Сущность, роль и структура государственного бюджета

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 01:12, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что в условиях преодоления кризиса многими государствами возникает необходимость эффективного планирования государственного бюджета для сбалансированности экономики страны, а, значит, и для улучшения социального положения граждан. Объектом нашего исследования есть государственный бюджет, предметом –государственный бюджет Украины, его проблемы и перспективы развития. Целью работы есть анализ понятия бюджета в целом и непосредственно Украины, его недостатков и путей развития.

Содержание работы

Вступление 3
Раздел 1. Понятие государственной бюджетной системы. Общая характеристика бюджета Украины. 5
Бюджет как экономическая категория 5
Этимология слова «бюджет» и его функции 5
Модели бюджетных систем 6
Задачи, принципы и методы бюджетного планирования 7
Структура бюджета 8
1.2.1. Классификация расходов бюджета 9
1.2.2. Классификация доходов бюджета 10
Профицит и дефицит бюджета 12
Раздел 2. Анализ структуры бюджета Украины 14
Расчет бюджета Украины на 2012 год 14
Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет 17
Раздел 3. Проблемы и перспективы развития бюджетной политики в Украине 23
Актуальные проблемы развития 23
Пути совершенствования бюджетной системы 26
Выводы 32
Список использованных источников 35

Файлы: 1 файл

KURSOVAYa_KONETs.docx

— 114.07 Кб (Скачать файл)

По участию в общественном воспроизводстве расходы бюджета  группируются по двум направлениям:

  • финансирование материального производства;
  • расходы на содержание и развитие нематериальной сферы.

По экономическому содержанию расходы бюджета классифицируются на:

  • текущие;
  • капитальные.

Текущие бюджетные расходы  связаны с предоставлением бюджетных  средств юридическим и физическим лицам в целях покрытия их текущих  потребностей.

Капитальные расходы связаны  с вложением бюджетных средств  в основные фонды и нематериальные активы, с созданием государственных  запасов и резервов. Они включают затраты на новое строительство  и развитие действующих объектов государственной и муниципальной  собственности (их расширение, реконструкцию  и техническое перевооружение), инвестиционные субсидии, долгосрочные кредиты и  государственные гарантии инвесторам, финансирующим высокоэффективные  инвестиционные проекты [4].

По предметной направленности соответствующих денежных потоков. В развитых странах выделяют пять основных групп бюджетных расходов:

  • военные;
  • вмешательство государства в экономику;
  • содержание государственного аппарата управления;
  • социальные цели;
  • предоставление субсидий и кредитов другим странам [5].

 

 

 

 

    1. Профицит и дефицит бюджета

 

В процессе принятия и исполнения бюджета большое значение приобретает  сбалансированность доходов и расходов. Если доходы превышают расходы, то возникает  профицит. Но чаще всего расходы  превышают доходы, тогда происходит дефицит. По мнению Мысляевой И.М. дефицит  в зависимости от факторов, обуславливающих  его делиться на:

  • структурный;
  • циклический.

Структурный дефицит возникает  для стимулирования экономической  активности и совокупного спроса в период спада самим государством (повышение уровня занятости через  финансирование данного мероприятия  или понижение налогов), что в  конечном итоге ведет к большему увеличению затрат государства по сравнению  с доходами.

В отличии от структурного дефицита циклический в меньшей  степени зависит от фискальной политики государства. В результате спада  производства снижается уровень  ВВП, а, значит, и уменьшаются поступления  от налогов [7].

Различают такие несбалансированности бюджета, как:

    • краткосрочную;
    • долгосрочную.

 Краткосрочная проявляется  в дефиците бюджета в короткий  срок (например, год) по причине  неэффективного экономического  прогнозирования и анализа текущей  экономической ситуации (например, уровня экспортных цен). Долгосрочная  становиться результатом долговременного  спада экономики, который носит  устойчивый характер. Такой тип  дефицита в последние 15 лет  наблюдается во многих национальных  бюджетах. Этот процесс обусловлен  следующими причинами:

  • увеличение числа социальных выплат, а, значит, и социальной нагрузки на бюджет;
  • неблагоприятная демографическая ситуация, связанная со старением нации (увеличение пенсионных выплат);
  • либерализация налогового законодательства;
  • возрастание объема внешней задолженности [4].

