Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что в условиях преодоления кризиса многими государствами возникает необходимость эффективного планирования государственного бюджета для сбалансированности экономики страны, а, значит, и для улучшения социального положения граждан. Объектом нашего исследования есть государственный бюджет, предметом –государственный бюджет Украины, его проблемы и перспективы развития. Целью работы есть анализ понятия бюджета в целом и непосредственно Украины, его недостатков и путей развития.
Вступление     3
Раздел 1. Понятие государственной бюджетной системы. Общая характеристика бюджета Украины. 5
Бюджет как экономическая категория         5
Этимология слова «бюджет» и его функции 5
Модели бюджетных систем 6
Задачи, принципы и методы бюджетного планирования 7
Структура бюджета 8
1.2.1. Классификация расходов  бюджета 9
1.2.2. Классификация доходов  бюджета 10
Профицит и дефицит бюджета 12
Раздел 2. Анализ структуры бюджета Украины 14
Расчет бюджета Украины на 2012 год 14
Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет 17
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики в Украине 23
Актуальные проблемы развития  23
Пути совершенствования бюджетной системы 26
Выводы 32
Список использованных источников 35
По участию в общественном 
воспроизводстве расходы 
По экономическому содержанию 
расходы бюджета 
Текущие бюджетные расходы 
связаны с предоставлением 
Капитальные расходы связаны 
с вложением бюджетных средств 
в основные фонды и нематериальные 
активы, с созданием государственных 
запасов и резервов. Они включают 
затраты на новое строительство 
и развитие действующих объектов 
государственной и 
По предметной направленности соответствующих денежных потоков. В развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов:
В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает профицит. Но чаще всего расходы превышают доходы, тогда происходит дефицит. По мнению Мысляевой И.М. дефицит в зависимости от факторов, обуславливающих его делиться на:
Структурный дефицит возникает для стимулирования экономической активности и совокупного спроса в период спада самим государством (повышение уровня занятости через финансирование данного мероприятия или понижение налогов), что в конечном итоге ведет к большему увеличению затрат государства по сравнению с доходами.
В отличии от структурного дефицита циклический в меньшей степени зависит от фискальной политики государства. В результате спада производства снижается уровень ВВП, а, значит, и уменьшаются поступления от налогов [7].
Различают такие несбалансированности бюджета, как:
 Краткосрочная проявляется 
в дефиците бюджета в короткий 
срок (например, год) по причине 
неэффективного экономического 
прогнозирования и анализа 
Таким образом, в первом разделе мы ознакомились с основными понятиями государственного бюджета, рассмотрели функции, задачи и методы бюджетного планирования, охарактеризовали структуру государственного бюджета по доходам и расходам. Также нами было проанализированы модели бюджетных систем в зависимости от централизации ВВП в бюджете и формы государственного устройства страны; охарактеризованы профицит и дефицит бюджета.
РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ БЮДЖЕТА УКРАИНЫ
Бюджет на каждый год (на 
Украине бюджетный год 
В Украине с точки зрения предметной направленности, расходная часть бюджета подразделяется на следующие группы:
Рис. 2.1. Разделение бюджета Украины по предметной направленности.
Источник: [4].
Согласно материалам, предоставленным 
к проекту Закона Украины "О 
Государственном бюджете 
По мнению В.И. Борденюка выглядит вполне реалистичным прогноз такого ключевого показателя, как рост реального ВВП, который прогнозируется на уровне 5,0 процентов. Вместе с тем, по его мнению, следует обратить особое внимание на негативные тенденции в ряде отраслей и секторов экономики. Прежде всего имеется в виду стойкая тенденция роста отрицательного сальдо баланса товаров и услуг до 5,6 млрд. дол. США против 4,9 млрд. дол. в текущем году и 3,8 млрд. дол. - в 2010 году.
Вместе с тем автор считает, что правительство несколько оптимистично оценивает перспективы привлечения иностранных инвестиций в Украину в условиях негативных явлений на мировом финансовом рынке. Например, благодаря улучшению инвестиционного климата, реализации инновационно-инвестиционных проектов в отраслях экономики в 2012 году прогнозируется поступление прямых иностранных инвестиций в объеме 6 млрд. дол. США [14].
Однако в целом, по нашему 
мнению, расчетная база для обоснования 
основных показателей проекта 
2.2. Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет
Что касается динамики расходов в украинском бюджете за последние 5 лет, то, как видно с рисунка 2.2., умеренный рост расходов государства с 2006 по 2007 года (на 37,1 млрд. грн) сменился резким подъемом в 2008 (в 1,5 раза больше предыдущего года), затем в 2009 году расходы остались практически на том же уровне и в 2010 году резко возросли на 90 млрд. грн, что составило 325 млрд.грн.(Рис.2.2.)
Рис.2.2. Расходы бюджета Украины за 2006-2010 гг.
Источник: [16].
