экономической сущности государственный  бюджет – это денежные отношения, возникающие у государства с  юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения национального дохода (частично и национального богатства) в связи с образованием и использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужд обороны и государственного управления. Благодаря бюджету государство имеет возможность сосредоточивать финансовые ресурсы на решающих участках экономического и социального развития [7].

 Основными функциями бюджета являются:

  • перераспределение национального дохода и ВВП;
  • государственное регулирование и стимулирование экономики;
  • финансовое обеспечение социальной политики;
  • контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств [9].

 

      1. Модели бюджетных систем

 

Владимиров К.Н. считает, что в зависимости от последовательности распределения ВВП существует 2 варианта:

    • в условиях рыночной экономики;
    • в условиях административной экономики

В рыночной экономике созданный  ВВП сначала разделяется между  его производителями. Рабочие и  служащие получают заработную плату, предприниматели  – доход. После этого происходит формирование бюджета путем налогообложения  физических и юридических лиц. При  административной экономике государство  сначала централизует необходимую в бюджете часть ВВП, а остаток делит между его производителями.

По уровню централизации  ВВП в бюджете условно выделяют 3 модели:

  • американская (25-30%);
  • западноевропейская (30-40%);
  • скандинавская (50-60%) [4].

Что касается типологии бюджетов в зависимости от формы государственного устройства, то Ефимова Е.Г. выделяет 2 типа бюджета. В унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты. В федеративных же государствах, каковым является Россия, бюджетная система состоит из трех звеньев: государственный бюджет (или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства); бюджеты членов федерации (штатов - в США, земель - в ФРГ, провинций - в Канаде, субъектов Федерации - в России); местные бюджеты [5].

 

 

 

 

 

1.1.3.Задачи, принципы  и методы бюджетного планирования

 

Бюджетное планирование - важная составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства.

Экономическая сущность планирования заключается в централизованном распределении и перераспределении  стоимости общественного продукта и НД между звеньями финансовой системы  на основе общенациональной социально-экономической  программы развития страны в процессе составления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов различных  уровней.

Принципы бюджетного планирования:

  • научная обоснованность;
  • регулирование бюджетных вопросов едиными правовыми нормами;
  • адресный и целевой характер направления бюджетных средств;
  • непрерывность планирования годового бюджета;
  • стабильность финансовых показателей (норм, налоговых ставок, смет);
  • оптимальная сбалансированность между социальными выплатами и уровнем налогов.

Бюджетное планирование ведется  органами государственной власти и  управления. Основы бюджетного планирования определяются Конституцией и законами страны.

Бюджетное планирование включает бюджетный процесс, как его главную  форму.

Бюджетный процесс - это регламентируемая законодательством деятельность органов  власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению центрального и региональных / местных бюджетов. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным  устройством страны, бюджетными правами  соответствующих органов власти и юридических лиц.

Бюджетный процесс включает в себя 4 стадии бюджетной деятельности:

  • составление проекта бюджета;
  • рассмотрение и утверждение бюджета;
  • исполнение бюджета;
  • составление отчета об исполнении и его утверждение.

Все стадии бюджетного процесса взаимосвязаны и являются отражением как экономических процессов, так  и политической культуры общества. 

К методам бюджетного планирования Владимиров К.Н. относит:

  • метод коэффициентов (учитывается показатель предыдущего года и коэффициент изменений планируемых в данном году);
  • нормативный метод (метод доходов и издержек, который учитывает экономическое состояние предприятий и физических лиц для выявление фактических государственных резервов);
  • балансовый метод (определяется общий баланс финансов государства и соответствующими потребностями, которые могут быть обеспечены);
  • предметно-целевой (позволяет выявить эффективность программ государства) [4].

 

    1. Структура бюджета

 

 

Структура бюджета необходима для формирования иерархии бюджетообразующих статей, а именно:

  • распределения ответственности между структурными подразделениями 
  • формирования совокупных доходов и расходов — формируют удобную для рассмотрения различных расчетов величин иерархию статей;
  • формирования бюджета денежных средств — в структуре бюджета имеются статьи имеющие отношение к движению денежной массы.

 

 

 

 

1.2.1. Классификация  доходов

 

Доходы бюджета – часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.

Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие  в процессе формирования основного  общегосударственного фонда денежных средств. Формой проявления этих отношений  выступают различные виды платежей предприятий, организаций и населения  бюджет. Бюджетные доходы понятие  более узкое по сравнению с  государственными доходами, поскольку  последние включают в себя также  доходы внебюджетных фондов и доходы государственных предприятий и  организаций.

По своему материально-вещественному  воплощению доходы бюджета представляют собой денежные средства, поступающие  в безвозмездном и безвозвратном  порядке, в соответствии с действующим  в стране бюджетным и налоговым  законодательством, в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления.

Основным источником формирования доходов является национальный доход, причем в сферу бюджетного перераспределения  попадают его конкретные компоненты. Речь идет о доходах хозяйствующих  субъектов, полученных в результате первичного распределения национального  продукта.

К ним относятся:

  • предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др.отраслей);
  • заработная плата работников сферы материального и нематериального производства;
  • доходы лиц, работающих не по найму;
  • рента собственников земли;
  • ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает  национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и  муниципальной собственности, от продажи  золотовалютного запаса и др.национальных ценностей.

Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также  на основе внутренних и внешних займов, и за счет эмиссии бумажных денег [3].

Также существует разделение доходов бюджета на:

  1. налоговые;
  2. неналоговые.

Неналоговыми доходами являются:

  •   доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
  • доходы от платных услуг, оказываемых органами государственной власти и местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями;
  • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности (штрафы, конфискации, компенсации и иные суммы принудительного изъятия);
  • иные налоговые доходы [9].

 

 

1.2.2. Классификация  расходов

 

Функциональная классификация  бюджетных расходов отражает направление  средств основного централизованного  денежного фонда на выполнение конкретных функций государства (это затраты  на государственное управление, судебную власть, международную деятельность, национальную оборону, правоохранительную деятельность, фундаментальные научные исследования, развитие экономики, бюджетной сферы, социальную политику и др.) [5].

Информация о работе Сущность, роль и структура государственного бюджета