Таким образом, в первом разделе  мы ознакомились с основными понятиями  государственного бюджета, рассмотрели  функции, задачи и методы бюджетного планирования, охарактеризовали структуру  государственного бюджета по доходам  и расходам. Также нами было проанализированы модели бюджетных систем в зависимости  от централизации ВВП в бюджете  и формы государственного устройства страны; охарактеризованы профицит и  дефицит бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РАЗДЕЛ 2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  БЮДЖЕТА УКРАИНЫ

    1. Расчет бюджета Украины на 2012 год

 

Бюджет на каждый год (на Украине бюджетный год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря) устанавливается специальным законом о государственном бюджете, который разрабатывается Кабинетом Министров Украины и принимается Верховной Радой Украины накануне каждого бюджетного года.

В Украине с точки зрения предметной направленности, расходная  часть бюджета подразделяется на следующие группы:

 

Рис. 2.1. Разделение бюджета Украины по предметной направленности.

Источник: [4].

Согласно материалам, предоставленным  к проекту Закона Украины "О  Государственном бюджете Украины  на 2012 год", при формировании проекта  Государственного бюджета Украины на 2012 год учтены (или учтены частично) положения Основных направлений бюджетной политики на 2012 год, утвержденных постановлением Верховной Рады Украины от 13 мая 2011 года N 3358-VI, а именно:

  • рост валового внутреннего продукта: номинального - до уровня 1475,5 млрд. гривен (в проекте - 1505,0 млрд. грн.) реального - на уровне 106,5% (в проекте - 105,0%);
  • индекс потребительских цен на уровне 107,9% (в проекте - 107,9%);
  • снижение дефицита государственного сектора до 2,5 процента ВВП (в 2011 году - 3,5 процента ВВП), а государственный бюджет до 1,6 процента ВВП;
  • уменьшение доли перераспределения валового внутреннего продукта через сводный бюджет по сравнению с учтенным в 2011 году до 28,7 процента (в проекте - 28,5 процента);
  • улучшение управления государственным долгом с целью дальнейшего сокращения его объема до экономически безопасного уровня (не более 30 процентов ВВП) (в проекте - 27,6 процента);
  • предоставление государственных гарантий в объеме не более 1 процента валового внутреннего продукта для реализации исключительно инвестиционных и инновационных проектов, направленных, в частности, на развитие экспортного потенциала национальной экономики;
  • внедрение механизма среднесрочного бюджетного прогнозирования на всех этапах бюджетного процесса;
  • экономически обоснованное повышение минимальной заработной платы и должностного оклада (тарифной ставки) работника I тарифного разряда Единой тарифной сетки;
  • недопущение в законе о Государственном бюджете Украины предусмотрения норм о возможности привлечения сверхплановых государственных заимствований;
  • разработка и внесение изменений в Налоговый кодекс Украины;
  • поддержание устойчивого экономического развития регионов с учетом сбалансирования общегосударственных и региональных интересов (в проекте государственного бюджета на 2012 год предусмотрено создание Государственного фонда регионального развития);
  • принятие Закона Украины "О порядке проведения реформирования системы здравоохранения в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве".

По мнению В.И. Борденюка выглядит вполне реалистичным прогноз такого ключевого показателя, как рост реального ВВП, который прогнозируется на уровне 5,0 процентов. Вместе с тем, по его мнению, следует обратить особое внимание на негативные тенденции в ряде отраслей и секторов экономики. Прежде всего имеется в виду стойкая тенденция роста отрицательного сальдо баланса товаров и услуг до 5,6 млрд. дол. США против 4,9 млрд. дол. в текущем году и 3,8 млрд. дол. - в 2010 году.

Вместе с тем автор считает, что правительство несколько оптимистично оценивает перспективы привлечения иностранных инвестиций в Украину в условиях негативных явлений на мировом финансовом рынке. Например, благодаря улучшению инвестиционного климата, реализации инновационно-инвестиционных проектов в отраслях экономики в 2012 году прогнозируется поступление прямых иностранных инвестиций в объеме 6 млрд. дол. США [14].

Однако в целом, по нашему мнению, расчетная база для обоснования  основных показателей проекта Государственного бюджета на 2012 год может быть конструктивной базой для составления реалистичного  документа.

 

 

 

 

2.2. Динамика изменения структуры бюджета Украины за последние 5 лет

 

 

Что касается динамики расходов в украинском бюджете за последние 5 лет, то, как видно с рисунка 2.2., умеренный рост расходов государства  с 2006 по 2007 года (на 37,1 млрд. грн) сменился резким подъемом в 2008 (в 1,5 раза больше предыдущего года), затем в 2009 году расходы остались практически на том же уровне  и в 2010 году резко  возросли на 90 млрд. грн, что составило 325 млрд.грн.(Рис.2.2.)

 


Рис.2.2. Расходы бюджета Украины за 2006-2010 гг.

Источник: [16].