Рассмотрим долю трансфертов местных бюджетов государственному в процентах. В 2006 году этот показатель составлял 2,1% от местного бюджета, в 2007 – 4,3%, в 2008 вырос до 5,7%, в 2009 остался почти на том же уровне (составили 5,8%), в 2010 упали до 4,2%. Данные показывают, что дотации государственного бюджета частному возросли на 30,7% в 2010 году, то есть с прошлого года стало преобладать децентрализация финансов государства (Рис.2.3.).
Рис. 2.3. Доля трансфертов местных бюджетов государственному.
Источник: [17].
В таблице 2.1. подана характеристика государственных выплат по их экономической классификации и их удельный вес в ВВП:
Таблица 2.1.
Государственные выплаты по их экономической классификации и их удельный вес в ВВП
| Расходы | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | |||||
| % | % ВВП | % | % ВВП | % | % ВВП | % | % ВВП | % | % ВВП | |
| Поточные выплаты, в т.ч. | 86,0 | 27,7 | 82,9 | 26,0 | 86,7 | 28,3 | 93,4 | 31,5 | 91,9 | 31,7 | 
| Социальные трансфетры | 22,4 | 7,2 | 19,8 | 6,2 | 23,1 | 7,5 | 24,7 | 8,3 | 26,5 | 9,2 | 
| Капитальные выплаты, в т.ч. | 14,0 | 4,5 | 17,1 | 5,4 | 13,3 | 4,3 | 6,5 | 2,2 | 8,1 | 2,8 | 
| Приобретение основного капитала | 6,7 | 2,2 | 7,9 | 2,5 | 6,9 | 2,3 | 3,5 | 1,2 | 3,9 | 1,4 | 
| Капитальные трансферты | 7,1 | 2,3 | 8,7 | 2,7 | 5,7 | 1,9 | 2,8 | 0,9 | 4,0 | 1,4 | 
| Всего: | 100 | 32,2 | 100 | 31,4 | 100 | 32,6 | 100 | 33,7 | 100 | 34,5 | 
Источник: [16].
Проанализировав данные показатели, мы модем сделать вывод, что в 2006 и 2007 годах наблюдается больший удельный вес капитальных выплат (особенно на капитальных трансфертов), а с 2008 года мы видим рост социальных выплат ( поточных выплат государственного бюджета).
Далее целесообразно рассмотреть доходы государственного бюджета за 2006-2010 года. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доходы бюджета выросли на 35 млрд.грн, затем оставались стабильными , в 2009 выросли на 45 млрд, а в 2010 – на 60 млрд. (Рис.2.4.)
Рис.2.4. Доходы государственного бюджета за 2006-2010 гг.
Источник: [16].
Чтобы иметь представление об общей картине доходов и расходов, рассмотрим бюджетный дефицит за 2006-2011 гг. Этот показатель вырос в 2007 по сравнению с 2006 на 3 млрд.грн, в 2008 упал на 1 млрд, в 2009 возрос до 21,4 млрд. В 2010 году наблюдается максимальный дефицит бюджета, который составляет 65 млрд.грн, в 2011г. Этот показатель упал до 11,9 млрд грн.(Рис.2.5.). Такой высокий показатель дефицита бюджета за 2010 год объясняется расходами на капитализацию НАК «Нафтогаз Украины» и рекапитализацию банков. Также В 2009 году экономика страны сократилась на рекордные 15 процентов после того, как из-за кризиса ориентированные на экспорт украинские компании лишились значительной части рынков сбыта. Украина финансировала дефицит бюджета, который составил около 9 процентов ВВП (10 миллиардов долларов), с помощью МВФ, не особенно налегая на печатный станок. Это позволило стабилизировать гривну и снизить инфляцию с 20 до 12 процентов в год.
Рис.2.5. Дефицит государственного бюджета за 2006-2011гг.
Источник: [10].
В 2000-2007 годах показатель 
соотношения государственного долга 
к ВВП постоянно уменьшался в 
результате как содержания государственного 
долга на относительно стабильном уровне, 
так и экономического роста. 
Однако в 2008 и 2009 годах сумма государственного 
долга, показатель и его отношение к ВВП 
росли в связи с развертыванием кризисных 
явлений и соответственно ростом потребностей 
государства в государственных заимствованиях 
для стимулирования совокупного спроса 
и экономической активности.
Сложившаяся ситуация на сегодняшний 
день характеризуется ростом стоимости 
государственных заимствований 
для Украины на мировом рынке 
капитала, что не позволяет осуществлять 
выпуск облигаций внешнего государственного 
займа на приемлемых условиях. В 
целях удовлетворения потребностей 
государства в заемных финансовых ресурсах 
правительством активизировано сотрудничество 
с международными финансовыми организациями. 
Осуществлению внутренних государственных 
заимствований препятствует ряд факторов, 
вызванных низким уровнем развития внутреннего 
рынка государственных ценных бумаг. 
Информация о работе Сущность, роль и структура государственного бюджета