 

Рассмотрим долю трансфертов  местных бюджетов государственному в процентах. В 2006 году этот показатель составлял 2,1% от местного бюджета, в 2007 – 4,3%, в 2008 вырос до 5,7%, в 2009 остался почти на том же уровне (составили 5,8%), в 2010 упали до 4,2%. Данные показывают, что дотации государственного бюджета частному возросли на 30,7% в 2010 году, то есть с прошлого года стало преобладать децентрализация финансов государства (Рис.2.3.).

Рис. 2.3. Доля трансфертов местных бюджетов государственному.

Источник: [17].

 

В таблице 2.1. подана характеристика государственных выплат по их экономической  классификации и их удельный вес  в ВВП:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2.1.

Государственные выплаты по их экономической классификации  и их удельный вес в ВВП

Расходы

2006

2007

2008

2009

2010

%

% ВВП

%

% ВВП

%

% ВВП

%

% ВВП

%

% ВВП

Поточные выплаты, в т.ч.

86,0

27,7

82,9

26,0

86,7

28,3

93,4

31,5

91,9

31,7

Социальные трансфетры

22,4

7,2

19,8

6,2

23,1

7,5

24,7

8,3

26,5

9,2

Капитальные выплаты, в т.ч.

14,0

4,5

17,1

5,4

13,3

4,3

6,5

2,2

8,1

2,8

Приобретение основного  капитала

6,7

2,2

7,9

2,5

6,9

2,3

3,5

1,2

3,9

1,4

Капитальные трансферты

7,1

2,3

8,7

2,7

5,7

1,9

2,8

0,9

4,0

1,4

Всего:

100

32,2

100

31,4

100

32,6

100

33,7

100

34,5


Источник: [16].

 

Проанализировав данные показатели, мы модем сделать вывод, что в 2006 и 2007 годах наблюдается больший  удельный вес капитальных выплат (особенно на капитальных трансфертов), а с 2008 года мы видим рост социальных выплат ( поточных выплат государственного бюджета).

Далее целесообразно рассмотреть  доходы государственного бюджета за 2006-2010 года. В 2007 году по сравнению с 2006 годом доходы бюджета выросли  на 35 млрд.грн, затем оставались стабильными , в 2009 выросли на 45 млрд, а в 2010 –  на 60 млрд. (Рис.2.4.)

 


Рис.2.4. Доходы государственного бюджета за 2006-2010 гг.

Источник: [16].

 

Чтобы иметь представление  об общей картине доходов и  расходов, рассмотрим бюджетный дефицит  за 2006-2011 гг. Этот показатель вырос в 2007 по сравнению с 2006 на 3 млрд.грн, в 2008 упал на 1 млрд, в 2009 возрос до 21,4 млрд. В 2010 году наблюдается максимальный дефицит бюджета, который составляет 65 млрд.грн, в 2011г. Этот показатель упал до 11,9 млрд грн.(Рис.2.5.). Такой высокий  показатель дефицита бюджета за 2010 год объясняется расходами на капитализацию НАК «Нафтогаз  Украины» и рекапитализацию банков. Также В 2009 году экономика страны сократилась на рекордные 15 процентов после того, как из-за кризиса ориентированные на экспорт украинские компании лишились значительной части рынков сбыта. Украина финансировала дефицит бюджета, который составил около 9 процентов ВВП (10 миллиардов долларов), с помощью МВФ, не особенно налегая на печатный станок. Это позволило стабилизировать гривну и снизить инфляцию с 20 до 12 процентов в год.


Рис.2.5. Дефицит государственного бюджета за 2006-2011гг.

Источник: [10].

 

В 2000-2007 годах показатель соотношения государственного долга  к ВВП постоянно уменьшался в  результате как содержания государственного долга на относительно стабильном уровне, так и экономического роста. 
Однако в 2008 и 2009 годах сумма государственного долга, показатель и его отношение к ВВП росли в связи с развертыванием кризисных явлений и соответственно ростом потребностей государства в государственных заимствованиях для стимулирования совокупного спроса и экономической активности.

Сложившаяся ситуация на сегодняшний  день характеризуется ростом стоимости  государственных заимствований  для Украины на мировом рынке  капитала, что не позволяет осуществлять выпуск облигаций внешнего государственного займа на приемлемых условиях. В  целях удовлетворения потребностей государства в заемных финансовых ресурсах правительством активизировано сотрудничество с международными финансовыми организациями. 
Осуществлению внутренних государственных заимствований препятствует ряд факторов, вызванных низким уровнем развития внутреннего рынка государственных ценных бумаг.

Информация о работе Сущность, роль и структура государственного бюджета